составной шатунно-поршневой узел с уплотнителем цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:F02F3/00 Поршни
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-10-20
публикация патента:

Изобретение относиться к двигателестроению, и в частности к конструкции составного шатунно-поршневого узла с уплотнителем цилиндро-поршневой группы, которые представляют собой сборный узел, состоящий из составного поршня, шатуна, компрессионного и маслосъемного кольца, при этом составной поршень включает три части - днище поршня с замком для фиксации его в двух симметричных половинах составного корпуса поршня, в бобышках которого имеются посадочные места для двух игольчатых подшипников, предназначенных для установки в них осей шатуна, а для обеспечения жесткости соединения составного поршня обе симметричные половинки поршня соединяются между собой обжимной втулкой в наружной поверхности, в которой выполнены проточки для установки одного цельнометаллического поршневого компрессионного кольца и одного сборного маслосъемного кольца, имеющих на внутренней кольцевой поверхности проточки для обеспечения упругой деформации и компенсации температурного расширения. Изобретение обеспечивает снижение массы поршневой группы, повышение надежности шатунно-поршневой группы, снижение механических потерь. 4 ил.

составной шатунно-поршневой узел с уплотнителем цилиндропоршневой   группы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2461727 составной шатунно-поршневой узел с уплотнителем цилиндропоршневой   группы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2461727 составной шатунно-поршневой узел с уплотнителем цилиндропоршневой   группы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2461727 составной шатунно-поршневой узел с уплотнителем цилиндропоршневой   группы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2461727

Формула изобретения

Составной шатунно-поршневой узел с уплотнителем цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания, содержащий составной поршень, компрессионное и маслосъемное кольцо, а также соединенный с поршнем шатун, отличающийся тем, что поршень такого узла состоит из днища с замком для фиксации его в двух симметричных половинах корпуса составного поршня, соединяемые между собой обжимной втулкой, одеваемой с наружной поверхности симметричных половин корпуса поршня, имеющей сверху и снизу проточки для установки одного поршневого цельнометаллического неразъемного компрессионного кольца (без замка), на внутренней кольцевой поверхности которого выполнены полукруглые проточки, и одного маслосъемного кольца, представляющего собой сборную конструкцию, состоящую из двух цельнометаллических (без замков) колец, на внутренней кольцевой поверхности которых имеются полукруглые проточки, при этом в бобышках устанавливаются игольчатые подшипники, во внутреннюю обойму которых вставляются левая и правая оси верхней головки шатуна, представляющего собой стержень двутаврового сечения без утолщений и расширений с цельными нижней и верхней головками, имеющими сверху и снизу, соответственно, по одной левой и по одной правой оси.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относиться к двигателестроению, в частности к конструкции составного шатунно-поршневого узла с уплотнителем цилиндропоршневой группы для двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет обеспечить лучшую герметизацию стыков между цилиндром и поршнем, уменьшить прорыв газов в картер двигателя, улучшить ремонтопригодность поршневой группы, удешевить процесс изготовления поршней и поршневых колец, а также обеспечить их качество изготовления, снизить массу поршневого комплекта, тем самым уменьшить силы инерции и механические потери в двигателе, а следовательно, улучшить топливную экономичность ДВС.

Известна конструкция разборного поршня пат. SU 1052695A от 21.01.81, содержащая корпус с выполненной в его нижней части на внутренней поверхности кольцевой канавкой по меньшей мере с одной конической поверхностью и вставкой, связанной с корпусом при помощи фланца с конической наружной поверхностью кольцевой канавки, а с другой - с наружной поверхностью фланца, отличающийся тем, что с целью повышения надежности кольцевая канавка в корпусе поршня выполнена в виде обратного конуса, а разжимное кольцо выполнено с сечением в виде равнобедренной трапеции, большее основание которой обращено к днищу поршня, причем поверхности сопряжения проточки разжимного кольца и фланца выполнены под углом 1-3 градуса.

