истираемое уплотнение турбомашины

Классы МПК:C22C1/04 порошковой металлургией
C22C33/02 порошковой металлургией 
F01D11/08 для уплотнения зазора между концами лопаток ротора и статором
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Общество с Ограниченной Ответственностью "Научно-производственное предприятие Вакууммаш" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-12-03
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнениям зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций. Истираемое уплотнение турбомашины выполнено из адгезионно соединенных между собой в монолитный материал частиц порошкового наполнителя. Наполнителем является высоколегированная сталь состава: Cr - от 16,0 до 18,0%, Мо - от 0,7 до 1,6%, Fe - остальное. Размеры частиц порошка наполнителя составляют от 10 мкм до 150 мкм, причем содержание частиц размером от 10 мкм до 60 мкм составляет не менее 80% от общего объема частиц. Уплотнение показывает сочетание высоких прочностных характеристик и хорошей прирабатываемости. 10 з.п. ф-лы, 1 пр.

Формула изобретения

1. Истираемое уплотнение турбомашины, выполненное из адгезионно соединенных между собой в монолитный материал частиц порошкового наполнителя, отличающееся тем, что в качестве наполнителя используется высоколегированная сталь состава: Сr - от 16,0 до 18,0%, Мо - от 0,7 до 1,6%, Fe - остальное, а размеры частиц порошка наполнителя составляют от 10 мкм до 150 мкм, причем содержание частиц размером от 10 мкм до 60 мкм составляет не менее 80% от общего объема частиц.

2. Истираемое уплотнение по п.1, отличающееся тем, что оно получено спеканием в вакууме или защитной среде, обеспечивающим величину прочности сцепления частиц наполнителя от 20 до 100% от прочности частиц, при локальной прочности сцепления частиц в зоне контакта с контртелом от 0,5 до 12% от прочности частиц наполнителя.

3. Истираемое уплотнение по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит Са в пределах от 0,01 до 0,2%.

4. Истираемое уплотнение по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит CaF2 в количестве от 4 до 11%.

5. Истираемое уплотнение по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит BN в количестве от 4 до 11%.

6. Истираемое уплотнение по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит BN+BaSO4 в количестве от 4 до 14%.

7. Истираемое уплотнение по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит Мn в количестве от 0,2 до 0,6%.

8. Истираемое уплотнение по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит Si в количестве от 0,2 до 1,6%.

9. Истираемое уплотнение по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит Si в количестве от 0,2 до 1,6%, Мn в количестве от 0,2 до 0,6%.

10. Истираемое уплотнение по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит Si в количестве от 0,2 до 1,6%, Мn в количестве от 0,2 до 0,6%, С в количестве от 0,01 до 0,03%.

11. Истираемое уплотнение по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит, вес.%: Si - от 0,2 до 1,6, Мn - от 0,2 до 0,6, С - от 0,01 до 0,03, Ni - от 0,1 до 0,3, Nb - от 0,4 до 0,8, S - от 0,01 до 0,03.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнениям зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций.

Эффективность работы газотурбинных двигателей и установок, а также паровых турбин зависит герметичности уплотнения между вращающимися лопатками и внутренней поверхностью корпуса в вентиляторе, компрессоре и турбине. Одним из основных видов подобных уплотнений являются истираемые уплотнения, герметичность которых обеспечивается за счет прорезания выступами на торцах лопаток канавок в истираемом уплотнительном материале. Уплотнения турбин выполняют например, используя плетеные металлические волокна, соты [патент США N 5080934, МПК F01D 11/08, 427/271, 1991] или спеченные металлические частицы. Приработка этих уплотнений происходит за счет его высокой пористости и его низкой прочности. Последнее обуславливает невысокую эрозионную стойкость уплотнительных материалов, что приводит к быстрому износу уплотнения. В качестве прирабатываемых уплотнений в современных двигателях и установках используют также газотермические покрытия, имеющие, по сравнению с вышеописанными материалами, меньшую трудоемкость изготовления.

Известно прирабатываемое уплотнение турбомашины [патент США № 4291089], получаемое методом газотермического напыления порошкового материала. При этом уплотнение формируется в виде покрытия, которое наносится непосредственно на кольцевой элемент корпуса турбомашины в зону уплотнения между корпусом и лопаткой.

Недостатком известного уплотнения является невозможность одновременного обеспечения высокой прирабатываемости и износостойкости покрытия.

