устройство для мониторинга теплового состояния и уровня влажности тяговых электрических машин

Классы МПК:B61L25/00 Регистрация и определение местоположения или опознавания подвижного состава или поезда, или состояния путевых устройств
B60L11/02 с генераторами, приводимыми в действие тепловыми двигателями 
B60L3/12 регистрирующие рабочие параметры 
B60L9/00 Электрические тяговые системы транспортных средств с питанием от внешних источников энергоснабжения
G01K7/00 Измерение температуры термометрами, действие которых основано на использовании термочувствительных элементов, электрических или магнитных
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Созвездие-центр" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-02-15
публикация патента:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в системах контроля температуры и влажности тяговых электрических машин в процессе эксплуатации. Устройство содержит датчики температуры и влажности, измерительные радиомодули, ретрансляторы сигналов, блок обработки измерительной информации. Измерительный радиомодуль имеет два измерительных канала. Один канал соединен с датчиком температуры. Второй канал соединен с датчиком влажности. Соединение датчиков с измерительными каналами выполнено гибкими проводниками. Корпус измерительного радиомодуля выполнен с защитой от воздействия внешней среды и механических воздействий. Часть корпуса измерительного радиомодуля выполнена из радиопрозрачного материала. Блок обработки измерительной информации представляет собой терминал сбора данных. Измерительные радиомодули по каналу связи через ретрансляторы сигналов соединены с терминалом сбора данных, который по каналу связи соединен через приемо-передающее устройство с персональным компьютером автоматизированного рабочего места мастера ремонтного депо. Технический результат заключается в обеспечении непрерывного одновременного контроля температуры и влажности тяговых электрических машин. 1 ил. устройство для мониторинга теплового состояния и уровня влажности   тяговых электрических машин, патент № 2456193

устройство для мониторинга теплового состояния и уровня влажности   тяговых электрических машин, патент № 2456193

Формула изобретения

Устройство для мониторинга теплового состояния и уровня влажности тяговых электрических машин, содержащее датчики температуры и блок обработки измерительной информации, отличающееся тем, что в него введены датчики влажности, измерительные радиомодули и ретрансляторы сигналов, установленные на корпусе локомотива, при этом измерительный радиомодуль имеет два измерительных канала, один из которых соединен с датчиком температуры, а другой - с датчиком влажности, причем соединение датчиков с измерительными каналами выполнено гибкими проводниками для обеспечения выбора пространственного позиционирования датчика относительно обмотки тяговой электрической машины и корпуса измерительного радиомодуля, выполненного с защитой от воздействия внешней среды и механических воздействий, причем часть корпуса измерительного радиомодуля выполнена из радиопрозрачного материала, блок обработки измерительной информации представляет собой терминал сбора данных, обеспечивающий прием, передачу радиосигналов и обработку и хранение информации, при этом измерительные радиомодули по каналу связи через ретрансляторы сигналов соединены с терминалом сбора данных, который в зоне уверенного приема по каналу связи соединен через приемопередающее устройство с персональным компьютером автоматизированного рабочего места мастера ремонтного депо.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в системах контроля температуры и влажности тяговых электрических машин в процессе эксплуатации, а также для управления диэлектрической прочностью изоляции.

Наибольшее число выходов из строя тяговых двигателей приходится на долю пробоя изоляции. Во многом это определяется сложными условиями эксплуатации машин: перегрузками, коммутационными перенапряжениями, увлажнением и т.д. Чаще всего (до 85%) пробой изоляции наблюдается во влажный период времени года, когда сильно возрастает вероятность увлажнения обмоток из-за попадания влаги в двигатели и снижение ее диэлектрической прочности. Выход из строя тяговых электродвигателей из-за пробоя изоляции вследствие ее недопустимого увлажнения является одной из важнейших проблем эксплуатации электроподвижного состава. Контроль температурно-влажностного процесса тяговых электродвигателей позволяет установить влияние всех стадий эксплуатации электровоза (работа под нагрузкой, выбег, нахождение в ожидании работы) на состояние его изоляции и развитие процессов повреждения изоляции.

