рельсовая колея и способ ее эксплуатации
Классы МПК: | E01B11/04 плоские стыковые накладки |
Патентообладатель(и): | Зиньковский Александр Тихонович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-12-15 публикация патента:
20.06.2012 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к верхнему строению пути, и может быть применено при строительстве и ремонте железнодорожных и трамвайных путей, метрополитена, аттракционов с элементами железной дороги. Способ эксплуатации рельсовой колеи включает движение по ней транспортных средств. Рельсовая колея включает две рельсовые нити, каждая из которых образована состыкованными с зазором рельсами. Рельсы соединены друг с другом посредством выполненных с боковых сторон стыковых накладок с болтовыми отверстиями. Рельсовая нить содержит рельсы, каждый из которых с одной боковой стороны с одной стыковой накладкой соединен посредством круглых болтовых отверстий, а с другой стыковой накладкой соединен посредством болтовых отверстий с поперечным сечением в виде продолговатой фигуры. Технический результат заключается в повышении безопасности и надежности на железной дороге, снижении энергозатрат на перевозку пассажиров и грузов, уменьшении ударных нагрузок и вредного шумового воздействия на окружающую среду и пассажиров, увеличении сроков эксплуатации железной дороги, подвижного состава, снижении угона рельсов. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Рельсовая колея, включающая две рельсовые нити, каждая из которых образована состыкованными с зазором рельсами, соединенными друг с другом посредством выполненных с боковых сторон стыковых накладок с болтовыми отверстиями, отличающаяся тем, что рельсовая нить содержит рельсы, каждый из которых с одной боковой стороны с одной стыковой накладкой соединен посредством круглых болтовых отверстий, а с другой стыковой накладкой соединен посредством болтовых отверстий с поперечным сечением в виде продолговатой фигуры.
2. Способ эксплуатации рельсовой колеи, включающий движение по ней транспортных средств, отличающийся тем, что движение транспортных средств осуществляют по направляющей рельсовой колее по п.1.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к верхнему строению пути, и может быть применено при строительстве и ремонте железнодорожных и трамвайных путей, метрополитена, а также аттракционов с элементами железной дороги.
Известна рельсовая колея, содержащая две рельсовые нити, каждая из которых включает рельсы, соединенные друг с другом посредством расположенных по обе стороны от рельсов стыковых накладок (М.А. Чернышев. Устройство, содержание и ремонт пути. 2-е переработ. изд. Учебник для техникумов ж.д. транспорта. М., Трансжелдориздат, 1963, 467 с. с илл. Библ. с.111). Однако ее недостатком является низкая безопасность эксплуатации рельсовой колеи, большой люфт в соосных отверстиях и связанный с ним быстрый износ накладок и рельсов, сопровождающийся разрушающими ударными нагрузками. К тому же на разрушение железнодорожной колеи и колес транспортных средств, также испытывающих ударные нагрузки, вредное шумовое воздействие на окружающую среду и пассажиров расходуется дополнительная энергия, снижающая эффективность затрат на перевозки по железной дороге.
Указанная рельсовая колея является ближайшим аналогом предлагаемого изобретения. Технический результат изобретения заключается в повышении безопасности и надежности на железной дороге, снижении энергозатрат на перевозку пассажиров и грузов, уменьшении ударных нагрузок и вредного шумового воздействия на окружающую среду и пассажиров, увеличении сроков эксплуатации железной дороги, трамваев, подвижного состава, снижении угона рельсов.
Технический результат достигается за счет того, что в рельсовой колее, включающей две рельсовые нити, каждая из которых образована состыкованными с зазором рельсами, соединенными друг с другом посредством выполненных с боковых сторон стыковых накладок с болтовыми отверстиями, рельсовая нить содержит рельсы, каждый из которых с одной боковой стороны с одной стыковой накладкой соединен посредством круглых болтовых отверстий, а с другой стыковой накладкой соединен посредством болтовых отверстий с поперечным сечением в виде продолговатой фигуры.
На чертеже условно показана рельсовая нить, содержащая рельсы, каждый из которых с одной боковой стороны с одной стыковой накладкой соединен посредством круглых болтовых отверстий, а с другой стыковой накладкой соединен посредством болтовых отверстий с поперечным сечением в виде продолговатой фигуры, вид сверху. Рельсовая нить содержит рельсы 1, 2 и 3, состыкованные с зазорами 4 и 5. Рельс 2 с боковой стороны 6 скреплен с стыковыми накладками 7 и 8, а с боковой стороны 9 со стыковыми накладками 10 и 11 посредством выполненных в соответствующих стыковых накладках круглых болтовых отверстий 12 и 13, 18 и 19 и болтовых отверстий овальной формы (с поперечным сечением в виде продолговатой фигуры) 14 и 15, 16 и 17. Таким образом, с одной стороны (стороны 6) рельс 2 соединен с стыковой накладкой 7 с помощью выполненных в ней круглых болтовых отверстий 12 и 13, и с той же стороны 6 соединен с стыковой накладкой 8 посредством выполненных в ней болтовых отверстий 14 и 15 овальной формы (с поперечным сечением в виде продолговатой фигуры). В рельсе 2, соединенном жестким неподвижным соединением с боковой стороны 6 посредством круглых болтовых отверстий 12 и 13 со стыковой накладкой 7 и с боковой стороны 9 посредством круглых болтовых отверстий 18 и 19 со стыковой накладкой 11, в процессе его эксплуатации в два раза меньше трущихся между собой деталей (стыковая накладка и шейка рельса). Отсутствие трущихся между собой деталей исключает между ними люфт, способствует их сохранности, уменьшает вероятность возникновения люфта в болтовых соединениях и на другой боковой стороне рельса, исключает истирание соприкасающихся поверхностей, что, в конечном итоге, повышает безопасность движения по железной дороге, увеличивает срок ее эксплуатации. Рельсовая нить работает следующим образом.
При увеличении температуры окружающего воздуха длина рельса 2, жестко, неподвижно соединенного с стыковыми накладками 7 и 11 посредством круглых отверстий 12 и 13, 18 и 19, увеличивается и, благодаря отверстиям 14 и 15, 16 и 17, имеющим форму овала, происходит движение концов рельса 2 в сторону соответствующих зазоров 4 и 5. Трения шейки рельса 2 о стыковые накладки 7 и 11, а также деталей болтового соединения о стенки болтовых отверстий 12 и 13, 18 и 19 в стыковых накладках 7 и 11 не происходит. Уменьшается вероятность износа стыковых накладок и рельсов с последующим разрушением соответствующих стыковых соединений. Аналогичные процессы происходят при сезонных и суточных снижениях температуры окружающего воздуха, когда длина рельса 2 уменьшается и движение его концов происходит в обратную сторону.
Наличие неподвижного соединения рельса 2 с накладками 7 и 11 является положительным фактором, влияющим на стабильность характеристик стыкового соединения и срок эксплуатации рельсовой нити в целом.
Способ эксплуатации рельсовой колеи, включающий движение по ней транспортных средств, заключается в том, что движение транспортных средств осуществляют по указанной выше рельсовой колее.
Класс E01B11/04 плоские стыковые накладки