шаровая опора транспортного средства
Классы МПК: | F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры B62D7/16 расположение соединений рычажной системы |
Автор(ы): | Коноплёв Александр Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "ТРВ Аутомотив" (ООО "ТРВ Аутомотив") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-03-17 публикация патента:
20.09.2012 |
Изобретение относится к шаровым опорам подвески транспортных средств (сферическим шарнирам, шаровым шарнирам, пальцам шаровым и др.). Шаровая опора транспортного средства содержит корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом. Поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш-шаровая головка. Технический результат: повышение срока службы шаровой опоры за счет обеспечения более высокой износостойкости пары трения: вкладыш-шаровая головка.
Формула изобретения
Шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, отличающаяся тем, что поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш - шаровая головка.
Описание изобретения к патенту
Заявляемое изобретение относится к шаровым опорам подвески транспортных средств (сферическим шарнирам, шаровым шарнирам, пальцам шаровым и др.).
Аналогом заявляемого изобретения является шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, при этом шаровая головка на своей поверхности содержит две области, твердость одной из областей меньше твердости другой области, область с меньшей твердостью расположена на полюсной поверхности шаровой головки и/или на срединной поверхности шаровой головки, диаметр пальца в месте сопряжения с шаровой головкой составляет 25÷75% от диаметра шаровой головки, а максимальная толщина вкладыша составляет 5÷25% от диаметра шаровой головки (см. патент РФ № 77923, МПК F16C 11/06, 2008 г.). Существенные признаки аналога «корпус, палец с шаровой головкой, вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком аналога является снижение срока службы изделия из-за неравномерного и преждевременного изнашивания вкладыша и шаровой головки. Это является следствием склонности поверхности шаровой головки к хрупкому разрушению в результате неравномерной твердости металла по поверхности шаровой головки, приводящей к неравномерной концентрации напряжений и неравномерным характеристикам пластичности по поверхности шаровой головки и вызывающей образование локальных зон пластической деформации.
Другим аналогом заявляемого изобретения является шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, при этом шаровая головка на своей поверхности содержит две области, твердость одной из областей меньше твердости другой области, область с меньшей твердостью расположена на полюсной поверхности шаровой головки и/или на срединной поверхности шаровой головки, а диаметр пальца в месте сопряжения с шаровой головкой составляет 25÷75% от диаметра шаровой головки (см. патент РФ № 77922, МПК F16C 11/06, 2008 г.). Существенные признаки аналога «корпус, палец с шаровой головкой, вкладыш» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком аналога также является снижение срока службы изделия из-за неравномерного и преждевременного изнашивания вкладыша и шаровой головки вследствие склонности поверхности шаровой головки к хрупкому разрушению в результате неравномерной твердости металла по поверхности шаровой головки, что приводит к неравномерной концентрации напряжений и неравномерным характеристикам пластичности по поверхности шаровой головки и вызывает образование на поверхности локальных зон пластической деформации.
Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является шаровая опора транспортного средства, содержащая корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, при этом шаровая головка на своей поверхности содержит две области, твердость одной из областей меньше твердости другой области, область с меньшей твердостью расположена на полюсной поверхности шаровой головки и/или срединной поверхности шаровой головки (см. патент РФ № 77921, МПК F16C 11/06, 2008 г.). Существенные признаки аналога «корпус, палец с шаровой головкой, вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком наиболее близкого аналога также является снижение срока службы изделия из-за неравномерного и преждевременного изнашивания вкладыша и шаровой головки вследствие склонности поверхности шаровой головки к хрупкому разрушению в результате неравномерной твердости металла по поверхности шаровой головки, приводящей к неравномерной концентрации напряжений и неравномерным характеристикам пластичности по поверхности шаровой головки и вызывающей образование на поверхности локальных зон пластической деформации.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение срока службы шаровой опоры за счет обеспечения более высокой износостойкости пары трения: вкладыш-шаровая головка.
Для достижения указанного технического результата в шаровой опоре транспортного средства, содержащей корпус, палец с шаровой головкой и вкладыш, расположенный между шаровой головкой и корпусом, поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш-шаровая головка.
Существенные признаки заявляемого изобретения - поверхность шаровой головки выполнена с одинаковой твердостью и одинаковой шероховатостью, при этом шероховатость поверхности шаровой головки соответствует равновесной шероховатости на фрикционном контакте пары трения: вкладыш - шаровая головка, являются отличительными от признаков наиболее близкого аналога.
Шаровая опора включает корпус, вкладыш и шаровую головку с пальцем. Корпус и шаровая головка с пальцем могут быть выполнены из стали, вкладыш может быть выполнен из антифрикционного полимерного материала. Поверхность шаровой головки имеет шероховатость, соответствующую или близкую к равновесной шероховатости, соответствующей следующим условиям эксплуатации шаровой опоры: материалу трущейся пары (вкладыш - шаровая головка), давлению, температуре на поверхности трения и условиям смазки.
Конкретным примером заявляемой шаровой опоры является шаровая опора автомобиля, вкладыш которой выполнен из полиацеталя. Параметр шероховатости поверхности шаровой головки Ra 0,25 мкм, что приблизительно соответствует равновесной шероховатости шаровой головки шаровой опоры легкового автомобиля после пробега 2000 км в стандартных условиях эксплуатации.
Изготавливаться заявляемая шаровая опора может известными методами, при этом поверхность шаровой головки подвергают полировке до необходимой шероховатости.
Выполнение поверхности шаровой головки с равновесной шероховатостью позволяет избежать повышенного износа пары трения в начальный период эксплуатации шаровой опоры, поскольку известно, что равновесная шероховатость является оптимальной для конкретных условий трения и обеспечивает минимальное изнашивание. В результате увеличивается износостойкость пары трения и, соответственно, срок службы шаровой опоры.
Класс F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры
палец шарового шарнира и шаровой шарнир - патент 2519597 (20.06.2014) | |
шарнир равных угловых скоростей - патент 2518883 (10.06.2014) | |
шарнир квазисинхронный кулачковый - патент 2518429 (10.06.2014) | |
опорный узел - патент 2502637 (27.12.2013) | |
шаровой шарнир рулевого управления - патент 2501995 (20.12.2013) | |
шаровой шарнир - патент 2499919 (27.11.2013) | |
двойной карданный шарнир с внутренней опорой - патент 2480636 (27.04.2013) | |
шаровой шарнир - патент 2475652 (20.02.2013) | |
сегментный радиальный подшипник скольжения - патент 2474737 (10.02.2013) | |
шаровой шарнир с ограниченным ходом - патент 2466306 (10.11.2012) |
Класс B62D7/16 расположение соединений рычажной системы