способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления качению

Классы МПК:G01N19/02 определение коэффициента трения 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный технический университет" (СГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-07-26
публикация патента:

Изобретение относится к технике и способам определения параметров трения, а именно к способам определения коэффициентов трения качения. Технический результат состоит в применении устройств видеосъёмки для отображения и фиксации контактной линии, являющейся пересечением исследуемого колеса транспортного средства с дорожным покрытием, в аналоговой или цифровой форме для определения коэффициентов трения качения и сопротивления качению. Поставленная цель решается за счет того, что в способе, включающем операцию размещения испытуемого пневматического колеса на горизонтальном твердом покрытии, а также операцию фиксации деформации пневматической части колеса, эта операция выполняется с помощью записи видеокамерой картины деформации зоны контакта пневматической части колеса и твердого покрытия, возникающей при придании колесу движений взад-вперед, после чего заснятый на носитель процесс с помощью компьютера разбивают на кадры с дискретностью 0,04 с или меньше, интересующие кадры вызывают на экран дисплея, увеличивают изображение до нужных размеров и с помощью координатной сетки на экране определяют величину и направление горизонтального смещения центра контактной площадки пневматической части колеса с твердым покрытием в плоскости, параллельной его движению, относительно точки пересечения перпендикуляра, проведенного через ось подвеса колеса к твердой поверхности, т.е. величину предварительного смещения способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 х, при этом с учетом масштаба изображения, найденного путем сопоставления размера известного элемента транспортного средства в натуре хH и размера этого же элемента на экране дисплея компьютера х, равного отношению хH/х, определяют величину предварительного смещения в натуре по формуле способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 , которая является коэффициентом трения качения, после этого определяют коэффициент сопротивления качению КC по формуле способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 , где R - радиус колеса, и эти операции повторяют для всех кадров съемки, обеспечивая определение коэффициентов способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 H и КC на всех стадиях движения и сопротивления колеса. 2 ил. способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308

способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308

Формула изобретения

Способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления качению, включающий операции размещения испытуемого пневматического колеса на горизонтальном твердом покрытии, а также фиксации деформации пневматической части колеса, отличающийся тем, что колесу придают движения взад-вперед и с помощью видеокамеры фиксируют на носитель картину деформаций зоны контакта пневматической части колеса и твердого покрытия, после чего заснятый на носитель процесс с помощью компьютера разбивают на кадры, следующие с временной дискретностью 0,04 с или меньше, интересующие кадры вызывают на экран дисплея, увеличивают изображение до нужных размеров и с помощью координатной сетки на экране определяют величину и направление смещения центра контактной площадки пневматической части колеса с твердым покрытием в плоскости, параллельной его движению, относительно точки пересечения перпендикуляра, проведенного через ось подвеса колеса к твердой поверхности, т.е. величину предварительного смещения способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 х, при этом с учетом масштаба изображения, найденного путем сопоставления размера известного элемента транспортного средства в натуре хH и размера этого элемента на экране дисплея компьютера х, определяют величину предварительного смещения в натуре способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 H по формуле способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 H=способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 х·хH/х, которая является коэффициентом трения качения, после этого определяют коэффициент сопротивления качению Кс по формуле:

способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308

где R - радиус колеса, и эти операции повторяют для всех кадров съемки, обеспечивая определение коэффициентов способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 H и КC на всех стадиях движения колеса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технике и способам определения параметров трения, а именно к способам определения коэффициентов трения качения, причем не только в отдельных телах качения - шарах, катках, цилиндрах, но и, в первую очередь, в колесах в собранных функционирующих автомобилях, тракторах и других колесных транспортных средствах. Оно может быть использовано для бесконтактного дистанционного определения коэффициентов трения качения не только у малоподвижных тел качения, но и в скоростных транспортных средствах в процессе их движений. Другим достоинством предлагаемого изобретения является упрощение состава технических средств и методики получения и обработки результатов измерений. Известен способ определения коэффициентов трения и скольжения (А.С. СССР № 405056 «Способ определения коэффициентов трения». МПК G01N 19/02. Автор Д.М.Толстой. Бюл. № 4, 1973), согласно которому образец, выполненный в виде тела вращения, например шара, жестко закрепляют в физическом маятнике, помещают на наклонную плоскость с переменным углом наклона и измеряют угол наклона маятника и угол наклона плоскости и определяют указанные выше коэффициенты в функции этих углов, маятниковости и радиуса тела вращения. Недостатком способа является то, что коэффициенты трения качения и скольжения определяются для малых углов наклона наклонной плоскости маятника с шаром от исходного положения, т.е. в статике. После начала скольжения коэффициенты практически не могут быть определены из-за того, что в этом режиме качение отсутствует, а коэффициент трения скольжения динамический отличается от коэффициента скольжения трогания.

Указанный недостаток устранен в изобретении А.С. СССР № 1434334 «Способ определения коэффициента трения». МПК G01N 19/02. Автор А.П.Рамзаев. Бюл. № 40, 1988. Эффект достигнут за счет того, что испытуемое тело вращения закрепляют, как и в маятнике по предыдущему изобретению, помещают на наклонную плоскость для придания ему движения. При скатывании тела измеряют с помощью двух акселерометров линейные ускорения двух точек физического маятника, связанного с испытуемым телом качения. Результаты измерения линейных ускорений учитывают в виде углового ускорения в формуле при расчете динамического коэффициента трения качения. Недостатком изобретения является сложность реализации способа - нужны наклонная плоскость с изменяемым углом наклона, два акселерометра, физический маятник с устройством их крепления на нем, а кроме того, знание момента инерции тел, входящего в формулу коэффициента трения, устройство для измерения угла наклона маятника по отношению к вертикали.

Известно устройство для определения коэффициента сцепления пневматических колес (А.С. СССР № 976778 «Устройство для определения коэффициента сцепления пневматических колес с дорожным покрытием». МПК G01N 19/02. Авторы Печерский М.А. и др. Бюл. № 4, 1981). В этом изобретении отражено не только устройство, но и способ измерения коэффициента трения сцепления в пневматическом колесе. Способ состоит в том, что входящее в состав устройства измерительное колесо приводится во вращение благодаря его связи посредством трансмиссии и верхнего плеча двуплечего рычага с неведущими колесами транспортного средства. Возникающая при этом сила трения в контакте измерительного колеса с поверхностью дорожного покрытия регистрируется с помощью динамометрического элемента, расположенного на измерительной тяге. Благодаря двуплечему рычагу, установленному на оси колеса под углом способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 к горизонту, где способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 =способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 /2-arctgµkk - коэффициент сопротивления качению, определенный заранее), нагружатель воздействует на ось измерительного колеса в вертикальном направлении, через коэффициент сцепления в горизонтальном направлении возникает сила, равная сопротивлению качения его по поверхности дорожного покрытия. В результате динамометрический элемент регистрирует лишь силу трения скольжения между измерительным колесом и поверхностью дорожного покрытия. По величине этой силы и нормальной нагрузке с учетом силы от нагружателя определяют коэффициент сцепления между измерительным колесом и дорожным покрытием.

Недостатком описанного способа является использование сложной конструкции - специального измерительного колеса с двуплечим рычагом, имеющим возможность поворачиваться вокруг оси подвеса. Верхний конец рычага связан через трансмиссию с неведущими колесами транспортного средства, с другим концом рычага связана измерительная тяга с динамометром. Все это делает устройство дорогим и сложным в эксплуатации. Не сказано, как регистрировать показания динамометра. Визуально - сложно, а если электрическим путем, это требует применения измерительных средств. К тому же коэффициент µk в процессе эксплуатации меняется, а т.к. угол способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 =const, то это приводит к увеличению погрешности. Не сказано, как изменять нагрузку на пружину. Много неясного в применении способа и технических устройств, снижающих его точность и удобство пользования. В книге. Крагельский И.В. и др. Основы расчетов на трение и износ. - М.: Машиностроение. 1977. - 528 с. на с.259-263 приведены данные по определению коэффициентов сопротивления качению. Так, на рис.7, для бронзы (прямые 2) при N=3 кгс имеем F тркач=10 гс, т.е. способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 .

