способ возведения участка примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии
Классы МПК: | E02D29/045 подземные сооружения, например туннели или выработки, сооружаемые открытым способом или способами, включающими вскрытие поверхности земли по всей длине выработки; способы их сооружения |
Автор(ы): | Абрамсон Валерий Михайлович (RU), Барский Ефим Семенович (RU), Геперидзе Александр Отариевич (RU), Лубоцкий Сергей Юрьевич (RU), Маковский Илья Вениаминович (RU), Минц Артур Максович (RU), Ромадина Лариса Васильевна (RU), Шургая Тенгиз Надарович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Метрогипротранс" (ОАО "Метрогипротранс") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-03-25 публикация патента:
10.09.2012 |
Изобретение относится к строительству метрополитена. Способ возведения участка примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии включает возведение конструкций примыкания путем выполнения вертикальных стен из буросекущихся свай тоннеля строящейся линии с обеих сторон действующих тоннелей, разработку котлована с выемкой грунта, установку расстрелов из стальных труб с возможностью обеспечения их упора в стены из буросекущихся свай, возведение монолитного объемлющего перекрытия с возможностью обеспечения его опирания в штрабах, выполненных на возведенных стенах из буросекущихся свай, и с демонтажом вертикальной стены обделки тоннеля действующей линии со стороны примыкания строящейся линии. После возведения монолитного объемлющего перекрытия внутри тоннеля действующей линии со стороны примыкания тоннеля строящейся линии в путевом бетоне с расчетным шагом вырубают штрабы по осям шпал шириной больше или равной 650 мм, длиной, равной ширине действующего перегонного тоннеля, и глубиной до верха арматурных каркасов лотка тоннеля. На дно штраб устанавливают арматуру усиления длиной до стен из буросекущихся свай и металлическую изоляцию по ширине штрабы, которую жестко скрепляют с лотком посредством анкеров с шагом 500 мм с последующим бетонированием с возможностью обеспечения заплечиков для приварки к листам металлической изоляции смежной штрабы. Металлическую изоляцию выводят на стены из буросекущихся свай с последующим замыканием изоляции по внутреннему контуру примыкания и возведением защитной стенки по металлической изоляции. Затем укладывают путевой бетон и рельсошпальную решетку на участке примыкания, после чего осуществляют обратную засыпку песчаным грунтом. Технический результат состоит в снижении трудозатрат и материалоемкости производства работ при возведении примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии. 5 ил.
Формула изобретения
Способ возведения участка примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии, включающий возведение конструкций примыкания путем выполнения вертикальных стен из буросекущихся свай тоннеля строящейся линии с обеих сторон действующих тоннелей, разработку котлована с выемкой грунта, установку расстрелов из стальных труб с возможностью обеспечения их упора в стены из буросекущихся свай, возведение монолитного объемлющего перекрытия с возможностью обеспечения его опирания в штрабах, выполненных на возведенных стенах из буросекущихся свай, и с демонтажем вертикальной стены обделки тоннеля действующей линии со стороны примыкания строящейся линии, отличающийся тем, что после возведения монолитного объемлющего перекрытия, внутри тоннеля действующей линии со стороны примыкания тоннеля строящейся линии, в путевом бетоне с расчетным шагом вырубают штрабы по осям шпал шириной, больше или равной 650 мм, длиной, равной ширине действующего перегонного тоннеля, и глубиной до верха арматурных каркасов лотка тоннеля, а на дно штраб устанавливают арматуру усиления длиной до стен из буросекущихся свай и металлическую изоляцию по ширине штрабы, которую жестко скрепляют с лотком посредством анкеров с шагом 500 мм с последующим бетонированием с возможностью обеспечения заплечиков для приварки к листам металлической изоляции смежной штрабы, при этом металлическую изоляцию выводят на стены из буросекущихся свай с последующим замыканием изоляции по внутреннему контуру примыкания и возведением защитной стенки по металлической изоляции, затем укладывают путевой бетон и рельсо-шпальную решетку на участке примыкания, после чего осуществляют обратную засыпку песчаным грунтом.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области строительства, а более конкретно, к строительству метрополитена.
Известен способ возведения участка примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии, включающий возведение конструкций примыкания путем выполнения вертикальных стен из буросекущихся свай вертикальной стены тоннеля строящейся линии с обеих сторон действующих тоннелей, разработку котлована с выемкой грунта, установку расстрелов из стальных труб с возможностью обеспечения их упора в стены из буросекущихся свай, возведение монолитного объемлющего перекрытия с возможностью обеспечения его опирания в штрабах, выполненных на возведенных стенах из буросекущихся свай, возведение участка примыкания путем выполнения обделки, объемлющей обе линии с демонтажом вертикальной стены обделки тоннеля действующей линии со стороны примыкания строящейся линии (см. журнал «МЕТРО» № 5, 2002 г.).
Технической задачей предлагаемого изобретения является снижение трудозатрат и материалоемкости производства работ при возведении примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии путем уширения лотка объемлющей конструкции в месте примыкания к действующему тоннелю.
