стадион
Классы МПК: | E04H3/14 гимнастические залы ; прочие спортивные сооружения |
Автор(ы): | Короткий Анатолий Аркадьевич (RU), Приходько Вячеслав Михайлович (RU), Кустарев Геннадий Владимирович (RU), Наумочев Алексей Сергеевич (RU), Павленко Андрей Владимирович (UA), Панфилов Алексей Викторович (RU), Маслов Дмитрий Валерьевич (RU), Панфилова Эльвира Анатольевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр "Мысль" Новочеркасского государственного технического университета (RU), Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-04-01 публикация патента:
27.10.2012 |
Изобретение относится к области строительства, в частности к стадиону. Технический результат заключается в повышении пропускной способности, безопасности и комфортности. Стадион включает спортивно-зрелищную площадку, пропускную систему «входа-выхода» для зрителей и модульные сборно-разборные конструкции трибун в виде ярусного амфитеатра. Стадион оснащен одной и более мобильными или стационарными пассажирскими подвесными канатными дорогами. Одна из концевых станций каждой дороги установлена по периметру на верхних ярусах амфитеатра, ориентирована вдоль оси движения подвижного состава к другой концевой станции. Другая концевая станция архитектурно интегрирована в урбанистический и природный ландшафт вокруг местоположения стадиона. Концевая станция, архитектурно интегрированная в урбанистический и природный ландшафт, совмещена с пропускной системой «входа-выхода». 4 ил.
Формула изобретения
Стадион, включающий спортивно-зрелищную площадку, пропускную систему «входа-выхода» для зрителей, модульные сборно-разборные конструкции трибун в виде ярусного амфитеатра, отличающийся тем, что стадион дополнительно оснащен одной и более мобильными или стационарными пассажирскими подвесными канатными дорогами, одна из концевых станций каждой дороги установлена по периметру на верхних ярусах амфитеатра, ориентирована вдоль оси движения подвижного состава к другой концевой станции, архитектурно интегрированной в урбанистический и природный ландшафт вокруг местоположения самого стадиона, при этом концевая станция, архитектурно интегрированная в урбанистический и природный ландшафт, совмещена с пропускной системой «входа-выхода».
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к оборудованию спортивно-зрелищных площадок и может быть использовано в конструкции новых стадионов или при переоборудовании футбольных стадионов согласно требованиям международных стандартов.
Известны самые большие спортивные стадионы мира (www.news.rin.ru/news/173769).
Стадион «Маракана» (рисунок 1) был самым большим в мире и вмещал до 200 тысяч зрителей, однако в связи с требованиями ФИФА о наличии только пронумерованных сидений на стадионе был упразднен так называемый «жерал» - стоячие места за воротами и скамейки.
На данный момент «Маракана» находится на реконструкции, из-за чего временно утратил статус крупнейшего стадиона Южной Америки и, по некоторым данным, не входит даже в первую двадцатку самых крупных стадионов.
После открытия скамеек на бывшем «жерале» вместимость «Маракана» увеличится до 95 тысяч зрителей, однако на время чемпионата мира количество мест основной арены чемпионата мира по футболу 2014 года будет уменьшена с 87 тыс. до 82 тыс. по требованию ФИФА. Также к стадиону добавится крыша.
Северокорейский стадион May Day Stadium (рисунок 2), построенный в 1989 году, является самым большим и многофункциональным стадионом в Азии общей площадью более 207 тыс.кв.м, способен вместить до 150 тыс. зрителей, достигает более 60 м в высоту, насчитывает восемь этажей, используется для спортивных игр и других зрелищных мероприятий.
Спортивный гигант - индийский Salt Lake Stadium, построенный в 1984 году, вмещает 130 тыс. посадочных мест в трехъярусной конструкции.
Стадион Estadio Azteca в Мексике (рисунок 3.1, рисунок 3.2, рисунок 3.3) вместимость 105000 человек, расположен прямо в скале, которая раньше была действующим вулканом.
По информации WebPark известны макеты стадионов «Чемпионата мира - 2018» (www.irk.ru/tourism/blog).