На стр.263, рис.10, коэффициенты сопротивления качению цилиндров по резине, отмеченные линиями 1, 2, 3, лежат в пределах µk=(0,005способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 0,025) безразм. ед. Эти данные свидетельствуют о том, что угол µk мал (tgµk=T/N, Т - сила трения качения; N - нормальная нагрузка). Самый большой коэффициент по рис.10 µk - 0,025 соответствует углу µ k=0,025 рад =1,44 угл. град =85 угл. мин. По результатам экспериментов, проведенных автором для легкового автомобиля, величина µk сопоставима со значением 1,44 угл. град. Данные результаты свидетельствуют о том, что угол µ k мал и что при увеличении нагрузки по фиг.2, с.259 (Крагельский И.В. и др. Основы расчетов на трение и износ. - М.: Машиностроение. 1977. - 528 с.) он будет увеличиваться, что снизит точность измерений. К тому же при смене знака скорости автомобиля у угла µ k должен смениться знак, чего не предусмотрено. Другой недостаток способа и устройства по [А.С. СССР № 976778 «Устройство для определения коэффициента сцепления пневматических колес с дорожным покрытием». МПК G01N 19/02. Авторы Печерский М.А. и др. Бюл. № 4, 1981.] - это то, что измерения производятся в измерительном колесе, а коэффициент сцепления нужно определять в колесах автомобиля. Это еще один источник погрешности. Кстати, в этом изобретении коэффициент сцепления в режиме качения (скольжения) совпадает с коэффициентом сопротивления качению.

Данное изобретение принято за прототип. 3адача, решаемая предлагаемым изобретением, - упрощение способа и технических средств, повышение точности и расширение функциональных возможностей.

Предлагаемое изобретение гораздо проще по способу определения коэффициента трения качения и коэффициента сопротивления качению. Соответственно, для его технической реализации требуется несопоставимо меньший набор технических средств, не требуется усложнять конструкцию транспортного средства, ибо не требуются дополнительные измерения по отношению к параметрам исследуемого пневматического колеса. При этом измерения могут быть произведены в любых колесах транспортного средства, интересующих исследователей, при любом знаке и величине скорости.

Технический результат изобретения состоит в применении устройств видеосъемки для отображения и фиксации контактной линии, являющейся пересечением исследуемого колеса транспортного средства с дорожным покрытием, в аналоговой или цифровой форме. Этот результат с аналогового носителя видеокамеры при ее подключении переносят в компьютер с помощью редактора «Windows Movie Maker». С помощью, например, компьютерного редактора видеоизображений «Virtual Dub-MPEG2» производят разбиение всего временного процесса съемки на кадры. Затем изображение каждого кадра увеличивают и в нем в нужных элементах производят необходимые измерения. После этого для последовательных моментов времени с шагом дискретности следования кадров получают последовательность значений коэффициента трения качения.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе определения коэффициентов трения качения и сопротивления качению, включающем операцию размещения испытуемого пневматического колеса на горизонтальном твердом дорожном покрытии, а также операцию фиксации деформации пневматической части колеса, эта операция выполняется с помощью записи видеокамерой картины деформации зоны контакта пневматической части колеса и твердого дорожного покрытия, возникающей при придании колесу движений взад-вперед, после чего заснятый на носитель процесс с помощью компьютера разбивают на кадры с дискретностью 0,04 с или меньше, интересующие кадры вызывают на экран дисплея, увеличивают изображение до нужных размеров и с помощью координатной сетки на экране определяют величину и направление горизонтального смещения центра контактной площадки пневматической части колеса с твердым покрытием в плоскости, параллельной его движению, относительно точки пересечения перпендикуляра, проведенного через ось подвеса колеса к твердой поверхности, т.е. величину предварительного смещения способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 х, при этом с учетом масштаба изображения, найденного путем сопоставления размера известного элемента транспортного средства в натуре хH и размера этого же элемента на экране дисплея компьютера х, равного отношению хH/х, определяют величину предварительного смещения в натуре по формуле

способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 ,

которая является коэффициентом трения качения, после этого определяют коэффициент сопротивления качению КC по формуле

способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 ,

где R - радиус колеса,

и эти операции повторяют для всех кадров съемки, обеспечивая определение коэффициентов способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 H и КC на всех стадиях движения колеса.

На фиг.1 представлена расчетная схема для определения коэффициентов трения качения и сопротивления качению по упругой деформации пневматической части колеса в горизонтальном направлении в плоскости, параллельной плоскости его движения. На фиг.2 изображен снимок фрагмента машины с испытуемым колесом при испытаниях.

Суть способа раскрывается описанием следующих операций.

1. Испытуемое транспортное средство размещают на горизонтальной площадке с твердым покрытием. Около испытуемого колеса на кузове помещают отсчетную шкалу.

2. Сбоку от него на штативе размещают видеокамеру объективом против испытуемого колеса и устанавливают в кадре размер изображения. Водитель совершает с транспортным средством движения вперед-назад, при которых испытуемое колесо не выходит за пределы кадра видеокамеры.

3. На твердом покрытии на пневматической части колеса наносят одна против другой пометки, обозначающие нижнюю среднюю точку пневматической части колеса.

4. После этого включают видеозаписывающее устройство на запись съемки транспортного средства. Транспортному средству задают движения вперед-назад на расстояния, при которых линия пересечения пневматической части испытуемого колеса и твердого покрытия не выходит за пределы кадра изображения видеокамеры.

5. Останавливают автомобиль и выключают процесс записи. Носитель записи, например лазерный диск, помещают в компьютер, в котором в соответствии с редактором «Virtual Dub-MPEG2» производят разбиение заснятого процесса на кадры. При обычной съемке каждый кадр снимается через время с дискретностью 0,04 с, при скоростной - с меньшим временем дискретности. Дискретность 0.04 с определена в киносъемках для обеспечения при движении кадров восприятия глазами непрерывного движения изображения. Это используется и в видеотехнике. Так меньшую величину дискретности можно применять при съемке движения автомобиля со скоросью больше 1.5 м/с, при которой сделан снимок фиг.2. На нем уже заметна некоторая размытость изображения, не исказившая результата. Отметим, что, например,в видеокамере «Panasonic» предусмотрена дискретность съемки 0.01 с.

6. В соответствии с программой просмотра «Windows» на экране компьютера устанавливают нужный кадр с нужным его увеличением и производят измерения в колесе согласно схеме фиг.1 либо с помощью пикселей по редактору «Virtual Dub-MPEG2», либо с помощью мерной линейки. В этом случае на экране помещают координатную сетку соответствующих размеров, нанесенную на прозрачную пленку.

7. На экране компьютера проводят перпендикуляр OO' к поверхности (фиг.1). Измеряют части O'B и O'А хорды AB, контактной площадки колеса, сместившейся в направлении движения транспортного средства на величину:

В'B=О'O 1=A'A.

Определяют разность частей O'А и O'В хорды АВ и величину предварительного смещения

O'A-O'B=2способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 x;

способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308

8. Определяют масштаб изображения путем измерения размера x элемента на экране и сопоставления с известным размером xH в натуре. Это, например, диаметр обода колеса. Определяют натуральную величину способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 н предварительного смещения на основе пропорции:

xспособ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 xH

способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 xспособ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 H

Из этой пропорции рассчитывают величину предварительного смещения:

способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308

9. Повторяют операции 6-7 для других кадров съемки. При необходимости строят график для способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 H для части или полной дистанции.

