система управления локомотивом на железнодорожной станции
Классы МПК: | B61L3/00 Путевые устройства для управления подвижным составом или поездом в целом, например для отпускания тормозов или для приведения в действие предупредительных сигналов B61L25/02 подвижного состава или поезда |
Автор(ы): | Миронов Владимир Сергеевич (RU), Раков Виктор Викторович (RU), Розенберг Ефим Наумович (RU), Шаров Виктор Александрович (RU), Шаронов Евгений Алексеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-06-14 публикация патента:
10.10.2012 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к системам железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Система содержит связанные радиоканалами контрольно-диспетчерский пункт, бортовое локомотивное устройство управления и переносной пульт управления. Переносной пульт управления и бортовое локомотивное устройство управления снабжены встроенными средствами обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом. В систему введены индивидуальные переносные электронные модули машиниста и помощника машиниста. Переносной пульт управления снабжен интерфейсами контактного соединения с бортовым локомотивным устройством управления, с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста и интерфейсами подключения к встроенным средствам обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом бортового локомотивного устройства управления, принтеру, сканеру, электронному элементу памяти технологических документов и видеоаудиоустройствам. Бортовое локомотивное устройство управления снабжено интерфейсами контактного соединения с переносным пультом управления и с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста, интерфейсами подключения принтера, сканера и электронного элемента памяти технологических документов, которые подключены к его встроенному средству обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом. Достигается расширение функциональных возможностей системы. 1 ил.
Формула изобретения
Система управления локомотивом на железнодорожной станции, содержащая связанные радиоканалами контрольно-диспетчерский пункт, бортовое локомотивное устройство управления и переносной пульт управления, переносной пульт управления и бортовое локомотивное устройство управления снабжены встроенными средствами обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом, отличающаяся тем, что в нее введены индивидуальные переносные электронные модули машиниста и помощника машиниста, переносной пульт управления снабжен интерфейсами контактного соединения с бортовым локомотивным устройством управления, с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста и интерфейсами подключения к встроенным средствам обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом бортового локомотивного устройства управления, принтеру, сканеру, электронному элементу памяти технологических документов и видео-, аудиоустройствам, бортовое локомотивное устройство управления снабжено интерфейсами контактного соединения с переносным пультом управления и с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста, интерфейсами подключения принтера, сканера и электронного элемента памяти технологических документов, которые подключены к его встроенному средству обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано в системах железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.
Известна система управления локомотивом на железнодорожной станции, содержащая контрольно-диспетчерский пункт, связанный первым радиоканалом с бортовым локомотивным устройством управления, которое через второй радиоканал связано с переносным пультом управления, переносной пульт и бортовое локомотивное устройство управления снабжены встроенными средствами обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом (US 2005125113, B61L 23/04, 09.06.05).
Известная система является наиболее близкой к изобретению по своей технической сущности и выбрана в качестве прототипа.
Известная система позволяет работникам локомотивной бригады во время нахождения их вне кабины локомотива управлять перемещением локомотива и позволяет им согласовывать свои действия с контрольно-диспетчерским пунктом. Она позволяет обмениваться с контрольно-диспетчерским пунктом документами в электронном виде, но не имеет достаточных средств контроля за соблюдением технологической дисциплины процесса выполнения работы членами локомотивной бригады во время совмещения ими прямых и дополнительных обязанностей.
В частности, система не исключает отвлечение машиниста во время управления поездом на действия, связанные с совмещением им дополнительных обязанностей, что недопустимо по условиям безопасности движения.
Этот недостаток не позволяет разрешить участвовать машинисту в приемке грузов и составлении поезда, особенно, когда он не имеет помощника.
Это обстоятельство снижает экономическую эффективность работы железнодорожного транспорта, так как приводит к необходимости расширения штата работников.
Технический результат изобретения заключается в расширении функциональных возможностей системы управления локомотивом на железнодорожной станции, позволяющих локомотивной бригаде совмещать свои основные функции с функциями смежных по общему технологическому процессу работников других профессий без ущерба для безопасности движения.
