плавучее сооружение типа судна, снабженное средствами для сбора загрязняющей жидкости в случае крушения, и способ сбора такой жидкости
Классы МПК: | B63B27/34 с использованием трубопроводов B63B25/08 жидких B63B43/00 Средства, повышающие безопасность плавания водных транспортных средств, например средства борьбы за живучесть судна, не отнесенные к другим рубрикам |
Автор(ы): | БАТАР Гийом (FR), ЛОНГЭВ Жиль (FR) |
Патентообладатель(и): | ДжейЭлЭмДи ЭКОЛОДЖИК ГРУП (FR) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-04-14 публикация патента:
20.06.2012 |
Изобретение относится к плавучему сооружению (5) типа судна, содержащему по меньшей мере одну цистерну (1) с загрязняющей жидкостью и по меньшей мере одну сообщающуюся с указанной цистерной (1) аварийную муфту. Аварийная муфта (11a, 11b) соединена с указанной цистерной с помощью соединительных средств (25, 27; 31), по меньшей мере часть которых предназначена для выполнения по меньшей мере одной функции, используемой в неаварийных ситуациях. Заявлены два варианта способа извлечения загрязняющей жидкости, находящейся по меньшей мере в одной цистерне (1) потерпевшего крушение плавучего сооружения (5) типа судна. По первому варианту указанную жидкость откачивают через по меньшей мере один канал (7а, 7b; 21; 23; 31; 33; 39; 41; 45), который, по меньшей мере частично, предназначен для выполнения по меньшей мере одной функции, используемой в неаварийных ситуациях. По второму варианту в указанную цистерну через по меньшей мере один первый канал (7а, 7b; 21; 23; 31; 33; 39; 41; 45) закачивают вытесняющую жидкость типа морской воды, указанную загрязняющую жидкость собирают через по меньшей мере один второй канал (7а, 7b; 21; 23; 31; 33; 39; 41; 45), причем по меньшей мере один из этих двух каналов, по меньшей мере частично, предназначен для выполнения по меньшей мере одной функции, используемой в неаварийных ситуациях. Достигается возможность избежать усложнения конструкции судна в случае спасательных операций. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 19 ил.
Формула изобретения
1. Плавучее сооружение (5) типа судна, содержащее по меньшей мере одну цистерну (1) с загрязняющей жидкостью и по меньшей мере одну сообщающуюся с указанной цистерной (1) аварийную муфту (11а, 11b), отличающееся тем, что указанная муфта (11а, 11b) соединена с указанной цистерной с помощью соединительных средств (7а, 7b; 25, 27; 33; 39; 41; 45), по меньшей мере часть которых предназначена для выполнения по меньшей мере одной функции, используемой в неаварийных ситуациях.
2. Плавучее сооружение (5) по п.1, содержащее по меньшей мере первую (11а) и вторую (11b) аварийные муфты, сообщающиеся с указанной цистерной (1), отличающееся тем, что по меньшей мере одна из этих муфт (11а, 11b) соединена с указанной цистерной с помощью соединительных средств (7а, 7b; 25, 27; 33; 39; 41; 45), по меньшей мере часть которых предназначена для выполнения по меньшей мере одной функции, используемой в неаварийных ситуациях.
3. Плавучее сооружение (5) по п.1 или 2, отличающееся тем, что указанная функция выбрана из группы, включающей вентиляцию указанной цистерны (1), сброс давления в указанной цистерне, замер уровня в указанной цистерне, заполнение указанной цистерны, устранение перелива в указанной цистерне, осмотр указанной цистерны, очистку указанной цистерны.
4. Плавучее сооружение (5) по п.3, отличающееся тем, что указанная цистерна (1) представляет собой цистерну с топливом, необходимым для приведения в движение указанного плавучего сооружения.
5. Плавучее сооружение (5) по п.4, отличающееся тем, что указанные соединительные средства включают в себя два независимых канала (7а, 7b) для вентиляции указанной цистерны (1), на которых смонтированы указанные муфты (11а, 11b), а также вытяжные патрубки (9а, 9b).
