способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:G01L3/24 устройства для определения мощности, например путем измерения и одновременного перемножения величин крутящего момента и скорости вращения, путем перемножения величин тяговой или движущей силы и скорости
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный технический университет" (СГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-12-10
публикация патента:

Способ относится к области испытаний и технической диагностике двигателей внутреннего сгорания без использования тормозных устройств по значениям мощности механических потерь. Согласно заявленному способу при работе двигателя на холостом ходу непрерывно измеряют значения угловой скорости коленчатого вала в равных угловых интервалах заданной величины в пределах цикла работы двигателя. Определяют зависимость угловой скорости от угла поворота коленчатого вала при осуществлении рабочих процессов во всех цилиндрах, а затем - с момента отключения подачи топлива (зажигания) в третьем по порядку работы цилиндре. В обоих случаях определяют значения минимальных угловых скоростей на участках, соответствующих началу и окончанию такта расширения в конкретных цилиндрах. Сравнивают соответствующие значения минимальных угловых скоростей, полученных при работе одного и того же цилиндра до и после отключения подачи топлива. Технический результат: повышение точности определения мощности механических потерь ДВС. 2 ил.

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

Формула изобретения

Способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что при работе двигателя на холостом ходу непрерывно измеряют значения угловой скорости коленчатого вала в равных угловых интервалах заданной величины в пределах цикла работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения значений угловой скорости с положением коленчатого вала, соответствующим верхней мертвой точке поршня конкретного цилиндра, в котором осуществляется такт расширения, в начальный момент измерений отключают подачу топлива (зажигания) в одном из цилиндров, получают зависимость угловой скорости от угла поворота коленчатого вала, определяют значения средней угловой скорости и ускорения коленчатого вала, по произведению которых на приведенный момент инерции двигателя определяют значение мощности механических потерь, отличающийся тем, что дополнительно определяют зависимость угловой скорости от угла поворота коленчатого вала при осуществлении рабочих процессов во всех цилиндрах, а затем - с момента отключения подачи топлива (зажигания) в третьем по порядку работы цилиндре, в обоих случаях определяют значения минимальных угловых скоростей на участках, соответствующих началу и окончанию такта расширения в конкретных цилиндрах, сравнивают соответствующие значения минимальных угловых скоростей, полученных при работе одного и того же цилиндра до и после отключения подачи топлива (зажигания), порядковый номер которого определяют по номеру цилиндра, с которого начато измерение зависимости угловой скорости с отключенным цилиндром; при их совпадении с относительной разностью не более 0,5%, значения средней угловой скорости определяют в интервале угла поворота коленчатого вала, соответствующего осуществлению тактов расширения во втором и третьем по порядку работы цилиндрах, а ускорения - на участке выбега коленчатого вала в том же интервале.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области испытаний и технической диагностики двигателей внутреннего сгорания в отсутствии тормозных устройств, в частности к способам оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС) по значению мощности механических потерь (Nмex), и может быть использовано для контроля и диагностирования ДВС в процессе их изготовления, обкатки, технического обслуживания и ремонта.

Известны способы определения мощности механических потерь ДВС путем выключения отдельных цилиндров из работы, проворачивания коленчатого вала от постороннего источника энергии (ГОСТ 14846-81), одиночного или двойного выбега и их разновидности (а.с. СССР № 302644, G01M 15/00, 1971; а.с. СССР № 465569, G01L 3/26, 1975; а.с. СССР № 993060, G01L 3/24, 1981; а.с. СССР № 1573355, G01L 3/26, 1990). Однако данные способы имеют относительную погрешность способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 Nмех=27способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 147% [1, с.58-67].

