смазочная композиция универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и редукторах вертолетов, а также турбовинтовых двигателях и турбовинтовентиляторных двигателях самолетов
Классы МПК: | C10M141/10 по меньшей мере одно из которых является органическим фосфорсодержащим соединением C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты C10M129/70 монокарбоновых кислот C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца C10M169/04 смеси основ и добавок C10N30/08 сопротивление экстремальным температурам C10N30/10 ингибирование окисления, например антиоксидантами C10N30/12 ингибирование коррозии, например антикоррозионными средствами |
Автор(ы): | Хурумова Аида Федоровна (RU), Алексашин Анатолий Алексеевич (RU), Яновский Леонид Самойлович (RU), Михеичев Павел Алексеевич (RU), Урявин Сергей Петрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-11-12 публикация патента:
10.06.2012 |
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и турбиновинтовентиляторных двигателях, включающей в качестве базовой основы авиационный пентаэритритовый эфир на основе смеси полных сложных эфиров пентаэритрита и жирных карбоновых кислот и простого эфира димера пентаэритрита, алкилфениламинную антиокислительную присадку антиоксидант типа Ирганокс - бис(4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил)амин или диоктилдифениламин, высокомолекулярную алкилфенольную антиокислительную присадку типа Ирганокс L101, противоизносную присадку на основе смеси трикрезилфосфата и дитиофосфата Иргалюб 353 в соотношении 3:1, ингибитор коррозии - смесь 1,2,3-бензотриазола и производного толутриазола Иргамет 39 в соотношении 1:10. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение термической стабильности свыше 300°С, повышение термоокислительной стабильности при температурах 230-240°С и повышение антикоррозионных свойств в условиях повышенных температур. 3 табл.
Формула изобретения
Смазочная композиция универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и турбовинтовентиляторных двигателях, включающая в качестве базовой основы авиационный пентаэритритовый эфир на основе смеси полных сложных эфиров пентаэритрита и жирных карбоновых кислот и простого эфира димера пентаэритрита, алкилфениламинную антиокислительную присадку - антиоксидант типа Ирганокс - бис(4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил)амин или диоктилдифениламин, высокомолекулярную алкилфенольную антиокислительную присадку типа Ирганокс L101, противоизносную присадку на основе смеси трикрезилфосфата и дитиофосфата Иргалюб 353 в соотношении 3:1, ингибитор коррозии - смесь 1,2,3-бензотриазола и производного толутриазола Иргамет 39 в соотношении 1:10, при следующем соотношении исходных компонентов, мас.%:
указанный аминный антиоксидант | 0,8-1,2 |
указанный алкилфенольный антиоксидант | 0,6-1,0 |
противоизносная присадка: | |
смесь трикрезилфосфата и | |
и указанного дитиофосфата | 3,04-3,14 |
указанная смесь производного толутриазола | |
и 1,2,3-бензотриазола | 0,035-0,145 |
указанная базовая основа на основе указанного | |
авиационного пентаэритритового эфира | остальное |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к смазочным композициям для силовых установок авиационной техники, а именно для ГТД самолетов, главных редукторов тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий маслосистемы турбокомпрессора двигателя вертолетов, обладающим улучшенными антикоррозионными и смазывающими свойствами, в частности противоизносными.
Известно смазочное масло газовых турбин (RU 2185423 С1, 2002) следующего состава, мас.%:
термостабильный диизооктилсебацинат | 10,0-15,0 |
2,6-дитретбутил паракрезол | 0,5-3,0 |
n,n'-динонилдифениламин или | |
смесь бутил-и-октилдифениламинов | 0,2-0,5 |
трикрезилфосфат или | |
дифенилпаратретбутилфенилфосфат | 1,0-3,0 |
бензотриазол | 0,005-0,1 |
базовое масло (синтетическое или полиальфаолефиновое) | остальное |
Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные смазывающие свойства.
Известен состав смазочного масла для вертолетов (SU 120626 А, 1958) следующего состава, мас.%:
эфир многоатомных спиртов и одноосновных | |
жирных кислот, например эфира триэтиленгликоля | |
и жирных кислот С7-С9, в качестве базового масла | 67,0-75,0 |
этерифицированное заполимеризованное касторовое | |
масло в качестве загустителя | 25,0-33,0 |
меркаптобензотиазол в качестве противоизносной присадки | 1,0-1,5 |
параоксидифениламин в качестве | |
антиокислительной присадки | 0,3-0,5 |
Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные антикоррозионные свойства при 200°С и испаряемость при 250°С.
