клапан запорный электроприводной

Классы МПК:F16K1/12 с расположенным по оси потока запорным элементом, омываемым потоком при открытом клапане 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Саратовгазприборавтоматика" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-11-09
публикация патента:

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано на магистральных газопроводах, ПХГ, ГРС и других объектах. Клапан запорный электроприводной содержит корпус с крышкой, червячный механизм, состоящий из вала червяка и червячного колеса, электропривод, входной и выходной фланцы, подвижный затвор и неподвижное седло с уплотнением. Механизм указателя положения подвижного затвора состоит из корпуса-проставки, подвижной втулки с внутренней резьбой, стопором вращения и шкалы на наружной поверхности, указателя положения подвижного затвора. Механизм указателя положения подвижного затвора размещен на валу червяка. Вал червяка в месте расположения механизма указателя положения подвижного затвора снабжен резьбой с шагом, обеспечивающим соответствие одного оборота вала червяка одному мм перемещения подвижного затвора. Технический результат: повышение точности определения положения подвижного затвора при аварийных ситуациях. 3 ил. клапан запорный электроприводной, патент № 2467232

клапан запорный электроприводной, патент № 2467232 клапан запорный электроприводной, патент № 2467232 клапан запорный электроприводной, патент № 2467232

Формула изобретения

Клапан запорный электроприводной, содержащий корпус с крышкой, червячный механизм, состоящий из вала червяка и червячного колеса, электропривод, входной и выходной фланцы, подвижный затвор и неподвижное седло с уплотнением, отличающийся тем, что в него введен механизм указателя положения подвижного затвора, состоящий из корпуса-проставки, подвижной втулки с внутренней резьбой, стопором вращения и шкалы на наружной поверхности, указателя положения подвижного затвора, причем механизм указателя положения подвижного затвора размещен на валу червяка, а вал червяка в месте расположения механизма указателя положения подвижного затвора снабжен резьбой с шагом, обеспечивающим соответствие одного оборота вала червяка одному мм перемещения подвижного затвора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано на магистральных газопроводах, ПХГ, ГРС и других объектах.

Известен клапан запорный по патенту РФ № 2198335, кл. F16 к 31/53, 1/12.

Клапан запорный содержит корпус, затвор, седло с эластичным уплотнением и червячный привод затвора, включающий червяк и червячное колесо с ходовой резьбой на внутренней поверхности.

Данная конструкция позволяет значительно снизить усилие на перемещение затвора при открытии и закрытии, а червячный привод позволяет выполнить клапан и с ручным приводом на Ру 160 кгс/см2.

Наиболее близким техническим решением является клапан регулирующий по Патенту РФ № 2426025, кл. F16 к 1/2, 1/42.

Устройство содержит корпус с крышкой, входной и выходной фланцы, затвор в виде подвижной втулки, червячный привод, седло с уплотнением для затвора.

Изобретение направлено на увеличение надежности и долговечности путем повышения степени защиты от эрозионного износа дросселирующей части затвор-седло.

Указанные конструкции клапанов снабжены червячным механизмом для подвижного затвора с электрическим приводом и ручным дублером.

Практика эксплуатации запорных клапанов электроприводных свидетельствует о том, что чрезвычайные ситуации, связанные с нарушением целостности, например, трубопроводов, сопровождаются мгновенным отключением электропитания, а следовательно, остановкой электропривода червячного механизма и выключением табло, фиксирующим положение подвижного затвора запорного клапана.

Поэтому каждое, пусть и кратковременное, отключение электропитания, может быть сигналом чрезвычайной ситуации.

Необходимо отслеживать положение затвора клапана запорного, чтобы произвести закрытие его вручную, ибо промедление с закрытием запорного клапана приведет к более продолжительному отравлению окружающей среды нефтью или газом и даже - к пожарам.

Таким образом, отсутствие возможности определения точного положения затвора запорного клапана при аварийных ситуациях является одним из недостатков конструкций известных запорных клапанов.