Известно также прирабатываемое уплотнение турбомашины [патент США № 4936745], выполненное в виде высокопористого керамического слоя с пористостью от 20 до 35 объемных %.

Недостатком известного уплотнения является низкая эрозионная стойкость и прочность.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является прирабатываемое уплотнение турбомашины, выполненное из частиц порошкового наполнителя, адгезионно соединенных между собой в монолитный материал [патент РФ № 2039631, МПК B22F 3/10. Способ изготовления истираемого материала, 1995]. При этом уплотнение включает заполненный в сотовые ячейки и спеченный в вакууме или защитной среде гранулированный порошковый материл состава Cr-Fe-NB-C-Ni.

Известный материал прирабатываемого уплотнения турбомашины [патент РФ № 2039631, МПК B22F 3/10. Способ изготовления истираемого материала, 1995] используется для уплотнения, которое выполнено в виде жестко соединенного со статором слоя сотовой структуры. При соприкосновении выступов на торце лопатки с сотовой структурой острые кромки гребешков притупляются, что приводит к снижению эффективности уплотнения. При этом слой сотовой структуры может быть закреплен на элементе турбомашины методом сварки или пайки [например, патент РФ № 2277637, МПК F01D 11/08, 2006 г.].

Процесс изготовления и прикрепления сотовой структуры достаточно сложен, трудоемок, а также связан с большими временными затратами. При этом, сотовая структура может быть соединена как с кольцевым элементом турбомашины, так и с отдельными, образующими кольцо вставками [например, патент РФ 2287063, МПК F01D 11/08, 2006 г.].

Недостатками прототипа являются невозможность одновременного обеспечения высокой прирабатываемости, механической прочности и износостойкости материала уплотнения, а также необходимости использования сотовых ячеек.

В этой связи использование уплотнения, не содержащего слоя сотовой структуры, а выполненного из монолитного материала, допускающего врезание в него выступов лопатки и снижающего их износ в процессе эксплуатации, привело бы к дальнейшему повышению эффективности работы турбомашин.

Техническим результатом заявляемого изобретения является обеспечение высокой прирабатываемости, механической прочности и износостойкости материала уплотнения, а также снижения трудоемкости его изготовления.

Технический результат достигается тем, что истираемое уплотнение турбомашины, выполненное из адгезионно соединенных между собой в монолитный материал частиц порошкового наполнителя, отличается тем, что в качестве наполнителя используется высоколегированная сталь состава: Сr - от 16,0 до 18,0%, Мо - от 0,7 до 1,6%, Fe - остальное, а размеры частиц порошка наполнителя составляют от 10 мкм до 150 мкм, причем содержание частиц размером от 10 мкм до 60 мкм составляет не менее 80% от общего объема частиц.

Технический результат достигается также тем, что истираемое уплотнение выполнено спеканием в вакууме или защитной среде, обеспечивающим величину прочности сцепления частиц наполнителя от 20 до 100% от прочности частиц, при локальной прочности сцепления частиц в зоне контакта с контр-телом от 0,5 до 12% от прочности частиц наполнителя.

Технический результат достигается также тем, что истираемое уплотнение дополнительно содержит: Са в пределах от 0,01 до 0,2% или СаF2 в количестве от 4 до 11% или BN в количестве от 4 до 11% или BN+BaSO 4 в количестве от 4 до 14% или Мn в количестве от 0,2 до 0,6% или Si в количестве от 0,2 до 1,6%.

Технический результат достигается также тем, что истираемое уплотнение дополнительно содержит: Мn - от 0,2 до 0,6%, Si - от 0,2 до 1,6% или Si в количестве от 0,2 до 1,6%, Мn в количестве от 0,2 до 0,6%, С в количестве от 0,01 до 0,03% или в % вес: Si - от 0,2 до 1,6%, Мn - от 0,2 до 0,6%, С - от 0,01 до 0,03%, Ni - от 0,1 до 0,3%, Nb - от 0,4 до 0,8%, S - от 0,01 до 0,03%.