6. Плавучее сооружение (5) по п.4, отличающееся тем, что указанные соединительные средства включают в себя первый канал (7а) для вентиляции указанной цистерны (1), на котором смонтированы одна из указанных муфт (11а) и один вытяжной патрубок (9а), второй вентиляционный канал (7b), соединенный с указанным первым вентиляционным каналом (7а), и аварийный канал (21), который соединен с указанным вторым вентиляционным каналом (7b) и на котором смонтирована вторая муфта (11b).
7. Плавучее сооружение (5) по п.3, отличающееся тем, что указанные соединительные средства включают в себя канал (7а) для вентиляции указанной цистерны (1), на котором смонтированы одна из указанных муфт (11а) и один вытяжной патрубок (9а), а также аварийный канал (23), который соединен с указанной цистерной (1) и на котором смонтирована вторая муфта (11b).
8. Плавучее сооружение (5) по п.3, отличающееся тем, что указанные соединительные средства включают в себя канал (25) для замера уровня в указанной цистерне (1), на котором смонтирована одна из указанных муфт (11а), сливной канал (27), соединенный с указанной цистерной (1), и аварийный канал (31), который соединен с указанным сливным каналом и на котором смонтирована вторая муфта (11b).
9. Плавучее сооружение (5) по п.3, отличающееся тем, что указанная цистерна (1) представляет собой цистерну для транспортировки указанной загрязняющей жидкости.
10. Плавучее сооружение (5) по п.3, отличающееся тем, что указанные соединительные средства включают в себя вентиляционный канал (33), на котором смонтированы одна из указанных муфт (11) и вентилятор (35).
11. Плавучее сооружение (5) по п.9 или 10, отличающееся тем, что указанные соединительные средства включают в себя канал (33) для сброса давления, на котором смонтированы одна из указанных муфт (11) и декомпрессионный клапан (37).
12. Плавучее сооружение (5) по п.9 или 10, отличающееся тем, что указанные соединительные средства включают в себя канал (39) для заполнения указанной цистерны (1), на котором смонтирована одна из указанных муфт (11).
13. Плавучее сооружение (5) по п.9 или 10, отличающееся тем, что указанные соединительные средства включают в себя крышку люка (41), которая установлена с возможностью съема на указанной цистерне (1) и на которой смонтирована одна из указанных муфт (11).
14. Плавучее сооружение (5) по п.9 или 10, отличающееся тем, что указанные соединительные средства включают в себя пробку для очистки (43), которая установлена с возможностью съема на указанной цистерне (1) и на которой смонтирована одна из указанных муфт (11).
15. Плавучее сооружение (5) по любому из пп.6-8 или 10, отличающееся тем, что по меньшей мере одна из указанных муфт (11а, 11b) присоединена к соответствующему каналу с образованием тройника.
16. Плавучее сооружение (5) по любому из пп.1, 2 или 4-10, отличающееся тем, что указанные муфты (11а, 11b) представляют собой детали типа глухого фланца (17) с болтовым креплением.
17. Плавучее сооружение (5) по любому из пп.1, 2 или 4-10, отличающееся тем, что указанные муфты (11а, 11b) расположены над палубой плавучего сооружения.
18. Способ извлечения загрязняющей жидкости, находящейся по меньшей мере в одной цистерне (1) потерпевшего крушение плавучего сооружения (5) типа судна, отличающийся тем, что указанную жидкость откачивают через по меньшей мере один канал (7а, 7b; 21; 23; 31; 33; 39; 41; 45), который, по меньшей мере частично, предназначен для выполнения по меньшей мере одной функции, используемой в неаварийных ситуациях.