Из RU 2387703, 27.04.2010, известна смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, а именно ГТД самолетов главных редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий и маслосистемы турбокомпрессора двигателя вертолетов. Композиция содержит в мас.%: бис(4-(1,1,3-тетраметилбутил)фенил)амин 1-3; С7 -С9 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1-диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты 0,5-4; N,N-бис-(2-этилгексил)-4-метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин 0,05-0,25; трикрезилфосфат 1-5; 3-(бис-изобутокси-тиофосфорилсульфанил)-2-метил-пропионовая кислота 0,05-1,5; сложный эфир неопентилполиола и жирных кислот С5-С10 - остальное.
Композиция имеет улучшенные антикоррозионные свойства при температуре выше 200°С при сохранении смазывающей способности.
Наиболее близким по составу и достигаемому результату к предлагаемой смазочной композиции является смазочное масло для редукторов летательных аппаратов (RU 2322481, опубл. 20.04.2008) следующего состава, мас.%:
бис(4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил)амин | 1,0-3,0 |
С7-С9 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1-диметилэтил)-4- | |
гидроксибензопропановой кислоты | 0,5-4,0 |
N,N-бис-(2-этилгексил)-4-метил-1Н-бензотриазол- | |
1-метиламин | 0,05-0,25 |
меркаптобензотиазол | 1,0-2,4 |
сложный эфир пентаэритрита и | |
жирных кислот С5-С10 | остальное |
Смазочное масло по данному изобретению обладает рядом положительных свойств, в частности наилучшими, в сравнении с другими маслами, смазывающими свойствами, что позволяет использовать его в качестве единого для двигателей и редукторов вертолетов при максимальной температуре масла на выходе из двигателей до 175°С.
В то же время опыт эксплуатации вертолетов на данном масле показал, что оно имеет существенный недостаток, связанный со склонностью к окислению противозадирной присадки каптакс (2-мер-каптобензотиазол) с превращением ее в альтакс (дитиобензотиазол) - соединение, плохо растворимое в масле. Образуя с продуктами окисления масла желеобразную массу, в осенне-зимний и весенне-зимний переходные периоды в некоторых случаях альтакс может забивать маслофильтры, форсунки, трубопроводы с малым проходным сечением, радиаторы и т.п. Хотя этот осадок быстро растворяется после запуска двигателя и частицы его способны продавливаться через сетку фильтров, но вероятность его повторного образования на маслофильтрах при значительном охлаждении масла не исключается. Поэтому в таких случаях требуется полный слив масла из двигателя и редуктора и замена его на свежее.
Из-за наличия в каптаксе меркаптановой серы, обладающей высокой реакционной способностью, масло характеризуется еще и высокой коррозионной агрессивностью по отношению к некоторым конструкционным материалам (меди, медным и магниевым сплавам, серебряному покрытию на сепараторах подшипников) и вызывает повышенный износ трущихся поверхностей (dи>0,5 мм).
Известно синтетическое масло ПТС-225 (ТУ 38.401-58-1-90) на сложных эфирах пентаэритрита и СЖК С5-С9, отвечающее требованиям спецификации США MIL-PRF 23699F.
Масло ПТС-225, обладая высокими эксплуатационными свойствами, вызывает повышенную коррозию на меди при 225°С 2,5 мг/см3 (ГОСТ 23797) и коррозию оксидированного сплава МЛ-10 - 18,4 г/м2 . (Отечественные и зарубежные горюче-смазочные материалы. Л.С.Яновский, Ф.М.Галимов, В.А.Аляев. Стр. 84-86.) Масло разработано с использованием сложного комплекса различных присадок, технология его получения сложна, и промышленное производство его отсутствует.
Технической задачей заявленного изобретения является получение смазочной композиции для авиационной техники, имеющей высокосмазывающие свойства, обладающей термической стабильностью свыше 300°С и термоокислительной стабильностью, низкой летучестью, антикоррозионной стойкостью в условиях повышенных температур.
