способ термообработки деталей из жаропрочных никелевых сплавов для повышения сопротивления малоцикловой усталости
Классы МПК: | C22F1/10 никеля, кобальта или их сплавов |
Автор(ы): | Гарибов Генрих Саркисович (RU), Гриц Нина Михайловна (RU), Шмелёв Виталий Петрович (RU), Востриков Алексей Владимирович (RU), Федоренко Елизавета Александровна (RU), Казберович Алексей Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Всероссийский институт легких сплавов" (ОАО ВИЛС) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-05-05 публикация патента:
10.07.2012 |
Изобретение относится к области металлургии, в частности к термообработке жаропрочных никелевых сплавов, и может быть использовано в производстве деталей газотурбинных двигателей (дисков, валов и др.), работающих в условиях жесткого циклического нагружения. Способ термообработки деталей из жаропрочных никелевых сплавов включает нагрев при температуре на 5-25°С выше температуры сольвуса с выдержкой в течение 3-4 часов, охлаждение после нагрева со скоростью выше 20°С/мин и последующее старение в три ступени: 1 ступень - 910°С, выдержка 3 часа; 2 ступень - 750°С, выдержка 8 часов, и 3 ступень - 700°С, выдержка 17 часов. Технический результат заключается в увеличении ресурса и надежности деталей, работающих в условиях жесткого нагружения при снижении их массы. 1 табл.
Формула изобретения
Способ термообработки деталей из жаропрочных никелевых сплавов, включающий нагрев при температуре на 5-25°С выше температуры сольвуса, выдержку при этой температуре, охлаждение и старение, отличающийся тем, что выдержку при нагреве выше температуры сольвуса проводят в течение 3-4 ч, охлаждение после нагрева осуществляют со скоростью выше 20°С/мин, а последующее старение проводят в три ступени: 1 ступень - 910°С, выдержка 3 ч, 2 ступень - 750°С, выдержка 8 ч и 3 ступень - 700°С, выдержка 17 ч.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области металлургии, в частности к термообработке жаропрочных никелевых сплавов, и может быть использовано в производстве деталей газотурбинных двигателей (дисков, валов и др.), работающих в условиях жесткого циклического нагружения.
Известны способы (патенты РФ № 2164262 и US 2009/0308508) термообработки деталей из жаропрочных никелевых сплавов, которые заключаются в том, что деталь, после проведения нагрева в однофазной области (выше сольвуса), медленно охлаждается до температуры следующей операции: закалки из двухфазной области, как описано в патенте РФ № 2164262, или старения, как описано в патенте US 2009/0308508.
Общим недостатком этих способов является низкий уровень всех механических характеристик из-за медленного охлаждения после нагрева в однофазной области.
Известен способ термообработки деталей из жаропрочных никелевых сплавов, содержащих 40-70% упрочняющей '-фазы.
Способ заключается в том, что деталь подвергается нагреву при температуре на 3-22°С выше температуры сольвуса (однофазная область) в течение 0,25-2 ч (патент US № 7138020 - прототип).
Недостатком этого способа являются низкие характеристики сопротивления малоцикловой усталости (МЦУ), прочности и жаропрочности из-за формирования крупных выделений упрочняющей '-фазы.
С целью устранения перечисленных недостатков предлагается способ термообработки, включающий нагрев на 5-25°С выше температуры сольвуса, охлаждение со скорость более 20°С/мин и три ступени старения с последовательным понижением температуры от 910°С до 700°С.
Предлагаемый способ отличается от известного тем, что нагрев в однофазной области проводят в течение 3-4 часов, охлаждение после нагрева проводят со скоростью выше 20°С/мин и старение проводят в три ступени: 910°С, выдержка 3 часа; 750°С, выдержка 8 часов, и 700°С, выдержка 17 часов.
Технический результат - более высокие характеристики сопротивления МЦУ, прочности и жаропрочности при рабочих температурах и, как следствие, увеличение ресурса и надежности деталей, работающих в условиях жесткого циклического нагружения, при снижении их массы.
Это достигается тем, что более длительный нагрев в однофазной области и охлаждение со скоростью выше 20°С/мин способствует равномерному выделению в объеме детали мелких частиц '-фазы, размером до 0,1 мкм. А последующие три ступени старения при понижающихся температурах формируют на основе выделившихся частиц равномерно распределенные частицы оптимального для жаропрочности размера 0,20-0,35 мкм и способствуют дополнительному выделению из твердого раствора мелких упрочняющих частиц '-фазы размером 0,05-0,08 мкм, которые обеспечивают одновременно высокий уровень сопротивления МЦУ и прочности термообработанной детали. Все это увеличивает ресурс и надежность детали, работающей в условиях жесткого циклического нагружения и дает возможность снизить массу детали.
Предлагаемым способом была термообработана заготовка диска газотурбинного двигателя, изготовленная из гранул жаропрочного никелевого сплава ЭП741НП.
По способу-прототипу также была термообработана аналогичная заготовка диска из гранул сплава ЭП741НП.
Результаты испытаний механических свойств заготовок, термообработанных предлагаемым способом и способом-прототипом при температуре 20°С и рабочей температуре 650°С, проведенных по стандартным методикам испытания, представлены в таблице.
Механические свойства при 20°С | При 650°С | |||||
Предел прочности В | Предел текучести 0,2 | Относительное удлинение | Относительное сужение | Жаропрочность (длительная прочность) 100 | МЦУ N=104 f=1 Гц | |
МПа | % | МПа | ||||
Предлагаемый | 1570 | 1060 | 17,2 | 18,9 | 1030 | 1050 |
Прототип | 1440 | 960 | 17,5 | 18,8 | 950 | 980 |
Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает повышение сопротивления МЦУ на 6-8%, прочности на 8-12% и жаропрочности на 8-10% при сохранении высокого уровня пластичности.
В результате этого, применение предлагаемого способа термообработки в производстве деталей, работающих в условиях жесткого циклического нагружения, например дисков ГТД, позволит за счет более высокого сопротивления МЦУ, высокой прочности и жаропрочности увеличить ресурс работы двигателя в 1,2-1,4 раза, повысить его эксплуатационную надежность и снизить массу на 8-10%.
Класс C22F1/10 никеля, кобальта или их сплавов