соединительный элемент для соединения по жидкости
Классы МПК: | F16L35/00 Специальные приспособления,используемые в соединениях с наконечниками шлангов, например предохранительные или защитные приспособления |
Автор(ы): | БАУЭР Андреас (DE), РАСТЕТТЕР Марк (DE), МАНН Стефан (DE) |
Патентообладатель(и): | НОРМА Германи ГмбХ (DE) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-10-06 публикация патента:
20.11.2012 |
Изобретение относится к соединительному элементу для соединения по жидкости. В приемную область корпуса соединительного элемента может быть вставлен в осевом направлении вставной элемент. Корпус содержит стопорный элемент, с которым может сцепляться вставной элемент. В устройстве предусмотрен предохранительный элемент, который показывает, надежно ли вставной элемент зафиксирован в соединительном элементе. Чтобы повысить надежность монтажа, стопорный элемент установлен и может перемещаться в осевом направлении относительно корпуса путем вытягивающего движения из первого положения во второе, причем во втором положении стопорного элемента освобождается полость для перемещения предохранительного элемента. 17 з.п. ф-лы, 15 ил.
Формула изобретения
1. Соединительный элемент для соединения по жидкости, содержащий корпус, имеющий приемную область для вставки в осевом направлении вставного элемента и содержащий стопорный элемент, с которым может сцепляться вставной элемент, причем предусмотрен предохранительный элемент, отличающийся тем, что стопорный элемент (5) выполнен с возможностью осевого перемещения относительно корпуса (4) посредством вытягивающего движения одного из них относительно другого из первого положения во второе, при этом стопорный элемент (5) во втором положении освобождает по меньшей мере одну полость, которую может занять предохранительный элемент.
2. Соединительный элемент по п.1, отличающийся тем, что предохранительный элемент, когда он занимает полость во втором положении стопорного элемента, блокирует осевое перемещение стопорного элемента (5) относительно корпуса (4).
3. Соединительный элемент по п.1 или 2, отличающийся тем, что стопорный элемент (5) имеет по меньшей мере один упругий стопорный палец (18, 19), предпочтительно два, три или четыре упругих стопорных пальца.
4. Соединительный элемент по п.3, отличающийся тем, что деформированию стопорного пальца (18, 19) во втором положении стопорного элемента (5) препятствует корпус (4).
5. Соединительный элемент по п.1 или 2, отличающийся тем, что стопорный элемент (5) расположен в корпусе (4).
6. Соединительный элемент по п.3, отличающийся тем, что в области стопорного пальца (18, 19) в корпусе (4) выполнено отверстие (24, 25), при этом, в частности, во втором положении стопорного элемента (5) один конец стопорного пальца (18, 19) закрыт корпусом (4).
7. Соединительный элемент по п.6, отличающийся тем, что стопорный палец (18, 19) имеет отходящий в радиальном направлении наружу выступ (29, 30), который входит в отверстие (24, 25).
8. Соединительный элемент по п.6 или 7, отличающийся тем, что стопорный палец (18, 19) имеет отпирающий рычаг (12), который проходит через отверстие (24, 25).
9. Соединительный элемент по п.8, отличающийся тем, что отпирающий рычаг (12) в первом положении стопорного элемента (5) входит в полость для предохранительного элемента, а во втором положении освобождает эту полость.
10. Соединительный элемент по п.1 или 2, отличающийся тем, что предохранительный элемент выполнен в виде индикатора (6, 106) монтажа, установленного с возможностью перемещения между первым и вторым положениями, при этом во втором положении стопорного элемента (5) освобождена полость для перемещения индикатора (6, 106) монтажа из первого положения во второе.
11. Соединительный элемент по п.10, отличающийся тем, что индикатор (6, 106) монтажа имеет основание (7, 107), от которого отходят две ножки (8, 108, 9, 109), и направляется на корпусе (4) при помощи ножек (8, 108, 9, 109).
12. Соединительный элемент по п.11, отличающийся тем, что ножки (108, 109) на своих концах, обращенных от основания (107), соединены друг с другом скобой (34), которая соединена, в частности, с одним концом при помощи сплошного шарнира (33), а с другим концом - при помощи стопорного соединения (35, 36).
13. Соединительный элемент по п.11 или 12, отличающийся тем, что ножки имеют первый участок (10), который в осевом направлении шире второго участка (11) и начинается у основания (7, 107).
14. Соединительный элемент по п.11 или 12, отличающийся тем, что корпус (4) имеет на боковых сторонах по одному выступу (15), который входит в продольную выемку (14) в ножках (8, 9) индикатора (6) монтажа.
15. Соединительный элемент по п.1 или 2, отличающийся тем, что по меньшей мере две полости расположены диаметрально противоположно друг другу, а предохранительный элемент (206) в области каждой полости имеет соответствующий отходящий внутрь выступ (41, 42).
