способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении
Классы МПК: | B63B39/14 для определения крена или периода качки B63B39/00 Способы и устройства для уменьшения килевой и бортовой качки или подобных нежелательных движений водных транспортных средств; аппаратура для определения положения (осадки, крена) судна на воде |
Автор(ы): | Бухановский Александр Валерьевич (RU), Иванов Сергей Владимирович (RU), Нечаев Юрий Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Бухановский Александр Валерьевич (RU), Иванов Сергей Владимирович (RU), Нечаев Юрий Иванович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-03-03 публикация патента:
10.07.2012 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости судна на разрушающемся на мелководье волнении. Сущность изобретения заключается в том, что в заданном районе плавания измеряют угловые скорости и перемещения при бортовой качке, осадки судна носом и кормой, «кажущийся» период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении, глубину воды, параметры разрушающегося на мелководье волнения. По данным измерений рассчитывают характеристики ударного воздействия разрушающихся волн, определяют фактические показатели динамики взаимодействия судна с внешней средой и производят оценку остойчивости в момент удара волны и в условиях стремительного дрейфа от воздействия разрушающейся волны. Технический результат заключается в повышении безопасности плавания. 1 ил.
Формула изобретения
Способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки судна носом и кормой, «кажущийся» период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении, отличающийся тем, что при оценке остойчивости в условиях разрушающегося волнения в заданном районе плавания при текущем состоянии нагрузки судна дополнительно измеряют угловую скорость при бортовой качке, глубину воды под килем судна и параметры деформируемого на мелководье волнения, на основании чего рассчитывают характеристики ударного воздействия разрушающихся волн, определяют фактические показатели динамики взаимодействия судна с внешней средой и возможность опрокидывания судна в момент удара разрушающейся волны путем сопоставления кинетической энергии удара волны и запаса потенциальной энергии судна в момент удара, а также опрокидывания судна при развитии стремительного дрейфа от удара разрушающейся волны путем сопоставления кренящего момента от дрейфа с восстанавливающим моментом судна, при этом величина потенциальной энергии в момент удара волны устанавливается по диаграммам статической или динамической остойчивости, а при дрейфе судна по диаграмме статической остойчивости.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании навигационных экспертных систем.
Цель изобретения - повышение безопасности плавания судна путем повышения достоверности оценки остойчивости судна в условиях разрушающегося волнения.
Известно техническое решение оперативного контроля остойчивости в условиях эксплуатации остойчивости» - «Способ контроля остойчивости судна» по патенту № 2091269 от 27.09.97. Это изобретение основано на развитии способа контроля остойчивости, изложенного в монографии Севастьянова Н.Б. Остойчивость промысловых судов. - Л.: Судостроение, 1979, с.187-190.
В качестве прототипа использован патент № 2057678 от 10.04.96, содержащий техническое решение, требующее привлечения технологии экспертных систем. Недостатком этого способа является отсутствие возможности учета влияния на остойчивость разрушающихся на мелководье волн, что в целом снижает достоверность оценки остойчивости.
Технический результат достигается тем, что в случае разрушающегося волнения дополнительно измеряют глубину воды под килем судна, скорость угловых перемещений при бортовой качке, параметры деформируемой волны в заданном районе эксплуатации.
На чертеже (фиг.1) представлена обобщенная структурная схема устройства, реализующая предлагаемый способ.
Устройство содержит измерительный блок 1, включающий датчики угловых скоростей 2 и перемещений 3 при бортовой качке, осуществляющие регистрацию амплитуд и ', а также «кажущегося» периода бортовой качки судна, датчик курсового угла волны 4, датчики линейных перемещений 5 и 6, определяющие осадки судна носом и кормой, датчик скорости судна 7, датчик глубины воды 8, датчик волнения (волнограф) 9, выходы которых соединены с модулем преобразования измерительной информации 10, включающим коммутатор 11, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 12 и стандартный интерфейс 13, сигналы от которого поступают на вычислительный блок 14, реализующий алгоритм преобразования информации при оценке остойчивости, результаты работы которого выводятся на экран дисплея 15 и документируются с помощью принтера 16.
Способ контроля остойчивости судна осуществляют следующим образом.
Измеряют угловые перемещения при бортовой качке, осадки судна носом Тн и кормой Тк, «кажущийся» период волны к, курсовой угол волны к и скорость судна на нерегулярном волнении V, дополнительно измеряют глубину воды Н, угловую скорость ' бортовой качки и вертикальные перемещения уровня жидкости hм, определяющие параметры деформируемой волны.
