способ прогнозирования риска развития ожирения у практически здоровых людей
Классы МПК: | G01N33/68 с использованием протеинов, пептидов или аминокислот |
Автор(ы): | Патракеева Вероника Павловна (RU), Ставинская Ольга Александровна (RU), Добродеева Лилия Константиновна (RU) |
Патентообладатель(и): | Институт физиологии природных адаптаций Уральского отделения Российской академии наук (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-02-28 публикация патента:
10.06.2012 |
Изобретение относится к эндокринологии, иммунологии и предназначено для прогнозирования риска развития ожирения у практически здоровых людей. Сущность способа: в крови людей определяют концентрацию -фетопротеина (АФП) и содержание Т-лимфоцитов с рецептором к трансферрину (CD71+). На основании полученных данных рассчитывают прогностический индекс (ПИ) как результат отношения концентрации АФП в МЕ/л к абсолютному содержанию лимфоцитов CD71+ в кл/л (ПИ=АФПЛ1Ю71). При величине ПИ, равной 8,1 и более, прогнозируется риск развития ожирения. Заявленный способ можно применять для выявления риска развития ожирения у лиц, ведущих малоподвижный образ жизни, а также при назначении глюкокортикоидов и иммунодепрессивной терапии, при наследуемой патологии с метаболическим дефектом. 3 пр.
Формула изобретения
Способ прогнозирования риска развития ожирения, отличающийся тем, что в крови практически здоровых людей определяют концентрацию -фетопротеина (АФП) и содержание Т-лимфоцитов с рецептором к трансферрину (CD71+), на основании полученных данных рассчитывают прогностический индекс (ПИ) как результат отношения концентрации АФП в МЕ/л к абсолютному содержанию лимфоцитов CD71+ в кл/л (ПИ=АФП/СВ71), при величине ПИ, равной 8,1 и более, прогнозируется риск развития ожирения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к эндокринологии, иммунологии и предназначено для прогнозирования риска развития ожирения у практически здоровых людей.
В настоящее время ожирение является одной из широко обсуждаемых проблем современной медицины. В среднем на планете распространенность ожирения за последние 7 лет увеличилась на 50%, в Российской Федерации по предварительным данным не менее 30% трудоспособного населения имеют избыточную массу тела и 25% - ожирение.
Согласно рекомендациям экспертов по питанию ФАО/В ОЗ, в качестве высокоинформативного показателя избыточной массы тела и ожирения используется индекс массы тела или индекс Кетле, определяемый как отношение массы тела (в кг) к росту (в метрах), возведенному в квадрат. Применительно ко взрослым об ожирении говорится, когда индекс массы их тела больше или равен 30 кг/м2 (Проблема ожирения в Европейском регионе ВОЗ и стратегии ее решения / Под ред. F.Branca, Н.Nikogosian, Т.Lobsteim. - Европейское региональное бюро ВОЗ, 2007 - С.1-7).
Избыточная масса тела сопровождается снижением чувствительности тканей к инсулину. Известно, что при увеличении размеров адипоцитов в них уменьшается число рецепторов к инсулину и снижается чувствительность к нему, усиливаются процессы липолиза, то есть инсулинорезистентность является защитным механизмом, направленным на ограничение чрезмерного образования жира из глюкозы при ожирении. Это сопровождается повышением концентрации жирных кислот. При ожирении отмечаются структурно-функциональные изменения клеточных мембран. Большое значение имеет нарушение метаболизма внутриклеточного кальция. Известно, что инсулин модифицирует мембранно-связанные ферменты, способствуя структурным перестройкам мембран. Изменения структуры клеточных мембран связаны с активацией процессов перекисного окисления липидов при ожирении. Следует отметить, что ожирение тесно связано с развитием ишемической болезни сердца и артериальной гипертензии, возникновением сахарного диабета 2 типа. Сопутствующими патологиями ожирения являются синдром обструктивных апноэ во сне, артрозы, выявлено увеличение частоты регистрации рака толстого кишечника и желчного пузыря.
