трансмиссия самоходного вагона
Классы МПК: | E21F13/00 Рудничный транспорт |
Автор(ы): | Гюбнер Герберт Эрвинович (RU), Мальчер Марк Алексеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Копейский машиностроительный завод" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-10-20 публикация патента:
10.07.2012 |
Изобретение относится к области горного машиностроения и может быть использовано в конструкции самоходного горного транспорта, а также в других областях транспортной техники. Устройство содержит приводной электродвигатель с двухсторонним валом, планетарную передачу, пневмоколесо, фрикционный дисковый тормоз, подпружиненный нажимной диск, гидроцилиндр управления. Тормозные фрикционные диски установлены между валом приводного электродвигателя и его корпусом. Гидроцилиндр управления взаимодействует через подпружиненный нажимной диск с дисками фрикционного тормоза, установленными на выходном валу приводного электродвигателя с двухсторонним валом, размещенным между планетарной передачей и гидроцилиндром управления. Упрощается конструкция. 1 ил.
Формула изобретения
Трансмиссия самоходного вагона, содержащая приводной электродвигатель, планетарную передачу, пневмоколесо, стояночный фрикционный дисковый тормоз, подпружиненный нажимной диск, гидроцилиндр управления, отличающаяся тем, что гидроцилиндр управления взаимодействует через подпружиненный нажимной диск с дисками фрикционного тормоза, установленными на выходном валу приводного электродвигателя с двухсторонним валом, размещенным между планетарной передачей и гидроцилиндром управления, что дает возможность использовать фрикционный дисковый тормоз в качестве рабочего и стояночного.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области горного машиностроения и может быть использовано в конструкции самоходного горного транспорта, а также в других областях транспортной техники.
Известна трансмиссия шахтного самоходного вагона серии ВС.(М.: Машиностроение, 1995 г. А.А.Кулешов. И.И.Марголин. Пневмоколесные машины с бортовыми приводами и моторколесами, стр.20, рис.3) содержащая приводной электродвигатель, цилиндрический редуктор с выходными валами, связанными с приводными колесами двумя карданными валами, коническую пару шестерен с планетарным редуктором и тормозом. В трансмиссии вращение от вала приводного электродвигателя передается цилиндрическому редуктору с двумя выходными валами, от которых, через два карданных вала, - на угловые редукторы, установленные в колесах. Рабочие тормоза установлены во всех колесах, а стояночный тормоз установлен на одном из выходных валов цилиндрического редуктора. Недостатком такой трансмиссии является сложность конструкции из-за наличия промежуточных редукторов, карданных валов и малоэффективных колодочных тормозов, которые требуют частой регулировки и предохранения от внешних механических воздействий, и не отвечают требованиям безопасности при работе во взрывоопасной среде. Известна трансмиссия самоходного вагона, принятая за прототип. М.: Недра, 1981 г. Выпуск 7. А.О.Спиваков. Шахтный и карьерный транспорт, стр.151. Трансмиссия самоходного вагона содержит приводной электродвигатель ходовой редуктор, фрикционный дисковый стояночный тормоз, рабочий тормоз с системой управления.
Недостатком данной конструкции является наличие двух тормозов: стояночного и рабочего, и необходимость установки в ходовой редуктор дополнительного вала с приводной шестерней для монтажа фрикционного дискового стояночного тормоза, что усложняет конструкцию, снижает ее надежность и затрудняет техническое обслуживание.
Задачей настоящего изобретения является упрощение конструкции трансмиссии горной машины за счет того, что гидроцилиндр управления через подпружиненный нажимной диск взаимодействует с дисками фрикционного тормоза, установленными на выходном валу приводного электродвигателя с двухсторонним валом, размещенным между планетарной передачей и гидроцилиндром управления. Причем фрикционный дисковый тормоз выполняет функцию как рабочего, так и стояночного тормоза.
В заявляемой трансмиссии с фрикционным дисковым тормозом гидроцилиндр управления взаимодействует через подпружиненный нажимной диск с дисками фрикционного тормоза, установленными на выходном валу приводного электродвигателя с двухсторонним валом, размещенным между планетарной передачей и гидроцилиндром управления, что дает возможность использовать фрикционный дисковый тормоз в качестве рабочего и стояночного.