Низкая точность данных способов обусловлена тем, что механические потери в двигателе определяются в режимах при отсутствии рабочих процессов в одном, нескольких (метод выключения цилиндров) или всех цилиндрах (методы проворачивания коленчатого вала от постороннего источника энергии, одиночного или двойного выбега в течение нескольких последовательных циклов (от двух до четырех при использовании метода «выбега» до нескольких сотен и даже тысяч - при других)). Выключение из работы цилиндров ДВС осуществляется путем отключения подачи топлива в цилиндры или высоковольтного напряжения к свечи зажигания. При таких режимах испытания ДВС существенно изменяются условия трения в кривошипно-шатунном механизме из-за отсутствия «газовой» составляющей давления кольца на стенку цилиндра, пониженной температуры рабочего тела (топливовоздушной смеси) и сопряжении цилиндропоршневой группы, увеличенных зазоров между поршнем и цилиндром, значений вязкости и толщины масляного слоя и, наконец, увеличенной на 15способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 20% мощности насосных потерь. Полученное данными методами значение Nмех считается чисто условным, которое можно применять для сравнения технического состояния двигателей одной модели.

Кроме того, в способах определения мощности механических потерь методами выключения цилиндров и проворачивания коленчатого вала требуется энерго- и металлоемкая электробалансирная тормозная установка, которая существенно удорожает процесс испытания ДВС. Фирмы-изготовители ДВС и ремонтные заводы используют именно эти методы. Применить данные способы для диагностирования ДВС на автомобилях и колесных тракторах в условиях эксплуатации можно только при наличии в автотранспортных предприятиях стендов с беговыми роликами. Для подавляющего числа предприятий, в которых сосредоточено менее 100 единиц техники, приобретение подобных стендов экономически не целесообразно.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому способу является способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания по патенту РФ № 2328713, МПК: G01M 15/00, заключающийся в том, что при работе двигателя на холостом ходу непрерывно измеряют значения угловой скорости коленчатого вала в смежных и равных угловых интервалах заданной величины в пределах цикла работы двигателя на любом скоростном режиме с синхронизацией начала измерения значений угловой скорости с положением коленчатого вала, соответствующего верхней мертвой точки (ВМТ) поршня конкретного цилиндра, в котором осуществляется такт расширения, в момент измерений отключают подачу топлива (зажигания) во второй по порядку работы цилиндр, получают зависимость угловой скорости по углу поворота коленчатого вала, определяют значения средней угловой скорости и ускорения коленчатого вала на участке изменения (разгона) угловой скорости, соответствующего периоду изменения крутящего момента двигателя при осуществлении такта расширения в третьем по порядку работы цилиндре, по произведению которых на приведенный момент инерции двигателя судят о величине мощности механических потерь.

Мощность, развиваемая двигателем на участке разгона, считается эквивалентной мощности механических потерь, значение которой определяется по формуле:

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

где J - значение момента инерции вращающихся и возвратно-поступательно движущихся масс ДВС, приведенных к оси коленчатого вала;

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 III - значение средней угловой скорости коленчатого вала на участке разгона при осуществлении такта расширения в третьем по порядку работы цилиндре;

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIII, способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 кIII - значения начальной и конечной угловой скорости на участке разгона;

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 III - время, соответствующее углу поворота коленчатого вала на участке разгона от способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIII до способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 кIII;

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 III - значение углового ускорения коленчатого вала на участке разгона (изменения угловой скорости от способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIII до способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 кIII).

Недостатком данного способа является недостаточная точность измерения мощности механических потерь (относительная погрешность способа для четырехцилиндрового четырехтактного ДВС более 6%), что обусловлено:

- во-первых, допущением в данном способе равномерности рабочих процессов во всех цилиндрах ДВС, что не соответствует действительности (неравномерность сил давления газов в двух последовательных циклах может достигать способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 Pг=10способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 15% [1, с.82], а по отдельным цилиндрам 15способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 20% [1, с.146];

- во-вторых, отсутствием учета в измеренной мощности механических потерь составляющей от сопротивления сгоревшей топливовоздушной среды на такте выпуска, поскольку в предыдущем по порядку работы (втором) цилиндре воспламенение смеси отсутствовало;

