транспортное средство
Классы МПК: | B60K5/00 Расположение или монтаж силовых установок внутреннего сгорания или реактивных силовых установок B60K8/00 Расположение или монтаж силовых установок, не отнесенных к одной из основных групп 1/00 B60J5/10 расположенные в задней части транспортного средства |
Патентообладатель(и): | Шмаков Юрий Михайлович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-09-16 публикация патента:
10.06.2012 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях транспортных средств. Транспортное средство состоит из кузова с продольной лавкой-сидением и подвижной продольной балкой, соосного силового агрегата, двигатель которого расположен на двери. Продольная балка жестко связана с задней торцевой дверью. Силовой агрегат расположен продольно. Генератор размещен в кузове. Вал генератора выполнен пустотелым с внутренними шлицами. Вал двигателя выполнен удлиненным, а его концевая часть расположена внутри вала генератора и связана с ним муфтой. Достигается повышение технико-эксплуатационных характеристик транспортного средства. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Транспортное средство, состоящее из кузова с продольной лавкой-сиденьем и подвижной продольной балкой, жестко связанной с задней торцевой дверью, соосного силового агрегата, двигатель которого расположен на двери, отличающееся тем, что силовой агрегат расположен продольно, генератор размещен в кузове, вал генератора выполнен пустотелым с внутренними шлицами, вал двигателя выполнен удлиненным, концевая часть которого расположена внутри вала генератора и связана с ним муфтой.
2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что верхняя часть поперечного сечения балки имеет замкнутый треугольный профиль, переходящий в нижней части сечения в куполообразный профиль, охватывающий генератор, задняя часть балки жестко связана с двигателем.
3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что сопрягаемые поверхности дверного проема кузова и двери расположены под острым углом к продольной оси кузова, а места пересечений противоположных плоскостей проема расположены позади дверного проема.
4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что внешняя поверхность двери, в районе буферной зоны, выполнена выпуклой с постоянным или переменным радиусом кривизны.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к легковым автомобилям. Известно транспортное средство (ТС), состоящее из кузова с продольной лавкой-сидением и подвижной продольной балкой, жестко связанной с задней торцевой дверью, соосного силового агрегата, двигатель которого расположен на двери (RU 2.264.322). Данная конструкция принята за прототип. Ее недостатки:
1) расположение на двери силового агрегата смещает центр тяжести ТС назад, увеличивается нагрузка на задние колеса, ухудшается управляемость ТС, увеличивается износ задних шин, увеличивается усилие, необходимое для открытия и закрытия двери;
2) вертикальное расположение силового агрегата увеличивает высоту центра тяжести ТС, уменьшается его устойчивость, агрегаты требуют специальной разработки;
3) нахождение выхлопной трубы в канале воздухозаборника увеличивает температуру топливного заряда, уменьшает его вес и мощность двигателя;
4) вертикальное расположение на двери плоскости отверстия входного канала воздухозаборника может привести при встрече с препятствием к ударным нагрузкам на дверь, к ее открытию;
5) наличие в кузове кожухов колес увеличивает стоимость изготовления кузова;
6) Расположение лавки-сидения на разном расстоянии от бортов не обеспечивает получения равноценных спальных мест.
Целью изобретения является повышение технико-эксплуатационных качеств ТС.
С этой целью у ТС, состоящего из кузова с продольной лавкой-сидением и подвижной продольной балкой, жестко связанной с задней торцевой дверью, соосного силового агрегата, двигатель которого расположен на двери, силовой агрегат расположен продольно, генератор размещен в кузове, вал генератора выполнен пустотелым с внутренними шлицами, вал двигателя выполнен удлиненным с концевой частью, расположенной внутри вала генератора и связанной с ним зубчатой скользящей муфтой, верхняя часть поперечного сечения балки имеет замкнутый треугольный профиль, переходящий в нижней части сечения в куполообразный профиль, охватывающий генератор, задняя часть балки жестко связана с двигателем, сопрягаемые поверхности дверного проема кузова и двери расположены под острым углом к продольной оси кузова, а места пересечений противоположных плоскостей проема расположены позади дверного проема, внешняя поверхность двери, в районе буферной зоны, выполнена выпуклой с постоянным или переменным радиусом кривизны.
Новыми отличительными признаками по сравнению с прототипом являются:
1) силовой агрегат расположен продольно, генератор размещен в кузове, вал генератора выполнен пустотелым с внутренними шлицами, вал двигателя выполнен удлиненным с концевой частью, расположенной внутри вала генератора и связанной с ним зубчатой скользящей муфтой;
2) верхняя часть поперечного сечения балки имеет замкнутый треугольный профиль, переходящий в нижней части сечения в куполообразный профиль, охватывающий генератор, задняя часть балки жестко связана с двигателем;
3) сопрягаемые поверхности дверного проема кузова и двери расположены под острым углом к продольной оси кузова, а места пересечения противоположных плоскостей проема расположены позади дверного проема;
4) внешняя поверхность двери, в районе буферной зоны, выполнена выпуклой с постоянным или переменным радиусом кривизны.
На фиг.1 - рентгеновская схема ТС, вид сбоку.
На фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1.
На фиг.3 - разрез по Б-Б на фиг.1.
ТС содержит кузов 1 с продольной лавкой-сидением 2, в которой расположены генератор-стартер 3 и подвижная продольная балка 4, заднюю торцевую дверь 5, на которой расположены двигатель 6, воздухозаборник 7 и выхлопная труба 8. Вал 9 генератора 3 выполнен пустотелым с внутренними шлицами, двигатель 6 выполнен с удлиненным валом 10, концевая часть которого расположена в вале 9 генератора 3, валы 9,10 связаны между собой зубчатой скользящей муфтой (не показана). Балка 4 перемещается по верхним 11 и нижним 12 колесикам, оси которых закреплены на корпусе лавки-сидения 2 и на корпусе генератора 3. Сопрягаемые поверхности дверного проема 13 кузова 1 и двери 5 расположены наклонно.
