способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты)
Классы МПК: | C10G7/00 Перегонка углеводородных масел C10L1/04 на основе смесей углеводородов |
Автор(ы): | Аджиев Али Юсупович (RU), Пуртов Павел Анатольевич (RU), Бащенко Наталья Сергеевна (RU), Карепина Лариса Николаевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский и проектный институт по переработке газа" (ОАО "НИПИгазпереработка") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-06-09 публикация патента:
10.08.2012 |
Изобретение относится к процессам получения моторных топлив, преимущественно авиационных, используемых в газотурбинных двигателях, и предназначенных для использования в основном на местах добычи и переработки углеводородного сырья. Изобретение касается способа получения авиационного сконденсированного топлива, включающего выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C3-С8 , при этом в качестве углеводородного сырья используют попутный нефтяной газ или природный газ, из которого выделяют смесь парафиновых углеводородов, дополнительно включающую фракцию C9 -C12, при следующем содержании компонентов, % масс: C3H8 - 0,1-12,0; C4H10 - 24,0-72,0; C5H12 - 4,0-36,0; C6H14 - 0,3-14,0; C7H16 - 0,1-9,0; C8H18 - 0,01-3,0; C9H20-C12H26 - остальное до 100%, при этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс., а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см, абс.): при 20°С - не более 0,26 (2,6); при 45°С - не более 0,50 (5,0). Изобретение также касается варианта способа получения авиационного сконденсированного топлива. Технический результат - расширение ассортимента авиационного топлива, получаемого из углеводородного сырья, упрощение технологии производства авиационного сконденсированного топлива (АСКТ). 2 н.п. ф-лы, 9 табл., 6 пр.
Формула изобретения
1. Способ получения авиационного сконденсированного топлива, включающий выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C3-С8 , отличающийся тем, что в качестве углеводородного сырья используют попутный нефтяной газ или природный газ, при этом выделяют смесь парафиновых углеводородов, дополнительно включающую фракцию C 9-C12, при следующем содержании компонентов, мас.%:
C3H8 0,1-12,0
C4H10 24,0-72,0
C5H12 4,0-36,0
C6H14 0,3-14,0
C7H16 0,1-9,0
C8H18 0,01-3,0
C9H20-C12H26 остальное до 100%,
при этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0 мас.%, а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см2, абс.):
при 20°С не более 0,26 (2,6);
при 45°С не более 0,50 (5,0).
2. Способ получения авиационного сконденсированного топлива, включающий выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, отличающийся тем, что в качестве углеводородного сырья используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего или нефтехимического завода, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, при этом выделяют смесь парафиновых и олефиновых углеводородов, включающую фракцию C3-С12, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
C3H8-C3H6 2,0-12,0
C4H10-C4H8 24,0-72,0
C5H12-C5H10 4,0-36,0
C6H14-C6H12 0,3-14,0
C7H16-C7H14 0,1-9,0
C8H18-C8H16 0,01-3,0
C9H20-C12H26 остальное до 100%,
причем суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n в смеси не более 10 мас.%, а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см 2, абс.):
при 20°С не более 0,26 (2,6);
при 45°С не более 0,50 (5,0),
кроме того, содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к процессам получения моторных топлив, преимущественно авиационных, используемых в газотурбинных двигателях, и предназначенных для использования в основном на местах добычи и переработки углеводородного сырья.
Известен способ получения авиационного сконденсированного топлива для газотурбинных двигателей на основе смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2-Н-деканов и Н-додеканов в количестве не менее 45 масс. ароматических углеводородов общей формулы CnH2n-6 в количестве 12-16 масс. олефиновых углеводородов общей формулы CnH2n остальное (Патент США № 3985638, кл. 208-15, 1976).
Общими признаками являются:
- выделение смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2.
Недостатком известного способа является то, что получаемое топливо имеет высокую температуру застывания (от -29 до -45°С), затрудняющую его использование в районах Крайнего Севера, значительную склонность к дымлению, увеличивающему содержание токсичных веществ в отработавших продуктах сгорания, довольно сложная технология получения, а также ограниченные ресурсы для получения этого топлива.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу по обоим вариантам по технической сущности и достигаемому результату является известный способ получения авиационного сконденсированного топлива (АСКТ) для газотурбинных двигателей на основе смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C 3-С8 при следующем соотношении компонентов, мас. пропан C3H8 - 6-10, н. бутан C 4H10 - 13-22, изобутан C4H10 - 34-48, н. пентан C5H12 - 10-12, изопентан C5H12 - 10-15, гексаны C6H 14 - 5-11, гептаны C7H16 - 0,8-5,0, октаны C8H18+высшие - 0,4-2,1. АСКТ получают по известному способу из углеводородного сырья - широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), производимому на газоперерабатывающем заводе, например, путем низкотемпературной ректификации под давлением 30-35 кгс/см2, при этом ШФЛУ подготавливают дросселированием до давления 17 кгс/см2 и при температуре 78-80°С, а затем фракционируют в ректификационной колонне. Верхний продукт из ректификационной колонны охлаждают до температуры 35°С и направляют в рефлюксную емкость, из которой часть продукта пропан-бутановую фракцию (ПБФ) подают на орошение колонны, а другую часть отбирают в качестве автомобильного топлива, бытового сжиженного газа или сырья для нефтехимии или закачивают в основную массу ШФЛУ, не подвергающуюся перегонке. Нижний продукт авиационное топливо охлаждают с 93°С до 35°С и подают в товарный парк как готовый продукт (АСКТ) (Патент РФ № 2044032, МПК 6 C10L 1/04).
