спальное место в пассажирском вагоне

Классы МПК:B61D31/00 Спальные устройства
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод" (ОАО "ТВЗ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-04-13
публикация патента:

Изобретение относится к вагоностроению. Спальное место в пассажирском вагоне содержит шарнирно закрепленную на перегородке (3) с возможностью поворота в вертикальной плоскости полку (1), шарнирно прикрепленную к ней раздвижную опору (4) со штоком (5) и подпружиненный элемент (7) фиксирования поднятого положения полки. На перегородке (3) шарнирно закреплен подкос (8) полого сечения, взаимодействующий с полкой (1) в ее опущенном положении. Раздвижная опора (4) расположена внутри подкоса (8), соединена с ним и снабжена демпфером и упругим элементом, уравновешивающим полку (1) в опущенном положении. Элемент (7) фиксирования поднятого положения полки размещен в окне подкоса (8) и выполнен в виде упора, взаимодействующего с раздвижной опорой (4). Изобретение повышает удобство эксплуатации спального места, в частности позволяет снизить усилия пассажира при подъеме полки. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. спальное место в пассажирском вагоне, патент № 2462378

спальное место в пассажирском вагоне, патент № 2462378 спальное место в пассажирском вагоне, патент № 2462378 спальное место в пассажирском вагоне, патент № 2462378 спальное место в пассажирском вагоне, патент № 2462378

Формула изобретения

1. Спальное место в пассажирском вагоне, содержащее шарнирно закрепленную на перегородке с возможностью поворота в вертикальной плоскости полку, шарнирно прикрепленную к ней раздвижную опору со штоком и подпружиненный элемент фиксирования поднятого положения полки, отличающееся тем, что оно снабжено подкосом полого сечения, шарнирно закрепленным на перегородке и взаимодействующим с полкой в ее опущенном положении, при этом раздвижная опора расположена внутри подкоса, соединена с ним и снабжена демпфером и упругим элементом, уравновешивающим полку в опущенном положении, а элемент фиксирования поднятого положения полки размещен в окне подкоса и выполнен в виде упора, взаимодействующего с раздвижной опорой.

2. Спальное место в пассажирском вагоне по п.1, отличающееся тем, что демпфер выполнен гидравлическим или пневматическим.

Описание изобретения к патенту

Заявляемое изобретение относится к области вагоностроения, в частности к спальным устройствам пассажирских вагонов.

Известно «Устройство для установки откидной спальной полки в транспортном средстве в различные положения» (авторское свидетельство СССР № 1331706 A1, B61D 31/00, опубл. 23.08.1987), содержащее шарнирно закрепленный на стене вагона рычаг, подвижно взаимосвязанный с опорой полки с помощью звена, шарнирно соединенного одним концом с опорой полки, а другим - с рычагом.

Недостатком устройства является неудобство эксплуатации для пассажира, который должен для подъема полки прикладывать значительные усилия, а при опускании, наоборот, удерживать полку, предохраняя ее от свободного падения. Кроме того, в процессе перевода полки из одного положения в другое пассажир должен визуально следить за взаимным расположением звеньев.

Наиболее близким из известных, принятым за прототип, является «Спальное место в пассажирском вагоне» (патент РФ № 83046 U1, B61D 31/00, опубл. 20.05.2009), содержащее шарнирно закрепленную на перегородке с возможностью поворота в вертикальной плоскости полку, раздвижную опору, шарнирно прикрепленную одним концом к полке, элемент фиксирования поднятого положения полки, размещенный на раздвижной опоре.

В процессе эксплуатации данной конструкции пассажиру требуется прикладывать значительные усилия при изменении положения полки.

Задачей предложения является повышение удобства эксплуатации спального места за счет снижения усилий, прикладываемых пассажиром при изменении положения полки.

Для этого спальное место в пассажирском вагоне содержит шарнирно закрепленную на перегородке с возможностью поворота в вертикальной плоскости полку, шарнирно прикрепленную к ней раздвижную опору со штоком и подпружиненный элемент фиксирования поднятого положения полки. Новым является то, что спальное место снабжено подкосом полого сечения, шарнирно закрепленным на перегородке и взаимодействующим с полкой в ее опущенном положении, при этом раздвижная опора расположена внутри подкоса, соединена с ним и снабжена демпфером и упругим элементом, уравновешивающим полку в опущенном положении, а элемент фиксирования поднятого положения полки размещен в окне подкоса и выполнен в виде упора, взаимодействующего с раздвижной опорой.

Кроме того, демпфер выполнен гидравлическим или пневматическим.