19. Способ извлечения загрязняющей жидкости, находящейся по меньшей мере в одной цистерне (1) потерпевшего крушение плавучего сооружения (5) типа судна, отличающийся тем, что в указанную цистерну через по меньшей мере один первый канал (7а, 7b; 21; 23; 31; 33; 39; 41; 45) закачивают вытесняющую жидкость типа морской воды, и тем, что указанную загрязняющую жидкость собирают через по меньшей мере один второй канал (7а, 7b; 21; 23; 31; 33; 39; 41; 45), причем по меньшей мере один из этих двух каналов, по меньшей мере частично, предназначен для выполнения по меньшей мере одной функции, используемой в неаварийных ситуациях.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к плавучему сооружению типа судна, снабженному средствами для сбора загрязняющей жидкости в случае крушение, и к способу сбора такой жидкости.
В патентах Заявителя FR 2849640, FR 2869012 и FR 2878225 описаны различные системы сбора загрязняющей жидкости внутри цистерн судна, потерпевшего крушение, то тесть севшего на мель или затонувшего.
В этих системах используется принцип вытеснения загрязняющей жидкости из цистерны под действием нагнетаемой внутрь нее струи морской воды.
При работе с подобными известными системами судно приходится оборудовать специальными средствами, предназначенными для сбора загрязняющей жидкости. Для монтажа этих средств необходимо устройство в палубе дополнительных отверстий, что ведет к усложнению и удорожанию конструкции по сравнению со стандартными судами, где такие средства сбора отсутствуют.
Целью изобретения является разработка судна, снабженного средствами для сбора загрязняющей жидкости, для которого требовался бы меньший объем дополнительных отверстий в палубе или таковые не требовались бы вообще.
Указанная цель достигается благодаря плавучему сооружению типа судна, содержащему, по меньшей мере, одну цистерну для загрязняющей жидкости и, по меньшей мере, одну сообщающуюся с указанной цистерной аварийную муфту и отличающемуся тем, что указанная муфта соединена с указанной цистерной с помощью соединительных средств, по меньшей мере часть которых предназначена для выполнения, по меньшей мере, одной функции, используемой в не аварийных ситуациях.
Благодаря перечисленным выше признакам муфта соединена со специальным органом, который в обычное время используется на плавучем сооружении для выполнения иных функций.
Говоря другими словами, это означает, что нет необходимости в устройстве каналов, которые были бы специально предназначены для выполнения операций сбора загрязняющей жидкости в случае крушения, благодаря чему можно обойтись без пропускания через палубу судна дополнительных каналов, что позволит избежать усложнения конструкции и увеличения связанных с этим затрат.
В соответствии с другими необязательными признаками плавучего сооружения согласно изобретению
- указанное плавучее сооружение содержит, по меньшей мере, первую и вторую аварийные муфты, сообщающиеся с указанной цистерной, причем, по меньшей мере, одна из этих муфт соединена с указанной цистерной с помощью соединительных средств, по меньшей мере часть которых предназначена для выполнения, по меньшей мере, одной функции, используемой в неаварийных ситуациях;
- указанная функция выбрана из группы, включающей вентиляцию указанной цистерны, сброс давления в указанной цистерне, замер уровня в указанной цистерне, заполнение указанной цистерны, устранение перелива в указанной цистерне, осмотр указанной цистерны, очистку указанной цистерны, - именно эти функции в ситуациях, не связанных с крушением, чаще всего выполняют каналы, сообщающиеся с судовыми цистернами;
- указанная цистерна представляет собой цистерну с топливом, необходимым для приведения в движение указанного плавучего сооружения,
- здесь речь идет о частном случае, когда цистерна является, по сути дела, баком с топливом для плавучего сооружения, и в этом случае именно топливо является загрязняющей жидкостью;
- указанные соединительные средства включают в себя два независимых канала для вентиляции указанной цистерны, на которых смонтированы указанные муфты, а также вытяжные патрубки;
- указанные соединительные средства включают в себя первый канал для вентиляции указанной цистерны, на котором смонтированы одна из указанных муфт и один вытяжной патрубок, второй вентиляционный канал, соединенный с указанным первым вентиляционным каналом, и аварийный канал, который соединен с указанным вторым вентиляционным каналом и на котором смонтирована вторая муфта;