Общими признаками известного и предлагаемого способа по первому варианту являются:
- выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов;
- общая формула смеси парафиновых углеводородов Cn H2n+2;
- в качестве парафиновых углеводородов смесь содержит парафиновую фракцию С3-С8 .
Общими признаками известного и предлагаемого способа по второму варианту являются:
- выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов;
- общая формула смеси парафиновых углеводородов CnH2n+2 .
Известный способ по сравнению с предлагаемым способом по обоим вариантам имеет ряд недостатков:
- Узкий диапазон использования сырья для получения АСКТ, так как в известном способе АСКТ получают только из ШФЛУ, исключая возможность использования другого углеводородного сырья, применение безотходной технологии, что снижает технологичность и экономичность способа, сокращает ассортимент возможности по расширению продукции объектов подготовки и переработки углеводородного сырья.
- Ограничение содержания пропана 6-10% также не позволяет расширить диапазон используемого сырья и снижает технологичность получения АСКТ.
- Ограничение состава получаемого АСКТ фракцией углеводородов С3-С8 не позволяет зачастую использовать для его получения и ШФЛУ, выделяемую в процессе переработки нефтяного и природного газа, а также при стабилизации нефти и продуктов вторичных процессов переработки нефти на НПЗ, так как используемое в известном способе сырье изначально имеет углеводороды до C12.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является расширение ассортимента авиационного топлива, получаемого из углеводородного сырья, с расширением сырьевой базы и обеспечением возможности использования способа на различных объектах подготовки и переработки углеводородного сырья, а также упрощение технологии производства авиационного сконденсированного топлива.
Этот результат достигается тем, что по первому варианту в способе получения авиационного сконденсированного топлива, включающем выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C3-С 8, новым является то, что в качестве углеводородного сырья используют попутный нефтяной газ или природный газ, при этом выделяют смесь парафиновых углеводородов, дополнительно включающую фракцию C9-С12, при следующем содержании компонентов, % масс.:
C3H8 - 0,1-12,0
C4H10 - 24,0-72,0
C5H12 - 4,0-36,0
C6H14 - 0,3-14,0
C7H16 - 0,1-9,0
C8H18 - 0,01-3,0
C9H20-C12H26 - остальное до 100%,
при этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс., а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см, абс.):
при 20°С - не более 0,26 (2,6);
при 45°С - не более 0,50 (5,0).
Технический прием, заключающийся в том, что заявляемый способ получения авиационного сконденсированного топлива (АСКТ) предлагаемого состава позволит получить новый вид высоколиквидной и высокорентабельной продукции за счет использования безотходного производства из имеющегося сырья - природного и нефтяного газа одним из известных способов, как с получением широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), так и минуя стадию получения ШФЛУ.
Известные технологии, которые могут быть использованы для получения предлагаемой смеси парафиновых углеводородов, реализуются на всех газоперерабатывающих заводах, установках комплексной переработки газа и малогабаритных промысловых установках подготовки газа, т.е. уже на этой стадии подготовки и переработки углеводородного газа возможно получение авиационного сконденсированного топлива. При необходимости дальнейшей переработки полученных углеводородов позволит нижним продуктом получать авиационное сконденсированное топливо предлагаемого состава.
При организации получения АСКТ на промысле технология выработки будет состоять из следующих основных известных технологических процессов: подготовки, включающей компримирование, охлаждение, сепарацию, осушку и далее переработку газа. Подготовка и переработка попутного нефтяного газа осуществляется методом низкотемпературной сепарации, низкотемпературной абсорбции или методом низкотемпературной конденсации с применением пропанового или внутреннего холодильного цикла. Таким образом, вышеназванные технологические приемы обеспечивают простоту и технологичность получения АСКТ.
Предлагаемый способ получения смеси парафиновых углеводородов, дополнительно включающий фракцию C9-С12 при заявляемом соотношении компонентов, при суммарном содержании ароматических и нафтеновых углеводородов не более 6,0% масс. и при обеспечении давления насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа ((2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5.0 кгс/см2, абс.), позволяет использовать данное топливо во всем температурном диапазоне, в котором эксплуатируется авиационная газотурбинная техника, при этом расширяется ассортимент продукции, выпускаемой газоперерабатывающими заводами или промысловыми установками подготовки и переработки нефтяного и природного газа.
Тот же результат достигается также тем, что по второму варианту в способе получения авиационного сконденсированного топлива, включающем выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, новым является то, что в качестве углеводородного сырья используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего или нефтехимического завода, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, при этом выделяют смесь парафиновых и олефиновых углеводородов, включающую фракцию C3-С12, при следующем соотношении компонентов, % масс.:
C3H8-С3Н6 - 2,0-12,0
C4H10-C4H8 - 24,0-72,0
C5H12-C5H10 - 4,0-36,0
C6H14-C6H12 - 0,3-14,0
C7H16-C7H14 - 0,1-9,0
C8H18-C8H16 - 0,01-3,0
C9H20-C12H26 - остальное до 100%,
причем суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n в смеси - не более 10% масс., а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см2, абс.):
при 20°С - не более 0.26 (2,6);
при 45°С - не более 0,50 (5.0),
кроме того, содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс.
