способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления
Классы МПК: | G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению B64C9/12 поверхности управления различного типа или назначения, приводимые в действие одновременно |
Патентообладатель(и): | Староверов Николай Евгеньевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-12-27 публикация патента:
10.11.2012 |
Способ посадки самолета при боковом ветре состоит в создании несимметричного продольного аэродинамического сопротивления правой и левой частей самолета с помощью аэродинамического тормоза на одном из крыльев. Самолет включает правую и левую консоли крыла с аэродинамическими тормозами, имеющими возможность раздельного управления. Группа изобретений направлена на предотвращение катастрофы. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ посадки самолета при боковом ветре, состоящий в создании несимметричного аэродинамического сопротивления левой и правой частей самолета, отличающийся тем, что создают несимметричное продольное аэродинамическое сопротивление левой и правой частей самолета с помощью аэродинамического тормоза на одной из консолей крыла.
2. Устройство для осуществления способа по п.1, отличающееся тем, что представляет собой самолет с аэродинамическими тормозами на левой и правой консолях крыла, имеющих возможность раздельного управления ими.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиации и предназначено для посадки самолетов при сильном боковом ветре.
Известны разные способы посадки при боковом ветре. В частности, известен способ посадки путем создания несимметричного вертикального аэродинамического сопротивления левой и правой частей самолета, т.е. путем создания крена и бокового скольжения самолета на ветер /навстречу ветру/, см. Котик М.Г. "Динамика взлета и посадки самолетов", м, Машиностроение, 1984, стр.190-197. Однако этот способ требует очень точного выбора момента перехода в симметричный /без крена/ полет, иначе это может привести к катастрофе.
Суть данного способа в том, что создается несимметричное продольное аэродинамическое сопротивление левой и правой частей самолета путем применения аэродинамического тормоза на одном из крыльев. При этом возникает вращающий момент по направлению, который необходимо парировать отклонением вертикального руля. А на руле в свою очередь возникает боковая сила, причем крыло, на котором создается дополнительное продольное сопротивление, выбирается таким образом, чтобы сила на вертикальном руле сдвигала самолет на ветер. Для самолетов с задним расположением руля направления /а таких самолетов абсолютное большинство/ дополнительное продольное сопротивление надо создавать на наветреном /т.е. с той стороны, откуда дует ветер/ крыле.
Аэродинамический тормоз при этом может быть любой конструкции, например в виде управляемого парашюта на конце крыла /управляется сила сопротивления парашюта/. Разумеется, вращающий момент не должен быть больше максимального момента, который способен создать вертикальный руль на этой же скорости.
Самолет, осуществляющий данный способ, должен иметь на крыльях два порознь управляемых аэродинамических тормоза.
На прилагаемом чертеже показаны два самолета, заходящих на посадку.
Самолет A заходит на посадку без применения каких-либо мер против сноса боковым ветром, а самолет B - с применением данного способа. На его правом крыле имеется управляемый парашют 1, а задний руль направления 2 повернут влево.
Самолет B коснется взлетно-посадочной полосы, имея строго продольную относительно нее скорость движения и будучи ориентирован при этом строго вдоль полосы. Летчику в таких условиях легко управлять самолетом безошибочно, так как самолет при этом не имеет крена и коснется полосы левым и правым колесом одновременно.
Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению
Класс B64C9/12 поверхности управления различного типа или назначения, приводимые в действие одновременно