Поставленная техническая задача достигается смазочной композицией универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и турбиновинтовентиляторных двигателях, включающая в качестве базовой основы авиационный пентаэритритовый эфир на основе смеси полных сложных эфиров пентаэритрита и жирных карбоновых кислот и простого эфира димера пентаэритрита, алкилфениламинную антиокислительную присадку антиоксидант типа Ирганокс - бис(4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил)амин или диоктилдифениламин, высокомолекулярную алкилфенольную антиокислительную присадку типа Ирганокс L101, противоизносную присадку на основе смеси трикрезилфосфата и дитиофосфата Иргалюб 353 в соотношении 3:1, ингибитор коррозии - смесь 1,2,3-бензотриазола и производного толутриазола Иргамет 39 в соотношении 1:10, при следующем соотношении исходных компонентов в мас.%:
указанный аминный антиоксидант | 0,8-1,2 |
указанный алкилфенольный антиоксидант | 0,6-1,0 |
противоизносная присадка: | 3,04-3,14 |
смесь трикрезилфосфата и указанного дитиофосфата | |
указанная смесь производного толутриазола | |
и 1,2,3-бензотриазола | 0,035-0,145 |
указанная базовая основа на основе | |
указанного авиационного пентаэритритового | |
эфира | остальное |
Базовой основой смазочной композиции универсального синтетического масла по заявленному изобретению является эфир пентаэритритовый (сложный эфир) на основе смеси полных сложных эфиров пентаэритрита и жирных карбоновых (индивидуальных) кислот, отвечающий требованиям ТУ 0253-001-07548712-2010 «Авиационный эфир пентаэритритовый базовый. Технические условия», основные свойства которого приведены в таблице 1.
Авиационный эфир пентаэритритовый базовый, формулы С30,95Н55,92О, представляет собой смесь полных сложных эфиров жирных карбоновых кислот и пентаэритрита (мономера), сложных эфиров жирных карбоновых кислот и простого эфира (димера) в мольном соотношении мономера димеров пентаэритрита 1,25:1,00 с незначительным количеством эфиров триммера пентаэритрита.
В заявленной в качестве изобретения смазочной композиции авиационный эфир пентаэритритовый используется в сочетании с подобранными различными присадками (антиокислительными, противоизносными, антикоррозионными), взятыми в определенных количествах и обеспечивающих в сочетании с указанной базовой основой синергетический эффект, заключающийся в достижении целого комплекса определенных свойств получаемого универсального синтетического масла как смазочной композиции.
В смазочной композиции по изобретению в качестве синергетически действующих присадок используют следующие компоненты:
- антиокислительная присадка Ирганокс L01 или диоктилдифениламин (ДАТ по ТУ 38.1011215-89);
- антиокислительная присадка алкилфенольная Ирганокс L101;
- ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол по ТУ 6-09-1251-75;
- антикоррозионная присадка Иргамет 39;
- противозадирная присадка Иргалюб 353;
- противоизносная присадка трикрезилфосфат (ТКФ по ГОСТ 5728).
Таблица 1 | ||
Основные свойства базовой основы «Авиационного эфира пентаэритритового» | ||
№ | Наименование показателя | Норма ТУ 0253-001-07548712-2010 |
1 | Плотность при 20°С, г/см3, в пределах | 0,984-0,992 |
2 | Кинематическая вязкость, мм2/с, при 100°С, не менее при минус 40°С, не более | 4,9 8500 |
3 | Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 250 |
4 | Температура застывания, °С, не выше | минус 60 |
5 | Кислотное число, мг КОН/г, не более | 0,05 |
6 | Массовая доля воды, %, не более ррm, не более | отсутствие |
500 |
Антиокислительная присадка Ирганокс L01 (Ciba IRGANOX L01) представляет собой диизооктилдифениламин; присадка Ирганокс L101 (Ciba IRGANOX L101) представляет собой тетракис(3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидросифенил)пропионат)пентаэритритола; присадка Иргалюб 353 представляет собой диалкилдитиофосфат эфир.
В нижеследующей таблице 2 представлен пример смазочной композиции универсального синтетического масла по изобретению.
В таблице 3 представлены основные технические свойства смазочной композиции универсального синтетического масла по изобретению.
Получают композицию следующим образом.
В реактор подают расчетное количество компонентов. Сначала загружают авиационный эфир пентаэритритовый, осуществляют перемешивание и нагрев до 75±5°С.
При 75-95°С при перемешивании загружают присадки согласно рецептурному составу смазочной композиции.