Исследованиями авторов было установлено, что в определенных условиях возможно создание материала для уплотнений, обладающего, с одной стороны, достаточно высокими механической прочностью и износостойкостью, позволяющими изготавливать из него элементы уплотнений, не разрушающиеся в условиях эксплуатации, а с другой - обладать высокой прирабатываемостью. Совмещение высокой механической прочности и прирабатываемости в разработанном материале для уплотнений, объясняется, в частности, тем, что прочность сцепления частиц наполнителя, образующего материал, весьма высока, тогда как в результате мгновенного ударно-теплового воздействия в условиях эксплуатации уплотнения на отдельную частицу наполнителя кинетическая энергия удара переходит в тепловую энергию. В результате этого прочность сцепления частиц на границе рассматриваемой частицы резко снижается и в результате удара происходит его отрыв. В целом же процесс прирабатываемости уплотнения складывается из совокупности единичных процессов отрыва частиц наполнителя в результате снижения прочности сцепления на границе между частицами порошкового наполнителя. Кроме того, отрыв и унос частицы приводит к отводу излишней теплоты из зоны приработки и не позволяет нагреваться основной массе материала. Таким образом реализуется совмещение прочности сцепления частиц наполнителя, составляющей величину от 20 до 100% от прочности частиц, и локальной прочности сцепления частиц в зоне контакта с контр-телом от 0,5 до 12% от прочности частиц наполнителя. В связи с дискретным характером взаимодействия системы «уплотнение-лопатка», практически, после приработки происходит их безконтактное взаимодействие.

Однако для реализации описанного механизма прирабатываемое уплотнения необходимо обеспечить ряд условий. К этим условиям относятся: соотношение прочности сцепления между частицами наполнителя должно составлять величину от 20 до 100% от прочности частиц; локальная прочность сцепления между частицами в зоне контакта с контр-телом должна быть от 0,5 до 12% от прочности частиц наполнителя; размеры частиц наполнителя должны составлять величину от 10 мкм до 150 мкм, причем содержание частиц размером от 10 мкм до 60 мкм должно составлять не менее 80% от общего объема частиц.

Пример. В качестве основы для получения материала для прирабатываемого уплотнения использовался металлический порошок составов: 1) Cr - 14,0%, Мо - от 0,5%, Fe - остальное - Н.Р. (неудовлетворительный результат); 2) Cr - 16,0%, Мо - от 0,7%, Fe - остальное - У.Р. (удовлетворительный результат); 3) Сr - 17,0%, Мо - 1,2%, Fe - остальное - У.Р.; 4) Cr - 18,0%, Мо - 1,6%, Fe - остальное - У.Р; 5) Cr - 20,0%, Мо - 1,9%, Fe - остальное - Н.Р. Размеры частиц наполнителя составляли величины: 5-7 мкм - Н.Р.; 10 мкм- У.Р.; 30 мкм - У.Р.; 63 мкм - У.Р.; 100 мкм - У.Р.; 150 мкм - У.Р.; 160 мкм - Н.Р. Содержание частиц размером от 10 мкм до 60 мкм от общего объема частиц, % составляло: менее 80% Н.Р.; не менее 80% - У.Р. Исходный порошковый материал дополнительно содержал следующие компоненты: 1) Са - 0,01%; 0,1%; 0,2%; 2) CaF2 - 4%; 8%; 11%; 3) BN - 4%; 6%; 11%; 4) (BN+BaSO 4) - 4%; 9%; 14%; 5) Mn - 0,2%; 0,4%; 0,6%; 6) Si - 0,2%; 1,1%; 1,6%; 7) (Mn+Si): Mn - 0,2%; 0,4%; 0,6%; Si - 0,2%; 1,1%; 1,6%; 8) (Mn+Si+C): Mn - 0,2%; 0,4%; 0,6%; Si - 0,2%; 1,1%; 1,6%; С - 0,01%; 0,03%; 9) (Mn+Si+C+Ni+Nb+S): Mn - 0,2%; 0,4%; 0,6%; Si - 0,2%; 1,1%; 1,6%; С - 0,01%; 0,03%; Ni - 0,1%; 0,3%; Nb - 0,4%; 0,8%. Материал был изготовлен: 1) спеканием в вакууме; 2) спеканием в защитной среде. Спекание одной части заготовок проводили при температуре 1200±100°С в вакуумной электропечи ОКБ 8086 при остаточном давлении в камере менее 10-2 мм рт.ст., а другой части - при той же температуре в среде осушенного диссоциированного аммиака, в засыпке из обожженного тонкомолотого глинозема. Давление прессования при изготовлении заготовок для всех вариантов было одинаковым и принято равным 70 кгс/мм 2. Механические свойства полученного материала составили: твердость НВ от 131 до 144; истираемое уплотнение турбомашины, патент № 2454473 в=28,1истираемое уплотнение турбомашины, патент № 2454473 35,4 кгс/мм2; истираемое уплотнение турбомашины, патент № 2454473 т=17,2истираемое уплотнение турбомашины, патент № 2454473 23,9 кгс/мм2; КС=1,16истираемое уплотнение турбомашины, патент № 2454473 1,55 кгм/см2.