Технический прием, заключающийся также в том, что в качестве углеводородного сырья в заявляемом способе получения АСКТ используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего завода, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, например каталитического крекинга, риформинга с выделением смеси парафиновых и олефиновых углеводородов, включающей фракцию С3-С12, причем суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n в смеси ограничено и составляет не более 10% масс., кроме того, содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс., при обеспечении давления насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа ((2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5.0 кгс/см2, абс.), позволяет данным способом получить авиационное топливо, которое может быть использовано во всем температурном диапазоне, в котором эксплуатируется авиационная газотурбинная техника, при этом расширяется ассортимент продукции, выпускаемой нефтеперерабатывающими заводами. Для получения из продуктов подготовки и переработки нефти смеси парафиновых и олефиновых углеводородов в качестве АСКТ могут быть использованы известные способы разделения углеводородных смесей и выделения из заводских газов смесей С3+выше.
Таким образом, предлагаемые варианты способа получения АСКТ позволяют расширить ассортимент авиационного топлива, получаемого из углеводородного сырья, расширить сырьевую базу, т.е. получать АСКТ из природного и попутного нефтяного газа, нестабильных нефтей и газового конденсата, продуктов вторичных процессов переработки нефти и конденсата, а следовательно, обеспечить возможность использования способа на различных объектах подготовки и переработки углеводородного сырья: газоперерабатывающих, нефте- и нефтехимперерабатывающих заводах, установках подготовки газа в удаленных районах, непосредственно в местах добычи нефти и газа, например в Западной Сибири.
Способ получения авиационного сконденсированного топлива осуществляется следующим образом.
По-первому варианту. Из углеводородного сырья, в качестве которого используют попутный нефтяной газ или природный газ, путем известных способов подготовки и фракционирования выделяют смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C3-С 8, которая дополнительно включает фракцию C9 -C12, при следующем содержании компонентов, % масс.:
С3Н8 - 0,1-12,0
C4H10 - 24,0-72,0
C5H12 - 4,0-36,0
C6H14 - 0,3-14,0
C7H16 - 0,1-9,0
C8H18 - 0,01-3,0
C9H20-C12H26 - остальное до 100%.
При этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов в получаемой смеси составляет не более 6,0% масс., а давление насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа ((2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5.0 кгс/см2, абс.).
В качестве известного способа подготовки и фракционирования может быть использован, например, способ, включающий компримирование углеводородного сырья до 35 кгс/см2 и охлаждение дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 10 30°С, выделение сконденсированных углеводородов. При этом в зависимости от условий компримирования и охлаждения (давления и температуры), а также отгонки ее легкой части С1 -С3 известными способами выделяют жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо.
Примеры осуществления способа по первому варианту (расчетное выполнение способа).
Пример 1. Из попутного нефтяного газа различного состава (таблицы 1 и 1.1) при давлении 25 кгс/см2 и температуре охлаждения минус 20°С выделяют нестабильный конденсат, а затем, отгоняя из него легкую часть (при давлении 4 кгс/см2 и температуре 42°С), получают авиационное сконденсированное топливо, включающее в зависимости от состава попутного нефтяного газа следы нафтеновых и ароматических углеводородов, приведенное в таблице 1, и включающее нафтеновые и ароматические углеводороды, суммарное содержание которых не более 6,0% масс., приведенное в таблице 1.1.
Таблица 1 | ||
Наименование показателя | Значение | |
Сырье - попутный нефтяной газ | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Двуокись углерода | CO2 | 1,16 |
Метан | CH4 | 29,50 |
Этан | С2 Н6 | 21,41 |
Пропан | C3H 8 | 35,09 |
и-Бутан | i-C4H 10 | 5,44 |
н-Бутан | n-C4H 10 | 5,42 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 0,88 |
н-Пентан | n-C5H 12 | 0,38 |
Гексан | C6H 14 | 0,47 |
Гептан | C7H 16 | 0,16 |
Октан | C8H 18 | 0,064 |
Нонан | C9H 20 | 0,021 |
Декан + выше | C10H 22-C12H26 | 0,0072 |
в том числе | ||
Нафтеновые углеводороды | следы | |
ароматические углеводороды | следы | |
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Пропан | С3 Н8 | 3,92 |
и-Бутан | i-C4H 10 | 25,77 |
н-Бутан | n-С4Н 10 | 32,60 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 10,92 |
н-Пентан | n-С5Н 12 | 5,50 |
Гексан | С6Н 14 | 12,74 |
Гептан | С7Н 16 | 5,01 |
Октан | C8H 18 | 2,34 |
Нонан | С9Н 20 | 0,87 |
Декан + выше | С10Н 22-С12Н26 | 0,32 |
в том числе | ||
