способ оценки гармоничности физического развития
Классы МПК: | A61B5/103 измерительные устройства для исследования или анализа формы, размеров или движения тела человека или его частей для диагностических целей A61B5/107 измерение физических размеров, например размеров тела в целом или его частей A61B5/22 эргометрия; измерение мускульной силы или силы удара A61B5/091 измерение объема вдыхаемых или выдыхаемых газов, например для определения жизненной емкости легких |
Автор(ы): | Сауткин Михаил Федорович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-12-16 публикация патента:
27.06.2012 |
Изобретение относится к спортивной медицине, физиологии, педиатрии и включает определение роста обследуемого, функциональных показателей его физического развития: жизненной емкости легких и становой силы, и морфологических показателей: массы тела и обхвата грудной клетки в паузе. Определяют отклонения этих показателей от должных величин для роста обследуемого по таблице корреляции с учетом пола и возраста обследуемого. Разницу между фактическим и должным показателем делят на его частную сигму и определяют отношение суммы полученных при этом значений для функциональных показателей к сумме полученных значений для морфологических показателей. Если это значение составляет от -2,0 до -1,1, то физическое развитие определяют как дисгармоничное, от -1,0 до +1,0 - как пропорциональное, от +1,1 до +2,0 - как гармоничное при данном росте обследуемого. Способ обеспечивает точность оценки гармоничности физического развития обследуемого в данный момент времени с учетом влияния различных факторов. 2 пр., 1 табл.
Формула изобретения
Способ оценки гармоничности физического развития, отличающийся тем, что у обследуемого определяют рост, функциональные показатели физического развития: жизненную емкость легких и становую силу, и морфологические показатели: массу тела и обхват грудной клетки в паузе, определяют отклонения этих показателей от должных величин для роста обследуемого по таблице корреляции с учетом пола и возраста обследуемого, а разницу между фактическим и должным показателем делят на его частную сигму, определяют отношение суммы полученных при этом значений для функциональных показателей к сумме полученных значений для морфологических показателей; если это значение составляет от -2,0 до -1,1, то физическое развитие определяют как дисгармоничное, от -1,0 до +1,0 - как пропорциональное, от +1,1 до +2,0 - как гармоничное при данном росте обследуемого.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии, спортивной медицине, педиатрии.
Известно моделирование гармоничности физического развития подростков [1]. Однако оно предусматривает измерение и оценку только морфологических показателей физического развития, но не характеризует его в целом.
Известен также способ определения и оценки физического развития растущего организма, основанный на корреляции признаков с длиной тела [2].
Цель изобретения - разработать способ оценки физического развития обследуемого, который бы точно представлял гармоничность его физического развития как в данный момент, так и под влиянием различных факторов.
Поставленная цель осуществляется следующим образом. Обследовано 208 студенток 17 лет. Оценка физического развития проводилась по таблицам корреляции с учетом пола, возраста, причем длина тела оценивалась самостоятельно по 5-балльной системе с учетом отклонения ее от среднегрупповой величины в общих сигмах: средняя величина, если отклонение от средней составляет М±1 , выше средней - М+1,1 до М+2 , высокой - М+2,1 и больше, ниже средней - М-1,1 до - 2 и низкой - М-2,1 и меньше.
Далее в частных сигмах оцениваются отклонения от их должных для роста других показателей физического развития и составляется отношение суммы отклонений двух функциональных признаков (жизненной емкости легких и становой силы) к сумме двух морфологических (массы тела и обхвата грудной клетки в паузе).
Если это отношение составит - 2,0-1,1, физическое развитие данного человека будет дисгармоничным, если равно -1,0 до +1,0 - пропорциональным, а если оно составит +1,1 до +2,0 - гармоничным, но с указанием оценки роста индивидуума.
Пример 1. Студентка О., 17 лет, имеет длину тела 172 см, массу тела 68 кг, окружность грудной клетки в паузе 93 см, жизненную емкость легких 2500 см3, становую силу 50 кг. В таблице корреляции для 17-летних девушек находим, что длина тела (рост) у нее является выше среднего, а соответствующие ему должные величины этих признаков равны 60,7 кг, 85 см, 3550 см3 и 69 кг. Отклонение от должных росту 172 см величин соответственно составляет 7,3 кг, 8 см, 1050 см3 и 19 кг, а в частных сигмах ( R) это будет равно: +1,14, +1,59, -2,30 и -1,31. Отношение же функциональных признаков к морфологическим в частных сигмах будет равняться:
Таким образом, в целом физическое развитие данной студентки будет дисгармоничным при росте выше среднего.