Результаты испытаний образцов уплотнений из разработанного материала в условиях эксплуатации показали сочетание высоких прочностных характеристик уплотнений с их хорошей прирабатываемостью.

Класс C22C1/04 порошковой металлургией

способ получения алюминиевого композиционного материала с ультрамелкозернистой структурой -  патент 2529609 (27.09.2014)
способ приготовления твердосплавной шихты с упрочняющими частицами наноразмера -  патент 2525192 (10.08.2014)
порошковый износо- корозионно-стойкий материал на основе железа -  патент 2523648 (20.07.2014)
способ получения многослойного композита на основе ниобия и алюминия с использованием комбинированной механической обработки -  патент 2521945 (10.07.2014)
жаропрочный порошковый сплав на основе никеля, стойкий к сульфидной коррозии и изделие, изготовленное из него -  патент 2516681 (20.05.2014)
способ испытания на сульфидную коррозию жаропрочных порошковых никелевых сплавов -  патент 2516271 (20.05.2014)
способ получения изделий из сложнолегированных порошковых жаропрочных никелевых сплавов -  патент 2516267 (20.05.2014)
способ изготовления порошкового композита сu-cd/nb для электроконтактного применения -  патент 2516236 (20.05.2014)
способ получения порошков сплавов на основе титана, циркония и гафния, легированных элементами ni, cu, ta, w, re, os и ir -  патент 2507034 (20.02.2014)
способы производства нефтепромысловых разлагаемых сплавов и соответствующих продуктов -  патент 2501873 (20.12.2013)

Класс C22C33/02 порошковой металлургией 

композиция, улучшающая обрабатываемость резанием -  патент 2529128 (27.09.2014)
способ получения диффузионно-легированного порошка железа или порошка на основе железа, диффузионно-легированный порошок, композиция, включающая диффузионно-легированный порошок, и прессованная и спеченная деталь, изготовленная из упомянутой композиции -  патент 2524510 (27.07.2014)
порошковый износо- корозионно-стойкий материал на основе железа -  патент 2523648 (20.07.2014)
способ получения дисперсноупрочненной высокоазотистой аустенитной порошковой стали с нанокристаллической структурой -  патент 2513058 (20.04.2014)
способ получения беспористого карбидочугуна для изготовления выглаживателей -  патент 2511226 (10.04.2014)
смазка для композиций порошковой металлургии -  патент 2510707 (10.04.2014)
спеченный материал для сильноточного скользящего электроконтакта -  патент 2506334 (10.02.2014)
способ изготовления стали с упрочняющими наночастицами -  патент 2493282 (20.09.2013)
низколегированный стальной порошок -  патент 2490353 (20.08.2013)
порошок на основе железа и его состав -  патент 2490352 (20.08.2013)

Класс F01D11/08 для уплотнения зазора между концами лопаток ротора и статором

сборка обоймы турбины -  патент 2522264 (10.07.2014)
турбина низкого давления -  патент 2519656 (20.06.2014)
узел несущего элемента щеточного уплотнения и уплотнительный узел для турбинной установки -  патент 2518751 (10.06.2014)
орган блокировки для устройства крепления секторов кольца на корпусе турбомашины летательного аппарата, устройство крепления секторов кольца, турбина турбомашины и турбомашина летательного аппарата -  патент 2511821 (10.04.2014)
устройство для уплотнения радиального зазора между ротором и статором турбины -  патент 2511818 (10.04.2014)
надбандажное лабиринтное уплотнение для паровой турбины -  патент 2509896 (20.03.2014)
способ уплотнения газового тракта турбины и способ изготовления уплотнительного элемента -  патент 2508451 (27.02.2014)
способ изготовления армированного прирабатываемого уплотнения турбомашины -  патент 2507033 (20.02.2014)
конструкция уплотнения для уплотнения пространства между вращающимся элементом и неподвижным элементом (варианты) -  патент 2501955 (20.12.2013)
лабиринтное надбандажное уплотнение для паровой турбины -  патент 2499144 (20.11.2013)
Наверх