устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла двигателя и мотогондолы самолета

Классы МПК:F02K1/52 сопла особой конструкции, предусматривающие возможность прилегания к другому соплу или к какому-либо неподвижному элементу, например обтекателю
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-06-30
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла двигателя и мотогондолы самолета содержит кольцевой короб и съемные упругие элементы. Передние концы съемных элементов заведены под внутренний контур стенки мотогондолы, а внутренняя поверхность кольцевого короба соединена с корпусом реактивного сопла тягами. Тяги расположены под углом к продольной оси двигателя. Каждый упругий элемент прикреплен к кольцевому коробу по меньшей мере с помощью двух резьбовых соединений с самоконтрящимися гайками. Гайки установлены в коробе с возможностью продольного и поперечного перемещения относительно оси двигателя. Задний конец упругого элемента заведен в кольцевую проточку, выполненную в коробе. Изобретение позволяет повысить надежность соединения реактивного сопла двигателя и мотогондолы самолета. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного   сопла двигателя и мотогондолы самолета, патент № 2467193 устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного   сопла двигателя и мотогондолы самолета, патент № 2467193 устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного   сопла двигателя и мотогондолы самолета, патент № 2467193 устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного   сопла двигателя и мотогондолы самолета, патент № 2467193 устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного   сопла двигателя и мотогондолы самолета, патент № 2467193 устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного   сопла двигателя и мотогондолы самолета, патент № 2467193

Формула изобретения

1. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла двигателя и мотогондолы самолета, содержащее кольцевой короб, съемные упругие элементы, передние концы которых заведены под внутренний контур стенки мотогондолы, а внутренняя поверхность кольцевого короба соединена с корпусом реактивного сопла тягами, расположенными под углом к продольной оси двигателя, отличающееся тем, что каждый упругий элемент прикреплен к кольцевому коробу по меньшей мере с помощью двух резьбовых соединений с самоконтрящимися гайками, установленными в нем с возможностью продольного и поперечного перемещения относительно оси двигателя, а задний конец упругого элемента заведен в кольцевую проточку, выполненную в коробе.

2. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла двигателя и мотогондолы самолета по п.1, отличающееся тем, что передняя часть упругого элемента выполнена выпуклой в сторону поверхности мотогондолы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкциям поворотных реактивных сопел авиационных турбореактивных двигателей в месте их сочленения с мотогондолой самолета.

Известно устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла двигателя и мотогондолы самолета, содержащее кольцевой короб, на наружной поверхности которого винтами закреплены съемные упругие элементы, передние концы которых заведены под внутренний контур стенки мотогондолы, а внутренняя поверхность кольцевого короба соединена с корпусом реактивного сопла тягами, расположенными под углом к продольной оси двигателя (см. Свидетельство на полезную модель № 33614 класса F02K 1/52, опубл. 2003 г.).

Недостаток известного устройства состоит в том, что при стыковке двигателя с мотогондолой самолета из-за несоосности и допускаемых отклонений формы кольцевого короба и мотогондолы, а также ее деформации и смещения при эволюциях самолета на упругие элементы действуют силы, сжимающие их переднюю часть и, как следствие, возникают большие изгибающие моменты на опорной плоскости вокруг переднего торца кольцевого короба, отрывающие винты крепления, что может привести к их разрушению.

Задачей изобретения является уменьшение напряжений в крепежных деталях упругих элементов, возникающих при эволюциях самолета.

Указанная задача решается тем, что в известном устройстве для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла двигателя и мотогондолы самолета, содержащем кольцевой короб, на наружной поверхности которого установлены съемные упругие элементы, передние концы которых заведены под внутренний контур стенки мотогондолы, а внутренняя поверхность кольцевого короба соединена с корпусом реактивного сопла тягами, расположенными под углом к продольной оси двигателя, согласно изобретению каждый упругий элемент прикреплен к кольцевому коробу с помощью по меньшей мере двух резьбовых соединений с самоконтрящимися гайками, установленными в нем с возможностью продольного и поперечного перемещения относительно оси двигателя, а задний конец упругого элемента заведен в кольцевую проточку, выполненную в коробе.

