рельсовая сталь
Классы МПК: | C22C38/46 с ванадием |
Автор(ы): | Волков Константин Владимирович (RU), Кузнецов Евгений Павлович (RU), Могильный Виктор Васильевич (RU), Корнева Лариса Викторовна (RU), Бойков Дмитрий Владимирович (RU), Атконова Ольга Петровна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-02-17 публикация патента:
27.07.2012 |
Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов, а также рельсов для метрополитена. Рельсовая сталь содержит углерод, марганец, кремний, алюминий, азот, ванадий, хром, никель, кислород, железо и в качестве примесей серу, фосфор и медь при следующем соотношении компонентов, в мас.%: углерод 0,71-0,90, марганец 0,85-1,20, кремний 0,20-0,40, алюминий не более 0,004, азот 0,010-0,018, ванадий 0,05-0,15, хром 0,40-0,80, никель 0,03-0,20, кислород не более 0,0020, железо и примеси - остальное, при этом примеси содержатся в следующих количествах: сера - не более 0,020, фосфор - не более 0,020, медь не более 0,20. Техническим результатом является повышение чистоты стали по неметаллическим включениям для обеспечения надежности и контактно-усталостной прочности рельсов. 2 табл.
Формула изобретения
Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, азот, ванадий, хром, никель, железо и в качестве примесей серу, фосфор и медь, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит кислород при следующем соотношении компонентов, мас.%:
углерод | 0,71-0,90 |
марганец | 0,85-1,20 |
кремний | 0,20-0,40 |
алюминий | не более 0,004 |
азот | 0,010-0,018 |
ванадий | 0,05-0,15 |
хром | 0,40-0,80 |
никель | 0,03-0,20 |
кислород | не более 0,0020 |
железо и примеси | остальное, |
при этом примеси содержатся в следующих количествах, %: сера не более 0,020, фосфор не более 0,020, медь не более 0,20.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов.
Известна рельсовая сталь [1], содержащая (в мас.%):
углерод | 0,71-0,82 |
марганец | 0,75-1,05 |
кремний | 0,30-0,60 |
алюминий | не более 0,005 |
азот | 0,005-0,015 |
ванадий | 0,05-0,15 |
хром | 0,40-0,80 |
никель | 0,03-0,30 |
кальций | 0,0001-0,005 |
барий | 0,0001-0,005 |
железо | остальное, |
при этом примеси содержаться в следующих количествах: сера - не более 0,020%, фосфор - не более 0,025%, медь не более 0,20%.
Существенным недостатком данной стали является наличие в структуре недеформирующихся и хрупкоразрушенных неметаллических включений из-за модифицирования стали кальцием.
Известна выбранная в качестве прототипа рельсовая сталь [2], содержащая (в мас.%):
углерод | 0,71-0,82 |
марганец | 0,75-1,05 |
кремний | 0,45-0,80 |
алюминий | 0,005-0,015 |
азот | 0,0005-0,015 |
ванадий | 0,03-0,09 |
хром | 0,35-0,70 |
никель | 0,03-0,20 |
железо | остальное |
Существенным недостатком данной стали является низкая эксплуатационная стойкость, обусловленная пониженным комплексом физико-механических свойств.
Желаемым техническим результатом изобретения является повышение чистоты стали по неметаллическим включениям для обеспечения надежности и контактно-усталостной прочности рельсов.
Для достижения этого рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, азот, ванадий, хром, никель, железо и в качестве примесей серу, фосфор и медь, отличающаяся тем, что в ней дополнительно ограничено содержание кислорода при следующем соотношении компонентов (в мас.%):
углерод | 0,71-0,90 |
марганец | 0,85-1,20 |
кремний | 0,20-0,40 |
алюминий | не более 0,004 |
азот | 0,010-0,018 |
ванадий | 0,05-0,15 |
хром | 0,40-0,80 |
никель | 0,03-0,20 |
кислород | не более 0,0020 |
железо | остальное, |
при этом примеси содержатся в следующих количествах: сера - не более 0,020%, фосфор - не более 0,020%, медь не более 0,20%.
Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок.
Выбранное содержание углерода при установленном соотношении марганца, кремния и хрома обеспечивает повышение ударной вязкости, пластичности при сохранении твердости и прочности стали. Увеличение содержания углерода по сравнению с прототипом позволит дополнительно повысить контакно-усталостную прочность рельсов. Верхний предел содержания углерода установлен, исходя из того, что при увеличении его свыше 0,90% происходит резкое снижение показателей пластичности и ударной вязкости рельсовой стали.
Концентрация кремния установлена для обеспечения сбалансированного уровня механических свойств рельсов, при этом снижение его концентрации менее 0,20% не обеспечивает требуемый уровень свойств, при повышении 0,40% возрастает вероятность образования неблагоприятной структуры.
Концентрация хрома выбрана исходя из обеспечения высокого сопротивления износу и высоких прочностных свойств, при этом снижение концентрации хрома менее 0,40% не позволяет обеспечить требуемую стойкость рельсов в пути, а при повышении концентрации более 0,80% значительно возрастает стоимость стали при постоянных прочностных свойствах стали.
Снижение содержания алюминия до 0,004% и кислорода менее 0,0020% обеспечивает повышение чистоты металла по неметаллическим включениям, приводит к уменьшению их размеров и количества. Содержание алюминия более 0,004% и кислорода более 0,0018% приводит к загрязнению стали строчками неметаллических включений больших размеров.