16. Соединительный элемент по п.15, отличающийся тем, что предохранительный элемент (206) имеет первую кольцевую часть (37), имеющую два расположенных диаметрально противоположно друг другу, в частности, уплощенных участка (44, 45), на которых расположены выступы (41, 42), и два изогнутых участка (46, 47), находящихся на расстоянии от корпуса (4).
17. Соединительный элемент по п.15 или 16, отличающийся тем, что предохранительный элемент (206) имеет вторую кольцевую часть (38), которая удерживается на корпусе (4), в частности, с геометрическим замыканием.
18. Соединительный элемент по п.17, отличающийся тем, что кольцевые части (37, 38) соединены друг с другом по меньшей мере двумя перемычками (39, 40), которые расположены, в частности, около уплощенных участков (44, 45) и между которыми имеется свободное пространство.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к соединительному элементу для соединения по жидкости, содержащему корпус, имеющий приемную область для вставки в осевом направлении вставного элемента и содержащий стопорный элемент, с которым может сцепляться вставной элемент, причем предусмотрен предохранительный элемент.
Такие соединительные элементы (RU 2211988, RU 2395031, RU 2312271) служат для соединения, например, двух трубопроводов, в частности топливных трубопроводов или трубопроводов для мочевины в автомобиле. Они могут также служить для соединения трубопровода с соединительным патрубком. Соединительный элемент также может быть приварен одним концом к соответствующему соединяемому элементу.
Вставной элемент образован, например, концом трубопровода для жидкости или соединительным патрубком. Как правило, такой вставной элемент имеет периферийный краевой выступ для сцепления со стопорным элементом.
Чтобы получить герметичное соединение, требуется надежное соединение соединительного элемента со вставным элементом. Соединительный монтаж этих элементов зачастую происходит при нехватке времени, например, на конвейерах. Чтобы можно было быстро определить, соединен ли соединительный элемент со вставным элементом надлежащим образом, т.е. введен ли вставной элемент достаточно глубоко в приемную область и произошло ли его сцепление со стопорным элементом, в качестве предохранительного элемента применяют индикатор монтажа. Этот индикатор монтажа может перемещаться из первого положения во второе, если вставной элемент сцепился внутри корпуса со стопорным элементом. Таким образом, монтажник может передвинуть индикатор монтажа, например, нажимая на него, из первого положения во второе лишь тогда, когда вставной элемент зафиксирован в корпусе, т.е. образовано надежное соединение. Положение индикатора монтажа показывает, осуществилась ли фиксация.
Известные решения не всегда гарантируют, что перемещение предохранительного элемента возможно только тогда, когда вставной элемент зафиксирован в корпусе. Как правило, перемещение предохранительного элемента блокируется вставным элементом и его нельзя выполнить, если вставной элемент вставлен в корпус сравнительно глубоко, но не зафиксирован. Однако до того, как вставной элемент вводится в корпус, препятствий перемещению предохранительного элемента нет. Вследствие этого не исключаются ошибки при обслуживании.
Может также случиться, что перемещение предохранительного элемента возможно даже тогда, когда вставной элемент не зафиксирован надежным образом, т.е. может снова отсоединиться путем вытягивания.
В основе изобретения лежит задача создать соединительный элемент, который гарантирует, что монтаж выполнен полностью.
Согласно изобретению, эта задача решена тем, что в соединительном элементе описанного типа стопорный элемент установлен с возможностью осевого перемещения относительно корпуса посредством вытягивающего движения одного из них относительно другого из первого положения во второе, при этом стопорный элемент во втором положении освобождает по меньшей мере одну полость, которую может занять предохранительный элемент.
В первом положении стопорного элемента эта полость закрыта. Предохранительный элемент, его часть, или выступ предохранительного элемента могут войти в эту полость лишь тогда, когда монтаж завершен должным образом, т.е. когда между стопорным элементом и корпусом было приложено осевое усилие вытягивания. Осевое направление совпадает с осью симметрии приемной области или с направлением введения вставного элемента. При монтаже вставной элемент вводят в приемную область соединительного элемента до тех пор, пока он не войдет в зацепление со стопорным элементом и, при необходимости, не будет прилегать к упору. Посредством усилия вытягивания, которое прикладывают между соединительным элементом и вставным элементом, т.е. которым воздействуют на соединительный элемент или на вставной элемент в осевом направлении, как бы пытаются снова вытянуть вставной элемент из соединительного элемента. Так как вставной элемент соединен со стопорным элементом, то это вытягивающее движение передается на стопорный элемент и он перемещается в осевом направлении относительно корпуса. Если не произошло надежного сцепления стопорного элемента со вставным элементом, то под действием усилия вытягивания вставной элемент отсоединится от стопорного элемента. Это будет явно видно монтажнику. Если вставной элемент надежно зафиксирован в соединительном элементе при помощи стопорного элемента, то вытягивающее движение корпуса и вставного элемента относительно друг друга не приведет к отсоединению вставного элемента. Наоборот, стопорный элемент передвинется из первого положения во второе, освобождая при этом полость для перемещения в нее предохранительного элемента. Таким образом, предохранительный элемент может переместиться в эту полость только тогда, когда стопорный элемент был сдвинут в корпусе в осевом направлении в результате вытягивающего движения. Это вытягивающее движение передается через вставной элемент на стопорный элемент. Таким образом, согласно изобретению, перемещение предохранительного элемента происходит только тогда, когда образовалось сцепление между вставным элементом и стопорным элементом, т.е. когда монтаж выполнен полностью. Благодаря этому обеспечивается надежность соединения между соединительным элементом и вставным элементом.
