трансмиссионное масло

Классы МПК:C10M135/04 углеводороды
C10M137/10 тиопроизводные
C10M145/14 акрилаты; метакрилаты
C10M155/02 мономеры, содержащие кремний
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-03-29
публикация патента:

Использование: для всесезонной эксплуатации коробок передач переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ. Сущность: масло содержит, мас.%: серусодержащая присадка - 3,3-4,2; диалкилдитиофосфат цинка - 0,5-0,7; полиметакрилат - 1,7-2,0; кремнийорганическая присадка - 0,002-0,005; нефтяное масло - до 100. Серусодержащая присадка представляет собой продукт взаимодействия амиленовой фракции с содержанием амилена 97,3% с монохлористой серой при температуре 20-55°С. Технический результат - улучшение трибологических характеристик масла. 2 табл.

Формула изобретения

Трансмиссионное масло, содержащее диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, кремнийорганическую присадку, серусодержащую присадку, нефтяное масло, отличающееся тем, что в качестве серусодержащей присадки оно содержит продукт взаимодействия амиленовой фракции с содержанием амилена 97,3% с монохлористой серой при температуре 20-55°С при следующем соотношении компонентов в трансмиссионном масле, мас.%:

серусодержащая присадка 3,3-4,2
диалкилдитиофосфат цинка0,5-0,7
полиметакрилат 1,7-2,0
кремнийорганическая присадка 0,002-0,005
нефтяное масло до 100.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к составам трансмиссионных масел, используемых для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.

Известно редукторное масло содержащее, мас.%: аллиловый эфир диэтилтиокарбаминовой кислоты 2-4; борированный диалкилдитиофосфат 0,5-1,5; полиметакрилат 0,1-0,3; нефтяное масло до 100 (RU 1593202, МКИ С10М 137/10, 15.10.1994 г.).

Масло предназначено для смазывания зубчатых и червячных передач промышленного оборудования. Данный вид масла нельзя использовать для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.

Известно трансмиссионное масло (Пат. RU N 2148620, МКИ С10М 141/08, опубл. 10.05.2000 г.), содержащее, мас.%:

Металлиловый эфир диэтилдитиокарбаминовой кислоты - 5,8-6,2

Полиметакрилат - 0,8-1,2

Диалкилдитиофосфат цинка - 1,4-1,6

Кислый эфир алкенилянтарной кислоты - 0,045-0,055

Олеиновая кислота - 0,15-0,25

Кремнийорганическая присадка - 0,003-0,005

Нефтяное масло - до 100

Масло рекомендовано к использованию для агрегатов трансмиссий всех легковых автомобилей, кроме переднеприводных. Данный вид масла нельзя использовать для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.

Наиболее близким к заявляемому составу является трансмиссионное масло (Пат. RU 2334788, МКИ С10М 135/04, опубл. 10.05.2008 г.), содержащее, мас.%:

серусодержащая присадка - 3,5

диалкилдитиофосфат цинка - 0,3

полиметакрилат - 1,9

кремнийорганическая присадка - 0,004

нефтяное масло - до 100.

Масло трансмиссионное предназначено для всесезонной эксплуатации коробок передач переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ. Однако данное трансмиссионное масло обладает низкими трибологическими характеристиками и, как следствие, невысоким уровнем антиокислительных, противозадирных, противоизносных и вязкостных свойств.

Задачей является разработка состава трансмиссионного масла, которое по вязкостно-температурным свойствам соответствует классу вязкости 80w/85 по классификации SAE I306, по эксплуатационным свойствам группе GL-4 по API, соответствует требованиям, предъявляемым ТУ 38.301-29-90-97. Технический результат: предлагаемое трансмиссионное масло обладает высокими трибологическими характеристиками, высоким уровнем антиокислительных, противозадирных, противоизносных и вязкостных свойств. Применение масла позволит повысить эффективность эксплуатации автомобиля, срок службы деталей агрегатов трансмиссий.