Недостатком такой конструкции является большая громоздкость. Это связано с тем, что данная конструкция содержит 14 деталей, что приводит к усложнению конструкции узла.

Данного недостатка лишена конструкция составного поршня пат. SU 220675 от 28.07.1968, содержащего головку с опорной поверхностью, соединенную при помощи шпилек с цилиндрической юбкой, несущей внутренний кольцевой выступ, и вставку с отверстием для поршневого пальца, отличающейся тем, что с целью разгрузки соединительных шпилек от сил инерции движущихся масс, опорные поверхности вставки размещены между торцевой поверхностью головки и выступом юбки, которые стянуты со вставкой удлинительными шпильками и гайками.

Однако недостатком данной конструкции является плохое охлаждение поршня, высокая конструктивная масса, что увеличивает величину сил инерции, а следовательно, и механические потери двигателя.

Данных недостатков лишена конструкция поршня с уплотнением пат. RU 2059854 от 10.05.1996. Сущность изобретения заключается в том, что поршневое уплотнение двигателя внутреннего сгорания содержит уплотнительные элементы в виде сегментных роликов, подвижные обоймы и замкнутую волнообразного профиля пружину, размещенную в канавке поршня, разрезное маслосъемное кольцо и между ним и поршнем расширитель, размещенные в зоне нижнего торца поршня, а также подвижные обоймы в виде дуг и расположенную между поршнем и обоймами разрезную пружину.

Недостатком данной конструкции является малоэффективное уплотнение камеры сгорания. Это связано с тем, что в компрессионных кольцах применяются сферические шарики, которые, кроме всего прочего, не обеспечивают снижения механических потерь, т.к. конструкция является нерабочей из-за того, что качение происходит вдоль оси цилиндра, а не вдоль оси качения шариков.

Известно устройство поршня пат. RU 2171408 от 24.11.98, внутри которого имеется широкая перегородка, в которой выполнена внутренняя полусферическая полость с боковыми стенками на концах полости на одной стороне перегородки с возможностью контакта боковых стенок с прямолинейным усеченным краем чашеобразного элемента в пределах рабочего угла качания шатуна. Это конструкция поршня, по решаемой технической задаче, наиболее близка к предлагаемому изобретению. Однако это устройство имеет следующие недостатки: необходимость армирования перемычек и боковых стенок поршня для увеличения жесткости, что приводит к усложнению сборки и обслуживания узла.

Задача, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, заключается в снижении массы поршневой группы, максимальной герметизации камеры сгорания, повышении надежности и ремонтопригодности шатунно-поршневой группы, а также в упрощении конструкции шатуна и увеличении его длины, что положительно влияет на снижение механических потерь.

Технический результат заключается в улучшении эффективных показателей двигателя внутреннего сгорания за счет снижения его механических потерь.

Поставленная задача решается за счет того, что составной шатунно-поршневой узел с уплотнителем цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания содержит составной поршень, компрессионное и маслосъемное кольцо, а также соединенный с поршнем шатун, при этом поршень такого узла состоит из днища с замком для фиксации его в двух симметричных половинах корпуса составного поршня, соединяемых между собой обжимной втулкой, одеваемой с наружной поверхности симметричных половин корпуса поршня, имеющей сверху и снизу проточки для установки одного поршневого цельнометаллического неразъемного компрессионного кольца (без замка), на внутренней кольцевой поверхности которого выполнены полукруглые проточки, и одного маслосъемного кольца, представляющего собой сборную конструкцию, состоящую из двух цельнометаллических (без замков) колец, на внутренней кольцевой поверхности которых имеются полукруглые проточки, при этом в бобышках устанавливаются игольчатые подшипники, во внутреннюю обойму которых вставляются левая и правая оси верхней головки шатуна, представляющего собой стержень двутаврового сечения без утолщений и расширений с цельными нижней и верхней головками, имеющими сверху и снизу соответственно по одной левой и по одной правой оси.