Предохранительный элемент во втором положении стопорного элемента блокирует осевое перемещение стопорного элемента и корпуса относительно друг друга. Когда предохранительный элемент занимает полость и тем самым свидетельствует о том, что произошло надежное сцепление вставного элемента со стопорным элементом, дальнейшее осевое перемещение стопорного элемента относительно корпуса оказывается невозможным, так как предохранительный элемент не дает сдвинуть стопорный элемент обратно в полость, т.е. препятствует относительному перемещению между соединительным элементом и вставным элементом. Напротив, образуется стабильное соединение.
Стопорный элемент может включать по меньшей мере один упругий стопорный палец, предпочтительно два, три или четыре упругих стопорных пальца. Стопорный палец сравнительно просто реализует возможность образования упругого стопорного средства. Благодаря упругости стопорных пальцев не требуется дополнительный шарнир, а также может быть установлено требуемое предварительное напряжение. Если стопорных пальцев несколько, то они предпочтительно расположены по окружности и вставной элемент может вводиться между стопорными пальцами, причем стопорные пальцы раздвигаются периферийным краевым выступом вставного элемента и после прохождения краевого выступа сцепляются с ним.
Стопорный палец на своей стороне, внутренней в радиальном направлении, может иметь паз и/или выступ. Выступ служит для сцепления с краевым выступом сзади него, т.е. для образования соединения с геометрическим замыканием. Паз служит для приема краевого выступа, т.е. тоже для образования соединения с геометрическим замыканием. Благодаря такому выполнению между вставным элементом и стопорным элементом могут передаваться относительно большие растягивающие силы или осевые силы.
Деформированию стопорного пальца во втором положении стопорного элемента предпочтительно препятствует корпус. Второе положение стопорного элемента достигается только в результате того, что вставной элемент вошел в надежное зацепление со стопорным элементом и было выполнено осевое вытягивающее движение корпуса и стопорного элемента относительно друг друга. Так как во втором положении стопорного элемента не только может перемещаться во второе положение предохранительный элемент, который при этом препятствует дальнейшему осевому перемещению стопорного элемента и корпуса относительно друг друга, но и с помощью корпуса предотвращается деформирование стопорного пальца или пальцев, то непреднамеренное отсоединение вставного элемента становится практически невозможным. Отсоединение вставного элемента можно осуществить лишь после того, как предохранительный элемент будет передвинут обратно в первое положение и затем стопорный элемент путем нажатия будет сдвинут обратно в первое положение. После этого еще требуется осуществить упругое деформирование стопорных пальцев, чтобы вывести из сцепления стопорный элемент и вставной элемент. Таким образом, для извлечения вставного элемента нужно выполнить несколько операций в определенной последовательности. Непреднамеренное отсоединение практически невозможно.
Стопорный элемент расположен предпочтительно внутри корпуса. Он может удерживаться в корпусе с геометрическим замыканием таким образом, что возможно только его перемещение между первым и вторым положениями. Благодаря этому предотвращается выпадание стопорного элемента из корпуса. При этом также обеспечивается, что при перемещении корпуса и стопорного элемента относительно друг друга осевая длина соединительного элемента не изменяется, так как стопорный элемент перемещается внутри корпуса. Кроме того, находясь внутри корпуса, стопорный элемент имеет некоторую защиту от загрязнения со стороны окружающей среды.
В корпусе в области стопорного пальца предпочтительно выполнено отверстие, при этом, в частности, во втором положении стопорного элемента конец стопорного пальца закрыт корпусом. Если стопорных пальцев несколько, то имеется соответствующее количество отверстий. Благодаря этим отверстиям имеется достаточно пространства для упругого деформирования стопорных пальцев, в частности, для радиального раздвигания. При введении вставного элемента, когда стопорный элемент находится в первом положении, стопорные пальцы могут деформироваться и заходить в отверстия. Однако после осуществления монтажа, т.е. когда стопорный элемент вытянут во второе положение, деформирование стопорных пальцев в радиальном направлении наружу уже невозможно, так как их концы закрыты корпусом.
Стопорный палец предпочтительно имеет отходящий в радиальном направлении наружу выступ, который входит в отверстие. Этот выступ обеспечивает направление стопорного элемента в отверстии, так что предотвращается проворачивание стопорного элемента внутри корпуса. Одновременно выступ может служить в качестве упора, ограничивающего перемещение стопорного элемента во второе положение.
