самоприцеливающийся боевой элемент

Классы МПК:F42B15/00 Реактивные снаряды, например ракеты; управляемые снаряды
F42B10/50 тормозные щитки
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное Государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Сплав" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-01-12
публикация патента:

Изобретение относится к самоприцеливающимся боевым элементам реактивных снарядов. Внутри корпуса самоприцеливающегося боевого элемента перпендикулярно его продольной оси установлены выдвижные подпружиненные тормозные щитки шириной 0,5самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 1,0 максимального диаметра корпуса и размахом в раскрытом положении, не превышающим диаметр полюсного отверстия вращающегося парашюта. Расстояние от носовой части корпуса до тормозных щитков, измеряемое вдоль продольной оси корпуса, равно 1,2самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 2,0 координаты центра масс элемента от его носовой части. Повышается боевая эффективность самоприцеливающегося боевого элемента. 1 ил. самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262

самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262

Формула изобретения

Самоприцеливающийся боевой элемент, содержащий корпус с боевой частью, вращающийся парашют с полюсным отверстием, отличающийся тем, что внутри корпуса элемента перпендикулярно его продольной оси установлены выдвижные подпружиненные тормозные щитки шириной 0,5самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 1,0 максимального диаметра корпуса и размахом в раскрытом положении, не превышающим диаметр полюсного отверстия вращающегося парашюта, при этом расстояние от носовой части корпуса до тормозных щитков, измеряемое вдоль продольной оси корпуса, равно 1,2самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 2,0 координаты центра масс элемента от его носовой части.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к самоприцеливающимся боевым элементам реактивных снарядов.

Для повышения точности поражения разработаны и совершенствуются самоприцеливающиеся боевые элементы (СПБЭ), осуществляющие поиск цели на конечном участке полета. Для торможения и стабилизации СПБЭ широко используются парашюты. На участке поиска СПБЭ обычно расположен под определенным углом к вертикали и совершает вращение вокруг продольной оси. Датчик цели совершает обзор местности, и форма площади обзора представляет собой сходящуюся спираль.

Широко известны СПБЭ SMArt (Германия), SADARM (США), приведенные в журналах «Зарубежное военное обозрение», № 11, 1994 г.; «ARMADA», 1998 г., № 6, с 32; «GLOBAL DEFENCE REVEW», 1998 г.

СПБЭ SADARM содержит корпус с боевой частью, вращающуюся многокупольную парашютную систему. Недостатком многокупольного парашюта является ограничение скорости вращения из-за его скручивания, а следовательно, ограничение площади обзора элемента, высока вероятность промаха датчика обзора мимо цели, что снижает боевую эффективность СПБЭ. У данной парашютной системы высока ветровая чувствительность, что приводит к боковому отклонению элемента.

СПБЭ SMArt содержит корпус с боевой частью, вращающийся парашют. Для уменьшения вращения элемента при вылете из артиллерийского ствола на его корпусе установлены раскрывающиеся лопасти.

Общим признаком с предлагаемой авторами конструкцией самоприцеливающегося боевого элемента является наличие в составе аналогов корпуса с боевой частью, вращающегося парашюта.

Известен парашют для самоприцеливающегося боеприпаса по патенту РФ № 2197711, кл. МПК F42B 15/00, содержащий купол с полюсным отверстием.

Наличие полюсного отверстия является одним из конструктивных решений, позволяющих уменьшить динамические нагрузки на парашют в момент ввода, обеспечить надежность раскрытия и отсутствие колебаний при обтекании воздушным потоком.

Задачей указанного выше изобретения являлось создание конструкции парашюта для самоприцеливающегося боеприпаса, позволяющего повысить его боевую эффективность и обеспечить исключение промаха во время поиска цели путем увеличения угловой скорости вращения парашюта и боеприпаса.

СПБЭ SMArt содержит корпус с боевой частью, вращающийся парашют и принят авторами за прототип. Купол парашюта выполнен из единого полотна, а для уменьшения вращения боеприпаса в начальный момент времени при вылете из артиллерийского ствола на его корпусе установлены раскрывающиеся дугообразные лопасти.

Недостатком прототипа является то, что лопасти существенно увеличивают демпфирующий момент крена и уменьшают угловую скорость вращения и на конечном участке траектории, что может привести к пропуску цели и снижению боевой эффективности.

Общим признаком с предлагаемым боевым элементом является наличие в прототипе корпуса с боевой частью, вращающегося парашюта.

Дальнейшее совершенствование СПБЭ привело к необходимости повышения боевой эффективности за счет разработки оптимальных устройств торможения и стабилизации с минимальными габаритами и увеличения веса боевой части, повышения точности за счет снижения ветровой чувствительности вращающегося парашюта и уменьшения бокового отклонения от цели.

В отличие от прототипа в предлагаемом боевом элементе внутри корпуса элемента перпендикулярно его продольной оси установлены выдвижные подпружиненные тормозные щитки шириной 0,5самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 1,0 максимального диаметра корпуса и с размахом в раскрытом положении, не превышающим диаметр полюсного отверстия вращающегося парашюта, при этом расстояние от носовой части корпуса до тормозных щитков, измеряемое вдоль продольной оси корпуса, равно 1,2самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 2,0 координаты центра масс элемента от его носовой части.

Это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение боевой эффективности самоприцеливающегося элемента за счет минимизации габаритно-массовых характеристик парашюта и увеличения веса боевой части, повышение точности за счет снижения ветровой чувствительности парашюта и уменьшения бокового отклонения элемента от цели, повышение надежности функционирования в процессе поиска цели.