Непрерывный контроль температурно-влажностного состояния изоляции позволяет в свою очередь оценить степень старения изоляции и возможность возникновения пробоя, а также планировать мероприятия по обеспечению необходимого уровня ее диэлектрической прочности.

Известно устройство для автоматического регулирования температурно-влажностного режима обмоток тяговой электрической машины постоянного тока с каналом для охлаждающей среды, содержащее вентилятор с управляемым приводом, датчики тока и напряжения электрической машины, датчики падения напряжения на обмотке главных полюсов, на компенсационной обмотке и на обмотке добавочных полюсов, датчики частоты вращения вала электрической машины и частоты вращения вала вентилятора, датчик температуры охлаждающей среды, блоки расчета значений омического сопротивления в горячем состоянии обмотки главных полюсов, компенсационной обмотки и обмотки добавочных полюсов, причем на входы каждого из указанных блоков расчета подают сигналы с выходов датчиков тока и напряжения электрической машины и с соответствующего датчика падения напряжения на обмотке главных полюсов, компенсационной обмотке и обмотке добавочных полюсов, блок измерений значений средней температуры изоляции обмотки главных полюсов, компенсационной обмотки и обмотки добавочных полюсов, причем на входы указанного блока подают сигналы с выходов блоков расчета значений омического сопротивления обмотки главных полюсов, компенсационной обмотки и обмотки добавочных полюсов в горячем состоянии, а также для значения омического сопротивления этих обмоток в холодном состоянии, блок расчета величины мощности электрической машины, причем на входы этого блока подают сигналы с выходов датчиков тока и напряжения электрической машины, и блок вычислений, при этом на соответствующие входы блока вычислений подают выходные сигналы датчиков частоты вращения вала электрической машины и частоты вращения вала вентилятора, датчика температуры охлаждающей среды на выходе из канала охлаждающей среды, датчиков тока и напряжения электрической машины, выходные сигналы указанного блока измерений и блока расчета величины мощности электрической машины, с выхода блока вычислений подают сигнал управляющего воздействия на вход управляемого привода вентилятора охлаждения (RU 2291544, Н02К 9/06, 10.01.07).

Устройство для автоматического регулирования температурно-влажностного режима обмоток тяговых электрических машин обеспечивает поддержание в заданных пределах предельно допустимых значений температуры и влажности изоляции ее обмоток независимо от условий и режимов работы тяговой электрической машины в процессе эксплуатации, позволяет защитить ее от перегрева и переувлажнения обмоток, обеспечить качественные устойчивые процессы регулирования температуры и влажности, повысить долговечность тяговой электрической машины при минимальных затратах электроэнергии на функционирование системы охлаждения и осушения, стабилизировать степень увлажнения изоляции обмоток тяговых электрических машин.

Недостатком известного устройства является отсутствие в нем средств, обеспечивающих в процессе эксплуатации непрерывный сбор и передачу данных о температурном режиме и уровне влажности оборудования для последующей обработки и отображения данных, а также хранение и передачу информативных параметров на сервер предприятия приписки тягового подвижного средства.

В качестве прототипа принято устройство для мониторинга теплового состояния при эксплуатации путем определения наиболее нагретой точки тягового электродвигателя с каналом для охлаждающей среды и с вентилятором с управляемым приводом, содержащее датчик температуры охлаждающей среды, установленный на входе канала для охлаждающей среды, вычислительный блок, содержащий математическую модель двигателя как теплового объекта, на вход которого подают преобразованные сигналы с датчика температуры, установленного на входе канала для охлаждающей среды, в устройство введены датчики температуры, установленные на выходе охлаждающей среды и на корпусе под главным полюсом электродвигателя, соединенные с входом блока преобразования, выход которого присоединен к входу вычислительного блока, содержащего математическую модель, а выход указанного вычислительного блока соединен с системой управления тяговым двигателем, на вход которой по программе вычислительного блока поступают рассчитанные значения максимальных локальных температур самых нагретых точек внутреннего пространства двигателя (RU 79840, B60L 11/02, 20.01.09).