Стопорный палец предпочтительно имеет отпирающий рычаг, который проходит насквозь через отверстие. При наличии нескольких стопорных пальцев каждый из них имеет отпирающий рычаг. При помощи отпирающего рычага можно снаружи воздействовать на стопорный палец путем нажима так, что концы стопорных пальцев раздвигаются в радиальном направлении, когда стопорный элемент находится в первом положении, В результате можно извлечь вставной элемент. Так как отпирающие рычаги проходят насквозь через отверстия, то обеспечивается простой доступ снаружи.
Отпирающий рычаг соединен со свободным концом стопорного пальца при помощи сплошного соединения. Иначе говоря, отпирающий рычаг и стопорный палец могут представлять собой единый стопорный элемент или могут быть изготовлены как одно целое, например литьем под давлением.
Отпирающий рычаг в первом положении стопорного элемента предпочтительно входит в полость для предохранительного элемента, а во втором положении освобождает эту полость. Таким образом, перемещение предохранительного элемента блокируется при помощи отпирающего рычага или рычагов. Одновременно предохранительный элемент предотвращает перемещение стопорного элемента, так как он занимает полость, в которую должен переместиться отпирающий рычаг. Благодаря этому перемещение предохранительного элемента возможно только после успешной фиксации вставного элемента внутри соединительного элемента и последующего вытягивающего движения, которое приводит к перемещению стопорного элемента в корпусе в осевом направлении. Обратному перемещению стопорного элемента в корпусе препятствует предохранительный элемент, так как он находится в полости, что свидетельствует о надежном соединении. Таким образом, предохранительный элемент предотвращает непреднамеренное отсоединение вставного элемента.
В одном предпочтительном варианте осуществления изобретения предохранительный элемент выполнен в виде индикатора монтажа, установленного с возможностью перемещения между первым и вторым положениями, при этом во втором положении стопорного элемента полость свободна для перемещения индикатора монтажа из первого положения во второе. Таким образом, индикатор монтажа может быть передвинут из первого положения во второе лишь тогда, когда стопорный элемент находится во втором положении, т.е. когда вставной элемент должным образом сцеплен со стопорным элементом. Чтобы индикатор монтажа занял полость, его можно передвинуть во второе положение вручную путем надавливания. Таким образом, если индикатор монтажа передвинут во второе положение, он сохраняет свою функцию в качестве предохранительного элемента, который предотвращает осевое перемещение стопорного элемента в корпусе. При этом снаружи можно однозначно распознать, в каком положении находится индикатор монтажа. Если между первым и вторым положениями имеется относительно большое расстояние, то первое положение индикатора монтажа однозначно отличимо от второго положения. Поэтому с одного взгляда понятно, выполнен ли процесс монтажа полностью.
Индикатор монтажа предпочтительно имеет основание, от которого отходят две ножки, и направляется на корпусе при помощи ножек. Иными словами, индикатор монтажа выполнен U-образным. При перемещении индикатора монтажа из первого положения во второе ножки входят в полость, которая освободилась в результате перемещения стопорного элемента из первого положения во второе. Ножки также служат для предотвращения обратного перемещения стопорного элемента в первое положение. Индикатор монтажа установлен, например, с возможностью перемещения перпендикулярно к осевому направлению.
Концы ножек, обращенных от основания, предпочтительно соединены друг с другом скобой, причем с одним концом скоба соединена посредством сплошного шарнира, а с другим концом - посредством стопорного соединения. Скоба предотвращает спадание индикатора монтажа. При этом скоба может, например, сцепляться с обеими ножками. Возможно также выполнение скобы как одного целого с индикатором монтажа, при этом между одним концом и скобой предусмотрен сплошной шарнир. Этим обеспечивается возможность экономичного изготовления.
Ножки предпочтительно имеют первый участок, который в осевом направлении шире второго участка и начинается у основания. Благодаря такому выполнению индикатор монтажа может охватывать корпус и направляться на корпусе сбоку при помощи ножек. Если монтаж не осуществлен, индикатор монтажа находится в первом положении и насажен на корпус вторым участком. Перемещение индикатора монтажа в положение, когда он будет насажен на корпус первым, более широким участком, возможно только тогда, когда соответствующая полость будет освобождена стопорным элементом или же отпирающим рычагом. На переходе между первым и вторым участками имеется ступенька, так что перемещение стопорного элемента из первого положения во второе предотвращается посредством геометрического замыкания, пока стопорный элемент находится в первом положении. Благодаря такому выполнению практически исключаются ошибочные манипуляции с индикатором монтажа и при этом имеется в распоряжении относительно большая длина направляющей для индикатора монтажа.
Ширина первого участка предпочтительно соответствует ширине основания. Это представляет собой относительно простой вариант выполнения. Одновременно требуется сравнительно мало краев.
В одном предпочтительном варианте выполнения корпус имеет на боковых сторонах по одному выступу, каждый из которых входит в продольную выемку в ножках индикатора монтажа. Выступы обеспечивают направление индикатора монтажа при перемещении из первого положения во второе. Одновременно устанавливается осевое положение индикатора монтажа на корпусе, и индикатор монтажа фиксируется на корпусе.