- указанные соединительные средства включают в себя канал для вентиляции указанной цистерны, на котором смонтирована одна из указанных муфт и один вытяжной патрубок, а также аварийный канал, который соединен с указанной цистерной и на котором смонтирована вторая муфта;
- указанные соединительные средства включают в себя канал для замера уровня в указанной цистерне, на котором смонтирована одна из указанных муфт, сливной канал, соединенный с указанной цистерной, и специальный аварийный канал, который соединен с указанным сливным каналом и на котором смонтирована вторая муфта, - четыре разных варианта, перечисленные в четырех последних абзацах, соответствуют различным встречающимся на судах конфигурациям исполнения цистерны;
- указанная цистерна представляет собой цистерну для транспортировки указанной загрязняющей жидкости - здесь речь идет о случае, когда цистерна(ы) составляет(ют) основную часть объема судна, предназначенную для транспортировки жидкости, что имеет место, в частности, в танкерах;
- указанные соединительные средства включают в себя вентиляционный канал, на котором смонтированы одна из указанных муфт и вентилятор;
- указанные соединительные средства включают в себя канал для сброса давления, на котором смонтированы одна из указанных муфт и декомпрессионный клапан;
- указанные соединительные средства включают в себя канал для заполнения указанной цистерны, на котором смонтирована одна из указанных муфт;
- указанные соединительные средства включают в себя крышку люка, которая установлена с возможностью съема на указанной цистерне и на которой смонтирована одна из указанных муфт;
- указанные соединительные средства включают в себя пробку для очистки, которая установлена с возможностью съема на указанной цистерне и на которой смонтирована одна из указанных муфт, - разные варианты, перечисленные в четырех последних абзацах, соответствуют различным средствам сообщения, встречающимся в танкерных цистернах;
- по меньшей мере, одна из указанных муфт присоединена к соответствующему каналу с получением тройника - такой тройник прост в изготовлении и позволяет использовать канал в обычном режиме в неаварийных ситуациях;
- указанные муфты представляют собой детали типа глухого фланца с болтовым креплением; - такая исключительно простая конструкция проста и недорога в изготовлении;
- указанные муфты расположены над палубой указанного плавучего сооружения - благодаря такой конструкции удается получить чрезвычайно легкий доступ к этим муфтам, когда судно терпит крушение и, в частности, когда оно покоится на морском дне.
Настоящее изобретение относится также к способу извлечения загрязняющей жидкости, находящейся, по меньшей мере, в одной цистерне потерпевшего крушение плавучего сооружения типа судна, отличающемуся тем, что указанную жидкость откачивают по меньшей мере через один канал, который, по меньшей мере, частично предназначен для выполнения, по меньшей мере, одной функции, используемой в неаварийных ситуациях.
Предметом изобретения является также способ извлечения загрязняющей жидкости, находящейся по меньшей мере в одной цистерне потерпевшего крушение плавучего сооружения типа судна, отличающийся тем, что в указанную цистерну через по меньшей мере один первый канал закачивают вытесняющую жидкость типа морской воды и тем, что указанную загрязняющую жидкость собирают через по меньшей мере один второй канал, причем по меньшей мере один из этих двух каналов, по меньшей мере, частично предназначен для выполнения по меньшей мере одной функции, используемой в неаварийных ситуациях.
Остальные признаки и преимущества изобретения явствуют из нижеследующего детального описания и рассмотрения приложенных чертежей, на которых:
- фиг.1, 4, 6 и 7 представляют собой схематические изображения четырех конфигураций исполнения судов, имеющих цистерны, снабженные средствами для сбора загрязняющей жидкости согласно изобретению;
- фиг.2 и 3 - изображения, соответственно, в осевом разрезе и на виде сверху муфты, являющейся частью этих средств для сбора жидкости;
- фиг.5 и 8 - изображения в аксонометрии цистерн, имеющих конструкцию, показанную на фиг.4 и 7;
- фиг.9 и 10, 11 и 12, 13 и 14, 15 и 16, 17 и 18 - соответствующие виды спереди и сверху, иллюстрирующие в каждом отдельном случае различные элементы, сообщающиеся с танкерной цистерной, которые снабжены муфтами, обеспечивающими возможность сбора жидкости, находящейся внутри этой цистерны;
- фиг.19 - поперечный разрез танкерной цистерны, на которой смонтирован ряд элементов, показанных на фиг.9-18.