Из уровня техники известны способы лечения, диагностики и профилактики ожирения. Рассмотрены вопросы эпидемиологии, патогенеза и этиологии заболевания, охарактеризована клиническая картина форм ожирения и морфология жировой ткани, однако способы прогнозирования риска развития ожирения не описываются:
- Ожирение / Под ред. Н.А.Белякова и В.И.Мазурова. - СПб: Издательский дом СПб МАЛО, 2003. - 520 с.
- Ожирение: этиология, патогенез, клинические аспекты / Под ред. И.И.Дедова, Г.А.Мельниченко. - М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2006. - 456 с.
- И.В.Дворяшина, И.А.Рогозина, А.А.Коробицын, А.В.Семенов. Диагностика и методы коррекции атерогенных дислипопротеидемий и ожирения. - Архангельск: АГМА, 1998.
Прототипом заявленного изобретения является способ прогнозирования прогрессирования абдоминального ожирения у больных метаболическим синдромом, при котором в крови определяется уровень С-пептида. При его значении более 3,5 нг/мл прогнозируют прогрессирование абдоминального ожирения (Патент № 2297002, РФ. Опубл. 10.04.2007). Данный способ учитывает риск прогрессирования ожирения только в случаях метаболического синдрома и не рассматривает таковую вероятность задолго до метаболических нарушений, что снижает его прогностическую ценность и возможность использования в доклинический период.
Техническим преимуществом предлагаемого изобретения является повышение эффективности прогнозирования и применение широко используемых в лабораторной диагностике параметров. Поставленная цель достигается тем, что в крови практически здоровых людей определяют концентрацию -фетопротеина (АФП) и содержание Т-лимфоцитов с рецептором к трансферрину (CD71+). На основании полученных данных рассчитывают прогностический индекс (ПИ) как результат отношения концентрации АФП в МЕ/л к абсолютному содержанию лимфоцитов CD71+ в кл/л (ПИ=АФП/CD71), при величине ПИ, равной 8,1 и более, прогнозируется риск развития ожирения. Изобретение можно использовать для выявления риска развития ожирения у лиц, ведущих малоподвижный образ жизни, а также при назначении глюкокортикоидов и иммунодепрессивной терапии, при наследуемой патологии с метаболическим дефектом.
Заявленный способ осуществляется стандартно следующим образом. Кровь для исследования берут из локтевой вены в объеме 10 мл в 9-10 часов утра, натощак; сыворотку отделяют от эритроцитов центрифугированием. Содержание Т-лимфоцитов CD71+ определяли с помощью непрямой иммуннопероксидазной реакции с использованием моноклональных антител на препаратах лимфоцитов типа «высушенной капли» производства НПЦ МедБиоСпектр г.Москва. Для количественного определения АФП используется метод иммуноферментного анализа с применением диагностического набора производства CanAg Diagnostics компании БиоХимМак. Реакция оценивается на спектрофотометре Multiscan (Финляндия) с длиной волны 620 нм.
Заявленным способом были обследованы 17 больных ожирением, диагноз поставлен врачами городского эндокринологического консультативного центра г.Архангельска. Исследование проводили с соблюдением основных норм биомедицинской этики. В качестве группы сравнения были взяты 26 практически здоровых людей г.Архангельска. Результаты обработаны с использованием пакета прикладных программ «Statistica 6» («StatSoft», США). Тип исследования ретроспективный, выборки случайные, одномоментные. Генеральная совокупность - жители севера европейской территории России. Распределение содержания АФП отличалось от нормального, поэтому представлено в виде медианы, нижнего и верхнего квартилей. Достоверность различий между группами оценивали с помощью параметрического t-критерия Стьюдента для независимых выборок и непараметрического критерия Уилкоксона. Статистическая достоверность присваивалась при значении p<0,05.