Москва, стадион «Лужники» (рисунок 4), вместимость: 89318 зрителей. Стадион «Лужники» с 1998 года входит в список пятизвездочных стадионов УЕФА, а с 2008 года ему присвоен статус «элитного» стадиона УЕФА. Этому стадиону отводится главная роль в предстоящем ЧМ - 2018: именно здесь будут проходить открывающий матч и финал чемпионата.
Москва, стадион «Спартак» (рисунок 5), вместимость: 46920 зрителей. Стадион строится в районе Тушинского аэродрома с 2006 года.
Москва, стадион «Динамо» (рисунок 6), вместимость 45000 зрителей. Общая площадь спортивной части стадиона расширена до 200 тысяч квадратных метров.
Московская область, новый стадион (рисунок 7), вместимость 44257 зрителей.
Волгоград, новый стадион (рисунок 8), вместимость 45015 зрителей. Это будет современное двухъярусное спортивное сооружение.
Екатеринбург, Центральный стадион (рисунок 9), вместимость 44130 зрителей.
Калининград, новый двухъярусный стадион (рисунок 10), вместимость 45015 зрителей.
Казань, новый стадион (рисунок 11), вместимость 45105 зрителей. Это будет четырехъярусный стадион с четырьмя входными группами. Главный вход будет располагаться у западной трибуны. Предусматривается техническая возможность быстрой трансформации футбольной арены в площадку для проведения различных развлекательных мероприятий.
Краснодар, новый стадион (рисунок 12), вместимость 50015 зрителей. Пока об этом проекте известно только то, что новый, современный стадион будет располагаться рядом с Краснодарским водохранилищем.
Ростов-на-Дону, новый стадион (рисунок 13), вместимость 43702 зрителя. Этот стадион должны будут построить на левом берегу реки Дон.
Санкт-Петербург, новый стадион (рисунок 14), вместимость 67000 зрителей. Этот новейший стадион строится по проекту известного японского архитектора Кисе Курокава. Новый стадион специально предназначен исключительно для проведения футбольных матчей. С учетом погодных условий Санкт-Петербурга над чашей трибун монтируется раздвижной купол, который будут поддерживать 8 мачт. Планируется, что крыша будет защищать футбольное поле во время непогоды. Чтобы сохранить газон футбольного поля, само поле планируется сделать выдвижным.
Саранск, новый двухъярусный стадион (рисунок 15), вместимость 45015 зрителей. Базовая вместимость стадиона 30000 зрителей, но за счет использования разборных конструкций для проведения ЧМ-2018 вместимость зрительских трибун будет увеличена.
Сочи, Олимпийский стадион (рисунок 16), вместимость 47659 зрителей.
Ярославль, стадион «Шинник» (рисунок 17), вместимость 44042 зрителя. Генеральный план предусматривает строительство навеса над зрительскими трибунами и надстройку дополнительных ярусов.
Сегодня при строительстве или реконструкции больших стадионов на первый план выходят отличные от античных времен приоритеты - зрители должны себя чувствовать комфортно и безопасно. Поэтому в последнее десятилетие большинство новых арен вмещает не более 30-60 тыс. зрителей. Это в первую очередь связано с существующей технологией «входа-выхода» зрителей на (из) стадион, сопровождающейся скученностью людей на ограниченной площади в течение незначительного времени.
К недостаткам всех вышеперечисленных аналогов конструкций стадионов следует также отнести низкую производительность (пропускную способность), комфортность и безопасность при «входе-выходе» зрителей (болельщиков) перед началом и особенно важно после окончания соревнований, а также:
- отсутствие или дороговизна стационарных систем механизации при «входе-выходе» зрителей;
- скученность людей на ограниченной площади в течение незначительного времени (болельщиков противоборствующих команд);
- ограниченное количество пропускных систем для зрителей и, как правило, расположенных в одном уровне по периметру стадиона;
- наличие транспортного и пассажирского коллапса в сложившейся урбанистической среде вокруг стадиона перед началом и после проведения соревнований.