Устройство мониторинга позволяет с достаточной точностью определять установившиеся температуры разных узлов тягового электродвигателя, реализовать на практике определения температур узлов, недоступных в период эксплуатации для непосредственного измерения.

Известное устройство предназначено только для мониторинга теплового состояния тягового электродвигателя и оно не осуществляет контроль уровня влажности, при этом в нем также отсутствуют средства, обеспечивающие в процессе эксплуатации непрерывный сбор и передачу измеренных параметров для последующей обработки и отображения данных, а также хранение и передачу информативных параметров на сервер предприятия приписки тягового подвижного средства.

Технический результат изобретения заключается в расширении функциональных возможностей за счет непрерывного одновременного контроля температуры и влажности тяговых электрических машин и регистрации этих параметров в процессе эксплуатации в терминале сбора данных.

Технический результат достигается тем, что в устройстве для мониторинга теплового состояния и уровня влажности тяговых электрических машин, содержащем датчики температуры и блок обработки измерительной информации, согласно изобретению введены датчики влажности, измерительные радиомодули и ретрансляторы сигналов, установленные на корпусе локомотива, при этом измерительный радиомодуль имеет два измерительных канала, один из которых соединен с датчиком температуры, а другой - с датчиком влажности, причем соединение датчиков с измерительными каналами выполнено гибкими проводниками для обеспечения выбора пространственного позиционирования датчика относительно обмотки тяговой электрической машины и корпуса измерительного радиомодуля, выполненного с защитой от воздействия внешней среды и механических воздействий, причем часть корпуса измерительного радиомодуля выполнена из радиопрозрачного материала, блок обработки измерительной информации представляет собой терминал сбора данных, обеспечивающий прием, передачу радиосигналов и обработку и хранение информации, при этом измерительные радиомодули по каналу связи через ретрансляторы сигналов соединены с терминалом сбора данных, который в зоне уверенного приема по каналу связи соединен через приемо-передающее устройство с персональным компьютером автоматизированного рабочего места мастера ремонтного депо.

На чертеже представлена схема размещения элементов устройства для мониторинга теплового состояния и уровня влажности тяговых электрических машин.

Устройство для мониторинга теплового состояния и уровня влажности тяговых электрических машин содержит датчики 1 температуры, датчики 2 влажности, измерительные радиомодули 3 и ретрансляторы 4 сигналов, установленные на корпусе локомотива 5, измерительный радиомодуль 3 имеет два измерительных канала, один из которых соединен с датчиком 1 температуры, а другой - с датчиком 2 влажности, причем соединение датчиков 1 и 2 с измерительными каналами выполнено гибкими проводниками для обеспечения выбора пространственного позиционирования датчика относительно обмотки тяговой электрической машины 6 и корпуса измерительного радиомодуля 3, выполненного с защитой от воздействия внешней среды и механических воздействий, часть корпуса измерительного радиомодуля 3 выполнена из радиопрозрачного материала, блок 7 обработки измерительной информации представляет собой терминал сбора данных, обеспечивающий прием, передачу радиосигналов и обработку и хранение информации, при этом измерительные радиомодули 3 по каналу связи через ретрансляторы 4 сигналов соединены с терминалом сбора данных, который в зоне уверенного приема по каналу связи 8 соединен через приемо-передающее устройство 9 с персональным компьютером 10 автоматизированного рабочего места 11 мастера ремонтного депо.

Устройство для мониторинга теплового состояния и уровня влажности тяговых электрических машин работает следующим образом.