нафтеновые углеводороды | следы | |
ароматические углеводороды | следы | |
Давление насыщенных паров, МПа абс. | ||
при 45°С | 0,44 | |
при 20°С | 0,22 | |
Теплотворная способность (низшая), кДж/кг | 45519 | |
Плотность, кг/м3 | ||
при 20°С | 598 | |
при минус 40°С | 660 |
Таблица 1.1 | ||
Наименование показателя | Значение | |
Сырье - попутный нефтяной газ | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Азот | N2 | 0,03 |
Двуокись углерода | CO2 | 9,33 |
Метан | СН4 | 56,87 |
Этан | С2Н6 | 17,01 |
Пропан | С3 Н8 | 10,03 |
и-Бутан | i-C4H 10 | 3,01 |
н-Бутан | n-С4Н 10 | 2,01 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 0,90 |
н-Пентан | n-С5Н 12 | 0,40 |
Гексан | С6Н 14 | 0,21 |
Гептан | С7Н 16 | 0,10 |
Октан | С8Н 18 | 0,03 |
Нонан | С9Н 20 | 0,01 |
Декан | С10Н 22 | 0,00 |
Метилциклопентан | С6Н 12 | 0,03 |
Метилциклогексан | C7H 14 | 0,01 |
Бензол | С6Н 6 | 0,02 |
Толуол | С7Н 8 | 0,01 |
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Азот | N2 | 0,00 |
Двуокись углерода | СО2 | 0,00 |
Метан | СН4 | 0,00 |
Этан | С2Н6 | 0,01 |
Пропан | С3Н 8 | 9,00 |
и-Бутан | i-C4H 10 | 17,50 |
н-Бутан | n-С4Н 10 | 18,03 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 20,25 |
н-Пентан | n-C5H 12 | 11,66 |
Гексан | С6Н 14 | 10,95 |
Гептан | C7H 16 | 6,26 |
Октан | C8H 18 | 1,96 |
Нонан | C9H 20 | 0,79 |
Декан | С10Н 22 | 0,01 |
Метилциклопентан | С6Н 12 | 1,31 |
Метилциклогексан | C7H 14 | 0,61 |
Бензол | С6Н 6 | 1,04 |
Толуол | C7H 8 | 0,63 |
в том числе | ||
нафтеновые углеводороды | 1,92 | |
ароматические углеводороды | 1,67 | |
Давление насыщенных паров, МПа абс. | ||
при 45°С | 0,44 | |
при 20°С | 0,06 | |
Теплотворная способность, кДж/кг | 45381 | |
Плотность, кг/м3 | ||
при 20°С | 608 | |
при минус 40°С | 669 |
Пример 2. При тех же параметрах и того же состава попутного нефтяного газа, которые указаны в примере 1, газ при давлении компримирования - 25 кгс/см2 и температуре охлаждения минус 20°С подают на стадию выделения при давлении 2,4 МПа и температуре 4°С широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), (составы указаны в таблице 2, 2.1), а затем из полученной ШФЛУ способом отгонки легкой фракции С3-С4 в ректификационной колонне получают авиационное сконденсированное топливо (при давлении с 11 до 17 кгс/см2 и температуре 70 80°С), включающее в зависимости от состава попутного нефтяного газа, а следовательно, выделяемого ШФЛУ, следы нафтеновых и ароматических углеводородов, приведенное в таблице 2, и включающее нафтеновые и ароматические углеводороды, суммарное содержание которых не более 6,0% масс., приведенное в таблице 2.1.
Таблица 2 | ||
Наименование показателя | Значение | |
Состав ШФЛУ | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Двуокись углерода | СО2 | 0,04 |
Метан | СН4 | 0,10 |
Этан | С2Н 6 | 2,62 |
Пропан | С3Н 8 | 45,03 |
и-Бутан | i-C 4H10 | 15,21 |
н-Бутан | n-С 4Н10 | 17,83 |
и-Пентан | i-C 5H12 | 5,87 |
н-Пентан | n-C5H 12 | 2,95 |
Гексан | С6Н 14 | 6,19 |
Гептан | C7H 16 | 2,44 |
Октан | C8H 18 | 1,14 |
Нонан | С9Н 20 | 0,43 |
Декан + выше | С10 Н22-C12H26 | 0,16 |
в том числе | ||
нафтеновые углеводороды | следы | |
ароматические углеводороды | следы | |
Получаемый продукт | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Propane | C3H8 | 10,60 |
i-Butane | i-C4H10 | 15,84 |
n-Butane | n-C4H10 | 2,68 |
i-Pentane | i-C5H12 | 14,94 |
n-Pentane | n-C5H12 | 10,39 |
Гексан | С6Н14 | 7,96 |
Гептан | C7H16 | 6,98 |
Октан | C8H18 | 3,24 |
Нонан | C9H20 | 1,85 |
Декан + выше | С10Н22-C12H26 | 0,51 |
в том числе | ||
нафтеновые углеводороды | следы | |
ароматические углеводороды | следы | |
Давление насыщенных паров, МПа абс. | ||
пои 45°С | 0,49 | |
при 20°С | 0,25 | |
Теплотворная способность (низшая), кДж/кг | 45526 | |
Плотность, кг/м3 | ||
при 20°С | 600 | |
при минус 40°С | 662 |
Таблица 2.1 | ||
Наименование показателя | Значение | |
Сырье - ШФЛУ | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Азот | N2 | 0,00 |
Двуокись углерода | CO2 | 0,00 |
Метан | CH4 | 0,00 |
Этан | C2H6 | 2,50 |
Пропан | С3Н 8 | 30,70 |
и-Бутан | i-C4H 10 | 9,69 |
н-Бутан | n-С4Н 10 | 36,14 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 7,44 |
н-Пентан | n-C5H 12 | 7,66 |
Гексан | С6Н 14 | 3,92 |
Гептан | С7Н 16 | 0,97 |
Октан | C8H 18 | 0,01 |
Нонан | C9H 20 | 0,01 |
Декан + выше | С10Н 22-C12H26 | 0,00 |
Метилциклопентан | C6H 12 | 0,41 |
Метилциклогексан | C7H 14 | 0,19 |
Бензол | С6Н 6 | 0,33 |
Толуол | C7H 8 | 0,03 |
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Азот | N2 | 0,00 |
Двуокись углерода | CO2 | 0,00 |
Метан | CH4 | 0,00 |
Этан | С2Н6 | 0,00 |
Пропан | С3Н 8 | 3,00 |
и-Бутан | i-C4H 10 | 12,84 |
н-Бутан | n-С4Н 10 | 52,94 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 11,07 |
н-Пентан | n-C5H 12 | 11,40 |
Гексан | С6Н 14 | 5,83 |
Гептан | C7H 16 | 1,44 |
Октан | C8H 18 | 0,01 |
Нонан | C9H 20 | 0,02 |
Декан | С10Н 22 | 0,01 |