Известны системы доступа «входа-выхода» на территории, где проводятся массовые мероприятия (www.kaba-gallenschuetz.ru). По конструктивному исполнению они могут быть мобильными (рисунок 18) или стационарными (рисунок 19).
Как правило, турникеты имеют значительные габариты, массивны, имеют неприглядный эстетичный вид, работают в составе системы контроля доступом (СКД). Пользователь, проходя через турникет, переходит из первой зоны (снаружи, с площади вокруг стадиона) во вторую зону (внутрь стадиона к секторам).
К недостаткам конструкций турникетов для стадионов следует отнести их значительные габариты, массивность, неприглядный эстетический вид. Из-за этих причин количество турникетов в местах доступа ограничено, что функционально не позволяет рассредоточить в пространстве и времени зрителей (болельщиков противоборствующих команд).
Известна канатная дорога для перемещения грузов и пассажиров (RU № 2247671 С1, дата начала отсчета срока действия патента - 11.08.2003. Опубликован 10.03.2005). Концевые станции подвесной канатной дороги оборудованы на основной и дополнительной самоходных транспортных установках, заякоренных натяжными устройствами вдоль оси движения оси движения подвижного состава (кресел, вагонов, гондол). Основная самоходная транспортная установка расположена горизонтально на вертикально установленных гидравлических аутригерах навстречу дополнительной самоходной транспортной установке. Канатная дорога дополнительно оснащена линейными роликовыми балансирами, установленными на телескопических опорах вдоль продольной оси канатной дороги.
К недостаткам пассажирской подвесной канатной дороги следует отнести невозможность ее применения в конструкции стадиона при простом механическом размещении одной из концевых станций на верхних ярусах амфитеатра.
Прототипом изобретения является проект нового стадиона (информация WebPark - www.irk.ru/tourism/blog). вместимость 44899 зрителей в Нижнем Новгороде (рисунок 20). Футбольная арена будет находиться на полуострове Печерские Пески на берегу Гребного канала. На зрительских трибунах для увеличения вместимости предусматриваются модульные сборные конструкции, поэтому после проведения ЧМ-2018 вместимость стадиона уменьшится до 25000 зрителей. Рядом со стадионом предусмотрено строительство специальной транспортной развязки с дополнительными переходными мостами.
К недостаткам прототипа следует отнести то, что не на должном уровне решена задача производительности (пропускной способности), комфортности и безопасности при «загрузке» стадиона перед началом и особенно важно при «выгрузке» зрителей (болельщиков) после окончания соревнований.
Задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, заключается в расширении функциональных возможностей стадиона за счет повышения производительности (пропускной способности), комфортности и безопасности при «загрузке» стадиона перед началом и, особенно важно, при «выгрузке» зрителей (болельщиков) после окончания соревнований путем оснащения системы «входа-выхода» канатным транспортом, учитывающим урбанистический и природный ландшафт, генеральный план и схему территориального планирования, в том числе возможность преодоления водных преград.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является:
1. Повышение производительности (пропускной способности) за счет неограниченного увеличения количества пропускных систем и их механизации с использованием пассажирских канатных дорог.
2. Повышение безопасности зрителей (болельщиков) достигается путем рассредоточения в пространстве и времени болельщиков противоборствующих команд при входе и выходе на (из) стадиона.
3. Повышение комфортности достигается за счет механизации доставки зрителей на верхние ярусы стадиона.
4. Улучшение транспортной логистики пассажирских перевозок в сложившейся урбанистической среде (автостоянки, станции общественного транспорта, метро, места отдыха, общественного питания, торговли, досуга и т.д.) во взаимосвязи с инфраструктурой стадиона.
5. Быстрое создание дополнительной транспортной системы для зрителей непосредственно перед началом проведения массовых мероприятий путем варьирования количеством мобильных пассажирских подвесных канатных дорог в зависимости от проданных билетов (количества зрителей).
6. Способность транспортной системы, построенной на базе мобильных пассажирских подвесных канатных дорог к адаптации на других аналогичных объектах (стадионах), легко интегрируясь в сложившуюся урбанизированную среду другого стадиона, т.е. обслуживать несколько объектов.