Целью предлагаемого изобретения является повышение точности определения положения подвижного затвора при аварийных ситуациях.

Указанная цель достигается тем, что в клапан запорный электроприводной, содержащий корпус с крышкой, червячный механизм, состоящий из вала червяка и червячного колеса, электропривод, входной и выходной фланцы, подвижный затвор и неподвижное седло с уплотнением, введен механизм указателя положения подвижного затвора, состоящий из корпуса-проставки, подвижной втулки с внутренней резьбой, стопором вращения и шкалы на наружной поверхности, указателя положения подвижного затвора, причем механизм указателя положения подвижного затвора размещен на валу червяка, а вал червяка в месте расположения механизма указателя положения подвижного затвора снабжен резьбой с шагом, обеспечивающим соответствие одного оборота вала червяка 1 мм перемещения подвижного затвора.

Анализ найденных в результате поиска патентных, информационных и каталожных материалов по клапанам запорным электроприводным по фондам областной, универсальной научно-технической библиотеки г.Саратова позволяет сделать вывод, что предлагаемое изобретение не известно из уровня техники, т.е. имеет изобретательский уровень.

Конструкция предлагаемого клапана запорного электроприводного вызвана практикой эксплуатации. Так как в момент аварийной ситуации и отключения электропривода червячного механизма позволяет визуально определять точное положение затвора для осуществления вручную немедленной посадки подвижного затвора на седло и полного перекрытия потока среды.

Введение в конструкцию клапана запорного электроприводного механизма указателя положения подвижного затвора и размещение его на валу червяка с резьбой с шагом, обеспечивающим соответствие одного оборота вала червяка одному мм перемещения подвижного затвора, позволяет по специальной шкале точно определить местоположение подвижного затвора и в ручном режиме закрыть клапан.

Следовательно, предлагаемый клапан запорный электроприводной обладает промышленной полезностью.

Изобретение поясняется чертежами, где на:

фиг.1 - представлен червячный механизм с электроприводом и механизмом указателя положения;

фиг.2 - клапан запорный электроприводной;

фиг.3 - вид по стрелке А на фиг.1.

Клапан запорный электроприводной содержит корпус 1 с крышкой 2, червячный механизм, состоящий из вала червяка 3 и червячного колеса 4, электропривода 5, входного 6 и выходного 7 фланцев, подвижный затвор 8 и неподвижное седло 9 с уплотнением, механизм указателя положения подвижного затвора 8, состоящий из корпуса-проставки 10, подвижной втулки 11 с внутренней резьбой, стопором вращения 12, шкалы на наружной поверхности подвижной втулки 11, указателя положения 13 подвижного затвора 8, причем механизм указателя положения подвижного затвора 8 размещен на валу червяка 3, а вал червяка 3 в месте расположения механизма указателя положения подвижного затвора 8 снабжен резьбой с шагом, обеспечивающим соответствие одного оборота вала червяка 3 одному мм перемещения подвижного затвора 8.

Клапан запорный электроприводной работает следующим образом:

При подаче управляющего сигнала на электропривод 5 фиг.1 начинает вращаться вал червяка 3, передавая вращательный момент на червячное колесо 4 фиг.2, затем вращение преобразуется в поступательное движение подвижного затвора 8, открывая или закрывая соответственно клапан. Положение подвижного затвора 8 фиксируется на табло электропривода 5. Одновременно подвижная втулка 11 со шкалой начинает перемещаться вдоль оси вала червяка 3, а указатель положения затвора 13 фиг.3 фиксирует истинное положение затвора.

При отключении электроэнергии и соответственно табло электропривода 5 закрытие клапана производится ручным дублером, ориентируясь на показания шкалы подвижной втулки 11.

Класс F16K1/12 с расположенным по оси потока запорным элементом, омываемым потоком при открытом клапане 

Наверх