10. Из теории известно (Крагельский И.В. и др. Основы расчетов на трение и износ. - М: Машиностроение. 1977. - 528, с.251-252; Плотников П.К. Модель сил трения шара с предварительным смещением качения по шероховатой поверхности // ДАН РФ, 2010, том. 432, № 4, с.481-485), что смещение пятна контакта способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 н, т.е. величина предварительного смещения, есть в то же время коэффициент трения качения, т.е. способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 H=k. Поэтому, зная нормальную нагрузку N на испытуемое колесо, определяют по формуле

способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308

момент сил трения качения в колесе. Зная радиус колеса R (фиг.1), определяют силу трения качения:

способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308

Согласно книге (Крагельский И.В. и др. Основы расчетов на трение и износ. - М: Машиностроение. 1977. - 528 с.) величина способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 есть коэффициент сопротивления качению. Согласно А.С. СССР № 976778 «Устройство для определения коэффициента сцепления пневматических колес с дорожным покрытием». МПК G01N 19/02. Авторы Печерский М.А. и др. Бюл. № 4, 1981 и фиг.1 способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 . По этой формуле рассчитывают коэффициент сопротивления качению КC.

11. В случае, если требуется определять коэффициенты трения качения способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 H=k и сопротивления качению Кс на большой дистанции, видеокамеру нужно закрепить на корпусе автомобиля с помощью кронштейна, направив объектив на место контакта колеса с покрытием, и повторять операции по п.4-9. При этом можно применять скоростную видеосъемку. Следует заметить, что описанный способ поддается автоматизации операций измерений, что можно произвести с помощью компьютера.

Технико-экономический эффект изобретения состоит в существенном упрощении методики и техники определения коэффициентов трения качения и сопротивления качению, в повышении точности. Т.к. способ является бесконтактным и дистанционным, опирающимся на возможности видеотехники и компьютерные технологии, это дает возможность определять параметры трения в автомобилях, тракторах и другом колесном транспорте без вмешательства в их конструкции при их движении с произвольными скоростями. Зная вес транспортного средства, приходящийся на колесо, по формулам (Крагельский И.В. и др. Основы расчетов на трение и износ. - М.: Машиностроение. 1977, с.251)

способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 ;

способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 H=K; способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308

определяют момент и силу трения качения, т.е. в итоге находят способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 и способ определения коэффициентов трения качения и сопротивления   качению, патент № 2467308 . Налицо признаки упрощения процедуры, повышения точности измерений в движении, сокращения времени и экономических затрат.

Класс G01N19/02 определение коэффициента трения 

способ измерения силы трения при прокатке металлов -  патент 2527324 (27.08.2014)
способ определения коэффициента трения покоя поверхностного слоя электропроводящего материала -  патент 2525585 (20.08.2014)
прибор для определения коэффициента силы трения покоя -  патент 2511615 (10.04.2014)
способ определения коэффициента трения при пластической деформации -  патент 2505797 (27.01.2014)
способ определения силы трения текстильных полотен -  патент 2502982 (27.12.2013)
способ определения коэффициента сухого трения фрикционных пар при быстро осциллирующих перемещениях -  патент 2491531 (27.08.2013)
прибор для определения коэффициента силы трения покоя -  патент 2488094 (20.07.2013)
vip-трибометр для определения характеристик трения гибких тел -  патент 2486493 (27.06.2013)
устройство для определения износостойкости наклонных токосъемных щеток при высокой контактной плотности тока -  патент 2483293 (27.05.2013)
тестер для измерения угла скольжения и коэффициента статического трения -  патент 2481568 (10.05.2013)
Наверх