Технический результат выразился в следующем.

Наличие подкоса полого сечения, закрепленного шарнирно на перегородке и взаимодействующего с полкой в ее опущенном положении, размещение раздвижной опоры внутри подкоса и соединение ее с подкосом позволяет создать компактную опорную конструкцию для полки в опущенном положении, являющуюся базой для крепления полки на перегородке вагона и обеспечивающую подъем и опускание полки.

Выполнение элемента фиксирования поднятого положения полки в виде подпружиненного упора, взаимодействующего с раздвижной опорой и расположенного в окне подкоса, позволяет зафиксировать полку в поднятом положении и компактно сконцентрировать этот узел в зоне, удобной для доступа пассажира.

Снабжение раздвижной опоры упругим элементом, уравновешивающим полку в опущенном положении, позволяет прижать полку к подкосу, исключая ее самопроизвольный переход в поднятое положение, а за счет уравновешивания массы полки силой упругого элемента также снизить усилие, прилагаемое пассажиром для подъема полки.

Наличие демпфера позволяет за счет затормаживания движения штока раздвижной опоры замедлить движение полки при опускании, исключая необходимость придерживать полку руками, а в опущенном положении полки способствует демпфированию механических колебаний полки, возникающих при движении вагона, что исключает люфты, вибрации полки. Все это в целом повышает удобство эксплуатации спального места пассажиром.

Выполнение демпфера гидравлическим или пневматическим позволяет компактно вписать его в конструкцию предлагаемого спального места.

Прилагаемые чертежи изображают:

Фиг.1 - Спальное место в опущенном положении полки.

Фиг.2 - Спальное место в поднятом положении полки.

Фиг.3 - Выносной элемент А на фиг.1.

Фиг.4 - Выносной элемент Б на фиг.2.

Спальное место в пассажирском вагоне содержит полку 1, закрепленную при помощи шарнира 2 на перегородке 3 с возможностью поворота в вертикальной плоскости, раздвижную опору 4 со штоком 5, прикрепленную с помощью шарнира 6 к полке 1, и подпружиненный элемент 7 фиксирования поднятого положения полки 1. Кроме того, спальное место снабжено подкосом 8 полого сечения, закрепленным на перегородке 3 с помощью шарнира 9 и взаимодействующим с полкой 1 в ее опущенном положении. Раздвижная опора 4 расположена внутри подкоса 8, жестко соединена с подкосом 8 своим штоком 5 и снабжена демпфером 11 и выполненным, например, в виде пружины сжатия упругим элементом 12, уравновешивающим полку 1 в опущенном положении. Подпружиненный элемент 7 фиксирования поднятого положения полки 1 выполнен в виде упора 13, взаимодействующего под действием пружины 14 с раздвижной опорой 4 и расположенного в окне 15 подкоса 8.

Демпфер 11 выполнен гидравлическим или пневматическим и представляет собой двухполостную камеру, заполненную соответственно жидкостью или газом, расположенную внутри раздвижной опоры 4 и разделенную на полости 16, 17 поршнем 18, связанным со штоком 5 и имеющим калиброванное отверстие 19 малого диаметра, обеспечивающее замедление перетекания жидкостной или газовой среды из полости 16 в полость 17 и обратно для снижения скорости хода штока 5 при подъеме или опускании полки 1, а также для гашения колебаний полки 1 в опущенном положении при движении вагона.

Устройство работает следующим образом.

Перевод полки 1 в поднятое положение производится под воздействием усилия руки, приложенным к ее переднему краю, при этом сила упругого элемента 12 помогает движению полки 1 вверх, снижая усилие, приложенное к ней рукой. Движение заканчивается срабатыванием элемента 7 фиксирования поднятого положения полки 1, который под действием пружины 14 стопорит упором 13 раздвижную опору 4, не позволяя ей сжаться.

Для опускания полки 1 необходимо рукой, воздействуя на элемент 7 фиксирования поднятого положения полки 1, разблокировать раздвижную опору 4, при этом подпружиненный упор 13 отводится от раздвижной опоры 4, не препятствуя ее сжатию. После этого полка 1 под действием силы тяжести начнет опускаться вниз, сжимая раздвижную опору 4 с упругим элементом 12. Необходимость придерживания полки рукой исключается из-за наличия демпфера 11, который за счет затормаживания штока 5 раздвижной опоры 4 замедляет движение полки 1 вниз. Закончив движение, полка 1 опирается на подкос 8. В этом положении демпфер 11 гасит люфты и вибрацию полки 1, возникающие при движении вагона.

Наверх