способ отгона льда от причальных сооружений
Классы МПК: | E02B15/02 очистка от льда |
Автор(ы): | Безюков Олег Константинович (RU), Гладков Геннадий Леонидович (RU), Колосов Михаил Александрович (RU), Федотова Олеся Андреевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций" (ФБОУ ВПО "СПГУВК") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-12-17 публикация патента:
20.06.2012 |
Изобретение относится к области водного транспорта и может быть использовано для улучшения навигационных условий в акваториях портов в зимний период навигации. Способ включает установку на причале насоса и создание струйных потоков, направленных от сооружения в сторону акватории. Для этого на причальной стенке ниже минимального навигационного уровня воды монтируют коллектор с патрубками, в который подают насосом воду. Всасывающий трубопровод насоса опускают в приямок, выполненный на дне акватории. В качестве насоса может быть использован землесос, напорный трубопровод которого соединен с коллектором. Повышается эффективность подъема теплой воды на поверхность и отгона льда от причала. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Формула изобретения
1. Способ отгона льда от причальных сооружений, включающий установку на причале насоса и создание струйных потоков, направленных от сооружения в сторону акватории, отличающийся тем, что на причальной стенке ниже минимального навигационного уровня воды монтируют коллектор с патрубками, в который подают насосом воду, при этом всасывающий трубопровод насоса опускают в приямок, выполненный на дне акватории.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве насоса используют землесос, напорный трубопровод которого соединен с коллектором.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области водного транспорта и касается способов улучшения навигационных условий в акваториях портов в зимний период навигации. Известны способы отгона льда от сооружений, включающие установку потокообразователей у причалов (см. Л.В.Иванов. Зимняя эксплуатация объектов водного транспорта. М.: «Транспорт», 1978, стр.68, рис.25). Однако установка отдельных потокообразователей не создает достаточную акваторию у причала, необходимую для швартовки судна.
Известны способы создания незамерзающих акваторий за счет подъема из глубины теплых вод посредством подачи сжатого воздуха в перфорированный донный трубопровод (авт. свид. № 394494 Е02в 15/00, приоритет 30.09, 1970, БИ № 34, 1973).
Однако данный способ требует дорогостоящего оборудования (компрессоры), а эффективность подъема теплых вод и образования поперечных течений недостаточна, поскольку потери энергии составляют порядка 60%.
Известны способы подъема теплых вод со дна водоема посредством погружных насосов и подачи вод через горизонтальные трубы с водовыпусками, уложенные на дне водоема (патент Франции 1,211,708, кл. Е02в, 1958, патент Финляндии 32261 кл. 84а, 1, 1958). Однако и данный способ подъема теплых вод с подъема на поверхность неэффективен, т.к. при больших глубинах недостаточно кинетической энергии струи, чтобы пробить толщу воды и обогревать поверхность акватории.
Сущность изобретения заключается в следующем, для повышения эффективности подъема теплой воды на поверхность и отгона льда от причала на стенке причала ниже уровня воды монтируют трубчатый коллектор с водовыпусками, через которые подают воду, взятую с глубины акватории.
Для подачи воды используют насосы, установленные на поверхности, но с погружаемым на дно водоема всасывающим трубопроводом. В качестве насосной установки подающей воды с глубины в коллектор используют землесос. Коллектор монтируют ниже навигационного уровня воды, что исключает в нем образование льда.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 представлена схема установки коллектора с водовыпусками и насосной; на фиг.2 то же в плане, на фиг 3 представлена схема в поперечном разрезе, на фиг.4 дана схема с использованием для подачи воды на поверхность земснаряда, в плане; на фиг.5 - та же схема в продольном разрезе, на фиг.6 представлена схема линий тока к всасывающему трубопроводу.
На причале 1 монтируют под уровнем воды трубчатый коллектор 2 с водовыпусками 3. Коллектор 2 патрубком 4 соединен с насосом 5. Всасывающий трубопровод 6 насоса 5 опускают вертикально на дно водоема в приямок 7. Насос 5 монтируют на стенке 1 в концевой части причала. Вместо насоса 5 к коллектору 2 соединяют напорный трубопровод землесоса 8, при этом всасывающий трубопровод 9 землесоса 8 опускают в приямок 7. Землесос 8 швартуется к причалу 1 в зоне, свободной от швартовки судов. Для исключения размыва дна, поверхность приямка и откоса 6 укрепляют железобетонными плитами или каменной наброской.
Отгон льда и обогрев причала по данному способу выполняют следующим образом. Насос 5 по всасывающему трубопроводу 6 поднимает воду из приямка 7 и подает в коллектор 2. Из коллектора 2 вода через водовыпуски 3 подается на акваторию и за счет образования течений отгоняет плавающий лед 10 от причала. Кроме того, подъем теплой воды на поверхность приводит к таянию ледяного покрова у линии причала и предотвращает обмерзание причала. В период работы насосной 5 в приямок 7 поступает донная теплая вода со всей акватории, что подтверждается моделированием линий тока (фиг.6). Поступление теплой воды из донных слоев обусловлено плотностной стратификацией воды. Вместо стационарной насосной, воду в коллектор может подавать землесос, который в зимний период не используется по прямому назначению.
Класс E02B15/02 очистка от льда