способ прицеливания с маневрирующего летательного аппарата
Классы МПК: | F41G3/22 для оружия на транспортных средствах, например на самолетах F41G9/02 при бомбометании |
Автор(ы): | Айвазян Сергей Альбертович (RU), Богданов Юрий Владимирович (RU), Моисеев Анатолий Георгиевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Айвазян Сергей Альбертович (RU), Богданов Юрий Владимирович (RU), Моисеев Анатолий Георгиевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-06-08 публикация патента:
20.06.2012 |
Способ может быть использован для прицельной доставки грузов с произвольных криволинейных траекторий. В способе отображают линию прогнозируемых требуемых пеленгов (ЛПТП) цели, строящуюся в виде функции времени прогноза , изменяющегося от 0=t до k в предположении того, что летательный аппарат на этом интервале времени будет лететь с неизменным управлением U( )=const, равным управлению в данный текущий момент t, т.е. U( )=U(t), [t, k]. Совмещают путем управления летательным аппаратом отображаемую цель с ЛПТП с последующей фиксацией цели на ЛПТП. В случае выхода цели и/или прицельной марки за пределы поля их отображения используют режим интерактивного прицеливания с отображением в зоне отображения псевдоцели и псевдоприцельной марки с исходящей из нее псевдоЛПТП. Технический результат - расширение возможностей для маневрирования при доставке грузов с криволинейных траекторий, не ограниченных полем зрения коллиматорного авиационного индикатора. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Способ прицеливания с маневрирующего летательного аппарата, по которому в поле зрения летчика отображают линию прогнозируемых требуемых пеленгов (ЛПТП) цели, строящуюся в виде функции времени прогноза , изменяющегося от 0=t до k в предположении того, что летательный аппарат на этом интервале времени будет лететь с неизменным управлением U( )=const, равным управлению в данный текущий момент t, т.е. U( )=U(t), [t, k], совмещают путем управления летательным аппаратом отображаемую цель с ЛПТП с последующей фиксацией цели на ЛПТП, отличающийся тем, что в случае выхода цели и/или прицельной марки за пределы поля их отображения используют режим интерактивного прицеливания с отображением в зоне отображения псевдоцели и псевдоприцельной марки с исходящей из нее псевдо ЛПТП.
2. Способ прицеливания с маневрирующего летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что дополнительно отображают границы области прицеливания с предельно допустимыми перегрузками ЛА с первого захода.
3. Способ прицеливания с маневрирующего летательного аппарата по п.1 или 2, отличающийся тем, что отображают участки ЛПТП или псевдо ЛПТП областей прогнозируемого полета летательного аппарата, в которых возможно нарушение условий безопасности полета.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к прицельной технике и позволяет выполнять применение отделяемых от летательного аппарата средств по подвижным наземным, надводным и воздушным объектам-целям с произвольного пространственного маневра.
Известен способ прицеливания при сбросе грузов в точку земной поверхности с маневрирующего летательного аппарата (ЛА), согласно которому в поле зрения летчика отображается линия прогнозируемых требуемых пеленгов (угловых положений) (ЛПТП) объекта-цели, строящаяся в виде функции времени прогноза , изменяющегося от 0=t до k в предположении того, что ЛА на этом интервале времени будет лететь с неизменным управлением U( )=const, равным управлению в данный текущий момент t, т.е. U( )=U(t), [t, k]. Задача летчика при прицеливании способом «ЛПТП» состоит в совмещении путем управления ЛА объекта-цели с ЛПТП (с любой ее точкой) и фиксации наблюдаемого объекта-цели на этой линии. Если фиксация объекта-цели на ЛПТП осуществлена, то это означает, что при практически постоянном управлении U(t) ЛА выйдет в точку "точного" сброса груза, т.е. в точку, где фактический пеленг объекта-цели ö(t) равен требуемому пеленгу Тр(t) и сброшенный груз попадет в выбранный объект-цель. Точка Тр(t) представляет собой традиционную прицельную марку. Линия прогнозируемых требуемых пеленгов цели Тр( ) может вычисляться, либо по результатам интегрирования дифференциального уравнения динамики конечного состояния двухступенчатой динамической системы "ЛА - Груз" (применение такого способа целесообразно в случае использования автоматического или полуавтоматического управления ЛА при прицеливании с отображением ЛПТП при применении методов оптимального управления, требующих математического описания расчетного промаха - конечного состояния двухступенчатой динамической системы «ЛА - Груз» в виде дифференциального уравнения), либо вычисление прогнозируемых требуемых положений цели может осуществляться на основании решения задачи внешней баллистики АСП с учетом ветра, математически примененного с прогнозируемого, в общем случае, пространственного маневра ЛА, по прогнозируемой (на время ), в общем случае, подвижной цели. Ветер, как известно, может быть учтен также и другим путем, а именно путем использования так называемой приведенной скорости цели.