- в-третьих, анализом значений изменения угловой скорости коленчатого вала на угловом интервале его поворота, соответствующего осуществлению рабочего хода только в одном (третьем по порядку работы) цилиндре, то есть за период Т=способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 . При этом возникает относительно небольшая (1способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 2%) погрешность измерения мощности механических потерь, так как момент MJ от сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс ДВС изменяется по углу поворота коленчатого вала и зависит от периода, в котором измерены анализируемые значения угловых скоростей. Полностью погрешность от инерционной составляющей второго порядка (из-за неравномерности значений (дисбаланса) возвратно-поступательно движущихся масс ДВС по отдельным цилиндрам) нивелируется за период, равный одному обороту, то есть способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 . При таком периоде также устраняется погрешность от неравномерности сил сопротивления прокручиванию вала ДВС от работы клапанного механизма из-за неодинаковой жесткости клапанных пружин в цилиндрах, различий в величинах износа кулачков распределительного вала, а также возможной несоосности установки датчика угловых перемещений на носке коленчатого вала или маховике.

Задачей заявляемого изобретения является повышение точности определения мощности механических потерь ДВС за счет создания условий измерения механических потерь ДВС, при которых рабочие процессы в его цилиндрах существенно не отличаются от реальных, соответствующих нормальному функционированию ДВС при всех работающих цилиндрах, а период измерения максимально соответствует периоду изменения момента инерции от возвратно-поступательно движущихся масс.

Поставленная задача решается тем, что в способе определения мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания, заключающемся в том, что при работе двигателя на холостом ходу непрерывно измеряют значения угловой скорости коленчатого вала в равных угловых интервалах заданной величины в пределах цикла работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения значений угловой скорости с положением коленчатого вала, соответствующим верхней мертвой точке поршня конкретного цилиндра, в котором осуществляется такт расширения, в начальный момент измерений отключают подачу топлива (зажигания) в одном из цилиндров, получают зависимость угловой скорости от угла поворота коленчатого вала, определяют значения средней угловой скорости и ускорения коленчатого вала, по произведению которых на приведенный момент инерции двигателя определяют значение мощности механических потерь, согласно предлагаемому техническому решению дополнительно определяют зависимость угловой скорости от угла поворота коленчатого вала при осуществлении рабочих процессов во всех цилиндрах, а затем - с момента отключения подачи топлива (зажигания) в третьем по порядку работы цилиндре, в обоих случаях определяют значения минимальных угловых скоростей на участках, соответствующих началу и окончанию такта расширения в конкретных цилиндрах, сравнивают соответствующие значения минимальных угловых скоростей, полученных при работе одного и того же цилиндра до и после отключения подачи топлива (зажигания), порядковый номер которого определяют по номеру цилиндра, с которого начато измерение зависимости угловой скорости с отключенным цилиндром; при их совпадении с относительной разностью не более 0,5% значения средней угловой скорости определяют в интервале угла поворота коленчатого вала, соответствующего осуществлению тактов расширения во втором и третьем по порядку работы цилиндрах, а ускорения - на участке выбега коленчатого вала в том же интервале.