Технический результат достигается тем, что трансмиссионное масло содержит диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, кремнийорганическую присадку, серусодержащую присадку, нефтяное масло, при этом в качестве серусодержащей присадки оно содержит продукт взаимодействия амиленовой фракции с содержанием амилена 97,3% с монохлористой серой при температуре 20-55°С при следующем соотношении компонентов в трансмиссионном масле, мас.%:

серусодержащая присадка - 3,3-4,2

диалкилдитиофосфат цинка - 0,5-0,7

полиметакрилат - 1,7-2,0

кремнийорганическая присадка - 0,002-0,005

нефтяное масло - до 100.

Заявляемый состав трансмиссионного масла, в котором используется новая серосодержащая присадка, в количестве 3,3-4,2 мас.% обладает высокими трибологическими характеристиками, обеспечивающими высокий уровень антиокислительных, противозадирных, противоизносных и вязкостных свойств. Кроме того, высокая термическая стабильность и окислительная стабильность позволяют использовать данное масло для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в широком диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.

Процесс получения трансмиссионного масла заключается в следующем.

Пример 1. При 70-80°С в 937,465 г нефтяного масла последовательно добавляют 38 г (3,8 мас.%) серусодержащей присадки, 6 г (0,6 мас.%) диалкилдитиофосфата цинка, 18,5 г (1,85 мас.%) полиметакрилата, 0,035 г (0,0035 мас.%) кремнийорганической присадки. Полученную смесь перемешивают в течение 3 часов.

Примеры 2, 3 осуществляют аналогично примеру 1, а содержание компонентов в предлагаемом трансмиссионном масле приведено в табл.1.

Таблица 1
Наименование компонента Содержание компонентов, мас.%
12 3
Серусодержащая присадка3,8 3,3 4,2
Диалкилдитиофосфат цинка0,6 0,50,7
Полиметакрилат 1,85 1,72,0
Кремнийорганическая присадка0,0035 0,002 0,005
Нефтяное маслоДо 100 До 100 До 100

В трансмиссионном масле использованы следующие компоненты: серусодержащая присадка, полученная следующим образом:

В четырехгорлый реактор, снабженный эффективной мешалкой, термометром, обратным холодильником и капельной воронкой, при интенсивном перемешивании к 12,50 г амиленовой фракции (Ткип=38-41°С, трансмиссионное масло, патент № 2453587 =0,640 г/см3) с содержанием амилена 97,3% добавляют по каплям 10,0 г монохлористой серы. Дозирование осуществляют в течение 15-20 мин, охлаждая реакционную массу до комнатной температуры (20-25°С). После завершения дозировки монохлористой серы реакционную массу выдерживают при комнатной температуре и интенсивном перемешивании в течение 30 мин. После окончания реакции реакционную массу нагревают до 50-55°С и продувают азотом в течение 30 мин. Затем реакционную массу растворяют в 30 мл гептана, промывают дистиллированной водой, сушат над хлористым кальцием и отгоняют в вакууме растворитель.

В результате получают 18,30 г (89,8%) серусодержащей присадки, представляющего собой маслянистую жидкость светло-желтого цвета с плотностью 1,1324 г/см3 с содержанием серы 23,3%.

85%-ный раствор в масле диалкилдитиофосфата цинка по ТУ 0257-005-00044434-99 (присадка ДФ-11К)

30%-ный раствор в масле И-20А полиметакрилата по ТУ 6-01-270-94 (присадка ПМА "Д")

Кремнийорганическая присадка полиметилсилоксан по ОСТ 6-02-20-79 (присадка ПМС-200А).

Для экспериментальной проверки предлагаемого состава была изготовлена смесь ингредиентов, которая испытана на соответствие ТУ 38.301-29-90-97 (табл.2). Трибологические характеристики образцов масел оценивались по ГОСТ 9490-75 на четырехшариковой машине трения. Состав масла - в табл.1. Сравнительная характеристика свойств масла согласно изобретению и прототипу приведена в табл.2.