В следующем предпочтительном варианте выполнения по меньшей мере две полости расположены диаметрально противоположно друг другу, а предохранительный элемент в области каждой полости имеет соответствующий отходящий внутрь выступ. Предохранительный элемент может быть выполнен таким образом, что выступы предварительно поджаты в радиальном направлении внутрь. При осевом перемещении стопорного элемента во второе положение выступы предохранительного элемента автоматически заходят в две полости, которые были освобождены стопорным элементом. При этом стопорный элемент уже не может сразу же переместиться обратно, а удерживается в своем втором положении. Благодаря диаметрально противоположному расположению двух полостей достигается относительно равномерная, в частности, симметричная передача сил.
Особенно предпочтительно, если предохранительный элемент имеет первую кольцевую часть, имеющую два расположенных диаметрально противоположно друг другу, в частности уплощенных, участка, на которых расположены выступы, и два изогнутых участка, находящихся на расстоянии от корпуса. Благодаря такому выполнению можно сравнительно просто осуществить предварительное поджатие выступов в радиальном направлении внутрь. При наличии указанных изогнутых участков освобождение полостей можно осуществить путем сжатия этих участков вручную в радиальном направлении внутрь. Поскольку изогнутые участки расположены на расстоянии от корпуса, для их сжатия внутрь имеется достаточно места. При радиальном сжатии изогнутых участков внутрь уплощенные участки вместе с выступами перемещаются в радиальном направлении наружу, освобождая полости, и стопорный элемент может сдвигаться назад в первое положение, после чего можно отсоединить вставной элемент.
Предохранительный элемент предпочтительно содержит вторую кольцевую часть, которая удерживается на корпусе, в частности, с геометрическим замыканием. Благодаря кольцевой части предохранительный элемент может быть относительно просто закреплен на корпусе, не спадая с него. При соединении с геометрическим замыканием для монтажа предохранительного элемента эта вторая кольцевая часть может упруго деформироваться, так что предохранительный элемент может быть надежно закреплен на корпусе. Для этого вторая кольцевая часть имеет, например, расположенный внутри паз, который взаимодействует с соответствующим выступом корпуса.
Целесообразно, чтобы кольцевые части были соединены друг с другом по меньшей мере двумя перемычками, которые расположены в частности на уплощенных участках и между которыми имеется свободное пространство. Благодаря этим перемычкам упругое деформирование одной кольцевой части не будет влиять на форму другой кольцевой части. Свободное пространство обеспечивает доступ к стопорным пальцам или к отпирающим рычагам.
В корпусе, в частности в его приемной области, предпочтительно установлено по меньшей мере одно радиальное уплотнение. Оно может находиться сзади стопорного элемента, т.е. дальше внутрь корпуса. Благодаря этому радиальному уплотнению достигается относительно плотное, в частности герметичное соединение между вставным элементом и соединительным элементом. Если радиальное уплотнение расположено дальше от отверстия соединительного элемента, чем стопорный элемент, то оно не подвергается отрицательному воздействию от перемещения стопорного элемента при вытягивающем движении. В то же время радиальное уплотнение находится внутри соединительного элемента, т.е. достаточно защищено от загрязнений или повреждения.
В то время как один конец соединительного элемента имеет приемную область, в которую можно вставлять вставной элемент, другой конец соединительного элемента может иметь, например, приваренный фланец. Возможно также выполнение другого конца соединительного элемента в виде вставного элемента или аналогично первому концу, т.е. второй конец может тоже иметь приемную область. В этом случае требуются два стопорных элемента и два предохранительных элемента.
Ниже более подробно описаны предпочтительные варианты осуществления изобретения со ссылками на чертежи, на которых:
фиг.1 изображает первый вариант выполнения соединительного элемента,
фиг.2 - соединительный элемент с введенным вставным элементом,
фиг.3 - вид сбоку соединительного элемента,
фиг.4 - разрез соединительного элемента,
фиг.5 - разрез соединительного элемента с введенным вставным элементом,
фиг.6 - предохранительный элемента в виде индикатора монтажа, в аксонометрии,
фиг.7 - вид сбоку второго варианта выполнения соединительного элемента,
фиг.8 - разрез соединительного элемента согласно фиг.7,
фиг.9 - разрез соединительного элемента согласно фиг.7 с введенным вставным элементом,
фиг.10 - второй вариант выполнения предохранительного элемента, выполненного в виде индикатора монтажа,
фиг.11 - индикатор монтажа согласно фиг.10 в замкнутом состоянии,
фиг.12 - следующий вариант выполнения соединительного элемента,
фиг.13 - разрез соединительного элемента согласно фиг.12,
фиг.14 - предохранительный элемент в аксонометрии и
фиг.15 - разрез предохранительного элемента согласно фиг.14.