Отличием настоящего технического решения от прототипа является то, что для максимального учета всех факторов, влияющих на точность определения мощности механических потерь ДВС, значения средней угловой скорости и ускорения коленчатого вала, по которым судят о мощности механических потерь, определяют с учетом сложившейся индивидуальной неравномерности работы цилиндров испытываемого ДВС, на участках изменения угловой скорости коленчатого вала в два раза больших, что исключает погрешности от действия неуравновешенных инерционных сил второго порядка, неравномерности сил сопротивления от работы клапанного механизма, например, из-за неодинаковой жесткости клапанных пружин и различий в величинах износа кулачков распределительного вала, а также возможной несоосности установки датчика угловых перемещений. Выбранный период изменения угловой скорости характерен тем, что на его протяжении в одном цилиндре осуществляется рабочий процесс, а в другом (с отключенным цилиндром), хотя и отсутствует процесс сгорания рабочей смеси, но «выбег» происходит при наличии процесса выпуска сгоревшей рабочей смеси в предыдущем цилиндре и сопротивления от газовых сил воспламенения рабочей смеси и ее горения (на угловом интервале, равном значению угла опережения впрыска топлива или его зажигания) в следующем по порядку работы цилиндре. В результате осреднения показателя мощности механических потерь, определенного на участке выбега коленчатого вала в интервале угла его поворота, соответствующего тактам расширения в этих цилиндрах, достигается максимальное приближение рабочих процессов в цилиндрах реальным условиям работы двигателя на всех цилиндрах. При таком режиме испытаний практически не изменяются тепловая напряженность и режим смазки сопряжений ДВС, величина потерь на насосные ходы (газообмен) во всех без исключения цилиндрах, поскольку отсутствие процесса выпуска сгоревшей рабочей смеси в отключенном цилиндре проявится только в следующем по порядку работы цилиндре, на участке изменения угловой скорости коленчатого вала, не входящем в угловой интервал (период), по которому судят о мощности механических потерь.

Совокупность перечисленных признаков позволяет достичь необходимого технического результата, заключающегося в повышении точности определения мощности механических потерь ДВС.

Сущность заявляемого изобретения поясняется графиками, где на фиг.1 приведена зависимость угловой скорости способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 коленчатого вала от угла его поворота способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 при осуществлении рабочих процессов во всех цилиндрах двигателя 4способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 9,2/9,2 на установившемся режиме холостого хода со средней угловой скоростью способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 =84,30 рад/с, а на фиг.2 - зависимость угловой скорости способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 коленчатого вала от угла его поворота способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 при работе двигателя 4способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 9,2/9,2 на установившемся режиме холостого хода со средней угловой скоростью способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 =84,30 рад/с и с отключенным третьим по порядку работы (четвертым по номеру - IV) цилиндром: I, II, IV и III - угловые интервалы поворота коленчатого вала, соответствующие рабочим ходам поршня (тактам расширения) в первом, втором, четвертом и третьем цилиндрах.

Предлагаемый способ основан на следующих теоретических предпосылках.

Установившийся скоростной режим холостого хода ДВС традиционно характеризуется некоторыми средними значениями частоты вращения, индикаторным моментом и моментом механических потерь, которые относят к циклу его работы. При этом индикаторный момент Мi ДВС полностью расходуется на преодоление момента Ммех механических потерь, то есть за период изменения крутящего момента при работе двигателя на установившемся режиме холостого хода Мiмех. Однако в пределах периода изменения крутящего момента и полного цикла работы двигателя индикаторный крутящий момент Mi не остается постоянной величиной. Его значения представляют собой периодическую функцию по углу поворота коленчатого вала, что обусловлено особенностями сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя и кинематическими свойствами его кривошипно-шатунного механизма. Отклонения мгновенного значения момента Mi от средней величины момента механических потерь Ммех вызывают соответствующие периодические изменения угловой скорости коленчатого вала способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 (фиг.1) по углу способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 его поворота.

Зависимость между указанными величинами определяется уравнением динамики ДВС в соответствии с принципом Даламбера [2, с.113-115]

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

где способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 - угол поворота коленчатого вала, рад;

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 - время, соответствующее углу поворота способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 ;

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 - угловая скорость коленчатого вала;

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 - угловое ускорение коленчатого вала.