Технический результат достигается тем, что в систему управления локомотивом на железнодорожной станции, содержащую связанные радиоканалами контрольно-диспетчерский пункт, бортовое локомотивное устройство управления и переносный пульт управления, переносной пульт управления и бортовое локомотивное устройство управления снабжены встроенными средствами обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом, согласно изобретению введены индивидуальные переносные электронные модули машиниста и помощника машиниста, переносной пульт управления снабжен интерфейсами контактного соединения с бортовым локомотивным устройством управления, с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста и интерфейсами подключения к встроенным средствам обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом бортового локомотивного устройства управления, принтеру, сканеру, электронному элементу памяти технологических документов и видеоаудиоустройствам, бортовое локомотивное устройство управления снабжено интерфейсами контактного соединения с переносным пультом управления и с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста, интерфейсами подключения принтера, сканера и электронного элемента памяти технологических документов, которые подключены к его встроенному средству обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом.
На чертеже приведена схема системы управления локомотивом на железнодорожной станции.
Система управления локомотивом на железнодорожной станции содержит контрольно-диспетчерский пункт 1, связанный через первый радиоканал 2 с бортовым локомотивным устройством 3 управления, которое через второй радиоканал 4 связано с переносным пультом 5 управления, переносной пульт 5 управления и бортовое локомотивное устройство 3 управления снабжены соответственно встроенными средствами 6 и 7 обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом, индивидуальные переносные электронные модули 10 и 12 соответственно машиниста и помощника машиниста, в бортовом локомотивном устройстве 3 управления к встроенному средству 7 обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом подключены интерфейс 8 контактного соединения с переносным пультом 5 управления, интерфейс 9 контактного соединения с индивидуальными переносными электронными модулями 10, 12 машиниста и помощника машиниста и интерфейсы 13, 14, 15 подключения соответственно принтера, сканера и электронного элемента памяти технологических документов (на чертеже не показаны), переносной пульт 5 управления содержит интерфейс 16 контактного соединения с бортовым локомотивным устройством 3 управления, интерфейсы 17 и 18 соединения соответственно с индивидуальным переносным электронным модулем 10 машиниста и с индивидуальным переносным электронным модулем 12 помощника машиниста и интерфейсы 19, 20, 21 и 22 подключения соответственно принтера, сканера, электронного элемента памяти технологических документов и видеоаудиоустройствам (на фигуре не показаны), блок 23 памяти, радиомодуль 24 с внешней антенной 25, графический дисплей 26 и блок 27 ручного ввода информации от пользователя, связанные через межмодульный интерфейс 28 с микропроцессором 29, автономный батарейный источник 30 питания и контроллер 31 связи с интерфейсами 19, 20, 21, 22. Наличие второго радиоканала 4 и комплементарных интерфейсов 8 контактного соединения с переносным пультом 5 управления и 16 контактного соединения с бортовым локомотивным устройством 3 управления обеспечивает наличие связи бортового локомотивного устройства 3 управления с переносным пультом 5 управления в режимах контактного и дистанционного соединения через радиоканал 4.
Система управления локомотивом на железнодорожной станции работает следующим образом.
Контрольно-диспетчерский пункт 1 связан через первый радиоканал 2, обеспечивающий связь на дальние расстояния (например, канал транкинговой или спутниковой связи) с удаленными от этого диспетчерского пункта станциями, бортовое локомотивное устройство 3 управления, выполняет функции промежуточного пункта связи, контроля и поддержания технологической дисциплины, а второй радиоканал 4 обеспечивает связь бортового локомотивного устройства 3 управления с переносным пультом 5 управления.
До начала движения или во время движения из контрольно-диспетчерского пункта 1 через первый радиоканал 2 записывают технологическую информацию, которая содержит перечень индивидуально разрешенных машинисту и помощнику машиниста технологических операций, в индивидуальные переносные электронные модули 10 машиниста и 12 помощника машиниста.
