способ формирования модели прогноза образования конденсационных следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя с использованием количественных показателей для образования конденсационных следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый эффект
Классы МПК: | G01W1/02 приборы для индикации состояния погоды путем измерения двух и более переменных величин, например влажности, давления, температуры, облачности, скорости ветра |
Автор(ы): | Дедеш Виктор Трифонович (RU), Тенишев Рустэм Хасанович (RU), Киосе Светлана Николаевна (RU), Румянцева Галина Петровна (RU), Воронич Иван Викторович (RU) |
Патентообладатель(и): | Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-05-27 публикация патента:
20.11.2012 |
Изобретение относится к области авиации и экологии и может быть использовано для выявления условий неблагоприятного влияния эмиссии авиадвигателей на изменение климата и разработки способов уменьшения этого влияния. Технический результат от использования предлагаемого изобретения заключается в возможности более достоверного и более точного определения граничной высоты образования устойчивых кондследов для самолета с конкретным типом, конструкцией и схемой расположения газотурбинных двигателей на самолете, что позволит выдать рекомендации для рассматриваемого типа самолета выполнять полеты в диапазоне высот без образования устойчивых кондследов, т.е. с минимальным влиянием на образование парникового эффекта. В крейсерских полетах на различных высотах измеряют: давление p, температуру наружного воздуха tнв°С (Т нвК), относительную влажность ( нв, %) атмосферного воздуха, скорость (число М) полета, полную температуру газа за турбиной низкого давления
частоту вращения ротора n (режим работы двигателя), расход топлива GT. С использованием этих данных по расчетным характеристикам конкретного двигателя определяют полную температуру газа за камерой смешения
, вычисляют среднюю температуру смешанной струи Тсм.ср , строят графическую зависимость h
=f(H) и из условия h
гр.расч.=0 определяют величину граничной высоты образования КС Н0гр.МСА в условиях стандартной атмосферы, затем вычисляют показатель суммарного пересыщения влажности h
эксп. для каждого конкретного эксперимента с учетом замеренных параметров в полете с учетом конкретного типа двигателя, определяют граничное значение показателя суммарного пересыщения пара h
гр.эксп для конкретного типа двигателя, сравнивают величины показателей h
гр.расч и h
гр.эксп: при отличии h
гр.pacч от h
гр.эксп выполняют уточнение Тсм.ср с учетом особенностей конкретного самолета с конкретным типом двигателя. 5 ил., 3 табл.





Формула изобретения
Способ формирования модели прогноза образования конденсационных следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя с использованием количественных показателей для образования конденсационных следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый эффект, включающий измерение в крейсерском полете самолета с конкретным типом газотурбинного двигателя (ГТД) параметров: высоты Н, давления p, температуры наружного воздуха tнв°С (ТнвК), относительной влажности нв, % атмосферного воздуха, скорости (числа М) полета, полной температуры газа за турбиной низкого давления tтнд°С
, частоты вращения ротора n - режима работы двигателя, расхода топлива GТ, фиксации наличия или отсутствия образования конденсационных следов (КС), вычисление полной температуры газа за камерой смешения
, вычисление температурного градиента влажности смешанной струи газа и атмосферы В0ср - тангенса угла наклона «прямой смешения», вычисление парциального давления водяного пара в атмосфере hнв, Па, вычисление показателя пересыщения влажности при смешении струи газа с «сухой» атмосферой hM, вычисление количественного показателя суммарного пересыщения пара h
=hM+hнв, отличающийся тем, что вычисляют среднюю температуру смешанной струи Тсм.ср по результатам расчета с использованием математической модели полей течения при двухмерном смешении струи газа и атмосферы с учетом обтекания мотогондолы двигателя и изменения скорости смешанного потока по длине смешения с дальнейшим осреднением значений Тсм.ср и
нв по сечениям вдоль смешиваемой струи и построением «прямой смешения» струи газа и атмосферы, аналогичной «прямой смешения» при равномерном смешении для турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) в зависимости от наличия или отсутствия камеры смешения:
- с камерой смешения по формуле:
где - статическая температура газа за камерой смешения двигателя;
- без камеры смешения по формуле:
где m - степень двухконтурности двигателя задается на основании расчетных характеристик двигателя;
вычисляют температурный градиент влажности в смешанной струе В0ср для заданных значений высоты и скорости полета самолета с учетом характеристик конкретного типа двигателя в зависимости от наличия или отсутствия камеры смешения:
- с камерой смешения по формуле:
где Мn - относительная масса паровыделения, равная 0,084 кг/кг, p и Тнв - давление и температура, соответствующие международной стандартной атмосфере (МСА) на расчетной высоте Н, см - коэффициент избытка воздуха за камерой смешения задается на основании расчетных характеристик двигателя;
- без камеры смешения по формуле:
где тнд - коэффициент избытка воздуха на выходе из турбины низкого давления задается на основании расчетных характеристик двигателя;
вычисляют температуру tсм.ср, соответствующую максимальному пересыщению пара в смешанной струе по формуле:
вычисляют для каждой заданной высоты суммарный количественный показатель пересыщения пара по формуле:
где Е(tсм.ср) - парциальное давление насыщенного пара при температуре tсм.ср; - парциальное давление пара при температуре tнв ;
нв.расч - относительная влажность атмосферного воздуха, равная 60%, которая соответствует насыщению надо льдом, что является условием образования устойчивых КС;
по рассчитанным значениям h для соответствующих заданных высот H при Тнв =Тнв.МСА строят графическую зависимость h
=f(H), затем вычисляют величину граничной высоты образования КС Н0гр.МСА, которая определяется из условия h
гр.расч=0, затем вычисляют показатель суммарного пересыщения влажности h
эксп для каждого конкретного эксперимента с учетом замеренных параметров в полете по формулам 1-4 с учетом конкретного типа двигателя, определяют граничное значение показателя суммарного пересыщения пара h
гр.эксп для конкретного типа двигателя по величине h
эксп, рассчитанной при существовании и отсутствии КС, сравнивают величины показателей h
гр.расч и h
гр.эксп: при отличии h
гр.эксп от h
гр.расч=0 уточняют расчет Тсм.ср с учетом особенностей конкретного самолета с конкретным типом двигателя.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиации и экологии и может быть использовано для выявления условий неблагоприятного влияния эмиссии авиадвигателей на изменение климата и разработки способов уменьшения этого влияния.