Для достижения указанного технического результата предлагается следующая конструкция составного шатунно-поршневого узла. Составной шатунно-поршневой узел (фиг.1) состоит из днища поршня 1, в нижней цилиндрической части 2 которого имеется замок 3 для фиксации и соединения в единое целое днища поршня 1 и симметричных половин корпуса поршня 4 и 5, образующих составной корпус поршня, в бобышках 6 и 7 которого имеются посадочные места для 2-игольчатых подшипников 8 и 9, предназначенных для установки 2-х осей 10 и 11 шатуна 12.

Для обеспечения жесткости соединения составного корпуса поршня обе симметричные половинки корпуса поршня 4 и 5 соединяются между собой обжимной втулкой 13, на внешней поверхности которой выполнены проточки для установки одного цельного (без замка) поршневого компрессионного кольца 14 и маслосъемного кольца 15 скребкового типа с тангенциальным расширителем 16, а на внутренней поверхности - проточки для фиксации симметричных половин корпуса поршня 4 и 5. Данная конструкция колец 14 и 15 обеспечивает высокое уплотнение цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания.

Компрессионное кольцо 14 (фиг.2) выполняется цельнометаллическим неразъемным (без замка), на внутренней кольцевой поверхности 17 которого выполнены проточки 18 для обеспечения упругой деформации и компенсации температурного расширения.

Маслосъемное кольцо 15 (фиг.3) представляет собой сборную конструкцию, состоящую из двух цельнометаллических неразъемных (без замков) колец 19 и 20, представляющих собой скребок, на внутренней кольцевой поверхности 21 которых имеются компенсационные проточки 22 для обеспечения упругой деформации и компенсации температурного расширения.

Шатун 12 (фиг.4) представляет собой стержень двутаврового сечения без утолщений и расширений с цельными, нижней и верхней, головками, не имеющими отверстий под поршневой палец и под шейку коленчатого вала, а имеющими вместо них на каждой головке шатуна по две левых 10 и 23 и две правых 11 и 24 оси.

Устройство работает следующим образом. Составной шатунно-поршневой узел 25, состоящий из разборного поршня 26, цельного компрессионного кольца 14, цельного маслосъемного кольца 15 и шатуна 12, представляет собой стержень двутаврового сечения без утолщений и расширений с цельными, нижней и верхней, головками, имеющими по две левых 10 и 23 и две правых 11 и 24 оси, размещенный в цилиндре 30 ДВС, совершает возвратно поступательное движение. При этом составной шатунно-поршневой узел 25 преобразует энергию сгорания топлива в механическую энергию вращения. Технический результат от использования составного шатунно-поршневого узла 25 достигается путем обеспечения качественной герметизации стыка 31 между поршнем и цилиндром 30 двигателя, а также за счет снижения массы шатунно-поршневого узла 25, что приводит к снижению механических потерь и увеличению силы давления газов, тем самым увеличивая крутящий момент на коленчатом валу двигателя.

Класс F02F3/00 Поршни

двигатель внутреннего сгорания -  патент 2525995 (20.08.2014)
способ наддува в цилиндр двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2509901 (20.03.2014)
поршневое подшипниковое устройство -  патент 2508481 (27.02.2014)
двигатель с расщепленным циклом (варианты) -  патент 2504670 (20.01.2014)
поршень двигателя внутреннего сгорания -  патент 2503842 (10.01.2014)
способ сборки шатунно-поршневого узла -  патент 2499900 (27.11.2013)
несимметричная камера сгорания для теплового двигателя -  патент 2472949 (20.01.2013)
цилиндропоршневая группа -  патент 2450147 (10.05.2012)
способ обработки поршней двигателей внутреннего сгорания из алюминия, титана и их сплавов -  патент 2439211 (10.01.2012)
устройство для реализации рабочего процесса двигателя внешнего сгорания с жидкостным поршнем -  патент 2422324 (27.06.2011)
Наверх