Следует отметить, что оборудование системы «входа-выхода» стадионов дополнительно пассажирскими подвесными канатными дорогами не является альтернативой существующих систем доступа зрителей, а только расширяет его функциональные возможности в части повышения производительности (пропускной способности) при «входе-выходе», комфортности и безопасности.
Поставленная задача решается за счет того, что стадион, включающий спортивно-зрелищную площадку (как правило, футбольное поле, преимущественно размером 120 м на 80 м), пропускные системы «входа-выхода» для зрителей, модульные сборно-разборные конструкции трибун в виде ярусного амфитеатра, дополнительно оснащен одной и более мобильными или стационарными пассажирскими подвесными канатными дорогами, одна из концевых станций каждой дороги установлена на верхних ярусах амфитеатра, амфитеатра, ориентирована вдоль оси движения подвижного состава (кресел, вагонов, гондол, кабин) к другой концевой станции, архитектурно интегрированной в урбанистический и природный ландшафт вокруг местоположения самого стадиона, при этом концевая станция, архитектурно интегрированная в урбанистический и природный ландшафт, совмещена с пропускной системой «входа-выхода».
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами:
- на фиг.1 - план-схема стадиона, оснащенного дополнительно стационарными пассажирскими подвесными канатными дорогами;
- на фиг.2 - разрез А-А на план-схеме стадиона, оснащенного дополнительно стационарными пассажирскими подвесными канатными дорогами;
- на фиг.3 - план-схема стадиона, оснащенного дополнительно мобильными пассажирскими подвесными канатными дорогами;
- на фиг.4 - разрез А-А на план-схеме стадиона, оснащенного дополнительно мобильными пассажирскими подвесными канатными дорогами.
Стадион содержит спортивно-зрелищную площадку (как правило, футбольное поле, преимущественно размером 120 м на 80 м) 1, пропускные системы «входа-выхода» для зрителей 2, модульные сборно-разборные конструкции трибун в виде ярусного амфитеатра 3. Стадион дополнительно оснащен одной и более мобильными или стационарными пассажирскими подвесными канатными дорогами 4, одна из концевых станций 5 каждой дороги установлена по периметру на верхних ярусах амфитеатра 3 и ориентирована вдоль оси 6 движения подвижного состава 7 (кресла, вагоны, кабины, гондолы) к другой концевой станции 8, которая архитектурно интегрирована в урбанистический и природный ландшафт вокруг местоположения самого стадиона. Концевая станция 8, которая архитектурно интегрирована в урбанистический и природный ландшафт, совмещена с пропускной системой «входа-выхода» для зрителей 2.
Концевая станция 8 может располагаться на местности с учетом сложившегося архитектурно-урбанистического и природного ландшафта, имеющегося генерального плана и схемы территориального планирования, в том числе с возможностью ее размещения и за водной преградой относительно стадиона.
Конструкция стадиона, оборудованная дополнительно одной и более количеством мобильных или стационарных пассажирских подвесных канатных дорог, работает следующим образом. Зрители (болельщики), купив билеты с указанием номера сектора на верхних ярусах, приезжают на соревнование на определенные (указанные в билете) автостоянки, станции общественного транспорта, расположенные вокруг стадиона, рядом с которыми установлены концевые станции 8 пассажирских подвесных канатных дорог 4. Концевые станции 8 оборудованы пропускной системой 2 «входа-выхода» для зрителей. Концевые станции 8 могут быть выполнены в стационарном или мобильном исполнении. Зрители, выйдя из автомобилей, оставленных на автостоянке, либо из общественного транспорта, пройдя через пропускную систему 2, садятся в подвижный состав 7 пассажирской подвесной канатной дороги 4.
Подвижный состав 7 по своему конструктивному исполнению может быть выполнен в виде отцепляемых или не отцепляемых на станциях кресел, кабин, гондол либо вагонов. Подвижный состав 7 доставляет зрителей (пассажиров) к концевой станции 5, установленной в районе трибун по периметру верхнего яруса амфитеатра 3 к секторам, указанным в билетах.