Технический результат достигается тем, что в способе возведения участка примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии, включающем возведение конструкций примыкания путем выполнения вертикальных стен из буросекущихся свай тоннеля строящейся линии с обеих сторон действующих тоннелей, разработку котлована с выемкой грунта, установку расстрелов из стальных труб с возможностью обеспечения их упора в стены из буросекущихся свай, возведение монолитного объемлющего перекрытия с возможностью обеспечения его опирания в штрабах, выполненных на возведенных стенах из буросекущихся свай, и с демонтажом вертикальной стены обделки тоннеля действующей линии со стороны примыкания строящейся линии, после возведения монолитного объемлющего перекрытия внутри тоннеля действующей линии со стороны примыкания тоннеля строящейся линии в путевом бетоне с расчетным шагом вырубают штрабы по осям шпал шириной больше или равной 650 мм, длиной, равной ширине действующего перегонного тоннеля, и глубиной до верха арматурных каркасов лотка тоннеля, а на дно штраб устанавливают арматуру усиления длиной до стен из буросекущихся свай и металлическую изоляцию по ширине штрабы, которую жестко скрепляют с лотком посредством анкеров с шагом 500 мм с последующим бетонированием с возможностью обеспечения заплечиков для приварки к листам металлической изоляции смежной штрабы, при этом металлическую изоляцию выводят на стены из буросекущихся свай с последующим замыканием изоляции по внутреннему контуру примыкания и возведением защитной стенки по металлической изоляции. Затем укладывают путевой бетон и рельсошпальную решетку на участке примыкания, после чего осуществляют обратную засыпку песчаным грунтом.
Вырубка штраб с определенным шагом, который выбирается из условий обеспечения прочности рельсового пути от давления подвижного состава на ширине вырубленной штрабы, что позволяет осуществить непрерывное движение поездов в действующем тоннеле.
Выполнение ширины штраб больше или равной 650 мм позволяет надежно забетонировать арматурные стержни и обеспечить надежную работу шпал рельсовой решетки.
Шаг анкеров для крепления металлической изоляции к лотку определяется расчетным путем и выбран из условий обеспечения надежности работы металлической изоляции на гидростатическое давление.
Способ поясняется чертежами, где на Фиг.1 представлен вид в плане участка примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии; на Фиг.2 - сечение А-А участка перегонного тоннеля действующей линии метрополитена в начале работ; на Фиг.3 - сечение Б-Б участка примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии после проведения работ; Фиг.4 - поперечное сечение участка уширения обделки в начале работ; Фиг.5 - поперечное сечение последующего участка уширения обделки в процессе работ.
Способ осуществляется следующим образом.
Возведение участка примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена 1 к перегонному тоннелю 2 действующей линии включает выполнение вертикальных стен из буросекущихся свай 3 с обеих сторон действующих тоннелей 2 строящейся линии 1, последующую разработку котлована с выемкой грунта (на чертежах не показано), установку расстрелов 4 из стальных труб с возможностью обеспечения их упора в стены из буросекущихся свай 3. После возведения монолитного, объемлющего обе строящиеся линии 1 перекрытия 5 демонтируют вертикальную стену действующего тоннеля 2, после чего внутри тоннеля действующей линии 2 со стороны примыкания тоннеля строящейся линии 1 в путевом бетоне 6 с расчетным шагом вырубают штрабы 7 по осям шпал 8 шириной больше или равной 650 мм, длиной, равной ширине действующего перегонного тоннеля 1, и глубиной до верха арматурных каркасов 9 лотка 10 тоннеля 1. На дно штраб 7 устанавливают арматуру усиления 11 длиной до стен 3 из буросекущихся свай и металлическую изоляцию 12 по ширине штрабы 7, которую жестко скрепляют с лотком 10 посредством анкеров 13 с шагом 500 мм. После чего бетонируют штрабы 7 с оставлением заплечиков 14 для приварки к листам металлической изоляции 12 смежной штрабы 7, при этом металлическую изоляцию 12 выводят на стены из буросекущихся свай 3 с последующим замыканием изоляции 12 по внутреннему контуру примыкания и возведением защитной стенки 15 по металлической изоляции. Укладывают путевой бетон 6 и рельсошпальную решетку 16 на участке примыкания, после чего осуществляют обратную засыпку песчаным грунтом.
Таким образом, за счет уширения участка примыкания предлагаемый способ позволяет обеспечить проведение работ без остановки движения метрополитена в действующем тоннеле, так как предлагаемое выполнение очередности вырубки штраб и замены рельсошпальной решетки в действующем тоннеле обеспечивает надежность работы уширенной конструкции лотковой части участка примыкания и бесперебойное движение поездов метрополитена.
Класс E02D29/045 подземные сооружения, например туннели или выработки, сооружаемые открытым способом или способами, включающими вскрытие поверхности земли по всей длине выработки; способы их сооружения