Метилциклопентан | С6Н 12 | 0,62 |
Метилциклогексан | С7Н 14 | 0,29 |
Бензол | С6Н 6 | 0,49 |
Толуол | С7Н 8 | 0,05 |
в том числе | ||
нафтеновые углеводороды | 0,91 | |
ароматические углеводороды | 0,53 | |
Давление насыщенных паров, МПа абс. | ||
при 45°С | 0,42 | |
при 20°С | 0,05 | |
Теплотворная способность. кДж/кг | 45568 | |
Плотность, кг/м3 | ||
при 20°С | 595 | |
при минус 40°С | 655 |
Пример 3. При переработке природного газа различного состава (таблицы 3, 3.1), как правило, на установке комплексной подготовки газа (УКПГ) используется способ низкотемпературной сепарации (НТС), при котором газ дросселируют до 57 60 кгс/см2, охлаждают за счет эффекта Джоуля-Томсона или с применением турбодетандерного агрегата до минус 15 40°С, подготовленный газ направляют в магистральный газопровод, а выделенную сконденсированную углеводородную фазу используют для получения авиационного сконденсированного топлива. Как и в предыдущих примерах, условиями процесса подготовки сырья для получения авиационного сконденсированного топлива можно варьировать: как через стадию выделения нестабильного конденсата, так и через стадию выделения ШФЛУ, а затем, отгоняя из конденсата или ШФЛУ легкую фракцию С3-С4 методом ректификации (например, при давлении 2,5 МПа, температуре минус 7°С), получаем авиационное сконденсированное топливо, включающее в зависимости от состава природного газа следы нафтеновых и ароматических углеводородов, приведенное в таблице 3, и включающее нафтеновые и ароматические углеводороды, суммарное содержание которых не более 6,0% масс., приведенное в таблице 3.1.
Таблица 3 | ||
Наименование показателя | Значение | |
Сырье - природный газ | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Азот | N2 | 0,313 |
Двуокись углерода | CO2 | 1,572 |
Метан | CH4 | 83,129 |
Этан | C2H6 | 5,303 |
Пропан | С3 Н8 | 4,504 |
и-Бутан | i-C4H 10 | 1,136 |
н-Бутан | n-С4Н 10 | 1,914 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 0,765 |
н-Пентан | n-C5H 12 | 0,684 |
Гексан | С6Н 14 | 0,404 |
Гептан | С7Н 16 | 0,162 |
Октан | C8H 18 | 0,077 |
Нонан | C9H 20 | 0,029 |
Декан + выше | С10Н 22-C12H26 | 0,008 |
в том числе | ||
нафтеновые углеводороды | следы | |
ароматические углеводороды | следы | |
Получаемый продукт | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Этан | C2 H6 | 0,003 |
Пропан | С3Н 8 | 3,500 |
и-Бутан | i-C4H 10 | 14,867 |
н-Бутан | n-С4Н 10 | 31,978 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 16,551 |
н-Пентан | n-C5H 12 | 15,615 |
Гексан | С6Н 14 | 10,215 |
Гептан | С7Н 16 | 4,256 |
Октан | C8H 18 | 2,037 |
Нонан | C9H 20 | 0,766 |
Декан + выше | С10Н 22-C12H26 | 0,213 |
в том числе | ||
нафтеновые углеводороды | следы | |
ароматические углеводороды | следы | |
Давление насыщенных паров, МПа абс. | ||
при 45°С | 0,38 | |
при 20°С | 0,19 | |
Теплотворная способность (низшая), кДж/кг | 45490 | |
Плотность, кг/м3 | ||
при 20°С | 604 | |
при минус 40°С | 665 |
Таблица 3.1 | ||
Наименование показателя | Значение | |
Сырье - природный газ | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Двуокись углерода | N2 | 0,302 |
Азот | CO2 | 0,862 |
Метан | CH4 | 85,092 |
Этан | C2 H6 | 4,345 |
Пропан | С3 Н8 | 5,063 |
и-Бутан | i-C 4H10 | 1,912 |
н-Бутан | n-С 4Н10 | 1,844 |
и-Пентан | i-C 5H12 | 0,350 |
н-Пентан | n-C 5H12 | 0,200 |
Гексан | С6 Н14 | 0,022 |
Гептан | С7 Н16 | 0,003 |
Октан | C8 H18 | 0,000 |
Нонан | C9 H20 | 0,000 |
Декан + выше | С 10Н22 | 0,000 |
Метилциклопентан | C6H12 | 0,001 |
Метилциклогексан | C7H14 | 0,000 |
Бензол | С6 Н6 | 0,004 |
Толуол | C7 H8 | 0,001 |
Получаемый продукт | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Этан | C2H6 | 0,100 |
Пропан | С3Н8 | 8,413 |
и-Бутан | i-C4H10 | 19,328 |
н-Бутан | n-С4Н10 | 31,520 |
и-Пентан | i-C5H12 | 17,365 |
н-Пентан | n-C5H12 | 14,438 |
Гексан | С6Н14 | 5,381 |
Гептан | С7Н16 | 1,739 |
Октан | C8H18 | 0,000 |
Нонан | C9H20 | 0,000 |
Декан + выше | С10Н22 | 0,000 |
Метилциклопентан | C6H12 | 0,123 |
Метилциклогексан | C7H14 | 0,059 |
Бензол | С6Н6 | 0,894 |
Толуол | C7H8 | 0,642 |
в том числе | ||
нафтеновые углеводороды | 0,182 | |
ароматические углеводороды | 1,535 | |
Давление насыщенных паров, МПа абс. | ||
при 45°С | 0,48 | |
при 20°С | 0,06 | |
Теплотворная способность (низшая), кДж/кг | 45542 | |
Плотность, кг/м3 | ||
при 20°С | 591 | |
при минус 40°С | 654 |
Из приведенных примеров 1-3 осуществления способа по варианту 1 следует, что во всех случаях давление насыщенных паров у полученного авиационного сконденсированного топлива не превышает 0,26 МПа (2,6 кгс/см 2, абс.) при 20°С и 0,50 МПа (5,0 кгс/см2 , абс.) при 45°С. Содержание пропана при этом может быть менее 6% и более 10% масс., что полностью зависит от состава исходного сырья (нефтяного или природного газа). Теплотворная способность полученного топлива во всех случаях выше, чем у авиационного керосина (45519 против 42900 кДж/кг).