Зависимость (2) можно представить в виде

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

где многочлен способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 определяет переменную по углу способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 поворота коленчатого вала составляющую момента инерционных сил Jn от возвратно-поступательно движущихся масс поршней и части массы шатунов, отнесенных к осям поршневых пальцев соответствующих цилиндров. Поскольку периоды анализируемых участков изменения угловой скорости в предлагаемом способе (для 2-х и 4-х цилиндровых ДВС равны одному обороту способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 , а для 8-ми цилиндровых - половине оборота способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 являются кратными угловым интервалам поворота коленчатого вала, соответствующим рабочим тактам цилиндров и периоду изменения крутящего момента, то составляющая способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 в уравнении (3) нивелируется, то есть способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 , тогда

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

С учетом того, что способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 , а мощность N=M·способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 , то зависимость (4) при переходе к мощностному показателю работы ДВС определяется соотношением

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

где способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 - значение средней угловой скорости коленчатого вала на интервале поворота коленчатого вала, в котором определено ускорение способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 .

Таким образом, дисбаланс соотношений (М iмех) или (Ni-Nмех) вызывает соответствующие изменения угловой скорости в пределах цикла работы ДВС на установившемся скоростном режиме холостого хода.

При осуществлении поршнем рабочего хода со сгоранием топливовоздушной смеси в цилиндре индикаторная мощность ДВС в пределах этого периода изменения крутящего момента затрачивается на преодоление механических потерь, то есть

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

В отсутствии процесса воспламенения топливовоздушной рабочей смеси в цилиндре индикаторные момент Мi и мощность Ni в период осуществления поршнем рабочего хода равны нулю, коленчатый вал в этот угловой период осуществляет «выбег». При этом запасенная кинетическая энергия вращающихся и возвратно-поступательно движущихся масс двигателя расходуется на преодоление механических потерь [1, с.113-114], следовательно, (5) преобразуется

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

Знак «минус» в уравнении (7) означает замедление угловой скорости коленчатого вала. Необходимо отметить, что в известном способе определения мощности механических потерь - методом «выбега» со всеми отключенными из работы цилиндрами ДВС - начальное и конечное значения угловых скоростей при вычислении замедления коленчатого вала способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 определяются в одинаковых фазах рабочих процессов, происходящих в одном и том же цилиндре через интервал поворота коленчатого вала, соответствующий полному циклу работы ДВС (2 оборотам).

В предлагаемом способе предусматривается тестовое воздействие на двигатель, заключающееся в кратковременном отключении одного цилиндра из работы. При этом коленчатый вал на интервале угла поворота, соответствующему такту расширения в отсутствии воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре (см. фиг.2 - интервал такта расширения в отключенном IV цилиндре), также осуществляет «выбег». Однако использование формулы (7) для определения мощности механических потерь ДВС по показателям изменения угловой скорости коленчатого вала на интервале выбега приведет к значительным погрешностям в связи с тем, что начальное и конечное значения угловых скоростей определяются не в одинаковых условиях рабочих процессов, происходящих в цилиндрах. Начальная угловая скорость способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIV (см. фиг.2) участка «выбега» измеряется в отсутствии воспламенения рабочей смеси в IV цилиндре, а значение конечной угловой скорости способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIII - при воспламенении рабочей смеси и ее горении в следующем по порядку работы III цилиндре (в конце такта сжатия). При этом из-за отсутствия воспламенения рабочей смеси в IV цилиндре момент сопротивления проворачиванию коленчатого вала будет меньше, а значение угловой скорости коленчатого вала в начале рабочего хода (ВМТ) поршня IV цилиндра будет соответственно выше (значения способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIV на фиг.1 и фиг.2); с другой стороны, из-за воспламенения рабочей смеси и ее горения в III цилиндре на заключительном этапе «выбега» расход кинетической энергии движущихся масс двигателя на проворачивание коленчатого вала увеличивается, что вызывает дополнительное снижение конечного значения угловой скорости способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIII коленчатого вала.

Таким образом, анализируемый угловой интервал, соответствующий «выбегу» коленчатого вала, из-за отключения из работы только одного IV цилиндра ДВС имеет искусственно завышенное начальное способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIV и заниженное конечное способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIII значения угловой скорости. В связи с этим использовать указанные значения угловой скорости на участке выбега способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIV и способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIII для определения мощности механических потерь двигателя по зависимости (7) нельзя.