При построении алгоритма контроля остойчивости использованы данные работ: [Холодилин А.Н., Шмырев А.Н. Мореходность и стабилизация судов на волнении. - Л.: Судостроение, 1976, с.307-327], [Нечаев Ю.И. Моделирование остойчивости на волнении. Современные тенденции. Л.: Судостроение, 1989, с.38-42, 218-222].
По данным измерений устанавливают:
1. Высоту волны 3%-ной обеспеченности hM3% и среднюю длину волны M путем статистической обработки волнограммы hM(t).
2. Водоизмещение судна D, фактическую метацентрическую высоту h0 и аппликату центра тяжести ZG
где С=f(D); В - ширина судна, м; ( )w - средний период крупных колебаний при бортовой качке, с; Zm - аппликата метацентра, м.
3. Дисперсии амплитуд D и угловых скоростей D ' бортовой качки путем статистической обработки кривых (t) и '(t).
4. Амплитуду бортовой качки 0.1%-ной обеспеченности
где р=3,7.
5. Кинетическую энергию К качающегося судна в момент удара волны
где - расчетное значение угловой скорости качки судна в момент удара гребня разрушающейся волны с учетом свободных затухающих колебаний:
где n - число свободных затухающих колебаний; Т - период свободных колебаний судна с учетом влияния мелководья; - коэффициент демпфирования на мелководье; 'k - угловая скорость качки, приобретенная судном в результате удара разрушающейся волны,
где I1мв - момент инерции массы судна относительно продольной оси, а величины zy, zG1 и импульс удара Iy вычисляются по формулам:
аппликата центра удара волны
аппликата ЦТ судна с учетом присоединенной массы воды:
импульс удара
I y=0.5Phty, P =1,2 22F1max.
где s=2TIB; - коэффициент полноты ватерлинии; 22 - присоединенная масса воды; 24mid - статический момент присоединенной массы контура мидель-шпангоута; 0 - коэффициент полноты диаметральной плоскости; I22mid=0.5prT2 - присоединенная масса контура мидель-шпангоута; F1max=1+3,5 - максимальное значение ускорения в одиночной волне, где =hм3% / Н.
7. Возможность опрокидывания судна при совместном действии качки и удара разрушающейся волны
где Тd - запас потенциальной энергии в момент удара (определяется площадью диаграммы статической остойчивости М( ) или максимальной ординатой диаграммы динамической остойчивости Т( ).
8. В случае невыполнения условия (11) судно выдерживает удар разрушающейся волны и наклоняется на угол динамического крена ( )mах, определяемый в точке пересечения горизонтальной прямой, характеризующей кинетическую энергию К, и кривой Т( ) диаграммы динамической остойчивости
Вследствие простоты стандартные геометрические построения, широко применяемые в задачах статики корабля, при интерпретации формул (11) и (12) не приводятся.
8. Возможность опрокидывания в процессе развития стремительного дрейфа судна от удара разрушающейся волны
где М( ) - восстанавливающий момент; M(t) - кренящий момент, возникающий при дрейфе судна
где Zp - аппликата приложения силы, обусловленной ударом разрушающейся волны; Q , - поперечная горизонтальная сила неинерционной природы:
где Cq - коэффициент сопротивления при дрейфе судна, So LT - площадь проекции подводной части корпуса судна на диаметральную плоскость; µ -присоединенный статический момент при установившемся дрейфе; Zq - аппликата точки приложения силы Q ; величины Cq и Zq определяются по формулам:
где X1=L/B-5,5; X2 =В/Т-2,0; Х3=0,85- ; Х4= 0; при угле крена 0 превышающем угол d входа кромки палубы в воду 0 d следует принимать 0= d.
Функциональная схема, реализующая способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении работает следующим образом.
Данные измерений от блока датчиков 1, включающего измерители 2 и 3 угловых и линейных перемещений при бортовой качке, датчик курсового угла волны 4, датчики осадок судна носом и кормой 5 и 6, датчик скорости судна 7, датчик глубины воды 8, датчик волнения 9 поступают для предварительной обработки в модуль преобразования измерительной информации 10, где производится их коммутация 11 и обработка с помощью аналого-цифрового преобразователя 12, выход которого с помощью стандартного интерфейса 13 соединен со входом вычислительного блока 14, где на основе выражений 1-17 производятся вычислительные операции по анализу исходной информации и оценке возможности опрокидывания судна в момент удара волны и в условиях стремительного дрейфа, причем результаты работы вычислительного блока 14 демонстрируются на дисплее 15 и документируются с помощью принтера 16.
Класс B63B39/14 для определения крена или периода качки
Класс B63B39/00 Способы и устройства для уменьшения килевой и бортовой качки или подобных нежелательных движений водных транспортных средств; аппаратура для определения положения (осадки, крена) судна на воде