устройство информирования водителя о предельном износе тормозной накладки
Классы МПК: | F16D66/02 устройства для определения износа F16D65/08 для тормозов с внутренней рабочей поверхностью |
Автор(ы): | Николотов Илья Николаевич (RU), Карцев Евгений Анатольевич (RU), Кокорев Геннадий Дмитриевич (RU), Бышов Николай Владимирович (RU), Борычев Сергей Николаевич (RU), Полищук Светлана Дмитриевна (RU), Успенский Иван Алексеевич (RU), Юхин Иван Александрович (RU), Волченков Дмитрий Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-10-15 публикация патента:
10.06.2012 |
Изобретение относится к устройствам для контроля за рабочим состоянием тормозов транспортных средств. Устройство информирования водителя о предельном износе тормозной накладки содержит тормозной барабан, тормозную колодку с двухслойной фрикционной накладкой. Тормозная колодка содержит токопроводящий слой, являющийся ключом замыкания, соединенным посредством токоприемника со звуковой и световой сигнализацией и расположенным на расстоянии, соответствующем предельно допустимому износу фрикционной накладки. Достигается повышение уровня безопасности транспортного средства при эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.
Формула изобретения
1. Устройство информирования водителя о предельном износе тормозной накладки, содержащее тормозной барабан, тормозную колодку с двухслойной фрикционной накладкой, отличающееся тем, что оно снабжено токопроводящим слоем, являющимся ключом замыкания, соединенным посредством токоприемника со звуковой и световой сигнализацией и расположенным на расстоянии, соответствующем предельно допустимому износу фрикционной накладки.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что токопроводящий слой выполнен в виде порошкового напыления.
3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что токопроводящий слой имеет клеевую основу - изоляцию от внешней среды.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для контроля за рабочим состоянием износа фрикционной накладки тормозной колодки.
Из уровня техники известны различные устройства и способы определения предельного износа фрикционной накладки тормозной колодки, как правило, заключаются они, в основном, в определении предельно допустимого износа визуальным путем, а индикационный - достаточно сложный в применении; также существует звуковой, но имеет место погрешность в его доведении до сведения водителя.
Известна тормозная колодка, имеющая толщину больше величины предельного износа, включающая рабочую поверхность, две боковые поверхности и указатель величины износа колодки, размещенный с двух сторон боковых поверхностей в виде сектора с плоским основанием [Патент № 40085 РФ, МПК7 F16D 65/08, опубл. 27.08.2004 г.].
Определение износа накладки тормозной колодки возможно только визуальным путем.
Известен элемент тормозной системы, содержащий фрикционную полимерную накладку, имеющую толщину больше величины предельного износа, и металлический каркас, прикрепленный к тыльной части фрикционной полимерной накладки, имеющий отбортовку, расположенную по периметру, и по расстоянию от рабочей поверхности до края отбортовки металлического каркаса судят о величине предельно допустимого износа накладки [Патент № 28212 РФ на полезную модель, опубл. 10.03.2003 г.].
Недостатком этого элемента является возможность только визуального наблюдения предельно допустимого износа, кроме того, не исключен контакт отбортовки с барабаном, что может привести к повреждению последнего.
Известно фрикционное изделие, имеющее визуальные указатели износа, содержащие индикатор износа, размещенный на боковой поверхности изделия, выполненный в виде углубления или выступа. Индикатор включает не менее двух поверхностей, одна из которых является стенкой, а другая - плоской поверхностью [Патент № 2246645 РФ, МПК7 F16D 69/02, 66/02, опубл. 20.02.2005 г.].
Недостатком этого изделия является необходимость визуального осмотра для определения износа тормозной накладки.
Известен дисковый тормоз повышенной безопасности, имеющий скобу, скользящую по вилке, для прижатия фрикционных тормозных колодок к тормозному диску, включающий индикатор износа, содержащий датчик контроля параметра, который выдает сигнал в случае отклонения заданного параметра от нормы [Патент № 2128794 РФ на изобретение, МПК7 F16D 66/02, опубл. 27.07.1997 г.].
В таком тормозе получение индикации о износе достигается сложной конструкцией, но система не учитывает износа самого диска.
Известно устройство сигнализации износа фрикционной накладки дискового тормоза, содержащее сигнализатор, выполненный из стальной ленты и закрепленный на тормозной колодке дискового тормоза [Патент № 2136982 РФ на изобретение, МПК7 F16D 66/02, опубл. 10.09.1999 г.].
Само устройство должно работать надежно, но не отслежен момент неравномерности износа, кроме того, при попадании твердых частиц в механизм нарушается подача сигнала, также нельзя сказать и о быстродействии или моментальности срабатывания.
Известен элемент тормозной системы, содержащий изолированный электрический провод, один конец которого заключен в диэлектрический наконечник, закрепленный в отверстии на тормозной колодке, а другой электрически соединен с индикатором износа [Патент № 40085 РФ на полезную модель, МПК7 F16D 66/02, опубл. 20.12.2000 г.].
Данное устройство применимо только к дисковым тормозным системам, также не учитывается неравномерность износа, кроме того, существует возможность ложных срабатываний в неблагоприятных погодных условиях.
Известно устройство для контроля за рабочим состоянием, в частности для определения износа фрикционных тормозных накладок, оборудованное встроенным механизмом для регулирования зазора, предназначенное для передачи тормозного усилия от тормозного цилиндра и смонтированное на приводящем в действие тормоз кулачковом валу. Для определения износа накладок диск имеет кодовые метки и соединен с кулачковым валом, а его кожух с тормозным рычагом [Патент № 2155891 РФ на изобретение, МПК7, опубл. 10.09.2000 г.].