Сопоставление заявляемой трансмиссии с фрикционным дисковым тормозом с прототипом позволяет сделать вывод об отсутствии признаков, сходных с существенными отличительными признаками трансмиссии с фрикционным дисковым тормозом:
- гидроцилиндр управления взаимодействует через подпружиненный нажимной диск с дисками фрикционного тормоза;
- диски фрикционного тормоза установлены на выходном валу приводного электродвигателя с двухсторонним валом;
- электродвигатель с двухсторонним валом размещен между планетарной передачей и гидроцилиндром управления;
- фрикционный дисковый тормоз используется в качестве рабочего и стояночного.
Совокупность признаков заявляемого технического решения имеет отличие от прототипа и известных аналогов и не следует явным образом из изученного уровня техники, т.е. объект является новым и имеет изобретательский уровень.
Изобретение имеет изобретательский уровень и в связи с тем, что сочетание признаков, а именно:
- гидроцилиндр управления взаимодействует через подпружиненный нажимной диск с дисками фрикционного тормоза;
- тормозные фрикционные диски установлены на выходном валу приводного электродвигателя с двухсторонним валом;
- электродвигатель с двухсторонним валом размещен между планетарной передачей и гидроцилиндром управления;
- фрикционный дисковый тормоз используется в качестве рабочего и стояночного, решает поставленную задачу упрощения конструкции трансмиссии с фрикционным дисковым тормозом.
Изобретение также представляет собой определенный шаг в развитии техники и является прогрессивным, так как позволяет упростить конструкцию трансмиссии с фрикционным дисковым тормозом.
Трансмиссия, в которой заявлено данное изобретение, может найти широкое применение в конструкции самоходного горного транспорта и других областях транспортной техники, т.е. является промышленно-применимым решением. Решение поставленной задачи достигается тем, что
- гидроцилиндр управления взаимодействует через подпружиненный нажимной диск с дисками фрикционного тормоза;
- тормозные фрикционные диски установлены на выходном валу приводного электродвигателя с двухсторонним валом;
- электродвигатель с двухсторонним валом размещен между планетарной передачей и гидроцилиндром управления;
- фрикционный дисковый тормоз используется в качестве рабочего и стояночного.
Сущность изобретения поясняется приложенным чертежом. На чертеже изображено:
фиг.1 - общий вид трансмиссии самоходного вагона с фрикционным дисковым тормозом
Трансмиссия самоходного вагона содержит (фиг.1) приводной электродвигатель 1 с двухсторонним валом 2 и 3, планетарную передачу 4, пневмоколеса 5, фрикционный дисковый тормоз 6, подпружиненный нажимной диск 7, гидроцилиндр управления 8, пружины 9. Тормозные фрикционные диски 10 установлены между выходным валом 3 приводного электродвигателя 1 и его корпусом 11.
Трансмиссия самоходного вагона с фрикционным дисковым тормозом работает следующим образом.
Перед пуском приводного электродвигателя 1 трансмиссии подается рабочая жидкость по магистрали 12 в штоковую полость 13 гидроцилиндра управления 8. Гидроцилиндр управления 8 сжимает пружины 9, перемещая нажимной диск 7 (вправо по рисунку). Нажимной диск 7 разжимает тормозные фрикционные диски 10, освобождая валы 2 и 3 приводного электродвигателя 1. Вращение вала 2 приводного электродвигателя 1 планетарной передачей 4, передается пневмоколесу 5, приводя самоходный вагон в движение. При торможении движущегося самоходного вагона рабочая жидкость подается по магистрали 14 в поршневую полость 15 гидроцилиндра управления 8, который перемещает нажимной диск 7 (влево по рисунку) и, разжимая пружины 9, зажимает тормозные фрикционные диски 10, стопоря валы 2 и 3 приводного электродвигателя 1 через планетарную передачу 4, производят торможение пневмоколес 5 самоходного вагона. При отсутствии сигналов управления в магистралях 12 и 14 или при аварийных ситуациях пружины 9 разжимаются и через нажимной диск 7 сжимают фрикционные диски 10, стопоря через валы 2 и 3 приводного электродвигателя 1 и планетарную передачу 4 пневмоколеса 5 самоходного вагона. В этом случае фрикционный дисковый тормоз 6 выполняет функцию стояночного тормоза.
Класс E21F13/00 Рудничный транспорт