Такое выполнение крепления упругих элементов разгружает резьбовые соединения от воздействия на них изгибающих моментов и увеличивает герметизацию стыка с мотогондолой, что повышает их надежность, а также облегчает сборку.

На фиг.1 показан продольный разрез устройства;

на фиг.2 - элемент А крепления упругого элемента к кольцевому коробу;

на фиг.3 - вид снизу на упругие элементы (без кольцевого короба);

на фиг.4 - поперечное сечение упругих элементов;

на фиг.5 - поперечное сечение самоконтрящейся гайки;

на фиг.6 - продольный разрез упругого элемента.

Устройство для сочленения наружной поверхности реактивного сопла двигателя и мотогондолы самолета содержит кольцевой короб 1, на наружной поверхности 2 которого установлены съемные упругие элементы 3, передние концы 4 которых заведены под внутреннюю поверхность стенки 5 мотогондолы 6. Внутренняя поверхность 7 кольцевого короба 1 соединена с корпусом 8 сопла тягами 9.

Упругий элемент 3 прикреплен к кольцевому коробу 1 с помощью двух резьбовых соединений, выполненных в виде винта с потайной головкой 10 и самоконтрящейся гайки 11. Гайка 11 снабжена прямоугольным фланцем 12 и установлена в пазу 13 шайбы 14 с зазором устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного   сопла двигателя и мотогондолы самолета, патент № 2467193 (фиг.5), допускающим ее продольное и поперечное перемещение относительно оси двигателя. Шайба 14 неподвижно прикреплена к кольцевому коробу 1.

Задние концы 15 упругих элементов 3 заведены в кольцевую проточку 16, выполненную в коробе 1.

При этом боковые поверхности 17 и 18 сопряженных упругих элементов 3 перекрывают друг друга, обеспечивая герметичность мотоотсека 19 самолета (фиг.3, 4).

Передние части 4 упругих элементов 3 выполнены выпуклыми в сторону поверхности мотогондолы 6 (фиг.6). Размер выпуклости Н определяется в зависимости от максимально возможной величины отклонений мотогондолы 6 самолета и ее несоосности с двигателем.

При монтаже двигателя в мотогондолу 6 упругие элементы 3 заводятся под внутреннюю поверхность ее стенки 5.

При эволюциях самолета все деформации мотогондолы 6 от аэродинамических сил и температурных воздействий практически не передаются на крепежные соединения упругих элементов 10 и 11, что повышает надежность их работы.

Кроме того, заведение задних концов 15 упругих элементов 3 в кольцевую проточку 16 кольцевого короба 1 повышает герметичность их соединения с мотогондолой.

Осуществление изобретения повышает надежность соединения реактивного сопла двигателя и мотогондолы самолета.

Класс F02K1/52 сопла особой конструкции, предусматривающие возможность прилегания к другому соплу или к какому-либо неподвижному элементу, например обтекателю

мультипликатор инжекторного ускорителя (миу) для реактивного двигателя (рд) космических и летательных аппаратов десятого поколения -  патент 2476704 (27.02.2013)
газовая турбина с разделенными потоками для авиационного двигателя, выхлопная система газовой турбины и способ сборки выхлопной системы -  патент 2474716 (10.02.2013)
выходное устройство двухконтурного турбореактивного двигателя -  патент 2456467 (20.07.2012)
устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета -  патент 2328613 (10.07.2008)
устройство гиперзвукового реактивного снаряда с самообжимающимся компрессионным детонационным ракетным двигателем высокого рабочего давления, использующим в качестве топлива заряд бризантных вв -  патент 2325614 (27.05.2008)
сопловой блок ракетного двигателя -  патент 2273761 (10.04.2006)
двигательная установка летательного аппарата -  патент 2273760 (10.04.2006)
сопло с высотной компенсацией -  патент 2273752 (10.04.2006)
сопловой блок ракетного двигателя -  патент 2145671 (20.02.2000)
устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла двигателя и мотогондолы самолета -  патент 2143577 (27.12.1999)
Наверх