На фиг.1 показан в аксонометрии соединительный элемент 1, предназначенный для соединения двух трубопроводов для жидкости и имеющий с этой целью на одном конце вставной участок 2, а на другом конце - приемную область 3. В приемную область 3 может быть вставлен в осевом направлении вставной элемент, т.е. соответствующий вставной участок трубопровода для жидкости или соединительного патрубка.
Соединительный элемент 1 содержит корпус 4, в котором расположен стопорный элемент 5 и по которому может направляться U-образный предохранительный элемент 6, выполненный в виде индикатора монтажа. При описании вариантов осуществления изобретения, представленных на фиг.1-11, предохранительный элемент упоминается как индикатор монтажа, так как в этих вариантах благодаря особому выполнению предохранительного элемента по его положению однозначно понятно, выполнен ли монтаж полностью. Таким образом, предохранительный элемент представляет собой индикатор монтажа.
Индикатор 6 монтажа имеет основание 7 с ножками 8, 9, расположенными на концах основания 7 перпендикулярно к нему. Каждая ножка 8, 9 имеет первый участок 10, который в осевом направлении шире, чем второй участок 11. Второй участок 11 расположен вблизи свободного конца ножки 8, 9, а первый участок 10 примыкает к основанию 7.
На фиг.1 вставной элемент еще не вставлен в соединительный элемент 1. Соответственно, индикатор 6 монтажа находится в своем первом, выдвинутом положении, свидетельствующем о том, что сцепление между стопорным элементом 5 и вставным элементом отсутствует. Перемещению индикатора 6 монтажа препятствуют отпирающие рычаги 12 стопорного элемента 5, входящие в две полости. Для того чтобы перемещение индикатора 6 монтажа стало возможным, эти полости должны быть свободны. Указанные полости расположены диаметрально противоположно друг другу и открыты наружу в радиальном направлении. Одновременно ступенька 13, образованная между первым участком 10 и вторым участком 11, прилегает к отпирающему рычагу 12 и препятствует таким образом перемещению индикатора 6 монтажа.
В этом варианте выполнения соединительного элемента каждая ножка 8, 9 индикатора 6 монтажа имеет продольную выемку 14, в которую входит выступ 15 корпуса 4. Благодаря этому осуществляется направление индикатора 6 монтажа при перемещении из показанного на фиг.1 первого положения во второе.
На фиг.2 вставной элемент 16 соединен с соединительным элементом 1, т.е. вставлен в приемную область 3 корпуса 4. Сначала вставной элемент 16 был вставлен в корпус 4 как можно глубже, чтобы могло произойти сцепление стопорного элемента 5 с периферийным краевым выступом вставного элемента 16. Затем было выполнено осевое движение вытягивания корпуса 4 или вставного элемента 16. То есть можно сказать, что была сделана попытка снова вытянуть вставной элемент 16 из корпуса 4. Вследствие этого стопорный элемент 5 переместился в осевом направлении вместе со вставным элементом 16 к приемному отверстию 17 корпуса 4, отпирающие рычаги 12 стопорного элемента 5 освободили полость для индикатора 6 монтажа и последний смог переместиться в показанное на фиг.2 второе положение. При этом первый участок 10 индикатора 6 монтажа занимает полость, освобожденную в результате перемещения стопорного элемента. Обратное перемещение стопорного элемента 5 невозможно - сначала нужно переместить индикатор монтажа из показанного на фиг.2 положения обратно в первое положение, показанное на фиг.1.
На фиг.3 показан сбоку соединительный элемент 1 согласно фиг.1. Видно, что приемная область 3 имеет увеличенный диаметр, чтобы можно было разместить вставной элемент.
Стопорный элемент 5 показан на фиг.4. Стопорный элемент 5 имеет в общей сложности четыре стопорных пальца 18, 19, из которых на фиг.4 видны только два. Стопорные пальцы 18, 19 выполнены упругими и снабжены на своих свободных концах выступами 20, 21, ориентированными в радиальном направлении внутрь. К выступам 20, 21 примыкает соответствующий паз 22, 23, предназначенный для размещения краевого выступа или кольцевого фланца вставного элемента 16. Когда вставной элемент 16 вводят в приемную область 3 соединительного элемента, стопорные пальцы 18,19 отжимаются в радиальном направлении наружу и входят в отверстия 24, 25 корпуса 4. Таким образом, расширение стопорного элемента 5 в радиальном направлении можно осуществить сравнительно просто.
Отпирающие рычаги 12, 13 выполнены как одно целое со стопорными пальцами 18, 19. При нажатии на отпирающие рычаги 12, 13 концы стопорных пальцев 18, 19 деформируются в радиальном направлении наружу. Благодаря этому можно отсоединить вставной элемент, вставленный в приемную область 3.
В корпусе 4, на большем удалении от приемного отверстия 17, чем стопорный элемент 5, расположены радиальные уплотнения 26, 27, которые обеспечивают возможность герметичного соединения со вставным элементом 16. Между радиальными уплотнениями 26, 27 находится стяжное кольцо 28.