По этой и другим причинам, отмеченным в недостатках прототипа, в предлагаемом способе определение мощности механических потерь осуществляется по показателям изменения угловой скорости коленчатого вала на угловом интервале способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 3способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 (см. фиг.2), соответствующем осуществлению тактов расширения во втором и третьем по порядку работы цилиндрах. На угловом интервале способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 3способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 также осуществляется выбег коленчатого вала, но с одинаковыми условиями рабочих процессов, осуществляемых в цилиндрах ДВС в начальной и конечной стадиях, при которых регистрируются изменения угловых скоростей, а именно значения угловой скорости определены в условиях воспламенения рабочих смесей в начальной стадии в ВМТ II цилиндра и конечной - в НМТ IV цилиндра, являющейся ВМТ III цилиндра, то есть при наличии реальных, обычных процессах работы ДВС. Следовательно, мощность механических потерь ДВС в соответствии с зависимостью (7):

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

где способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 II-IV - значение средней угловой скорости коленчатого вала за период способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 3способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 , соответствующий осуществлению тактов расширения во втором и третьем по порядку работы цилиндрах;

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 IIMAX, способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIII - значения начальной и конечной угловых скоростей участка выбега коленчатого вала в угловом интервале способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 3способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 ;

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 II-IV - время, соответствующее углу поворота коленчатого вала способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 3способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 (от способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нII до способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIII).

Время способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 II-IV при непрерывной регистрации значений угловых скоростей в течение интервала угла поворота коленчатого вала, соответствующего осуществлению тактов расширения во втором и третьем по порядку работы цилиндрах, определяется известной зависимостью

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

С учетом (9) мощность механических потерь ДВС

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

где способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 - среднее значение ускорения (замедления) коленчатого вала на участке выбега в угловом интервале способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 3способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 , соответствующем осуществлению тактов расширения во втором и третьем по порядку работы цилиндрах.

Определение мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания по предлагаемому способу производят в следующей последовательности (на примере четырехцилиндрового четырехтактного двигателя ЗМЗ-2401).

К коленчатому валу испытуемого двигателя присоединяют датчик угловых перемещений, например типа ВЕ-178А, и фиксируют его в положении, соответствующем ВМТ поршня I-го цилиндра, в котором осуществляется такт расширения, и началу измерений значений угловых скоростей коленчатого вала. К проводу высокого напряжения свечи первого цилиндра присоединяют датчик индуктивного типа (для формирования сигнала о начале такта расширения в I цилиндре) и приспособление для автоматического отключения «искры» в третьем по порядку работы цилиндре (в двигателе ЗМЗ-2401 порядок работы цилиндров 1-2-4-3, следовательно, необходимо отключить подачу высокого напряжения к свече IV цилиндра). Датчики и приспособление соединяют с устройством для непрерывного измерения угловой скорости коленчатого вала (выполненного, например, по а.с. СССР № 1035521 или № 1442854, G01M 15/00, 1988). Запускают двигатель, прогревают его до нормального теплового состояния (85способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 95°С) и выводят на заданный установившийся скоростной режим холостого хода (в данном примере способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 =84,30 рад/с, см. фиг.1 и 2). В электронном измерительном устройстве задают значение углового интервала способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 поворота коленчатого вала (например, способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 =3 град), в каждом из которых непрерывно измеряют значения угловых скоростей. По истечении 1способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 2 минут, необходимых для установления равновесного теплового состояния ДВС, с устройства производят подачу команды на измерение значений угловых скоростей за цикл работы двигателя (два оборота коленчатого вала) для определения зависимости угловой скорости от угла поворота коленчатого вала при работе всех цилиндров. По пяти-семи последовательно полученным зависимостям определяют средние значения минимальных угловых скоростей в интервалах угла поворота коленчатого вала, относящихся к осуществлению рабочих тактов в конкретных цилиндрах (I, II, IV, III), и строят эталонный график зависимости угловой скорости коленчатого вала от угла его поворота при работе всех цилиндров (см. фиг.1).