Взаимодействие между всеми устройствами и участниками технологических процессов, использующих устройства системы, производится с соблюдением режимов защиты от несанкционированного доступа известными методами криптографии, аутентификации и авторизации (например, US 2005075764, B60R 25/00, 07.04.05). Взаимная настройка бортового локомотивного устройства 3 управления и переносного пульта 5 управления для возможности совместной работы производится во время контактного подключения их друг к другу через интерфейсы 8 и 16.
Наличие или отсутствие подключения индивидуальных переносных электронных модулей 10 и 12 к системе определяет настройку этих блоков на соответствующий технологический алгоритм работы (возможные варианты, соответствующие составу локомотивной бригады и характеру выполняемой работы, приведены в таблице). Если модули 10 и 12 не подключены ни к одному из блоков системы, действия системы блокируются. Из таблицы видно, что сохранение требуемого уровня безопасности при использовании системы обеспечивается за счет соответствия режимов управления локомотивом составу и квалификации операторов и исключением возможности отвлечения работников локомотивной бригады на выполнение посторонних функций, если они заняты управлением движением поезда. Разрешение перехода от управления поездом к выполнению других функций требует согласования от руководителя из контрольно-диспетчерского пункта 1. В процессе согласования индивидуальные переносные электронные модули 10 и/или 12 подключаются к бортовому локомотивному устройству 3 управления для изменения настройки блоков системы командами из контрольно-диспетчерского пункта 1. После изменения настройки бортовое локомотивное устройство 3 управления во взаимодействии с переносным пультом 5 управления поддерживает участие машиниста и/или его помощника в работе по формированию состава и приемке грузов. Это может быть выдача и получение электронных или печатных накладных и подписей, двусторонняя передача и прием аудио- и текстовых файлов и фотовидеофайлов с изображением участников и результатов работы и поясняющих графических изображений.
Таблица | ||
Локомотивное устройство | Мобильный блок | Набор разрешенных функций |
МП | нет | Управление поездом в два лица из кабины локомотива |
М | нет | Управление поездом в одно лицо из кабины локомотива |
М | П | Управление поездом одним машинистом из кабины локомотива Помощник свободен для выполнения работ по формированию состава и приемке грузов |
П | нет | Управление поездом (возможно ограниченное по разрешенным функциям) одним помощником из кабины локомотива |
П | М | Управление поездом (возможно ограниченное по разрешенным функциям) одним помощником из кабины локомотива. Машинист свободен для выполнения работ по формированию состава и приемке грузов |
М Помощника у машиниста нет | нет | Управление поездом в одно лицо из кабины локомотива |
Помощника у машиниста нет | М | Дистанционное управление поездом одним машинистом с переносного пульта |
Помощника у машиниста нет | М (после фиксации в центре окончания управления локомотивом и получения из центра разрешения выполнения работ по формированию состава и приемке грузов) | Отсутствие возможности перемещения локомотива до получения нового разрешения из центра. Машинист свободен для выполнения работ по формированию состава и приемке грузов. В переносном пульте 5 управления включены интерфейсы 19, 20, 21, 22 подключения соответственно принтера, сканера, электронного элемента памяти и технологических документов, связи с внешними видеоаудиоустройствами системы, в бортовом локомотивном устройстве 3 управления включены интерфейсы 13, 14, 15, подключения соответственно принтера, сканера, электронного элемента памяти и технологических документов |
Варианты функционирования системы приведены в Таблице. Буквами М и П обозначено подключение к соответствующим блокам системы индивидуальных переносных электронных модулей 10 машиниста и 12 помощника машиниста (если помощник есть).
Все разрешения от контрольно-диспетчерского пункта 1 действуют в течение ограниченного времени.
Изобретение обеспечивает расширение функциональных возможностей системы путем предоставления работникам локомотивной бригады дополнительных возможностей по совмещению своих основных функций с функциями смежных по общему технологическому процессу работников других профессий без ущерба для безопасности движения.
Класс B61L3/00 Путевые устройства для управления подвижным составом или поездом в целом, например для отпускания тормозов или для приведения в действие предупредительных сигналов
Класс B61L25/02 подвижного состава или поезда