Линия прогнозируемых требуемых пеленгов цели представляет собой геометрическое место точек прогнозируемых положений прицельной марки на прогнозируемом движении ЛА с учетов прогнозируемого положения цели, ветра и решения задачи баллистики сбрасываемого груза, определяемых на основе измеренных текущих значений фазовых координат ЛА - объекта-цели и ветра. В случае неподвижного объекта-цели и при безветрии ЛПТП совпадает с отображением, в общем случае кривой «линии разрывов» (см. А.Г.Моисеев. Статистическая теория оптимального прицеливания: учебник для слушателей и курсантов ВУЗов ВВС. - М.: Изд. ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 2008; Моисеев А.Г., Айвазян С.А. «Интерактивные системы управления применением вертолета» статья в Сборнике трудов 3-го форума Российского Вертолетного Общества. - М., 24-25 марта 1998 г., с.VП1-37-VIII-42).
Данный способ из-за ограничения поля зрения коллиматорного авиационного индикатора (КАИ), на котором отображается ЛПТП, не позволяет выполнять прицельную достатку грузов с произвольных криволинейных траекторий, так как метод "ЛПТП" требует визуального (через КАИ) контакта с целью или отметкой цели и линией "разрывов" - ЛПТП в течение всего процесса выведения летательного аппарата на цель.
Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в расширении возможностей для маневрирования при доставке грузов с криволинейных траекторий, не ограниченных полем зрения КАИ, как в автоматическом, так и в ручном режимах управления ЛА при прицеливании с отображением ЛПТП при применении принудительно отделяемых средств как по подвижным наземным, надводным и воздушным объектам-целям либо автоматически сопровождаемых с помощью локационных систем ЛА, либо с известными заранее фазовыми координатами, либо с определяемыми путем счисления на основе их значений, полученных при привязке к объектам-целям (при целеуказании).
Указанный результат достигается путем введения дополнительного по отношению к вышеописанному способу отображения на индикаторе псевдоприцельной марки (ППМ), исходящей из нее псевдоЛПТП (ПЛПТП) и псевдоцели (ПЦ), формируемых переносом значений их угловых координат из невидимой зоны в видимую зону КАИ путем их масштабирования. В случае, когда цель и (или) прицельная марка, а также ЛПТП находятся в видимой зоне КАИ, используется режим интерактивного прицеливания, описанный выше, используемый в видимой зоне КАИ. В случае выхода цели и (или) прицельной марки за пределы поля зрения КАИ применяется режим интерактивного прицеливания в невидимой зоне КАИ с отображением псевдоцели, псевдоприцельной марки и псевдоЛПТП. Дополнительное введение в случае прицеливания в невидимой зоне КАИ, а также использование в случае прицеливания в видимой зоне КАИ линий ПГ1, ПГ2, Г1, Г2, исходящих из ППМ и ПМ соответственно, указывающих границы области прицеливания с предельно допустимыми перегрузками ЛА с первого захода, а также отображением в виде пунктирных участков ЛПТП или псевдоЛПТП областей прогнозируемого полета ЛА, в которых возможно нарушение условий безопасности полета, связанное с полетом в этих областях на высоте ниже допустимой, или с попаданием ЛА в область разлета элементов отделяемых от ЛА средств, или с полетом в условиях сложного рельефа местности и пр. Летчик, наблюдая эту информацию, заблаговременно может путем управления ЛА принять меры по устранению возможного попадания ЛА в условия нарушения безопасности полета. Тем самым обеспечивается расширение возможностей прицеливания с произвольных маневров ЛА (не ограниченных полем зрения КАИ), однотипность действий летчика при прицеливании как в видимой, так и в невидимой зоне КАИ, информированность летчика о возможности прицеливания с первого захода, чем обеспечивается повышение уровня безопасности полета ЛА при прицеливании.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 показана блок-схема алгоритма вычисления угловых координат; на фиг.2 изображена индикация прицельной информации в видимой зоне КАИ; на фиг.3 - индикация прицельной информации, построенная путем ее переноса из невидимой в видимую зону КАИ.