Концентрация марганца в выбранных пределах обеспечивает достаточную износостойкость рельсов. Марганец увеличивает устойчивость переохлажденного аустенита и при содержании не менее 0,85% обеспечивает образование дисперсного тонкопластинчатого перлита, имеющего хорошее сочетание прочности, пластичности и вязкости. Поскольку марганец смещает точку фазовых превращений к более низким температурам, дальнейшее увеличение его концентрации более 1,20% в стали с высоким содержанием углерода приводит к хрупкости рельсов.
Введение азота от 0,010 до 0,018 позволяет также повысить прочностные свойства рельсов и увеличить сопротивление хрупкому разрушению. Наличие ванадия при этом позволяет добиваться необходимой растворимости азота в соединениях. При наличии азота менее 0,010% невозможно обеспечить необходимое упрочнение стали, а при содержании азота более 0,018% приводит к получению нерастворившегося азота и возможного образования недопустимых пузырей в стали. Выбранное содержание и соотношение азота и ванадия обеспечивает получение требуемой ударной вязкости.
Ограничение концентрации никеля до 0,20% связано с возможностью образования структурно-свободного феррита, имеющего низкую износостойкость.
Ограничение концентрации фосфора, серы и меди обусловлено улучшением качества поверхности готовой продукции после прокатки и повышения ее физико-механических свойств.
Серия опытных плавок с заявляемым химическим составом была выплавлена в дуговых печах ДСП-100И7. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ осуществляли прокатку железнодорожных рельсов типа Р65. После прокатки рельсов термообработка не проводилась. Результаты испытаний механических свойств в горячекатаном состоянии в сравнении с рельсовой сталью-прототипом (после объемной закалки в масле и отпуске) приведены в таблице 2. Таким образом, заявляемый химический состав с ограниченным содержанием кислорода обеспечивает повышение чистоты стали по неметаллическим включениям при обеспечении достаточно высокого уровня механических свойств рельсов в нетермоупрочненном состоянии, сопоставимом с уровнем механических свойств стали-прототипа в термоупрочненном состоянии.
Источники информации
1. RU 2292221 C1, C22C 38/46
2. Патент РФ № 2131946, С22С 38/46.
Таблица 1 | ||||||||||||
Химический состав стали | ||||||||||||
Состав | С | Si | Mn | Cr | V | AI | N | Ni | S | P | Cu | Fe |
1 | 0,90 | 0,20 | 0,85 | 0,80 | 0,08 | 0,001 | 0,010 | 0,03 | 0,007 | 0,016 | 0,06 | ост |
2 | 0,77 | 0,40 | 0,88 | 0,40 | 0,09 | 0,004 | 0,012 | 0,10 | 0,008 | 0,019 | 0,08 | ост |
3 | 0,71 | 0,34 | 0,86 | 0,47 | 0,11 | 0,004 | 0,011 | 0,20 | 0,006 | 0,009 | 0,01 | ост |
4 | 0,80 | 0,23 | 0,89 | 0,55 | 0,07 | 0,001 | 0,012 | 0,12 | 0,005 | 0,015 | 0,15 | ост |
5 | 0,77 | 0,36 | 1,20 | 0,69 | 0,11 | 0,003 | 0,018 | 0,14 | 0,012 | 0,018 | 0,20 | ост |
6 | 0,81 | 0,40 | 1,10 | 0,50 | 0,15 | 0,004 | 0,012 | 0,18 | 0,020 | 0,020 | 0,16 | ост |
прото тип | 0,71-0,82 | 0,45-0,80 | 0,75-1,05 | 0,35-0,70 | 0,03-0,09 | 0,005-0,015 | 0,0005-0,015 | 0,03-0,20 | 0,020 | 0,020 | 0,20 | ост |
Таблица 2 | |||||||
Механические свойства стали и результаты оценки неметаллических включений | |||||||
Состав | Предел текучести, Н/мм2 | Предел прочности, Н/мм2 | Относитель ное удлинение, % | Относительное сужение, % | KCU ударная вязкость, Дж/см2 | Неметаллические включения, мм | |
+20°С | недеформирующие ся | хрупкоразрушен ные | |||||
1 | 1100 | 1190 | 10 | 20 | 20 | 0 | 0 |
2 | 900 | 1180 | 12 | 21 | 21 | 0,001 | 0 |
3 | 800 | 1190 | 12 | 28 | 25 | 0 | 0,01 |
4 | 889 | 1170 | 13 | 27 | 24 | 0 | 0 |
5 | 1000 | 1150 | 11 | 22 | 26 | 0 | 0 |
6 | 900 | 1170 | 10 | 21 | 23 | 0 | 0 |
Прото тип (закал ка и отпуск) | 880-1200 | 1350-1550 | 10-17 | 30-34 | 33-44 | - | - |
высокопрочная среднеуглеродистая комплекснолегированная сталь - патент 2510424 (27.03.2014) | |
способ производства штрипсов - патент 2499843 (27.11.2013) | |
низкоуглеродистая низколегированная сталь для изготовления крупного горячекатаного сортового и фасонного проката - патент 2495148 (10.10.2013) | |
двухслойный стальной прокат - патент 2487959 (20.07.2013) | |
способ производства штрипсов из низколегированной стали - патент 2484147 (10.06.2013) | |
супербейнитная сталь и способ ее получения - патент 2479662 (20.04.2013) | |
рельсовая сталь - патент 2449045 (27.04.2012) | |
литейная сталь - патент 2448193 (20.04.2012) | |
теплостойкая сталь - патент 2441092 (27.01.2012) | |
сталь - патент 2440436 (20.01.2012) |