Данное устройство применимо к пневматическим тормозным системам и имеет сложную конструкцию.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является фрикционное изделие, содержащее каркас, фрикционный элемент, изготовленный из полимерного композитного материала, средства сигнализации износа фрикционного элемента, выполненного в виде подстилающего слоя фрикционной накладки, с дискретно включенными частицами материала, создающего звуковой эффект при трении по металлической поверхности контакта [Патент № 2270945 РФ на изобретение, МПК7 F16D 69/09, 66/02, опубл. 27.02.2006 г.].
Недостатком данного устройства является то, что звук может быть нераспознан во время движения, т.к. на дороге имеет место шумовой эффект, поэтому также возможна и неправильная трактовка звука в процессе эксплуатации.
Задача предлагаемого изобретения заключалась в создании технического решения, предусматривающего одновременное информирование водителя о предельном износе тормозной накладки как звуковым, так и световым сигналом в салоне автомобиля.
Технический результат от использования предлагаемого изобретения заключается, прежде всего, в повышении уровня безопасности автомобиля при эксплуатации, т.к. при наступлении момента предельно допустимого износа тормозной накладки в салоне автомобиля происходит мгновенное, одновременное включение световой и звуковой сигнализации.
Технический результат достигается тем, что устройство информирования водителя о предельном износе тормозной накладки содержит тормозной барабан, тормозную колодку с двухслойной фрикционной накладкой, снабжено токопроводящим слоем, являющимся ключом замыкания, соединенным посредством токоприемника со звуковой и световой сигнализацией и расположенным на расстоянии, соответствующем предельно допустимому износу фрикционной накладки.
На фиг.1 изображено устройство информирования водителя о предельном износе тормозной накладки, содержащее барабан 6, тормозную колодку (не обозначено), содержащую основу 1, двухслойную фрикционную накладку, один из слоев которой 2 имеет толщину, равную предельно допустимому износу накладки, а второй 7 (основной рабочий слой тормозной накладки) отделен от первой токопроводящим слоем 9, являющимся ключом замыкания, напыленным на клеевую основу (изоляция от внешней среды) и состоящим из порошкового электропроводящего материала, который посредством токоприемника 8 электрически соединен 3 со световым 4 и звуковым 5 сигнализаторами износа. Световой индикатор устанавливается красной или оранжевой лампой на приборную панель в прямой видимости водителя, а звуковой сигнализатор устанавливается у левой верхней кромки лобового стекла либо на зеркало заднего вида, если таковое имеется.
Тормозная колодка работает следующим образом.
При износе второй тормозной накладки 7 до предельного значения (открывается токопроводящий слой 9) в момент торможения при нажатии на педаль тормоза происходит контакт токопроводящего слоя 9 с тормозным барабаном автомобиля 6 и мгновенно замыкается электрическая цепь (см. фиг.2) индикаторов износа, которые соответственно подают световой и звуковой предупреждающие сигналы водителю. В связи с дублированием сигнала и расположением сигнализаторов в салоне автомобиля исключается неправильная трактовка звуков и световых индикаций, а также увеличивается надежность самой системы индикации. Вследствие того, что токопроводящий слой 9 напылен на всю поверхность разделения первой 2 и второй 7 частей тормозной накладки, индикация износа будет происходить и при его неравномерности.
На фиг.2 представлена электрическая цепь индикатора, состоящая из аккумуляторной батареи автомобиля 10, индикаторов износа 4;5, токоприемника 8 и электрического ключа 11, представляющего собой напыленный токопроводящий слой и тормозной барабан.
Применение данной тормозной колодки позволит увеличить уровень безопасности автомобиля при его эксплуатации, а также поможет снизить затраты на эксплуатацию путем мгновенного точного определения момента наступления предельного износа тормозных накладок. Техническое решение было использовано в опытном образце (установлено на автомобиль Ваз 21053). Исследования тормозной колодки показали следующие результаты (см. таблицу).
Результаты экспериментальных исследований опытных образцов устройства информирования водителя о предельном износе тормозной накладки | |||
№ испытания (название) | Тормозная эффективность (согласно ГОСТ Р 51709-2001) | Срабатывание системы информирования водителя | |
свет | звук | ||
1. Отсутствие износа | + | - | - |
2. Имитация неравномерного износа | + | + | + |
3. Полный износ | + | - | - |
Класс F16D66/02 устройства для определения износа
Класс F16D65/08 для тормозов с внутренней рабочей поверхностью
ребро тормозной колодки с двойным резким изгибом и широкой площадкой - патент 2509237 (10.03.2014) | |
фрикционная накладка - патент 2397381 (20.08.2010) | |
фрикционная накладка - патент 2391580 (10.06.2010) | |
фрикционная накладка - патент 2391579 (10.06.2010) | |
фрикционная накладка - патент 2388945 (10.05.2010) | |
колодочный тормоз и используемый в нем кулачок - патент 2364765 (20.08.2009) | |
безгребневая биметаллическая тормозная колодка для локомотива - патент 2308392 (20.10.2007) | |
биметаллическая тормозная колодка - патент 2308391 (20.10.2007) | |
двухступенчатый барабанный камерный тормоз - патент 2239737 (10.11.2004) | |
тормозная колодка транспортного средства - патент 2191301 (20.10.2002) |