система управления углом тангажа летательного аппарата

Классы МПК:G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
B64C13/18 с автопилотом
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-03-15
публикация патента:

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами (ЛА). Система управления углом тангажа ЛА содержит датчик угловой скорости, задатчик сигнала тангажа, датчик углового положения, блок сравнения, интегратор, блоки усилителей Kсистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 , Kсистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 и Kсистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 , сумматор, усилитель рулевой мащины, рулевую машину с обратной связью и руль высоты. Первый вход блока сравнения соединен с выходом датчика углового положения, второй вход блока сравнения соединен с выходом задатчика сигнала тангажа. Выход датчика углового положения через блок усилителя Kсистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 соединен с первым входом сумматора. Второй вход сумматора через блок усилителя Kсистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 , соединен с выходом датчика угловой скорости. Третий вход сумматора, подключен через блок усилителя Kсистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 и интегратор к выходу блока сравнения. Выход сумматора через усилитель рулевой машины соединен с входом рулевой машины, выход рулевой машины соединен с входом руля высоты и через обратную связь подключен к четвертому входу сумматора. Достигается уменьшение перерегулирования в переходных процессах при отработке заданной команды угла тангажа и связанное с этим уменьшение потребной мощности привода органа управления. 2 ил. система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041

система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041

Формула изобретения

Система управления углом тангажа летательного аппарата, содержащая датчик угловой скорости, задатчик сигнала тангажа, датчик углового положения, блок сравнения, интегратор, три блока усилителей, сумматор, усилитель рулевой машины, рулевую машину с обратной связью, руль высоты, при этом первый вход блока сравнения соединен с выходом датчика углового положения, второй вход блока сравнения соединен с выходом задатчика сигнала тангажа, второй вход сумматора через блок усилителя Kсистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 соединен с выходом датчика угловой скорости, третий вход сумматора подключен через блок усилителя Kсистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 и интегратор к выходу блока сравнения, выход сумматора через усилитель рулевой машины соединен с входом рулевой машины, выход рулевой машины соединен с входом руля высоты и через обратную связь подключен к четвертому входу сумматора, отличающаяся тем, что выход датчика углового положения через блок усилителя K система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 соединен с первым входом сумматора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами (ЛА).

Известна система управления углом тангажа летательного аппарата, содержащая датчик угловой скорости, задатчик сигнала тангажа, датчик углового положения, блок сравнения, интегрирующий и суммирующие усилители, ограничители сигнала (см. патент RU 2310899 С1, 25.05.2006). Недостатком данной системы управления является большое перерегулирование в переходных процессах при отработке заданной команды угла тангажа.

Наиболее близким к данному изобретению, принятым за прототип, является система управления углом тангажа ЛА, которая содержит датчик угловой скорости, задатчик сигнала тангажа, датчик углового положения, блок сравнения, интегратор, блоки усилителей, сумматор, усилитель рулевой машины, рулевую машину с обратной связью и руль высоты, при этом первый вход блока сравнения соединен с выходом датчика углового положения, второй вход блока сравнения соединен с выходом задатчика сигнала тангажа, выход блока сравнения через блок усилителя Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 соединен с первым входом сумматора, второй вход сумматора через блок усилителя Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 соединен с выходом датчика угловой скорости, третий вход сумматора, подключен через блок усилителя Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 и интегратор к выходу блока сравнения, выход сумматора через усилитель рулевой машины соединен с входом рулевой машины, выход рулевой машины соединен с входом руля высоты и через обратную связь подключен к четвертому входу сумматора (И.А.МИХАЛЕВ, c.174 и др. «Системы автоматического управления самолетом». - М.: Машиностроение, 1987 г.).

Недостатком этой системы управления является большое перерегулирование в переходных процессах при отработке заданной команды угла тангажа и связанное с этим увеличение потребной мощности привода органа управления.

Техническим результатом заявленного изобретения является уменьшение перерегулирования в переходных процессах при отработке заданной команды угла тангажа и связанное с этим уменьшение потребной мощности привода органа управления.

Для достижения технического результата в системе управления углом тангажа, содержащей датчик угловой скорости, задатчик сигнала тангажа, датчик углового положения, блок сравнения, интегратор, блоки усилителей, сумматор, усилитель рулевой машины, рулевую машину с обратной связью и руль высоты, первый вход блока сравнения соединен с выходом датчика углового положения, второй вход блока сравнения соединен с выходом задатчика сигнала тангажа, второй вход сумматора через блок усилителя Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 соединен с выходом датчика угловой скорости, третий вход сумматора, подключен через блок усилителя Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 и интегратор к выходу блока сравнения, выход сумматора через усилитель рулевой машины соединен с входом рулевой машины, выход рулевой машины соединен с входом руля высоты и через обратную связь подключен к четвертому входу сумматора, согласно изобретению выход датчика углового положения через блок усилителя Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 соединен с первым входом сумматора.

На фиг.1 показана структурная схема предлагаемой системы управления углом тангажа ЛА.