Перейдем теперь к рассмотрению фиг.1, где показана цистерна 1, расположенная под палубой 3 судна 5 и предназначенная, например, для хранения топлива, необходимого для приведения в движение этого судна.
В этой цистерне имеются два вентиляционных канала 7а и 7b, которые проходят через палубу 3 и на каждом из которых смонтированы, во-первых, по одному вытяжному патрубку 9а, 9b и, во-вторых, по одной муфте 11а, 11b, присоединенной к каналу с получением тройника.
Один из примеров выполнения подобной муфты продемонстрирован на фиг.2 и 3. Муфта 11 имеет короткий канал 13, на котором закреплена приваренная манжета 15, а на эту последнюю надет глухой фланец 17 с использованием соответствующих крепежных средств типа гаечно-винтовых соединений 19.
В соответствии с этим первым вариантом, в качестве каналов 7а и 7b применены каналы, существующие безотносительно к проблеме сбора жидкости, находящейся внутри цистерны 1, в случае крушения. Однако можно предусмотреть и такую конструкцию, в которой эти два канала будут иметь диаметр, отличный от диаметра каналов, традиционно используемых для вентилирования цистерны 1.
Вариант, иллюстрируемый на фиг.4, отличается от предыдущего тем, что вентиляционный канал 7b соединен с вентиляционным каналом 7а, причем предусмотрен дополнительный аварийный канал 21, расположенный между каналом 7b и муфтой 11b, установленной на палубе 3 судна 5.
Особо наглядно этот второй вариант показан на фиг.5, где видны две цистерны 1, на каждой из которых смонтированы соответствующие вентиляционные каналы 7а, 7b, причем на самих каналах 7а установлены соответствующие муфты 11а и вытяжные патрубки 9а, а на каналах 7b - соответствующие дополнительные аварийные каналы 21 и муфты 11b.
В соответствии с вариантом, показанным на фиг.6, цистерна 1 имеет изначально лишь одну вентиляционную трубу 7а, на которой смонтированы вытяжной патрубок 9а и муфта 11а, а затем добавлена специальная аварийная труба 23, которая соединяет цистерну 1 непосредственно с муфтой 11b, находящейся на уровне палубы 3.
В варианте по фиг.7 цистерна 1 снабжена каналом 25 для замера уровня, обеспечивающим возможность измерять уровень жидкости, находящейся внутри этой цистерны, а на указанном канале смонтирована муфта 11а, находящаяся на уровне палубы 3 судна 5.
Кроме этого предусмотрен сливной канал 27, предназначенный для отвода в контур 29 избытка жидкости, находящейся в цистерне 1.
На этот сливной канал 27, существующий на любом обычном судне, насажен аварийный канал 31, на котором смонтирована муфта 11b, находящаяся на уровне палубы 3 судна 5.
На фиг.8 особенно четко видно, что сливной канал 27 присоединен к контуру 29. Можно также заметить второй сливной канал 27', но здесь уже применен стандартный трубопровод, то есть без установленного на нем аварийного канала 31.
Перейдем к фиг.9-19, которые относятся к судну, на котором цистерна(ы) с загрязняющей жидкостью представляет(ют) собой цистерны для транспортировки этой жидкости. Подобные цистерны могут иметься, например, на танкерах.
Как видно на этих чертежах, аварийные муфты, предназначенные для использования в ходе спасательных операций, объединены в данном случае с различными элементами сообщения с цистерной.
На фиг.9 и 10 показана муфта 11 описанного выше типа, насаженная с получением тройника на вентиляционный канал 33, который, в свою очередь, помещен на палубу 3 судна 5 и сообщается с находящейся под этой палубой цистерной 1.
Как и во всех традиционных системах, на таком вентиляционном канале может быть смонтирован вентилятор 35.