Из вышеизложенного следует, что приведенные составы и свойства получаемого авиационного сконденсированного топлива являются обоснованными и приемлемыми для использования.
Увеличение содержания пропана более 12% масс. приводит к резкому увеличению давления насыщенных паров, например, при содержании пропана 13% масс. давление насыщенных паров при 45°С составляет 0,54 МПа (5,4 кгс/см2 абс.), что требует конструктивных изменений в системе подачи топлива, а снижение содержания пропана ниже 0,1% масс. приводит к снижению теплоты сгорания и тем самым к увеличению расхода топлива. Таким образом, предлагаемый состав АСКТ является оптимальным.
По второму варианту способ осуществляется следующим образом: из углеводородного сырья, в качестве которого используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего или нефтехимического заводов, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, полученных, например, каталитическим крекингом, риформингом, путем известных способов подготовки и фракционирования выделяют смесь парафиновых и олефиновых углеводородов общей формулы C nH2n+2, которая включает фракцию C3 -С12. В получаемой смеси суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n ограничено и составляет не более 10% масс., а давления насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа (2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5,0 кгс/см2, абс.). В смеси ограничено содержание ароматических и нафтеновых углеводородов, которое составляет не более 6,0% масс., при этом смесь парафиновых и олефиновых углеводородов выделяют при следующем соотношении компонентов, % масс.:
C3H8-С3Н6 - 2,0-12,0
C4H10-С4Н8 - 24,0-72,0
C5H12-С5Н10 - 4,0-36,0
C6H14-C6H12 - 0,3-14,0
C7H16-С7Н14 - 0,1-9,0
C8H18-С8Н16 - 0,01-3,0
C9H20-C12H26 - остальное до 100%.
Для получения АСКТ предлагаемого состава, например, из газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти - используют известный способ (как описано по первому варианту), включающий компримирование газа, его охлаждение дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 30°С, выделение сконденсированных углеводородов.
В зависимости от условий компримирования и охлаждения, а также отгонки ее легкой части С1-С3 известными способами выделенная жидкая углеводородная смесь представляет собой авиационное сконденсированное топливо.
Примеры осуществления способа по второму варианту.
Пример 4. Исходное сырье - газ стабилизации катализата - продукт вторичной переработки нефти, а именно риформинга (состав которого приведен в таблице 4), после его компримирования до давления 25 кгс/см2, охлаждают дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 20°С, а затем выделяют путем ректификации жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо, представленное в таблице 4.
Таблица 4 | ||
Наименование показателя | Значение | |
Сырье - газ стабилизации катализата риформинга | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Метан | СН4 | 4,455 |
Этилен | С2Н4 | 2,091 |
Этан | С2 Н6 | 6,361 |
Пропен | С3Н 6 | 2,768 |
Пропан | С3Н 8 | 52,627 |
и-Бутан | i-С4Н 10 | 10,588 |
Бутен | С4Н 8 | 1,580 |
н-Бутан | n-С4Н 10 | 11,219 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 2,942 |
Пентен | С5Н 10 | 0,099 |
н-Пентан | n-С5Н 12 | 1,988 |
2,2-Диметилбутан | и-С6Н 14 | 0,368 |
2-Метилпентан | и-С6Н 14 | 0,692 |
Гексен | С6Н 12 | 0,063 |
н-Гексан | С6Н 14 | 0,298 |
Метилциклопентан | С6Н 12 | 0,206 |
Бензол | C6H 6 | 0,151 |
Циклогексан | С6Н 12 | 0,064 |
2,2-Диметилпентан | С7Н 16 | 0,193 |
1,1-Диметилциклопентан | С7Н 14 | 0,123 |
Метилциклогексан | С7Н 14 | 0,244 |
Толуол | С7Н 8 | 0,279 |
2,2-Диметилгексан | C8H 18 | 0,065 |
1-транс-2-цис-3-Триметилциклопентан | C8H 16 | 0,230 |
н-Октан | C8H 18 | 0,007 |
Этилбензол | C8H 10 | 0,028 |
м-Ксилол | С8Н 10 | 0,145 |
2,4-Диметилгептан | С9Н 20 | 0,048 |
н-Нонан | С9Н 20 | 0,003 |
1-Метил-3-Этилбензол | С9Н 12 | 0,046 |
Циклодекан | С10Н 20 | 0,0008 |
2,7-Диметилоктан | С10Н 22 | 0,008 |