Пример 2. Студентка К., 17 лет имеет длину тела 158 см, массу тела 55 кг, окружность грудной клетки в паузе 85 см, жизненную емкость легких 3300 см3 и становую силу 65 кг. В таблице корреляции для студенток 17 лет находим, что длина тела (рост) у нее является ниже среднего, а соответствующие ему должные величины равны 53,9 кг, 83 см, 3130 см3 и 58 кг. Отклонения от должных росту 158 см величин соответственно составляет 1,1 кг, 2 см, 170 см3 и 7 кг, а в частных сигмах ( R) это будет равно: +0,17, +0,4, +0,37 и +0,48. Отношение же суммы функциональных признаков к сумме морфологическим в частных сигмах будет равно:
Таким образом, в целом физическое развитие студентки Н. является гармоничным при росте ниже среднего.
Способ показал надежность, простоту и объективность оценки гармоничности физического развития как индивидуальную, так и групповую.
Использованные источники информации
1. Круцевич Т.Ю. Моделирование гармоничности физического развития подростков. - Киев. http://lib.sportedu.ru./press/fkvot/2002N4/p9-13.htm.
2. Сауткин М.Ф., Толстова Т.И. Стандарты физического развития студенток Рязмедуниверситета по данным обследования в 1997-1998 гг. / Здоровье человека: физические и психические аспекты. - Рязань: Издат. РязГМУ. - 1998. - С.80-82.
Таблица | |||||
для оценки физического развития девушек 17 лет | |||||
Границы сигмальных отклонений для роста | Рост, см | Масса, кг | Окр. груд. клетки в паузе, см | ЖЕЛ, см3 | Стан. сила, кг |
Низкие (от М-2,1 и более) | 150 | 50,1 | 82 | 2890 | 51 |
151 | 50,6 | 82 | 2920 | 52 | |
152 | 51,1 | 82 | 2950 | 53 | |
153 | 51,5 | 82 | 2980 | 53 | |
154 | 52,0 | 82 | 3010 | 54 | |
Ниже средних (от М-1,1 до М-2 ) | 155 | 52,5 | 82,5 | 3040 | 55 |
156 | 53,0 | 83 | 3070 | 56 | |
157 | 53,5 | 83 | 3100 | 57 | |
158 | 53,9 | 83 | 3130 | 58 | |
159 | 54,4 | 83 | 3160 | 58 | |
Средние величины роста (М±1 ) | 160 | 54,9 | 83 | 3190 | 59 |
161 | 55,4 | 83 | 3220 | 60 | |
162 | 55,9 | 83 | 3250 | 61 | |
163 | 56,3 | 83,5 | 3280 | 62 | |
164 | 56,8 | 84 | 3310 | 63 | |
165 | 57,3 | 84 | 3340 | 63 | |
166 | 57,8 | 84 | 3370 | 64 | |
167 | 58,3 | 84 | 3400 | 65 | |
168 | 58,7 | 84 | 3430 | 66 | |
169 | 59,2 | 84 | 3460 | 67 | |
170 | 59,7 | 84 | 3490 | 68 | |
Выше средних (от М+1,1 до М+2 ) | 171 | 60,2 | 85 | 3520 | 68 |
172 | 60,7 | 85 | 3550 | 69 | |
173 | 61,1 | 85 | 3580 | 70 | |
174 | 61,6 | 85 | 3610 | 71 | |
175 | 62,1 | 85 | 3640 | 72 | |
Высокие(от М+2,1 и более) | 176 | 62,6 | 85 | 3670 | 73 |
177 | 63,1 | 85 | 3700 | 74 | |
178 | 63,5 | 85,5 | 3730 | 74 | |
179 | 64,0 | 86 | 3760 | 75 | |
180 | 64,5 | 86 | 3790 | 76 | |
М - средняя арифмет. | 165,36 | 57,38 | 83,99 | 3349 | 63,83 |
- общая сигма | 4,97 | 6,85 | 5,06 | 478,8 | 15,09 |
R - частная сигма | - | 6,42 | 5,02 | 455,2 | 14,5 |
r - коэф-т корреляции | - | +0,35 | +0,13 | +0,31 | +0,27 |
R у/х - коэф-т регрессии | - | 0,48 кг/см | 0,13 см/см | 30 см3/см | 0,84 кг/см |
Класс A61B5/103 измерительные устройства для исследования или анализа формы, размеров или движения тела человека или его частей для диагностических целей
Класс A61B5/107 измерение физических размеров, например размеров тела в целом или его частей
Класс A61B5/22 эргометрия; измерение мускульной силы или силы удара
Класс A61B5/091 измерение объема вдыхаемых или выдыхаемых газов, например для определения жизненной емкости легких