ось машины

Классы МПК:F16C3/02 валы; оси 
F16C17/04 упорные 
F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры
Патентообладатель(и):Щепочкина Юлия Алексеевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-05-27
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения. Ось машины представляет собой вращающееся тело (1), установленное с двух сторон в неподвижных опорах (2). В торцах вращающегося тела (1), изготовленного из сплошного материала, и неподвижных опорах (2) выполнены полусферические углубления (4) для размещения шарика (5). Диаметр шарика (5) у одного торца вращающегося тела (1) больше, чем у другого его торца. Технический результат: упрощение конструкции оси машины и сокращение ее износа. 3 ил. ось машины, патент № 2462624

ось машины, патент № 2462624 ось машины, патент № 2462624 ось машины, патент № 2462624

Формула изобретения

Ось машины, представляющая собой вращающееся тело, установленное с двух сторон в неподвижных опорах, где в торцах вращающегося тела, изготовленного из сплошного материала, и неподвижных опорах выполнены полусферические углубления для размещения шарика, причем диаметр шарика у одного торца вращающегося тела больше, чем у другого его торца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения.

Известна ось машины (сферический упор), представляющая собой вращающееся тело, установленное с двух сторон в неподвижных опорах [1]. Такое техническое решение конструктивно сложно (содержит дополнительные детали - наконечники, запрессованные в вал и опору); в известном устройстве шарик «работает» лишь малой частью своей поверхности, что увеличивает его износ.

Задачей изобретения является упрощение конструкции оси машины, сокращение ее износа.

Технический результат достигается тем, что в оси машины, представляющей собой вращающееся тело, установленное с двух сторон в неподвижных опорах, в торцах вращающегося тела, изготовленного из сплошного материала, и неподвижных опорах выполнены полусферические углубления для размещения шарика. Диаметр шарика у одного торца вращающегося тела больше, чем у другого его торца.

На фиг.1 изображена цилиндрической формы сплошная металлическая ось машины в виде вращающегося тела с шариками в торцах, вид спереди; на фиг.2 - вид на фиг.1 сверху; на фиг.3 показана неподвижная опора с несколькими полусферическими углублениями.

Ось машины (фиг.1 и 2) представляет собой вращающееся сплошное тело 1, установленное с двух сторон в неподвижных опорах 2. Поверхность вращающегося тела может быть гладкой, рифленой или иной, например с рисунком. В торцах 3 вращающегося тела и неподвижных опорах выполнены гладкие полусферические углубления 4 для размещения шарика 5. В неподвижной опоре могут быть выполнены отверстия 6 для смазки шарика. Диаметр шарика у одного торца вращающегося тела может быть больше, чем у другого его торца, например 20 мм и 10 мм. Использование шариков разного диаметра целесообразно во всех случаях, когда нагрузка на один из концов оси машины больше, чем на другой ее конец. Шарики плотно (с минимальным зазором) прилегают к поверхности полусферических углублений с возможностью свободного вращения. Неподвижная опора может иметь несколько полусферических углублений для установки шариков нескольких вращающихся тел. Полусферические углубления в неподвижной опоре могут быть расположены по прямой линии (фиг.3) или криволинейно, в том числе по окружности.

Вращающееся тело, неподвижные опоры, шарики могут быть изготовлены из металла (сталь, чугун, другие сплавы) или пластмассы, иметь цилиндрическую, коническую, ступенчатую или иную форму. На вращающиеся тела могут быть установлены (надеты) маховики, колеса, лопатки, шкивы, звездочки, шестерни.

Предложенная ось машины может быть установлена горизонтально, наклонно, вертикально.

Устанавливают и закрепляют неподвижно одну из опор 2. В полусферу 4 опоры вкладывают шарик 5 (диаметр 20 мм) и прижимают его от выпадения полусферой, выполненной в торце 3 вращающегося тела 1, изготовленного из сплошного материала. С другого торца вращающегося тела устанавливают и закрепляют вторую опору, используя шарик меньшего диаметра (10 мм). В отверстие 6 вводят смазочное вещество (машинное масло, смазочную эмульсию и др.).

Для демонтажа оси машины достаточно вывода вращающегося тела с шариками из контакта с неподвижными опорами, например одну из неподвижных опор временно снять, сдвинуть или повернуть.

Предложенное техническое решение обеспечивает упрощение конструкции оси машины, сокращение ее износа.

Источники информации

1. Орлов П.И. Основы конструирования. Справочно-методическое пособие. Кн.2. - М.: Машиностроение, 1977. - С.13.

Класс F16C3/02 валы; оси 

вал передачи крутящего момента -  патент 2484326 (10.06.2013)
устройство вала и способ поддерживания вала -  патент 2478842 (10.04.2013)
устройство для демпфирования крутильного возмущения полого приводного вала -  патент 2469217 (10.12.2012)
ось машины -  патент 2428593 (10.09.2011)
гибкий вал -  патент 2415312 (27.03.2011)
способ закрепления на валу сопрягаемых цилиндрических деталей -  патент 2393370 (27.06.2010)
гибкий вал -  патент 2364759 (20.08.2009)
устройство для закрепления деталей на валу -  патент 2347958 (27.02.2009)
регулируемый телескопический механизм -  патент 2328629 (10.07.2008)
способ закрепления на пустотелом валу сопрягаемых деталей -  патент 2249731 (10.04.2005)

Класс F16C17/04 упорные 

Класс F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры

Наверх