Указанный технический результат достигается тем, что боевой элемент, содержащем корпус с боевой частью, вращающийся парашют с полюсным отверстием, согласно изобретению внутри корпуса элемента перпендикулярно его продольной оси установлены выдвижные подпружиненные тормозные щитки шириной 0,5самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 1,0 максимального диаметра корпуса и с размахом в раскрытом положении, не превышающим диаметр полюсного отверстия вращающегося парашюта, при этом расстояние от носовой части корпуса до тормозных щитков, измеряемое вдоль продольной оси корпуса, равно 1,2самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 2,0 координаты центра масс элемента от его носовой части.

Авторы предполагаемого изобретения провели теоретические и экспериментальные исследования, летные испытания, направленные на поиск технических решений, позволяющих минимизировать габаритно-массовые характеристики вращающегося парашюта и увеличить вес боевой части, а следовательно, повысить боевую эффективность элемента, уменьшить ветровую чувствительность вращающегося парашюта и повысить тем самым точность попадания в цель.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между параметрами заявляемого самоприцеливающегося боевого элемента позволили, в частности, за счет выполнения:

- внутри корпуса самоприцеливающегося боевого элемента перпендикулярно его продольной оси выдвижных подпружиненных тормозных щитков шириной 0,5самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 1,0 максимального диаметра корпуса - обеспечить дополнительное торможение элемента, уменьшить площадь и вес вращающегося парашюта, объем парашютного отсека, обеспечить получение заданных характеристик движения элемента, а именно соотношения между скоростью вращения и скоростью движения на всех участках траектории;

- размаха тормозных щитков в раскрытом положении, не превышающего диаметр полюсного отверстия вращающегося парашюта, - обеспечить устойчивое обтекание вращающегося парашюта и отсутствие у него колебаний при движении самоприцеливающегося боевого элемента, исключить промах датчика цели, повысить надежность функционирования. При размахе тормозных щитков в раскрытом положении более диаметра полюсного отверстия парашюта образуется неустойчивый след от концевых частей щитков, который начинает взаимодействовать с парашютом и вызывать его колебания;

- расстояния от носовой части корпуса до тормозных щитков, измеряемого вдоль продольной оси корпуса, равного 1,2самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 2,0 координаты центра масс элемента от его носовой части, - обеспечить устойчивое движение элемента. Расположение щитков на расстоянии менее 1,2 координаты центра масс элемента от его носовой части приводит к снижению запаса устойчивости за счет дестабилизирующего момента, колебаниям элемента, снижению точности и эффективности боевого элемента. Увеличение расстояния до тормозных щитков свыше 2,0 координаты центра масс приводит к сближению их с парашютом и возникновению колебаний элемента, что снижает точность попадания в цель и надежность функционирования.

Сущность изобретения поясняется чертежом фиг.1, где представлен общий вид самоприцеливающегося боевого элемента с выдвинутыми в рабочее положение тормозными щитками.

Боевой элемент состоит из корпуса 1 с боевой частью 2, выдвижных подпружиненных тормозных щитков 3, вращающегося парашюта 4 с полюсным отверстием 5. Щитки 3 выполнены шириной b=0,5самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 1,0 максимального диаметра d корпуса 1 и установлены позади центра масс на расстоянии l=1,2самоприцеливающийся боевой элемент, патент № 2451262 2,0Хц.м. Размах Н щитков 3 в раскрытом положении не превышает диаметр dПО полюсного отверстия вращающегося парашюта 4.

Вышеописанный самоприцеливающийся боевой элемент работает следующим образом. В заданной точке траектории полета реактивного снаряда выбрасывают СПБЭ, вращающийся парашют 4 вводится в набегающий воздушный поток. Стабилизирующий момент вращающегося парашюта парирует начальные угловые возмущения боевого элемента и обеспечивает ему устойчивый полет. За счет полюсного отверстия 5 уменьшаются динамические нагрузки на парашют в момент ввода. Далее происходит выдвижение тормозных щитков 3 в рабочее положение. За счет совместного действия щитков 3 и парашюта 4 происходит уменьшение скорости движения элемента до заданной величины. Одновременно с этим происходит вращение парашюта и элемента, датчик которого совершает обзор местности в поиске цели. При ее нахождении происходит срабатывание боевой части элемента.

Указанный положительный эффект подтвержден летно-конструкторскими испытаниями образцов реактивных снарядов залпового огня с самоприцеливающимися боевыми элементами, выполненными в соответствии с предлагаемым изобретением.

Предложенное техническое решение позволило повысить боевую эффективность самоприцеливающегося боевого элемента за счет минимизации габаритно-массовых характеристик парашюта и увеличения веса боевой части, повысить точность за счет снижения ветровой чувствительности парашюта и уменьшения бокового отклонения боевого элемента от цели, повысить надежность функционирования в процессе поиска цели.

В настоящее время разработана конструкторская документация на предлагаемый самоприцеливающийся боевой элемент, проведены летные испытания, намечено серийное производство.

Класс F42B15/00 Реактивные снаряды, например ракеты; управляемые снаряды

боеприпас -  патент 2529236 (27.09.2014)
способ управления траекторией полета тела -  патент 2528503 (20.09.2014)
узел разделения отсеков летательного аппарата -  патент 2528473 (20.09.2014)
двухступенчатая противотанковая управляемая ракета -  патент 2527610 (10.09.2014)
управляемый артиллерийский снаряд -  патент 2527609 (10.09.2014)
способ стрельбы пулей и комплекс вооружения, реализующий его -  патент 2527410 (27.08.2014)
способ управления ракетой и система управления для его осуществления -  патент 2527391 (27.08.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
управляемая пуля -  патент 2527366 (27.08.2014)
способ стрельбы пулей и комплекс вооружения, реализующий его -  патент 2526725 (27.08.2014)

Класс F42B10/50 тормозные щитки

Наверх