Как показано на фиг.11 и 12, на канале 33, снабженном муфтой 11, смонтирован декомпрессионный клапан 37 традиционного типа, с помощью которого обеспечивается отвод из цистерны 1 наружу находящихся в ней газов
На фиг.13 и 14 показана загрузочная линия 39, то есть канал, обеспечивающий возможность загрузки в цистерну 1 подлежащей транспортировке жидкости.
В данном случае муфта 11 может быть насажена на канал 39 с получением тройника таким образом, чтобы она была обращена вверх, как видно на фиг.13 и 14.
В соответствии с вариантом, представленным на фиг.15 и 16, муфта 11 приварена к плите 41, которая, в свою очередь, привинчена болтами к палубе судна. Такую плиту, которая может иметь, например, продолговатую форму (фиг.16), называют обычно «крышкой люка», с ее помощью оператор может проникать внутрь цистерны 1 для целей ее осмотра.
При использовании варианта, иллюстрируемого на фиг.17 и 18, муфта 11 приваривается к плите 43, которая, в свою очередь, привинчена болтами к пробке для очистки 45.
Как и в других известных системах, подобная пробка для очистки представляет собой проход через палубу 3, позволяющий вводить в цистерну 1 различные инструменты, предназначенные для ее очистки.
На фиг.19 приведен пример выполнения вентиляционного узла 11, 33, 35, декомпрессионного узла 11, 33, 37, а также двух отдельных муфт 11, установленных на пробках 45 для очистки, прикрепленных к палубе 3 судна 5 над цистерной 1.
Разумеется, возможна и любая иная комбинация органов, показанных на фиг.9-18.
Режим работы описанной выше системы и преимущества изобретения непосредственно следуют из вышесказанного.
Как будет понятно из нижеследующего, муфты 11 присоединены к каналам, выполняющим различные конкретные функции, когда судно 5 действует в обычном режиме, то есть в неаварийных ситуациях, так, например, подобные каналы обеспечивают возможность вентиляции, сброса давления, замера уровня, заполнения, слива, осмотра или же очистки цистерны.
Таким образом, благодаря установке муфт 11 на указанных каналах удается ограничить количество отверстий, проделываемых в палубе 3 судна 5, а следовательно, избежать усложнения конструкции и увеличения затрат на монтаж таких муфт для спасательных целей.
Следует также иметь в виду, что благодаря ограничению количества таких отверстий удается уменьшить и количество точек хрупкости в палубе 3, а также добиться некоторой экономии свободного пространства на этой палубе.
В случае крушения судна 5, а именно когда оно садится на мель или идет ко дну, глухие фланцы 17 муфт 11 прорезают, например, с помощью кольцевой пилы (можно также отвинтить болты крепления фланца) и крепят к этим муфтам специальные трубопроводы, позволяющие, во-первых, нагнетать под давлением в цистерну 1 морскую воду и, во-вторых, собирать находящуюся внутри цистерны загрязняющую жидкость, которая вытесняется в результате поступления морской воды.
Следует отметить, что благодаря выбору такой конструкции, при которой муфты 11 находятся на палубе 3, существенно облегчается доступ к ним, в частности, с помощью специального дистанционно управляемого подводного робота.
Должно быть совершенно очевидно, что изобретение никоим образом не ограничивается описанными выше и проиллюстрированными на чертежах вариантами его осуществления, которые приведены лишь в качестве примеров.
Так, например, можно применить всего по одной муфте для спасательных целей на каждую цистерну, каковая муфта будет устанавливаться на каком-либо канале, предназначенном для, по меньшей мере, частичного выполнения, по меньшей мере, одной функции, действующей в неаварийных ситуациях. Благодаря такой единственной муфте можно было бы вводить закачивающий шланг в цистерну севшего на мель судна или судна, по меньшей мере, одна из цистерн которого дала течь.
Можно также предусмотреть использование аварийных муфт в количестве более двух на цистерну.
Класс B63B27/34 с использованием трубопроводов
Класс B63B43/00 Средства, повышающие безопасность плавания водных транспортных средств, например средства борьбы за живучесть судна, не отнесенные к другим рубрикам