При осуществлении способа прицеливания вычисляют угловые координаты псевдоприцельной марки (ППМ), угловых координат точек исходящей из ППМ псевдоЛПТП (ПЛПТП), угловых координат псевдоцели (ПЦ), а также угловых координат псевдолиний границ ÏÃ1, ÏÃ2. Границы видимой зоны КАИ задаются в полярной системе координат Оr Ãð, функцией rÃð=rÃð ( ).
По фактическим значениям ТрÂо= ТрÂ( 0), ТрÃо= ТрÃ( 0) и ÖÂ, Öà соответственно угловых координат прицельной марки (ПМ) и объекта-цели (Ц) вычисляют их полярные координаты соответственно и где числа nÏ и nÖ выбираются в соответствии с той четвертью плоскости, в которой находится рассматриваемая точка «ПМ» или «Ц». Вычисляют расстояния Ö=rÖ-rÃð ( Ö) и Ï=rÏ-rÃð ( Ï) до границы КАИ соответственно точки «ПМ» и «Ц». Определяют, выходит ли точка «Ц» за пределы границы КАИ, т.е. выполняется ли неравенство rÏ rÃð( Ï) или нет. При выполнении этого неравенства проверяют больше ли расстояние выхода за границу КАИ точки «Ц» по сравнению с расстоянием выхода за границу КАИ точки «ПМ», т.е. выполняется ли неравенство Ö Ï или нет. В случае выполнения этого неравенства вычисляют масштабный коэффициент К=rà ( Ö)/rÖ по расстоянию r Ö точки «Ц», дальше выходящей за границу, нежели точка «ПМ». При невыполнении неравенства Ö Ï вычисляется масштабный коэффициент К=r à ( Ï)/rÏ по расстоянию r Ï точки «ПМ». С использованием значения масштабного коэффициента К вычисляются масштабированные значения угловых координат псевдоцели - ПЦ, псевдоприцельной марки - ППМ, точек псевдоЛПТП - ПЛПТП, точек псевдо 1-й и 2-й границ области прицеливания с первого захода, соответственно по формулам , , Угловые координаты псевдоприцельной марки - ППМ являются координатами псевдоЛПТП - ППЛТП при значении i=0, соответствующем временной точке 0=t. Значения угловых координат поступают в «блок формирования прицельной информации на КАИ». При невыполнении неравенства Ö Ï проверяется неравенство rÖ rÃð( Ö). При выполнении последнего неравенства вычисление масштабного коэффициента К осуществляется по формуле К=rà ( Ö)/rÖ. Невыполнение неравенства rÖ rÃð( Ö) свидетельствует о том, что точки «Ц», «ПМ» находятся в видимой зоне КАИ и значения угловых координат точек «Ц», «ПМ» и «ЛПТП» поступают в «блок формирования прицельной информации на КАИ» в неизменном (в немасштабированном) виде.