Затем с устройства производят подачу команды на измерение значений угловых скоростей за цикл работы двигателя с одновременным отключением подачи искры в IV цилиндр и производят измерение значений угловых скоростей за цикл работы двигателя (два оборота коленчатого вала). По полученным значениям способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 строится график зависимости угловой скорости коленчатого вала от угла его поворота способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 (фиг.2).

Сравнивают соответствующие значения минимальных угловых скоростей одного и того же цилиндра способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нI и способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нII в полученных зависимостях фиг.1 и 2. Если их относительные отклонения не превышают 0,5%, по графику изменения угловой скорости (фиг.2) определяют значения угловых скоростей в начале способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 IImax и конце способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIII участка выбега коленчатого вала при осуществлении рабочего хода поршнем II цилиндра и «мнимого» рабочего хода поршнем отключенного IV цилиндра, а также значения средней угловой скорости способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 II-IV за период способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 3способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 и ускорения коленчатого вала на участке выбега от способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 IImax до способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 нIII. По формуле (10) определяют значение мощности механических потерь ДВС.

После восстановления прежнего скоростного и теплового режимов работы двигателя со всеми работающими цилиндрами аналогичные операции определения мощности механических потерь ДВС повторяют с отключенным из работы на 1 цикл другим цилиндром, а затем поочередно с остальными.

Таким образом, измеренная мощность механических потерь ДВС по результатам осреднения полученных значений при последовательном отключении i-го цилиндра из работы

способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643

где z - число цилиндров в двигателе,

в наибольшей степени соответствует действительной, так как учитывает имеющиеся индивидуальные отличия рабочих процессов во всех цилиндрах.

Разработанный способ определения мощности механических потерь по показателям изменения угловой скорости коленчатого вала за один цикл работы ДВС при кратковременном отключении одного цилиндра исключает недостатки известных методов и повышает точность за счет создания условий ее определения, максимально приближенных к реальным рабочим процессам во всех цилиндрах двигателя.

Метрологическая проработка всех звеньев цепи измерительного процесса, определяющих точность и достоверность способа определения мощности механических потерь, показала, что относительная погрешность способа не превышает 5%, что в 1,2способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2454643 1,5 раза точнее всех известных методов ее определения.

Источники информации

1. Испытания двигателей внутреннего сгорания / Б.С.Стефановский, Е.А.Скобцов, Е.К.Корси и др. - М.: Машиностроение, 1972. - 368 с.

2. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотракторных предприятиях / Л.В.Мирошников, А.П.Болдин, В.И.Пал и др. - М.: Транспорт, 1977. - 263 с.

Класс G01L3/24 устройства для определения мощности, например путем измерения и одновременного перемножения величин крутящего момента и скорости вращения, путем перемножения величин тяговой или движущей силы и скорости

устройство для определения энергетических параметров электродвигателя и относительной энергоемкости выполненной им работы -  патент 2449251 (27.04.2012)
устройство для измерения максимальной мощности на валу -  патент 2368879 (27.09.2009)
устройство для контроля и регулирования загрузки дизеля -  патент 2344386 (20.01.2009)
способ определения мощности двигателя внутреннего сгорания -  патент 2266527 (20.12.2005)
способ определения эффективной мощности главного судового двигателя -  патент 2259544 (27.08.2005)
способ определения энергоресурса двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2171973 (10.08.2001)
устройство для измерения мощности двигателя -  патент 2135970 (27.08.1999)
способ измерения наработки грузового транспортного средства и устройство для его осуществления -  патент 2133947 (27.07.1999)
способ маневрирования загрузочно-скоростными режимами работы машинно-тракторного агрегата и устройство для его осуществления -  патент 2105276 (20.02.1998)
способ контроля степени загрузки двигателя -  патент 2096641 (20.11.1997)
Наверх