Н-Декан | С10Н 22 | 0,0006 |
м-Кумол | С10Н 14 | 0,012 |
н-Ундекан | С11Н 24 | 0,0002 |
Ундекен | С11Н 22 | 0,003 |
Додекан | С12Н 26 | 0,004 |
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Этан | С2 Н6 | 0,000 |
Пропен | С3Н 6 | 0,093 |
Пропан | С3Н 8 | 5,010 |
и-Бутан | i-С4Н 10 | 27,617 |
Бутен | С4Н 8 | 4,003 |
н-Бутан | n-С4Н 10 | 34,448 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 9,526 |
Пентен | С5Н 10 | 0,322 |
н-Пентан | n-С5Н 12 | 6,474 |
2,2-Диметилбутан | и-С6Н 14 | 1,206 |
2-Метилпентан | и-С6Н 14 | 2,271 |
Гексен | С6Н 12 | 0,208 |
н-Гексан | С6Н 14 | 0,981 |
Метилциклопентан | С6Н 12 | 0,676 |
Бензол | C6H 6 | 0,496 |
Циклогексан | С6Н 12 | 0,209 |
2,2-Диметилпентан | С7Н 16 | 0,636 |
1,1-Диметилциклопентан | С7Н 14 | 0,404 |
Метилциклогексан | С7Н 14 | 0,684 |
Толуол | С7Н 8 | 0,921 |
2,2-Диметилгексан | C8H 18 | 0,214 |
1-транс-2-цис-3-Триметилциклопентан | C8H 16 | 0,758 |
н-Октан | C8H 18 | 0,023 |
Этилбензол | C8H 10 | 0,091 |
м-Ксилол | С8Н 10 | 0,479 |
2,4-Диметилгептан | С9Н 20 | 0,156 |
н-Нонан | С9Н 20 | 0,008 |
1-Метил-3-Этилбензол | С9Н 12 | 0,150 |
Циклодекан | С10Н 20 | 0,003 |
2,7-Диметилоктан | С10Н 22 | 0,027 |
Н-Декан | С10Н 22 | 0,002 |
м-Кумол | С10Н 14 | 0,039 |
н-Ундекан | С11Н 24 | 0,0007 |
Ундекен | С11Н 22 | 0,003 |
Додекан | С12Н 26 | 0,009 |
в том числе | ||
олефиновые углеводороды | 4,50 | |
нафтеновые углеводороды | 2,73 | |
ароматические углеводороды | 2,18 | |
Давление насыщенных паров, МПа абс. | ||
при 45°С | 0,49 | |
при 20°С | 0,24 | |
Теплотворная способность (низшая), кДж/кг | 44752 | |
Плотность, кг/м3 | ||
при 20°С | 592 | |
при минус 40°С | 656 |
Пример 5. Исходное сырье - газ стабилизации нефти - углеводородный поток нефтеперерабатывающего завода (состав которого приведен в таблице 5) после его компримирования до давления 25 кгс/см2 охлаждают дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 20°С, а затем выделяют путем ректификации жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо, представленное в таблице 5.
Таблица 5 | ||
Наименование показателя | Значение | |
Сырье - газ стабилизации нефти | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Азот | N2 | 1,773 |
Метан | CH4 | 34,125 |
Двуокись углерода | CO2 | 0,551 |
Этан | C2 H6 | 3,520 |
Пропан | С3Н 8 | 19,087 |
изобутан | i-C4H 10 | 15,119 |
н-бутан | n-С4Н 10 | 22,993 |
изопентан | i-C5H 12 | 1,691 |
н-пентан | n-C5H 12 | 0,980 |
метилпентан | и-С6Н 14 | 0,108 |
гексан | С6Н 14 | 0,029 |
метилциклопентан | C6H 12 | 0,014 |
бензол | C6H 6 | 0,003 |
гептан | С7Н 16 | 0,005 |
метилциклогексан | C7H 14 | 0,002 |
толуол | C7H 8 | 0,000 |
октан | C8H 18 | 0,000 |
нонан | С9Н 20 | 0,000 |
декан + выше | С10Н 22 | 0,000 |
в том числе | ||
олефиновые углеводороды | следы | |
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо | ||
Содержание компонента | % масс. | |
пропан | С3 Н8 | 0,487 |
изобутан | i-C4H 10 | 36,614 |
н-бутан | n-С4Н 10 | 55,682 |
изопентан | i-C5H 12 | 4,311 |
н-пентан | n-C5H 12 | 2,499 |
метилпентан | и-С6Н 14 | 0,274 |
гексан | С6Н 14 | 0,074 |
бензол | C6H 12 | 0,036 |
гептан | C6H 6 | 0,007 |
метилциклогексан | С7Н 16 | 0,012 |
толуол | C7H 14 | 0,004 |
октан | C8H 18 | 0,000 |
нонан | C9H 20 | 0,000 |
декан + выше | С10Н 22 | 0,000 |
в том числе | ||
олефиновые углеводороды | следы | |
нафтеновые углеводороды | 0,040 | |
ароматические углеводороды | 0,007 | |
Давление насыщенных паров, МПа абс. | ||
При 45°С | 0,48 | |
при 20°С | 0,06 | |
Теплотворная способность, кДж/кг | 45682 | |
Плотность, кг/м3 | ||
при 20°С | 573 | |
при минус 40°С | 639 |
Пример 6. Исходное сырье - газ стабилизации конденсата - углеводородный поток нефтеперерабатывающего завода (состав которого приведен в таблице 6) после его компримирования до давления 25 кгс/см 2 охлаждают дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 20°С, а затем выделяют путем ректификации жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо, представленное в таблице 6.
