запорный узел "игр"
Классы МПК: | F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них F16K11/22 с приводными устройствами для каждого клапана, взаимосвязанными для превращения клапанов в многоходовое клапанное устройство F16K31/53 зубчатой передачей |
Автор(ы): | Карелин Игорь Николаевич (RU), Карелина Наталья Сергеевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Карелин Игорь Николаевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-06-01 публикация патента:
10.10.2012 |
Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для герметичного перекрытия потоков рабочих сред в оборудовании газовой, нефтяной, химической, энергетической, металлургической и угольной промышленности. Запорный узел содержит корпус с проходным отверстием, входным и выходным патрубками, установленными в нем седлами и скользящими друг по другу запорными частями плоскими основным и защитными шиберами, снабженными рейками в направлении рабочего хода, шпинделем с приводными зубчатыми колесами, расположенным перпендикулярно направлению рабочего хода шиберов. Шпиндель и шиберы снабжены автоматическим переключателем приводных зубчатых колес шпинделя, обеспечивающим поочередное перемещение основного и защитных шиберов в процессе перекрытия проходного отверстия. Предлагаемый запорный узел ИГР позволяет повысить надежность работы запорного узла шиберной задвижки за счет механизма согласования движений основного и защитных шиберов, обеспечивающего защиту седел и шиберов от повреждения агрессивным потоком рабочей среды в процессе закрытия-открытия. 3 ил.



Формула изобретения
Запорный узел, содержащий корпус с проходным отверстием, входным и выходным патрубками, установленными в нем седлами и скользящими друг по другу запорными частями плоскими основным и защитными шиберами, снабженными рейками в направлении рабочего хода, шпинделем с приводными зубчатыми колесами, расположенным перпендикулярно направлению рабочего хода шиберов, отличающийся тем, что шпиндель и шиберы снабжены автоматическим переключателем приводных зубчатых колес шпинделя, обеспечивающим поочередное перемещение основного и защитных шиберов в процессе перекрытия проходного отверстия.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для герметичного перекрытия потоков рабочих сред в оборудовании газовой, нефтяной, химической, энергетической, металлургической и угольной промышленности.
Известна конструкция запорного узла шиберной задвижки, в котором шибер оснащен зубчатой рейкой в направлении его рабочего хода, а приводные зубчатые колеса размещены на шпинделе, расположенном перпендикулярно направлению рабочего хода шибера (см. рекламный материал фирмы Daniel Flow Products, Inc.).
Недостаток известной конструкции запорного узла состоит в отсутствии защиты запорных поверхностей шибера и седел от воздействия протекающей через проходное отверстие абразивосодержащей рабочей среды в процессе его перекрытия.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является запорный узел, содержащий корпус с проходным отверстием, входным и выходным патрубками, установленные в нем седла и скользящие друг по другу запорными частями плоские основной и защитные шиберы, размещенные между основным шибером и седлами со стороны входного и выходного патрубков (см. патент RU 2084734 С1, кл. F16K 3/02).
Недостаток известной конструкции заключается в отсутствии защиты уплотнительных поверхностей седел от абразивной эрозии в процессе перекрытия проходного отверстия защитными шиберами при основном шибере в положении «закрыто».
Задачей изобретения является повышение надежности работы запорного узла шиберной задвижки за счет механизма согласования движений основного и защитных шиберов, обеспечивающего защиту седел и шиберов от повреждения агрессивным потоком рабочей среды в процессе закрытия-открытия.
Поставленная задача достигается тем, что в запорном узле, содержащем корпус с проходным отверстием, входным и выходным патрубками, установленными в нем седлами и скользящими друг по другу запорными частями плоскими основным и защитными шиберами, снабженными рейками в направлении рабочего хода, шпинделем с приводными зубчатыми колесами, расположенным перпендикулярно направлению рабочего хода шиберов, шпиндель и шиберы снабжены автоматическим переключателем приводных зубчатых колес шпинделя, обеспечивающим поочередное перемещение основного и защитных шиберов в процессе перекрытия проходного отверстия.