Каждый стопорный палец 18,19 имеет выступ 29, 30, проходящий в радиальном направлении наружу в отверстия 24, 25. Эти выступы 29, 30 служат, во-первых, для предотвращения выпадания. Благодаря этому стопорный элемент 5 не может быть сразу извлечен из корпуса 4. Дополнительно указанные выступы служат для того, чтобы при перемещении стопорного элемента 5 посредством движения вытягивания (направо на фиг.4) концы стопорных пальцев 18, 19 вошли в контакт с корпусом 4 и стопорные пальцы 18, 19 переместились в радиальном направлении внутрь. Благодаря этому обеспечивается надежная фиксация. Выступы 29, 30 могут быть расположены на такой же высоте в осевом направлении, как и пазы 22, 23. В области пазов 22, 23 стопорные пальцы 18, 19 имеют достаточную толщину.
На фиг.5 показан соединительный элемент 1 со вставленным вставным элементом 16. Периферийный краевой выступ 31 вставного элемента 16 сцеплен со стопорным элементом и находится в пазах 22, 23 стопорных пальцев 18, 19, а выступы 20, 21 сцеплены сзади периферийного краевого выступа 31. Таким образом, между стопорным элементом 5 и вставным элементом 16 могут передаваться относительно большие осевые силы. В результате приложения осевого вытягивающего усилия вставной элемент 16 вытянут из корпуса 4 на расстояние "s", вследствие чего стопорный элемент 5 переместился на такое же расстояние "s" из первого положения, показанного на фиг.4, во второе положение, показанное на фиг.5. Во втором положении стопорный элемент находится ближе в осевом направлении к приемному отверстию 17. Благодаря этому перемещению стопорного элемента 5 относительно корпуса 4 на двух наружных сторонах корпуса освобождается полость, так что индикатор 6 монтажа может быть вдавлен в свое второе положение. При этом разность между шириной первого участка 10 и шириной второго участка 11 соответствует расстоянию "s", на которое стопорный элемент 5 может переместиться внутри корпуса 4 в осевом направлении. Первый участок 10 находится на одной высоте с отпирающими рычагами 12, 13 стопорного элемента 5. Поэтому стопорный элемент 5 нельзя снова вдвинуть в корпус 4. Так как концы стопорных пальцев 18, 19 прилегают в радиальном направлении снаружи к корпусу 4, то в показанном втором положении стопорного элемента 5 упругое деформирование стопорных пальцев 18,19 в направлении наружу невозможно. Соответственно, вставной элемент 16 нельзя вынуть из корпуса 4 соединительного элемента 1.
На фиг.6 показан индикатор 6 монтажа, который применяется в варианте, представленном на фиг.1-5, и имеет соответствующие цифровые позиции.
На фиг.7 показан второй вариант выполнения соединительного элемента 1, причем одни и те же элементы имеют одинаковые цифровые позиции, а позиции аналогичных элементов увеличены на 100.
Соединительный элемент 1 наряду с приемной областью 3 имеет концевую область 102 с приваренным фланцем 32, предназначенным для присоединения соединительного элемента 1, например, к топливному баку.
Индикатор 106 монтажа имеет две ножки 108, 109, отходящие от основания 107 перпендикулярно к нему. В остальном соединительный элемент 1 соответствует, например, соединительному элементу 1 согласно фиг.3.
На фиг.8 показан разрез соединительного элемента 1 согласно фиг.7 до введения вставного элемента 16 в приемную область 3. Этот вариант выполнения отличается от рассмотренного выше тем, что вместо вставного участка 2 предусмотрен концевой участок 102, содержащий приваренный фланец 32, а индикатор 106 монтажа выполнен несколько иначе, чем индикатор 6 монтажа.
На фиг.9 показан соединительный элемент 1 согласно фиг.7 и 8, в приемную область 3 которого был вставлен вставной элемент 16, после чего между корпусом 4 и вставным элементом 16 было приложено усилие в осевом направлении. В результате стопорный элемент 5 переместился из первого положения, показанного на фиг.7 и 8, во второе положение, показанное на фиг.9, так что индикатор 106 монтажа мог переместиться из первого положения, показанного на фиг.7 и 8, во второе положение, показанное на фиг.9.
На фиг.10 и 11 показан индикатор 106 монтажа, при этом на фиг.10 показана исходная конфигурация индикатора 106 монтажа. U-образный индикатор 106 монтажа имеет основание 107, от которого отходят две ножки 108,109. К ножке 108 посредством сплошного шарнира 33 прикреплено удлинение в виде скобы 34, чтобы соединять ножки 108,109 параллельно основанию 107.
Для этого скоба 34 имеет стопорный конец 35.
На фиг.11 показан индикатор 106 монтажа с замкнутой скобой 34. На ножке 109 имеется соответствующий захват 36 для сцепления со стопорным концом 35 скобы 34.