Для осуществления непрерывного контроля температурного режима и уровня влажности оборудования тягового подвижного состава в процессе его эксплуатации датчики 1 температуры и датчики 2 влажности устанавливаются в электрических машинах, где создается соответственно наибольший нагрев и максимальное увлажнение обмоток. Возможность необходимого пространственного позиционирования датчика относительно обмотки тяговой электрической машины обеспечивается за счет соединения датчиков 1 и 2 с измерительными каналами измерительного радиомодуля 3 гибкими проводниками. Такое соединение позволяет также выбрать и реализовать оптимальное расположение измерительного радиомодуля 3, при котором обеспечивается минимальное расстояние от датчиков до радиомодуля, который должен находиться в прямой видимости с установленным на корпусе локомотива 5 ретранслятором 4, для обеспечения надежной связи с радиомодулей 3 и передачи информационного сигнала на приемник терминала сбора данных. Информация, с датчиков 1 и 2 поступает в соответствующие измерительные каналы измерительного радиомодуля 3, в котором эта информация обрабатывается и передается на ретрансляторы 4 сигналов. Измерительный радиомодуль 3 максимально унифицирован и позволяет в случае необходимости подключать к нему два однотипных датчика (температуры или влажности). В связи с тем, что радиомодуль работает в сложных условиях внешней среды и может подвергаться механическим воздействиям в процессе эксплуатации, его корпус выполнен с необходимой степенью защиты от воздействия внешней среды и требуемой стойкостью к механическим воздействиям. Поскольку все элементы радиомодуля находятся внутри корпуса, включая его автономный источник питания и антенну передающего устройства, то для обеспечения устойчивой радиосвязи с ретранслятором часть корпуса измерительного радиомодуля (в зоне расположения антенны) выполнена из радиопрозрачного материала, обеспечивающего радиопрозрачность на уровне не менее 80%. Поступивший от радиомодуля 3 информационный сигнал усиливается в ретрансляторе 4 сигналов, который обеспечивает требуемую дальность передачи сигналов, и передается в приемник блока 7 обработки измерительной информации. Принятая измерительная информация обрабатывается в блоке 7 и записывается в его память (например, в виде базы данных). При желании эта информация может быть отображена на локомотивном дисплее машиниста. Для этого необходимо подключить блок 7 обработки измерительной информации к локомотивному блоку отображения информации (дисплею машиниста). При нахождении подвижного состава в зоне уверенного приема (в местах расположения ремонтного предприятия) с терминала сбора данных по каналу 8 связи может быть передана информация, записанная в процессе движения, через приемопередающее устройство 9 автоматизированного рабочего места 11 мастера ремонтного депо на его персональный компьютер 10. На персональном компьютере 10 полученную информацию подвергают анализу с использованием, например, математической модели температурно-влажностного процесса тяговой электрической машины. Результаты анализа позволяют установить степень и характер влияния эксплуатационных факторов на развитие процессов повреждения изоляции тяговой электрической машины, а также установить влияние всех стадий эксплуатации электровоза (работа под нагрузкой, выбег, нахождение в ожидании работы и т.д.) на состояние его изоляции. Это в свою очередь позволяет заранее определить степень возможного изменения характеристик изоляции эксплуатируемой тяговой электрической машины и сделать вывод о необходимости проведения профилактических или ремонтных работ. И тем самым предотвратить или, по крайней мере, свести к минимуму отказы тяговых электрических машин в процессе эксплуатации из-за снижения диэлектрической прочности изоляции ее обмоток.

Класс B61L25/00 Регистрация и определение местоположения или опознавания подвижного состава или поезда, или состояния путевых устройств

устройство диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока -  патент 2529564 (27.09.2014)
анализатор параметров движения локомотива -  патент 2526730 (27.08.2014)
способ управления рельсовым транспортным средством -  патент 2522532 (20.07.2014)
устройство для обеспечения информационного обмена между автоматизированной системой управления движением и локомотивным устройством безопасности -  патент 2521880 (10.07.2014)
система интервального регулирования движения поездов -  патент 2519323 (10.06.2014)
система управления движением поездов -  патент 2519317 (10.06.2014)
приемное устройство автоматической локомотивной сигнализации -  патент 2517631 (27.05.2014)
централизованная система информирования пассажиров -  патент 2513876 (20.04.2014)
устройство и способ для создания сигнала местоположения -  патент 2509021 (10.03.2014)
автоматический идентификатор номера вагона -  патент 2508216 (27.02.2014)