Угловые координаты ÖÂ, ÖÃ, ТрÂо, ТрÃо, ТрÂi, ТрÃi, Ã1Âi, Ã1Ãi, Ã2Âi, Ã2Ãi, , используемые в алгоритме переноса метки цели, прицельной марки, точек ЛПТП цели и точек линий границ области прицеливания с первого захода Г1, Г2 из невидимой зоны в видимую зону КАИ (см. блок-схему, изображенную на фиг.1), определяются в «Блоке вычисления угловых координат прицельной марки (ПМ) - ТрÂо, ТрÃо, отметки цели (Ц) - ÖÂ, ÖÃ, точек линий прогнозируемых требуемых положений (ЛПТП) цели - ТрÂi, и границ области прицеливания с первого захода Г1, Г2 - Ã1Âi, Ã1Ãi, Ã2Âi, В этом блоке вычисляют на основании измеряемых в текущий момент времени t (и пересчитанных некоторых из измеренных величин путем преобразования координат) значений векторов фазовых координат: ЛА - объекта-цели - и ветра - фазовые координаты прогнозируемых на интервале времени 0, k, 0=t движения: ЛА - и объекта-цели - где vxg, vyg, vzg ; wxg, wyg, wzg; Jxg , Jyg, Jzg - проекции векторов соответственно воздушной, земной (путевой) скоростей, ускорения ЛА на оси нормальной системы координат; , , - углы тангажа, рыскания и крена ЛА; DÖxg , DÖyg, DÖzg; wÖxg , wÖyg, wÖzg; JÖxg , JÖyg, JÖzg; wÂxg , wÂzg - проекции соответственно векторов дальности, земной скорости, ускорения объекта-цели и земной скорости ветра на оси нормальной системы координат. Элементы векторов фазовых координат прогнозированного движения ЛА и цели помечены нижним индексом «р».
Фазовые координаты и прогнозируемого движения соответственно ЛА и объекта-цели определяют, в частности, путем интегрирования в ускоренном масштабе времени дифференциальных уравнений движения ЛА и экстраполяции движения объекта-цели соответственно. В каждой i-й временной точке i, ( , 0=t) прогнозируемого движения ЛА решается задача баллистики отделяемого средства и решается задача экстраполяции (на время движения отделяемого средства) движения объекта-цели. Определяются точка попадания отделяемого средства в «плоскость рассеивания» относительно объекта-цели и вектор промаха
представленный через проекции в нормальной прямоугольной системе координат, где xgÖ( i), уgÖ( i), zgÖ( i) - прогнозируемые на время i и время полета отделяемого средства координаты объекта-цели в нормальной системе координат; xgОС( i), ygОС( i), zgОС( i) - координаты точки попадания отделяемого в момент времени i от прогнозируемого ЛА средства в «плоскость рассеивания» в нормальной системе координат. Нижний индекс «g» означает принадлежность данных проекций нормальной системе координат. Ось Оyg совпадает с местной вертикалью, ось Оxg является горизонтальной и направлена в некотором заданном направлении, например на север, ось Оzg образует правую тройку, точка О начала координат совпадает с центром массы ЛА в данный текущий момент времени t. При применении отделяемого средства по наземным и надводным объекта-целям «плоскостью рассеивания» является горизонтальная плоскость, проходящая через объект-цель; при применении отделяемого средства по воздушным объектам-целям в качестве «плоскости рассеивания» на практике принимается плоскость, проходящая через цель и перпендикулярная вектору дальности цели относительно ЛА.
Вычисляют вектор , i, ( , 0=t) прогнозируемой требуемой дальности объекта-цели от положения ЛА в текущий момент времени t. Вектор определяет линейные координаты линии прогнозируемых требуемых положений цели - ЛПТП. Исходная точка ЛПТП, соответствующая временной точке 0=t, является требуемой для попадания отделяемого средства в объект-цель точкой положения объекта-цели в данный текущий момент времени t. Эта точка отображается на КАИ в виде прицельной марки - ПМ. Вычисляют угловые координаты ЛПТП определяющие ориентацию вектора относительно индикаторной системы координат КАИ, - вектор прогнозируемой требуемой дальности цели, представленный через проекции на оси связанной системы координат, обозначаемой нижним индексом «1»; А1,g - матрица перехода от нормальной к связанной системе координат,
Класс F41G3/22 для оружия на транспортных средствах, например на самолетах
Класс F41G9/02 при бомбометании