Посредством замыкания скобы 34 индикатор 6 может держаться на соединительном элементе 1 или на корпусе 4, не спадая с них. Спадание индикатора 6 монтажа, примененного в варианте согласно фиг.1-6, предотвращается при помощи выступа 15 в сочетании с продольной выемкой 14 в ножках 8, 9 индикатора 6 монтажа.
На фиг.12 показан следующий вариант выполнения соединительного элемента 1, в котором вставной участок 2 и приемная область 3 соосны, т.е. расположены на одной оси. Предохранительный элемент 206, который, как и индикаторы 6, 106 монтажа в предыдущих вариантах, служит для предотвращения нежелательного осевого перемещения стопорного элемента 5 из второго положения в первое, окружает корпус 4 соединительного элемента 1 радиально. Предохранительный элемент имеет первую кольцевую часть 37 и вторую кольцевую часть 38, соединенные между собой двумя перемычками 39,40 и расположенные рядом друг с другом в осевом направлении и параллельно друг другу. При помощи второй кольцевой части 38 предохранительный элемент 206 держится на корпусе 4 с геометрическим замыканием.
Более подробно соединительный элемент изображен на фиг.13, где одинаковые элементы обозначены одинаковыми цифровыми позициями, как и в предыдущих вариантах. На первой кольцевой части 37 предохранительного элемента 206 имеются ориентированные внутрь выступы 41, 42, каждый из которых входит в соответствующую полость, освобожденную отпирающими рычагами 12, так как стопорный элемент 5 находится во втором положении, в котором он сцеплен со вставным элементом (не показан). Выступы 41, 42 выполнены таким образом, что они предотвращают осевое обратное перемещение стопорного элемента 5 в первое положение. Для этого выступы 41, 42 разделены на две части, однако они могут быть выполнены как одно целое.
В области второй кольцевой части 38 предохранительный элемент 206 снабжен внутренним пазом, который взаимодействует с периферийным фланцем 43 корпуса 4 таким образом, что предохранительный элемент 206 держится на корпусе 4 с геометрическим замыканием.
На фиг.14 изображен предохранительный элемент 206 в аксонометрии. Первая кольцевая часть 37 и вторая кольцевая часть 38 имеют два уплощенных участка 44, 45 соответственно, соединенные между собой двумя изогнутыми участками 46, 47. Изогнутые участки 46, 47 представляют собой дуги общей окружности, а уплощенные участки 44, 45 образуют как бы секущие. Перемычки 39, 40 расположены у соответствующих уплощенных участков 44, 45 кольцевых частей 37, 38, а между перемычками 39, 40 находятся свободные полости предохранительного элемента 206, через которые можно воздействовать на отпирающие рычаги 12.
Видно, что расстояние между уплощенными участками 44, 45 меньше, чем расстояние между изогнутыми участками 46, 47, которые диаметрально противоположны друг другу. Благодаря такому выполнению предохранительный элемент 206 в области уплощенных участков 44, 45 прилегает к корпусу 4 соединительного элемента 1, а изогнутые участки 46, 47 находятся на расстоянии от корпуса 4. При этом возможно прилегание предохранительного элемента 206 или уплощенных участков 44, 45 к корпусу 4 с предварительным напряжением. Путем нажима на изогнутые участки 46,47 уплощенные участки 44, 45 расходятся в радиальном направлении и расстояние между ними увеличивается. При этом выступы 41, 42 перемещаются в радиальном направлении наружу и освобождают полость, которая необходима для перемещения стопорного элемента 5 из второго положения в первое. Благодаря этому можно сдвинуть стопорный элемент в положение, в котором вставной элемент может быть разблокирован.
На фиг.15 показан предохранительный элемент 206 в разрезе. Видно, что выступы 41, 42, которые выполнены на первой кольцевой части 37 и выступают в радиальном направлении внутрь, разделены на две части. Это позволяет сэкономить материал.
На второй кольцевой части 38 выполнены пазы 48, 49 для размещения части фланца 43 корпуса 4 и тем самым для удерживания предохранительного элемента 206 в корпусе 4 с геометрическим замыканием.
Вместо периферийного фланца 43 в корпусе 4 может быть выполнен паз и предусмотрено пружинное стопорное кольцо, которое входит в этот паз и в пазы 48, 49 второй кольцевой части 38. В этом случае упрощается выполнение корпуса и одновременно упрощается установка предохранительного элемента 206.
Таким образом, согласно изобретению получен соединительный элемент, который обеспечивает надежный монтаж. В частности, перемещение предохранительного элемента или индикатора монтажа из первого положения во второе возможно только тогда, когда вставной элемент надежно сцеплен с соединительным элементом или с его стопорным элементом. При этом предохранительный элемент или индикатор монтажа не может соскочить с корпуса соединительного элемента и будет надежно держаться на корпусе. Возможно намеренное отсоединение вставного элемента, не оказывающее отрицательного влияния на работу соединительного элемента, т.е. соединительный элемент можно многократно подсоединять и отсоединять.
Класс F16L35/00 Специальные приспособления,используемые в соединениях с наконечниками шлангов, например предохранительные или защитные приспособления