Сущность изобретения заключается в том, что в процессе перекрытия проходного отверстия в положении основного шибера «закрыто» поочередное перемещение защитных шиберов в положение «закрыто» исключает переток рабочей среды в запорном узле в любом промежуточном положении защитных шиберов и агрессивное воздействие потока на незащищенные участки запорных поверхностей шиберов и седел.
На фиг.1 показан запорный узел шиберной задвижки в положении «открыто», на фиг.2 схематически показана последовательность перемещения основного и защитных шиберов в положение «закрыто», на фиг.3 показано промежуточное положение деталей запорного узла при одновременном перемещении защитных шиберов.
Запорный узел ИГР содержит корпус 1 задвижки, в котором между неподвижными седлами 2, 3 расположены подвижные основной 4 и защитные 5,6 шиберы, снабженные рейками в направлении рабочего хода. Шпиндель 7 с приводными зубчатыми колесами расположен в корпусе 1 перпендикулярно направлению рабочего хода шиберов. Шпиндель 7 и шиберы 4, 5, 6 снабжены автоматическим переключателем приводных зубчатых колес 8.
Запорный узел ИГР работает следующим образом.
В режиме закрытия запорного узла шиберной задвижки вращение шпинделя 7 по часовой стрелке через реечную передачу приводит к перемещению основного шибера 4 в положение «закрыто». Затем автоматический переключатель 8 вводит в зацепление приводное зубчатое колесо реечной передачи защитного шибера 5, которое перемещает защитный шибер 5 в положение «закрыто». Затем автоматический переключатель 8 вводит в зацепление приводное зубчатое колесо реечной передачи защитного шибера 6, которое перемещает защитный шибер 6 в положение «закрыто». В режиме открытия вращение шпинделя 7 против часовой стрелки через реечную передачу приводит к перемещению защитного шибера 6 в положение «открыто». Затем автоматический переключатель 8 вводит в зацепление приводное зубчатое колесо реечной передачи защитного шибера 5, которое перемещает защитный шибер 5 в положение «открыто». Затем автоматический переключатель 8 вводит в зацепление приводное зубчатое колесо реечной передачи основного шибера 4, которое перемещает основной шибер 4 в положение «открыто».
Обоснование необходимости поочередного перемещения защитных шиберов в положение «закрыто» представлено на фиг.3 промежуточным положением защитных шиберов при их одновременном перемещении. Зоны повреждения агрессивным потоком запорных поверхностей седел, основного и защитных шиберов являются причиной негерметичности запорного узла. Исключение же возможности появления зон повреждения агрессивным рабочим потоком запорных поверхностей седел и шиберов в процессе перекрытия проходного отверстия за счет поочередного перемещения шиберов способствует значительному увеличению долговечности запорного узла шиберной задвижки.
Класс F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них
узел затвора клиновой задвижки - патент 2518704 (10.06.2014) | ![]() |
износостойкий запорный узел "игр" - патент 2516758 (20.05.2014) | ![]() |
дроссельно-регулирующее устройство - патент 2514328 (27.04.2014) | ![]() |
запорный клапан с невыдвижным шпинделем - патент 2510475 (27.03.2014) | ![]() |
запорно-регулирующая задвижка - патент 2502908 (27.12.2013) | ![]() |
регулирующее устройство - патент 2498137 (10.11.2013) | ![]() |
средства управления задвижкой с невыдвижным шпинделем и электроприводом - патент 2489630 (10.08.2013) | |
задвижка запорная - патент 2470209 (20.12.2012) | |
клапан - патент 2468271 (27.11.2012) | |
клапан регулирующий шиберный - патент 2466318 (10.11.2012) | ![]() |
Класс F16K11/22 с приводными устройствами для каждого клапана, взаимосвязанными для превращения клапанов в многоходовое клапанное устройство
узел затвора клиновой задвижки - патент 2518704 (10.06.2014) | ![]() |
клапанный распределитель с электромагнитным управлением - патент 2020348 (30.09.1994) | |
комбинированный клапан - патент 2011091 (15.04.1994) |
Класс F16K31/53 зубчатой передачей