Нами установлено, что при ожирении уровень АФП в 2 раза выше по сравнению с практически здоровыми лицами (4,5 (3,02-5,77) и 2,1 (1,1-2,64) МЕ/л соответственно). Альфа-фетопротеин - гликопротеин, являющийся сильным иммуносупрессором, вероятно, может выполнять в организме функцию транспортного белка. АФП способен связывать и переносить билирубин, стероиды, ретиноиды, флавоноиды, фитоэстрогены, красители, тяжелые металлы, диоксин и лекарственные препараты (Рощин Е.М., Комов Д.В., Нечипай А.В. и др. Теоретическое обоснование и первые итоги клинического применения альфа-фетопротеина человека и комплекса доксорубицин-эстрон у больных злокачественными новообразованиями печени // Новое в онкологии. - Воронеж, 1997. - Вып.2. - С.137-140; Mizejewski G.J. Alpha-fetoprotein structure and function: relevance to isoforms, epitopes, and conformational variants // Exp. Biol. Med. (Maywood). - 2001. - Vol.226, № 5. - P.377-408). АФП, имея на своей поверхности специальные сайты для связывания карбоксильных групп, обладает высоким сродством к полиненасыщенным жирным кислотам (Nishihira J., Koyama Y., Sakai M., Nishi S. The fatty acid binding site of human alpha-fetoprotein // Biohem. Biophys. Res. Commun. - 1993. - Vol.196, № 3. - P.1049-1057).
Установлено, что в периферической венозной крови у лиц с ожирением по сравнению с практически здоровыми лицами увеличивается абсолютное содержание Т-лимфоцитов с рецептором к трансферрину (CD71+) с 0,42±0,04 до 0,55±0,7×10 9 кл/л, p<0,05, что ассоциируется с избыточной активацией процессов свободнорадикального окисления. Как известно, трансферрин стимулирует синтез IL-6, лептина, снижает секрецию адипонектина и поддерживает клеточную пролиферацию (Gaillard S., Gaillard R. // Obesity & Metabolism. - 2007. - Vol.3. - P.191-205). Фактор, индуцируемый гипоксией (HIF), является кислородочувствительным транскрипционным фактором, обеспечивающим адаптацию к гипоксии. Увеличение его уровня происходит в результате активации анаэробного гликолиза, что, в свою очередь, способствует пролиферации. Изменение содержания в крови трансферриновых рецепторов наблюдается при нормальных значениях сывороточного ферритина, при нормохромной анемии, при низких показателях содержания сывороточного железа и коэффициента насыщения трансферрина (Хаятова З.Б., Пекарев О.Г. Клинико-патогенетические аспекты железодефицитных состояний у женщин с воспалительными заболеваниями внутренних половых органов. - Медико-фармацевтический журнал - № 7 (62). - 2007. - С.145).
Таким образом, ожирение ассоциируется с активизацией пролиферации, проявляющейся повышением содержания CD71+ и АФП.
Частные примеры использования способа:
1. Практически здоровый мужчина А., 35 лет. При лабораторном исследовании крови выявлено, что содержание Т-лимфоцитов CD71+ составляет 0,25×10 9 кл/л. Концентрация сывороточного АФП равняется 1,2 МЕ/л. На основании полученных данных прогностический индекс составляет 4,8, сделан вывод о минимальном риске развития ожирения.
2. Практически здоровая женщина М., 39 лет. При лабораторном исследовании установлено, что содержание в периферической венозной крови лимфоцитов CD71+ составляет 0,65×109 кл/л. Концентрация сывороточного АФП равняется 5,76 МЕ/л. На основании полученных данных прогностический индекс равняется 8, 9, сделан вывод о возможном развитии ожирения. При ежегодном обследовании у женщины выявили ожирение I степени, прогноз верен.
3. Практически здоровая женщина Б., 49 лет. При проведении дифференциальной диагностики установлено, что содержание в крови лимфоцитов CD71+ составляет 0,78×109 кл/л. Уровень сывороточного АФП равняется 7,7 МЕ/л. На основании полученных данных прогностический индекс составляет 9,9, сделан вывод о высоком риске развитии ожирения. При ежегодном обследовании у женщины выявили ожирение 2 степени, прогноз верен.
Класс G01N33/68 с использованием протеинов, пептидов или аминокислот