Размещение силового агрегата 3, 6 продольно, генератора 3 в кузове 1, двигателя 6 на двери 5 и связь их валов 9,10 при помощи скользящей шлицевой муфты имеет следующие преимущества:
1) равномернее распределяется нагрузка по колесам, уменьшается износ шин и улучшается управляемость ТС;
2) размещение агрегатов и инструментов под лавкой, пассажиров на лавке-сидении, вдоль продольной оси ТС уменьшает момент инерции ТС, улучшается управляемость;
3) продольное положение силового агрегата 3, 6 повышает поперечную устойчивость ТС на поворотах путем увеличения или замедления скорости оборотов двигателя 6 (силового агрегата 3, 6);
4) увеличивается объем багажника на двери;
5) большой поперечный габарит оппозитного двигателя 6 хорошо компонуется на нижней части двери 5. При ДТП, при наезде сзади легкового автомобиля двигатель 6 усиливает стойкость задка ТС;
6) уменьшается вес двери 5 и необходимое усилие для открытия и закрытия двери 5;
7) ремонт двигателя 6 возможно осуществлять на снятой двери 5, быструю замену двигателя 6 или двери 5 после аварии возможно осуществить путем замены двери 5 на другую с другим двигателем;
8) отдельно расположенные колеса с кожухами-обтекателями обеспечивают лучшую защиту кузова при боковом столкновении.
Верхняя часть балки 4 имеет в сечении замкнутый треугольный профиль, переходящий в нижней части в куполообразный. Балка 4 перемещается по верхним колесикам 11, установленным на корпусе лавки-сидения 2, и по нижним колесикам 12, установленным на корпусе генератора 3. Уступ 14 на балке 4 ограничивает величину открытия двери 5. Для инвалидов, путем переноса уступа 14 на балке 4, возможно обеспечить бóльшую величину открытия двери 5 для подъезда коляски к дверному проему 13. При открытой двери 5 балка 4 надежно предохраняет пассажиров от контакта с валом 10 двигателя 6. Внутреннее пространство треугольного профиля балки 4 возможно использовать для размещения проводов и трубопроводов управления и для подачи теплого воздуха от двигателя 6 для подогрева лавки-сидения 2 и отопления салона.
Задняя часть балки 4 снабжена фланцем и жестко связана с фланцем и корпусом двигателя 6.
Забор воздуха и выхлоп двигателя 6 осуществляется на крыше ТС. Обеспечивается питание двигателя 6 чистым воздухом и выхлоп отработанных газов высоко в воздух, что уменьшает его вредное воздействие.
Сопрягаемые поверхности дверного проема 13 кузова 1 и двери 5 расположены под острым углом к продольной оси кузова 1, а места пересечений противоположных плоскостей проема 13 расположены позади дверного проема 13. При ДТП, при боковых и угловых ударах на дверь 5 нагрузка передается на ближайший участок проема 13 кузова 1, это уменьшает смещение двери 5, уменьшается нагрузка и смещение балки 4, повышается надежность работы силового агрегата 3, 6. Закрытие двери 5 происходит с меньшим шумом.
ТС имеет гибридную силовую установку. Работая в экономичном режиме, двигатель 6 вращает генератор 3. На остановках при открытии и закрытии двери 5 для уменьшения трения в шлицевой муфте двигатель 6 может быть остановлен или работать на малых оборотах без нагрузки.
В районе буферной зоны поверхность 15 двери 5 выполнена выпуклой, с постоянным или переменным радиусом кривизны и покрыта тонким слоем полимера с малым коэффициентом трения. При ДТП, при наезде сзади передний буфер наезжающего автомобиля будет скользить по наклонной выпуклой поверхности 15 двери 5, приподнимая заднюю часть ТС и гася удар. Выполняя функции буфера, выпуклая часть 15 двери 5 не увеличивает габарит ТС.
Размещение на двери 5 оппозитного двигателя 6 уменьшает высоту центра тяжести ТС, повышает его устойчивость. Двигатель 6 гармонично компонуется на нижней части двери 5, а при наезде сзади на ТС легкового автомобиля увеличивает стойкость выпуклой части 15 двери 5.
При наличии в задней части двери 5 отверстия, окна, примыкающего к заднему концу вала 10 двигателя 6, возможен проворот и запуск двигателя 6 вручную, привод навесных орудий и стационарных агрегатов.
Продольное положение лавки-сидения 2 определяет первородно транспортное положение пассажиров (и водителя). При поездке на близкое расстояние посадка допускает увеличение числа пассажиров. Ширина кузова (ТС) мала, водитель (и пассажиры) располагается по середине кузова 1, обзор назад через наружные зеркала одинаково удобен. Корпус лавки-сидения 2 выполняет функции хребтовой пустотелой рамы, внутри которой возможно разместить инструменты и агрегаты.
Равноудаленное от бортов расположение лавки-сидения 2 позволяет, при необходимости, получить два полноценных спальных места, путем закрепления специального полотнища между бортами кузова 1 с опорой в середине на подушку лавки-сидения 2.
Изобретение улучшает распределение нагрузки по колесам, обеспечивает более равномерный износ шин, повышает устойчивость на поворотах и управляемость ТС, уменьшает усилие, необходимое для открытия и закрытия двери 5.
Класс B60K5/00 Расположение или монтаж силовых установок внутреннего сгорания или реактивных силовых установок
Класс B60K8/00 Расположение или монтаж силовых установок, не отнесенных к одной из основных групп 1/00
Класс B60J5/10 расположенные в задней части транспортного средства