Класс B60L11/02 с генераторами, приводимыми в действие тепловыми двигателями 

устройство для автоматического регулирования скорости тепловоза с электрической передачей -  патент 2481202 (10.05.2013)
транспортное средство с комбинированной энергетической установкой расширенных функциональных возможностей -  патент 2473432 (27.01.2013)
способ управления силовой установкой гибридного локомотива -  патент 2470809 (27.12.2012)
устройство преобразования мощности для возбуждения электродвигателя -  патент 2463699 (10.10.2012)
способ управления силовой установкой и устройство для его реализации -  патент 2419563 (27.05.2011)
система привода двигателя с переменным магнитным потоком -  патент 2397600 (20.08.2010)
система электропитания, транспортное средство с системой электропитания, способ управления повышением температуры для устройства накопления энергии и машиночитаемый носитель записи, содержащий программу, побуждающую компьютер выполнять управление повышением температуры устройства накопления энергии -  патент 2396175 (10.08.2010)
устройство управления вектором для электродвигателя переменного тока -  патент 2395895 (27.07.2010)
транспортное средство с электрическим приводом -  патент 2395410 (27.07.2010)
топливно-электрическая система привода -  патент 2383451 (10.03.2010)

Класс B60L3/12 регистрирующие рабочие параметры 

устройство и способ предоставления информации о станциях увеличения величины заряда батареи -  патент 2489680 (10.08.2013)
устройство для испытаний токоприемников электроподвижного состава -  патент 2466041 (10.11.2012)
автономный модуль проверки комплексной системы управления и обеспечения безопасности электропоезда -  патент 2400377 (27.09.2010)
способ и комплексная система безопасности (ксб) для автоматического управления прицельным торможением подвижного состава -  патент 2392133 (20.06.2010)
способ диагностики плеч выпрямительно-инверторных преобразователей электровоза переменного тока под нагрузкой -  патент 2346829 (20.02.2009)
выявление ошибочных сигналов в железнодорожной системе радиосвязи -  патент 2328384 (10.07.2008)
способ оптического контроля износа контактных проводов -  патент 2291066 (10.01.2007)
автоматизированное устройство измерения износа контактных пластин токоприемника -  патент 2243909 (10.01.2005)
способ настройки тягового теплоэлектрического агрегата -  патент 2177608 (27.12.2001)
устройство для замера и регистрации износа контактного провода -  патент 2120866 (27.10.1998)

Класс B60L9/00 Электрические тяговые системы транспортных средств с питанием от внешних источников энергоснабжения

устройство управления двигательной установкой электрического транспортного средства и система железнодорожного транспортного средства -  патент 2529577 (27.09.2014)
устройство управления прекращением медленного передвижения для транспортного средства с электроприводом -  патент 2524322 (27.07.2014)
автомобильная транспортная энергетическая система с принципом периодической зарядки, разрядки -  патент 2520640 (27.06.2014)
устройство преобразования мощности -  патент 2516872 (20.05.2014)
горнодобывающее транспортное средство и способ его энергоснабжения -  патент 2514867 (10.05.2014)
беспроводная зарядная система для маломощных потребителей электрической энергии -  патент 2510558 (27.03.2014)
горно-шахтное транспортное средство и способ его электропитания -  патент 2509664 (20.03.2014)
устройство преобразования энергии для силовой установки транспортного средства с электродвигателем -  патент 2509001 (10.03.2014)
устройство для компенсации реактивной мощности -  патент 2506677 (10.02.2014)
система для индуктивной зарядки транспортных средств, снабженных электронной системой позиционирования -  патент 2506181 (10.02.2014)

Класс G01K7/00 Измерение температуры термометрами, действие которых основано на использовании термочувствительных элементов, электрических или магнитных

Наверх