Таблица 3 | |||
Наименование показателя | Значения | Методы испытаний | |
1 | Внешний вид | Прозрачная жидкость | Визуально |
2 | Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: | по ГОСТ 33 или | |
100°С, не менее | 4,9 | ISO 3104 | |
минус 40°С, не более | 12000 | ASTM D 45 | |
3 | Температура застывания, °С, не выше | минус 60 | ГОСТ 20287 (метод Б) или ASTM D 97 |
4 | Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 245 | по ГОСТ 4333 или ASTM D 92 |
5 | Кислотное число, мг КОН/г на 1 г масла, не более | 0,2 | по ГОСТ 11362 или SAE ARP 5088 ГОСТ 5985 с дополнением по 5.2 |
6 | Содержание воды, %, не более | Отсутствие Не нормируется | ГОСТ 2477 или ASTM D 95 |
7 | Содержание механических примесей, %, не более | отсутствие | по ГОСТ 6370 |
8 | Термоокислительная стабильность при 240°С в течение 50 ч и расходе воздуха (10±0,5), дм3/ч: | ГОСТ 23797 | |
а) кислотное число после окисления, мг КОН на 1 г масла, не более | 1,5 | по ГОСТ 11362 или ASTM D 64 или | |
б) кинематическая вязкость, мм2/с, после окисления, при температуре: 100°С, не более минус 40°С, не более | 6,0 20000 | ГОСТ 5985 с дополнением по 5.2 по ГОСТ 33 или ISO 3104 или ASTM D 64 | |
в) массовая доля осадка, не растворимого в изооктане, %, не более | 0,10 | ГОСТ 23797 | |
г) коррозионность масла, мг/см2 на пластинках: | ГОСТ 23797 | ||
сталь марки ШХ15 по ГОСТ 801; | отсутствие | ||
алюминиевый сплав АК4 по ГОСТ 4784; | отсутствие | ||
медь марки M1 или М2 по ГОСТ 859 | ±0,1 | ||
9 | Плотность, г/см 3, не более: | 1,1 1,0 не нормир. | по ГОСТ 3900 или ASTM D 4452 |
при 15°С | |||
при 20°С |
Таблица 3 (продолжение) | |||
№ | Наименование показателя | Норма | Метод испытания |
10 | Трибологические характеристики на четырехшариковой машине трения при температуре окружающей среды: | ГОСТ 9490 | |
а) критическая нагрузка (Pk), кГс, не менее, | 872(89) | ||
б) показатель износа, Ди, мм, при осевой нагрузке 196 Н, не более | 0,4 | ||
в) диаметр пятна износа: 1 час, 40 кг, не более | не нормируется | ASTM D 4172 | |
11 | Коррозионная и окислительная стабильность при 204°С в течение 72 час | выдерживает | FED-STD-791 Метод 5308 |
Компонентный состав масла представляет собой высокоэффективную сбалансированную композицию авиационного эфира пентаэритритового базового (ТУ 0253-001-07548712-2010) и многофункциональных присадок, обеспечивающую эксплуатационные свойства масла.
Базовый компонент. Базовый компонент представляет собой авиационный эфир пентаэритритовый базовый (ТУ 0253-001-07548712-2010).
Присадки. В качестве присадок к маслу используются присадки, обеспечивающие синергизм их действия в масле.
Ингибиторы окисления. Концентрация ингибиторов окисления фенольного и аминного типа не должна превышать 3,0 процента по весу.
Противоизносные присадки. Противоизносные присадки, такие как фосфорсодержащие (трикрезилфосфат по ГОСТ 5728), необходимо добавлять в количестве, не превышающем 4,0 процента по весу, но в количестве, достаточном, чтобы готовое масло отвечало требованиям по смазывающим свойствам (п.9 таблицы 1).
Ингибиторы коррозии. Ингибиторы коррозии, такие как производные триазола, необходимо добавлять в количестве, не превышающем 0,15 процентов по весу.
Как следует из данных, представленных в таблице 3, смазочная композиция по изобретению обладает термоокислительной стабильностью (до 230-240°С). Кроме того, композиция имеет термическую стабильность при температурах свыше 300°С, имеет низкую летучесть, обладает высокими триботехническими свойствами, а также антикоррозионными свойствами в условиях повышенных температур (до 240°С) и повышенных силовых нагрузок.
Указанный комплекс достаточно высоких технических свойств смазочной композиции по изобретению позволяет использовать ее в качестве авиационного синтетического масла для газотурбинных двигателей и редукторов вертолетов, а также турбовинтовых и турбовинтовентиляционных двигателей самолетов.
Класс C10M141/10 по меньшей мере одно из которых является органическим фосфорсодержащим соединением
Класс C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты
Класс C10M129/70 монокарбоновых кислот
Класс C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
Класс C10M169/04 смеси основ и добавок
Класс C10N30/08 сопротивление экстремальным температурам
Класс C10N30/10 ингибирование окисления, например антиоксидантами
Класс C10N30/12 ингибирование коррозии, например антикоррозионными средствами