Следует отметить, что оборудование стадионов дополнительно пассажирскими подвесными канатными дорогами 4 не является альтернативой существующих систем доступа зрителей на стадион пешим ходом на трибуны нижних ярусов. Предложенная конструкция, описанная в изобретении, расширяет функциональные (логистические) возможности стадиона в части производительности (пропускной способности), комфортности и безопасности, в том числе для трибун, расположенных на верхних ярусах.
Выход («выгрузка») зрителей со стадиона происходит в обратном порядке. Зрители из нижних ярусов стадиона выходят пешим ходом через нижние существующие проходы. Зрители верхних ярусов 3 подходят к концевым станциям 5, установленным по периметру стадиона, и садятся в подвижной состав 7, который доставляет (транспортирует) их к концевым станциям 8, расположенным в непосредственной близости от автостоянок, станций общественного транспорта, метро и т.д.
Такая конструкция позволяет повысить производительность (пропускную способность), комфортность и безопасности за счет механизации по доставке зрителей на верхние уровни амфитеатра стадиона, рассредоточить их в пространстве и времени, неограниченно увеличить количество пропускных систем доступа «входа-выхода», устранить скученность болельщиков в одном месте, связать отдаленные районы сложившейся урбанистической среды (автостоянки, станции общественного транспорта, метро, места отдыха, общественного питания, торговли, досуга и т.д.) с инфраструктурой стадиона.
Примером реализации такой конструкции транспортной системы в урбанизированной среде для города Москва могут быть стадионы «Динамо» и «Спартак». Строительство новых парковок рядом со стадионами не будет требоваться, т.к. парковочные места возможно заимствовать у уже существующих парковок (подземных, наземных, надземных). Доставка людей с отдаленных парковок будет происходить с использованием пассажирских подвесных канатных дорог, что приведет к разгрузке магистралей, развязок вблизи стадионов, а также к уменьшению скученности болельщиков вблизи стадионов, что значительно снизит возможные акты вандализма и стычек болельщиков противоборствующих команд вблизи спортивного сооружения.
Для проверки работоспособности отличительных признаков предлагаемого стадиона создана модель 3D мультимедиа. На рисунке 21 показана компьютерная модель нижней станции мобильной пассажирской подвесной канатной дороги стадиона, расположенной за водной преградой. В приложение 1., на рисунке 22 - компьютерная модель верхней станции мобильной пассажирской подвесной канатной дороги стадиона, расположенной на уровне верхних ярусов амфитеатра модульных сборно-разборных конструкций трибун.
Испытание конструкции путем 3-D моделирования с учетом основных отличительных признаков в предложенном изобретении показало ее работоспособность, а именно:
1. Производительность (пропускная способность) и комфортность повышаются за счет механизации доставки на верхние ярусы трибун амфитеатра и увеличения количества пропускных систем доступа «входа-выхода» для зрителей.
2. Безопасность повышается путем рассредоточения (устранения скученности) в пространстве и времени зрителей (болельщиков противоборствующих команд) при «входе-выходе».
3. Комфортность обеспечивается логистической транспортной связью отдаленных районов в сложившейся архитектурно-урбанистической среде (автостоянки, станции общественного транспорта, метро, места отдыха, общественного питания, торговли, досуга и т.д.) с инфраструктурой стадиона.
4. Расширение функциональных возможностей достигается мобильностью концевых станций пассажирских подвесных канатных дорог, что позволяет разворачивать дополнительную транспортную систему для зрителей непосредственно перед началом проведения массовых мероприятий и варьировать их количеством в зависимости от проданных билетов.
5. Мобильность концевых станций пассажирских подвесных канатных дорог позволяет перевозить и монтировать дополнительную транспортную систему на другие объекты (стадионы) в зависимости от времени проведения соревнований, вписывая ее в сложившуюся логистику урбанизированной среды (обслуживать несколько стадионов мобильными пассажирскими канатными дорогами).
На основании вышеизложенного и с учетом проведенного патентно-информационного поиска считаем, что предлагаемая нами конструкция «Стадион» может быть признана изобретением и защищена патентом.