На фиг.2 показаны переходные процессы при отработке заданного значения угла тангажа и изменение скорости руля высоты в случае использования управляющих сигналов представленых в заявленном изобретении и в прототипе.

Предлагаемая система управления углом тангажа ЛА (фиг.1) содержит датчик угловой скорости 1, задатчик сигнал тангажа 2, датчик углового положения 3, блок сравнения 4, интегратор 5, блоки усилителей Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 6, Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 , 7 и Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 8, сумматор 9, усилитель рулевой машины 10, рулевую машину 11 с обратной связью 12 и руль высоты 13, при этом первый вход блока сравнения 4 соединен с выходом датчика углового положения 3, второй вход блока сравнения 4 соединен с выходом задатчика сигнала тангажа 2, выход датчика углового положения 3 через блок усилителя Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 6 соединен с первым входом сумматора 9, второй вход сумматора 9 через блок усилителя Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 7 соединен с выходом датчика угловой скорости 1, третий вход сумматора 9 подключен через блок усилителя К система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 8 и интегратор 5 к выходу блока сравнения 4, выход сумматора 9 через усилитель рулевой машины 10 соединен с входом рулевой машины 11, выход рулевой машины 11 соединен с входом руля высоты 13 и через обратную связь 12 подключен к четвертому входу сумматора 9.

Система управления углом тангажа ЛА работает следующим образом.

Сигнал угловой скорости (система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 z), измеренный датчиком угловой скорости 1, поступает через блок усилителя Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 7 на второй вход сумматора 9. Начальное значение угла тангажа система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 , измеренное датчиком углового положения 3, поступает на первый вход блока сравнения 4 и через блок усилителя Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 6 на первый вход сумматора 9. С задатчика 2 сигнал тангажа (система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 зад) поступает на второй вход блока сравнения 4. На выходе блока сравнения 4 формируется сигнал рассогласования по тангажу (система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 ), который поступает через интегратор 5 и блок усилителя Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 8 на третий вход сумматора 9. На выходе сумматора 9 формируется управляющий сигнал:

система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041

В сумматоре 9 формируется сигнал рассогласования между управляющим сигналом и сигналом с выхода обратной связи 12, который через усилитель рулевой машины 10 поступает на вход рулевой машины 11. Рулевая машина 11 отклоняет руль высоты 13, в результате происходит изменение углового положения летательного аппарата.

Передаточная функция заявляемой системы управления углом тангажа при идеальном автопилоте, неизменном векторе скорости (что допустимо для высокоскоростных ЛА при высоких требованиях к быстродействию системы управления) и постоянном нулевом угле крена имеет следующий вид:

система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041

где система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 , система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 , система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 - приведенные к моменту инерции ЛА относительно поперечной оси Z производные аэродинамических моментов вокруг этой оси.

Для сравнения, управляющий сигнал, представленный в прототипе, выглядит следующим образом:

система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041

Передаточная функция в этом случае имеет следующий вид:

система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041

Передаточная функция (4) имеет форсирующее звено, что приводит к большому перерегулированию в переходных процессах при отработке заданной команды угла тангажа.

По результатам моделирования получены переходные процессы при отработке заданного значения угла тангажа система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 и изменение скорости руля высоты система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 (см. фиг.2), для системы управления прототипа (кривые система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 14, система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 15) и для заявляемой системы управления (кривые система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 16, система управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 17) с одинаковыми значениями Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 , Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 и Ксистема управления углом тангажа летательного аппарата, патент № 2461041 .

Таким образом, после сравнения переходных процессов видно, что предложенная в заявленном изобретении система управления углом тангажа ЛА позволяет уменьшить перерегулирование в переходных процессах при отработке заданной команды угла тангажа и уменьшить потребную мощность привода органа управления.

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)

Класс B64C13/18 с автопилотом

способ автоматического пилотирования летательного аппарата с несущим винтом, содержащего, по меньшей мере, один толкающий винт, устройство автоматического пилотирования и летательный аппарат -  патент 2513189 (20.04.2014)
способ захода самолета на посадку в аварийных условиях (варианты) -  патент 2509684 (20.03.2014)
система автоматического управления углом курса и ограничения нормальной перегрузки летательного аппарата -  патент 2503585 (10.01.2014)
стартовая система предупреждения критических режимов одновинтового вертолета -  патент 2497718 (10.11.2013)
способ формирования сигнала управления системой стабилизации беспилотного летательного аппарата -  патент 2487052 (10.07.2013)
система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата -  патент 2434785 (27.11.2011)
система автоматического управления углом крена и ограничения угловой скорости крена летательного аппарата -  патент 2430858 (10.10.2011)
способ пилотирования летательного аппарата в фазе захода на посадку -  патент 2389647 (20.05.2010)
система поддержки принятия решений экипажа воздушного судна по предотвращению особых ситуаций -  патент 2386569 (20.04.2010)
способ автоматического управления боковым движением высокоманевренного самолета -  патент 2383467 (10.03.2010)
Наверх