Таблица 2
№ № п/п Показатель Норма по ТУ 38.301-29-90-97 Прототип Предлагаемые рецептуры по примерам
12 3
1 Вязкость кинематическая при 100°С, сСт трансмиссионное масло, патент № 2453587 13.514.66 14,6 14,414,7
2 Вязкость кинематическая при 40°С, сСт не норм.145,2 145 142146
3 Индекс вязкости трансмиссионное масло, патент № 2453587 100101,7 101,5 100,0101,9
4 Плотность при 20°С, кг/м3 трансмиссионное масло, патент № 2453587 900888,9 889 890889
5 Температура вспышки, о.т., °С трансмиссионное масло, патент № 2453587 200220 220 220220
6 Температура застывания, °С <-30-32 -30 -32-33
7 Массовая доля мех. примесей, % отс.отс. отс.отс. отс.
8 Массовая доля воды, % следы отс.отс. отс.отс.
9 Массовая доля серы за счет присадок, % трансмиссионное масло, патент № 2453587 0,70,98 0,98 0,851,09
10 Массовая доля фосфора за счет присадок, % трансмиссионное масло, патент № 2453587 0,030,091 0,047 0,040,055
11 Трибологические характеристики на ЧШМ: трансмиссионное масло, патент № 2453587 трансмиссионное масло, патент № 2453587 трансмиссионное масло, патент № 2453587 трансмиссионное масло, патент № 2453587 трансмиссионное масло, патент № 2453587
трансмиссионное масло, патент № 2453587 индекс задира, кгстрансмиссионное масло, патент № 2453587 4049,98 71,4 6577,2
трансмиссионное масло, патент № 2453587 диаметр пятна износа, ммтрансмиссионное масло, патент № 2453587 080,44 0,42 0,50,40
трансмиссионное масло, патент № 2453587 нагрузка сваривания, кгстрансмиссионное масло, патент № 2453587 224299 456 405473
12 Совместимость с резиновыми уплотнениями (изменение объема) в течение 72 ч, %:трансмиссионное масло, патент № 2453587 трансмиссионное масло, патент № 2453587 трансмиссионное масло, патент № 2453587 трансмиссионное масло, патент № 2453587 трансмиссионное масло, патент № 2453587
трансмиссионное масло, патент № 2453587 марки 2801 при Т=135°С +10÷-2+1,1 +1,31 +1,31+1,31
трансмиссионное масло, патент № 2453587 марки 57-5025 при Т=110°С ±8+1,4 +1,56 +1,56+1,56

Приготовление масла согласно изобретению не требует разработки специальной технологии. Оно может изготавливаться на обычной установке компаундирования или на любой другой установке, на которой имеются емкости с обогревающим, перемешивающим и фильтрующим устройствами. Образцы изготавливают следующим образом. В подогретое до 70-80°С нефтяное масло вводят присадки. Последовательность введения присадок значения не имеет. Полученную смесь перемешивают при 70-80°С в течение 3 часов.

Таким образом, предлагаемое трансмиссионное масло имеет следующие преимущества:

1. Требуется меньшее количество присадок для получения трансмиссионного масла.

2. Данный вид масла можно использовать для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С

3. Полученное трансмиссионное масло соответствует требованиям, предъявляемым ТУ 38.301-29-90-97.

4. В отличие от прототипа данный вид масла обладает более высокими трибологическими характеристиками, обеспечивающими высокий уровень антиокислительных, противозадирных, противоизносных и вязкостных свойств.

Класс C10M135/04 углеводороды

технологическая смазка для холодной объемной штамповки металла -  патент 2514235 (27.04.2014)
противозадирные и противоизносные присадки к маслам, работающим при высоких давлениях -  патент 2513728 (20.04.2014)
трансмиссионное масло -  патент 2479625 (20.04.2013)
трансмиссионное масло -  патент 2479624 (20.04.2013)
способ получения серусодержащей присадки -  патент 2469075 (10.12.2012)
трасмиссионное масло -  патент 2453586 (20.06.2012)
противозадирные и противоизносные присадки к маслам, работающим при высоких давлениях -  патент 2434936 (27.11.2011)
способ получения серусодержащей присадки -  патент 2423413 (10.07.2011)
технологическая смазка для холодной объемной штамповки металла -  патент 2418043 (10.05.2011)
технологическая смазка для холодной объемной штамповки металла -  патент 2404233 (20.11.2010)

Класс C10M137/10 тиопроизводные

Класс C10M145/14 акрилаты; метакрилаты

Класс C10M155/02 мономеры, содержащие кремний

Наверх