шаровая опора транспортного средства

Классы МПК:F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры
B62D7/16 расположение соединений рычажной системы
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "ТРВ Аутомотив" (ООО "ТРВ Аутомотив") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-03-17
публикация патента:

Изобретение относится к шаровым опорам подвески транспортных средств (сферическим шарнирам, шаровым шарнирам, пальцам шаровым и др.). Шаровая опора транспортного средства содержит корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом. Поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш-шаровая головка. Технический результат: повышение срока службы шаровой опоры за счет обеспечения более высокой износостойкости пары трения: вкладыш-шаровая головка.

Формула изобретения

Шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, отличающаяся тем, что поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш - шаровая головка.

Описание изобретения к патенту

Заявляемое изобретение относится к шаровым опорам подвески транспортных средств (сферическим шарнирам, шаровым шарнирам, пальцам шаровым и др.).

Аналогом заявляемого изобретения является шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, при этом шаровая головка на своей поверхности содержит две области, твердость одной из областей меньше твердости другой области, область с меньшей твердостью расположена на полюсной поверхности шаровой головки и/или на срединной поверхности шаровой головки, диаметр пальца в месте сопряжения с шаровой головкой составляет 25÷75% от диаметра шаровой головки, а максимальная толщина вкладыша составляет 5÷25% от диаметра шаровой головки (см. патент РФ № 77923, МПК F16C 11/06, 2008 г.). Существенные признаки аналога «корпус, палец с шаровой головкой, вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является снижение срока службы изделия из-за неравномерного и преждевременного изнашивания вкладыша и шаровой головки. Это является следствием склонности поверхности шаровой головки к хрупкому разрушению в результате неравномерной твердости металла по поверхности шаровой головки, приводящей к неравномерной концентрации напряжений и неравномерным характеристикам пластичности по поверхности шаровой головки и вызывающей образование локальных зон пластической деформации.

Другим аналогом заявляемого изобретения является шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, при этом шаровая головка на своей поверхности содержит две области, твердость одной из областей меньше твердости другой области, область с меньшей твердостью расположена на полюсной поверхности шаровой головки и/или на срединной поверхности шаровой головки, а диаметр пальца в месте сопряжения с шаровой головкой составляет 25÷75% от диаметра шаровой головки (см. патент РФ № 77922, МПК F16C 11/06, 2008 г.). Существенные признаки аналога «корпус, палец с шаровой головкой, вкладыш» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога также является снижение срока службы изделия из-за неравномерного и преждевременного изнашивания вкладыша и шаровой головки вследствие склонности поверхности шаровой головки к хрупкому разрушению в результате неравномерной твердости металла по поверхности шаровой головки, что приводит к неравномерной концентрации напряжений и неравномерным характеристикам пластичности по поверхности шаровой головки и вызывает образование на поверхности локальных зон пластической деформации.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, при этом шаровая головка на своей поверхности содержит две области, твердость одной из областей меньше твердости другой области, область с меньшей твердостью расположена на полюсной поверхности шаровой головки и/или срединной поверхности шаровой головки (см. патент РФ № 77921, МПК F16C 11/06, 2008 г.). Существенные признаки аналога «корпус, палец с шаровой головкой, вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком наиболее близкого аналога также является снижение срока службы изделия из-за неравномерного и преждевременного изнашивания вкладыша и шаровой головки вследствие склонности поверхности шаровой головки к хрупкому разрушению в результате неравномерной твердости металла по поверхности шаровой головки, приводящей к неравномерной концентрации напряжений и неравномерным характеристикам пластичности по поверхности шаровой головки и вызывающей образование на поверхности локальных зон пластической деформации.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение срока службы шаровой опоры за счет обеспечения более высокой износостойкости пары трения: вкладыш-шаровая головка.

Для достижения указанного технического результата в шаровой опоре транспортного средства, содержащей корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш-шаровая головка.

Существенные признаки заявляемого изобретения - поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш - шаровая головка, являются отличительными от признаков наиболее близкого аналога.

Шаровая опора включает корпус, вкладыш и шаровую головку с пальцем. Корпус и шаровая головка с пальцем могут быть выполнены из стали, вкладыш может быть выполнен из антифрикционного полимерного материала. Поверхность шаровой головки имеет шероховатость, соответствующую или близкую к равновесной шероховатости, соответствующей следующим условиям эксплуатации шаровой опоры: материалу трущейся пары (вкладыш - шаровая головка), давлению, температуре на поверхности трения и условиям смазки.

Конкретным примером заявляемой шаровой опоры является шаровая опора автомобиля, вкладыш которой выполнен из полиацеталя. Параметр шероховатости поверхности шаровой головки Raшаровая опора транспортного средства, патент № 2461743 0,25 мкм, что приблизительно соответствует равновесной шероховатости шаровой головки шаровой опоры легкового автомобиля после пробега шаровая опора транспортного средства, патент № 2461743 2000 км в стандартных условиях эксплуатации.

Изготавливаться заявляемая шаровая опора может известными методами, при этом поверхность шаровой головки подвергают полировке до необходимой шероховатости.

Выполнение поверхности шаровой головки с равновесной шероховатостью позволяет избежать повышенного износа пары трения в начальный период эксплуатации шаровой опоры, поскольку известно, что равновесная шероховатость является оптимальной для конкретных условий трения и обеспечивает минимальное изнашивание. В результате увеличивается износостойкость пары трения и, соответственно, срок службы шаровой опоры.

Класс F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры

палец шарового шарнира и шаровой шарнир -  патент 2519597 (20.06.2014)
шарнир равных угловых скоростей -  патент 2518883 (10.06.2014)
шарнир квазисинхронный кулачковый -  патент 2518429 (10.06.2014)
опорный узел -  патент 2502637 (27.12.2013)
шаровой шарнир рулевого управления -  патент 2501995 (20.12.2013)
шаровой шарнир -  патент 2499919 (27.11.2013)
двойной карданный шарнир с внутренней опорой -  патент 2480636 (27.04.2013)
шаровой шарнир -  патент 2475652 (20.02.2013)
сегментный радиальный подшипник скольжения -  патент 2474737 (10.02.2013)
шаровой шарнир с ограниченным ходом -  патент 2466306 (10.11.2012)

Класс B62D7/16 расположение соединений рычажной системы

Наверх