Таблица 6 | ||
Наименование показателя | Значение | |
Сырье - газ стабилизации конденсата | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Азот | N2 | 0,025 |
Двуокись углерода | CO2 | 26,074 |
Метан | CH4 | 40,493 |
Этан | C2H6 | 13,274 |
Пропан | С3 Н8 | 12,480 |
и-Бутан | i-C4H 10 | 3,239 |
н-Бутан | n-С4Н 10 | 3,042 |
Бутен | n-C4H 8 | 0,120 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 0,757 |
н-Пентан | n-С5Н 12 | 0,237 |
Гексан | С6Н 14 | 0,090 |
Гексен | C6H 12 | 0,010 |
Гептан | C7H 16 | 0,068 |
Октан | C8H 18 | 0,005 |
Нонан | C9H 20 | 0,001 |
Декан | С10Н 22 | 0,001 |
Бензол | C6H 6 | 0,013 |
Толуол | С7Н 8 | 0,004 |
Метилциклопентан | С6Н 12 | 0,048 |
Метилциклогексан | С7Н 14 | 0,019 |
n-С11 | С11Н 24 | 0,00020 |
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо | ||
Содержание компонента | % масс. | |
Азот | N2 | 0,000 |
Двуокись углерода | CO2 | 0,000 |
Метан | CH4 | 0,000 |
Этан | C2H6 | 0,000 |
Пропан | С3 Н8 | 4,997 |
и-Бутан | i-C4H 10 | 26,213 |
н-Бутан | n-С4Н 10 | 34,514 |
Бутен | C4H 8 | 1,200 |
и-Пентан | i-C5H 12 | 17,295 |
н-Пентан | n-С5Н 12 | 6,310 |
Гексан | С6Н 14 | 3,208 |
Гексен | C6H 12 | 0,350 |
Гептан | C7H 16 | 2,610 |
Октан | C8H 18 | 0,196 |
Нонан | C9H 20 | 0,039 |
Декан | С10Н 22 | 0,032 |
Бензол | C6H 6 | 0,462 |
Толуол | С7Н 8 | 0,135 |
Метилциклопентан | С6Н 12 | 1,711 |
Метилциклогексан | С7Н 14 | 0,721 |
n-С11 | С11Н 24 | 0,008 |
в том числе | ||
олефиновые углеводороды | 1,550 | |
нафтеновые углеводороды | 2,433 | |
ароматические углеводороды | 0,596 | |
Давление насыщенных паров, МПа абс. | ||
при 45°С | 0,46 | |
при 20°С | 0,23 | |
Теплотворная способность, кДж/кг | 45527 | |
Плотность, кг/м3 | ||
при 20°С | 590 | |
при минус 40°С | 654 |
Из приведенных примеров 4, 5, 6 осуществления способа по второму варианту следует, что в данном случае давление насыщенных паров у полученного авиационного сконденсированного топлива не превышает 0,26 МПа (2,6 кгс/см 2, абс.) при 20°С и 0,50 МПа (5,0 кгс/см2 , абс.) при 45°С. Содержание олефиновых углеводородов не более 10% масс., ароматических и нафтеновых углеводородов не более 6,0% масс. Содержание этих углеводородов в авиационном сконденсированном топливе зависит от наличия их в сырье, и какому процессу переработки подвергалось углеводородное сырье нефтеперерабатывающего или нефтехимического заводов (например, каталитический крекинг, риформинг и т.д.). Теплотворная способность полученного топлива выше, чем у авиационного керосина (44752 против 42900 кДж/кг).
Из вышеизложенного следует, что приведенный состав и свойства предлагаемого авиационного сконденсированного топлива являются обоснованными и приемлемыми для использования.
Увеличение содержания ароматических углеводородов более 6,0% масс. приводит к увеличению загрязнения выхлопов, и тем самым ухудшает экологическую обстановку, а повышение содержания олефиновых углеводородов более 10% масс. приводит к снижению стабильности топлива. Таким образом, предлагаемый состав авиационного сконденсированного топлива является оптимальным.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет получать авиационное сконденсированное топливо в широком диапазоне его компонентного состава из различного углеводородного сырья на различных объектах подготовки и переработки углеводородного сырья топливно-энергетического комплекса: промысловых объектах сбора и подготовки нефти и газа нефтяных и газовых компаний, трассах продуктопроводов, транспортирующих ШФЛУ или нестабильный конденсат, газоперерабатывающих заводах, нефтеперерабатывающих заводах. Производство наиболее эффективно при организации на оборудованных площадках, имеющих определенную инфраструктуру (наличие электроэнергии, тепла, подъездных дорог и т.д.). Используя упрощенную технологию производства, способ позволяет решить проблемы производства авиационного топлива для газотурбинных самолетов (вертолетов) в непосредственной близости к местам потребления из доступного и часто неиспользуемого сырья. Способ получения авиационного сконденсированного топлива одновременно позволит получить новый вид высоколиквидной и высокорентабельной продукции за счет внедрения безотходного производства из имеющегося сырья - природного и попутного нефтяного газа.
Класс C10G7/00 Перегонка углеводородных масел
способ перегонки нефти - патент 2525910 (20.08.2014) | |
способ переработки нефти - патент 2525909 (20.08.2014) | |
способ первичной переработки нефти - патент 2525288 (10.08.2014) | |
способ фракционирования нефти - патент 2524962 (10.08.2014) | |
способ переработки нефти - патент 2516464 (20.05.2014) | |
способ переработки нефти - патент 2515938 (20.05.2014) | |
способ перегонки нефти - патент 2515728 (20.05.2014) | |
способ удаления вторичного сероводорода из остатка висбрекинга - патент 2514195 (27.04.2014) | |
способ стабилизации бензина - патент 2513908 (20.04.2014) | |
способ комплексной переработки нефтесодержащего сырья - патент 2513857 (20.04.2014) |
Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов