острая крестовина для рельсовых пересечений
Классы МПК: | E01B7/10 крестовины |
Автор(ы): | Говоров Вадим Владимирович (RU), Дудкин Евгений Павлович (RU), Басовский Дмитрий Аркадьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-01-11 публикация патента:
10.07.2012 |
Изобретение относится к области строительства городского рельсового транспорта и предназначается для использования в конструкциях пересечений трамвайных путей. Острая крестовина для рельсовых пересечений содержит зону перекатывания колес 1 с усовиков на сердечник, выполненную в общей отливке 5, две накладки 6 и 7 и крепежные болты 11. Накладки опираются на металлический мостик 8 и сжимают отливку 5 своими средними участками. Крепежные болты 11 предназначены для соединения накладок 6 и 7 друг с другом и стыковки самой крестовины с примыкающими к ней путевыми рельсами. Отливка 5 выполнена симметричной относительно горизонтальной плоскости, проходящей через ее центр тяжести 16. Поверхности взаимного контакта отливки 5 с накладками 6 и 7 выполнены в виде клиновых соединений 18, 19, стянутых крепежными болтами 11 так, что между металлическим мостиком 8 и отливкой 5 имеется зазор, предохраняющий от возможности их взаимодействия. Технический результат заключается в повышении эксплуатационного ресурса конструкции. 2 ил.
Формула изобретения
Острая крестовина для рельсовых пересечений, содержащая зону перекатывания колес с усовиков на сердечник, выполненную в виде общей отливки, две накладки, опирающиеся на металлический мостик и сжимающие отливку своими средними участками, крепежные болты, предназначенные для соединения накладок друг с другом и стыковки самой крестовины с примыкающими к ней путевыми рельсами, отличающаяся тем, что отливка выполнена симметричной относительно горизонтальной плоскости, проходящей через ее центр тяжести, а поверхности взаимного контакта отливки с накладками выполнены в виде клиновых соединений, стянутых крепежными болтами так, что между металлическим мостиком и отливкой имеется зазор, предохраняющий от возможности их взаимодействия.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области строительства городского рельсового транспорта и предназначается для использования в конструкциях пересечений трамвайных путей.
Известна острая крестовина для глухих пересечений (RU № 2225470, Е01В 7/12. 2004), содержащая зону перекатывания колес с усовиков на сердечник и крепежные болты, предназначенные для соединения между собой деталей, входящих в состав сборной крестовины, и стыковки самой крестовины с примыкающими к ней путевыми рельсами.
Главным недостатком рельсосборных крестовин является чрезвычайно короткий срок службы. Они выходят из строя вследствие вертикального износа металла в зоне перекатывания колес с усовиков на сердечник, когда в остальной части этот износ не достигает и половины нормативного.
Наиболее близкой к предлагаемой конструкции является острая крестовина для рельсовых пересечений (RU № 14941, Е01В 7/10. 2000), содержащая зону перекатывания колес с усовиков на сердечник, выполненную в виде общей отливки, две накладки, опирающиеся на металлический мостик и сжимающие отливку своими средними участками, крепежные болты, предназначенные для соединения накладок друг с другом и стыковки самой крестовины с примыкающими к ней путевыми рельсами. Такие специальные накладки, охватывающие одновременно и зону перекатывания, и обе зоны стыков, целесообразно использовать только на коротких крестовинах, укладываемых в глухие пересечения крутых марок, когда рельсы пересекаются под большими углами, при которых на длине крестовины невозможно разместить две стандартные стыковые накладки. Повышение срока службы здесь достигается за счет установки в наиболее интенсивно изнашиваемой зоне перекатывания съемной отливки из износостойкой высокомарганцовистой стали. Также в данной конструкции использован принцип разделения элементов, обладающих различными эксплуатационными ресурсами, когда изношенная отливка заменяется, а остальные детали крестовины могут быть использованы многократно.
Недостаток конструкции заключается в том, что резервы этого поэлементного принципа управления сроками службы отдельных ее деталей использованы в ней лишь частично. Поэтому она имеет достаточно ограниченный эксплуатационный ресурс.
При работе над изобретением решалась задача повышения эксплуатационного ресурса конструкции.
Технический результат достигается тем, что в крестовине для рельсовых пересечений, содержащей зону перекатывания колес с усовиков на сердечник, выполненную в виде общей отливки, две накладки, опирающиеся на металлический мостик и сжимающие отливку своими средними участками, крепежные болты, предназначенные для соединения накладок друг с другом и стыковки самой крестовины с примыкающими к ней путевыми рельсами, отливка выполнена симметричной относительно горизонтальной плоскости, проходящей через ее центр тяжести, а поверхности взаимного контакта отливки с накладками выполнены в виде клиновых соединений, стянутых крепежными болтами так, что между металлическим мостиком и отливкой имеется зазор, предохраняющий от возможности их взаимодействия.
Сущность предлагаемого технического решения раскрывается с помощью чертежей:
фиг.1 - общий вид крестовины в плане;
фиг.2 - конструктивный разрез крестовины по А-А.
Острая крестовина для рельсовых пересечений содержит зону L перекатывания колес 1 с усовиков 2, 3 на сердечник 4, выполненную в виде общей отливки 5, две накладки 6, 7, опирающиеся на металлический мостик 8 и сжимающие отливку своими средними участками, крепежные болты 11, предназначенные для соединения накладок 6 и 7 друг с другом и стыковки самой крестовины с примыкающими к ней путевыми рельсами 12, 13, 14, 15. Отливка 5 выполнена симметрично относительно горизонтальной плоскости N-N, проходящей через ее центр тяжести 16, а поверхности 17 взаимного контакта отливки 5 с накладками 6 и 7 выполнены в виде клиновых соединений 18, 19, стянутых крепежными болтами 11 так, что между металлическим мостиком 8 и отливкой 5 имеется зазор t, предохраняющий от возможности их взаимодействия.
Устройство работает следующим образом. При движении колес по крестовине происходит износ поверхностей катания 20 отливки 5, которые обращены вверх и вступают в непосредственное взаимодействие с колесами 1. Когда этот износ достигает нормативного допуска, болты 11 разбалчивают, отливку 5, переворачивают на 180° неизношенной поверхностью 21 катания вверх и снова собирают крестовину для ее повторного использования.
Чтобы под действием вертикальной силы, передаваемой от колес 1 подвижного состава на отливку 5, резервная ее поверхность катания 21 не сминалась и не стиралась, между поверхностью катания 21 и поверхностью мостика 8 предусмотрен зазор t, исключающий возможность взаимодействия этих поверхностей. Для соединения крестовины с примыкающими к ней рельсами 12, 13, 14 и 15 применяются вкладыши 22 и 23.
Таким образом, эксплуатационный ресурс крестовины повышается вдвое за счет повторного использования наиболее дорогостоящей ее детали: отливки 5, выполненной из легированной износоустойчивой стали.