Современные оценки антропогенных воздействий на окружающую среду показывают, что существенный вклад в загрязнение атмосферы привносит авиация. Продукты сгорания, выделяемые авиационными двигателями, повышают концентрацию углекислого газа, водяного пара, метана, окислов азота и др. и содержат аэрозоли и частицы, которые в свою очередь инициируют образование и развитие перистой облачности. В результате все эти факторы повышают «тепличный» эффект атмосферы. В этом контексте ожидаемое увеличение объема авиационных перевозок может оказать существенное влияние на развитие, протяженность и частоту образования перистой облачности.
Одним из наиболее существенных факторов влияния авиации на образование и развитие перистых облаков являются конденсационные следы (кондследы) самолетов, которые образуются в результате конденсации и замерзания водяного пара, содержащегося в выхлопной струе авиадвигателей. Кондследы образуются на тех же высотах, что и перистые облака, по структуре они близки к ним и их даже называют искусственными перистыми облаками (Cirrus tractus). По оценке начала 1990-х годов площадь, покрываемая кондследами, может быть в среднем порядка 0,1% земной поверхности, но сильно различается по регионам, а к 2050 г. можно ожидать увеличение ее до 0,5%. Ожидаемое увеличение будет происходить вследствие как увеличения объема авиаперевозок, так и повышения КПД авиадвигателей. Но значительно более существенным является то, что при соответствующих метеорологических условиях (повышенная влажность при низких температурах, обычно ниже -40°С) в верхних слоях тропосферы и нижних слоях стратосферы кондследы могут служить запускающим механизмом (эффект «триггера») для образования и особенно для интенсивного развития перистых облаков, существующих вблизи пролегания авиатрассы.
С целью снижения уровня загрязнений, создаваемых авиацией (шум, эмиссия газообразных веществ и аэрозолей) ИКАО рекомендует содействовать внедрению помимо технических также и дополнительных средств и методов (правил, ограничений), способствующих уменьшению вредного воздействия на окружающую среду.
Кондследы образуются при определенном сочетании ряда факторов: давления p и температуры атмосферного воздуха tнв на соответствующей высоте Н, скорости полета Vucm, температуры выхлопных газов за турбиной Тт и за камерой смешения (при ее наличии), коэффициента избытка воздуха кс (
см).
Как известно, процесс образования кондследов описывается принятой в настоящее время гипотезой (моделью) Шмидта - Эплмэна (см. статью Review-articfle автора Schumann U., Meteorol. Zeitschrift, February, 1996), графическая интерпретация которой показана на фиг.1, где енв - парциальное давление водяного пара атмосферного воздуха Ев, Ел - величины парциального давления насыщенного пара над водой и надо льдом, даны зависимости енв, Ев, Ел от температуры. Физически в процессе охлаждения смешанной выхлопной струи начинает образовываться КС, когда температура струи понижается до точки росы (точка t' на фиг.1) и при дальнейшем охлаждении наступает пересыщение паров (над водой), в результате чего выделяется конденсат. Этот процесс продолжается до того момента, когда за счет дальнейшего смешивания струи с окружающим воздухом (разбавления) влажность уменьшается до значения, при котором пересыщение прекращается, несмотря на понижение температуры (точка t'' на фиг.1). В дальнейшем кондслед продолжает существовать, пока давление пара остается выше давления насыщения надо льдом. При понижении давления пара ниже этого значения кондслед интенсивно испаряется.
Интенсивность образования кондследов и их плотность (так называемая мощность) зависит от величины пересыщения над водой. В свою очередь величина пересыщения зависит в основном от температуры атмосферного воздуха и давления (высоты полета). Угол наклона прямой смешения зависит также от теплофизических характеристик конкретного типа и конструкции авиадвигателя. Таким образом избежать образования устойчивых кондследов практически можно, изменяя высоту полета по трассе. В работе Impact of Cruise Altitude on Contrails, в сборнике публикаций конференции «Proceedings of the AAC - Conference, June 30 to July 3, 2003, Fridrichshafen, Germany» авторов С.Fichter и др. приведены данные по влиянию изменения высоты полета на образование кондследов и соответственно тепловой баланс атмосферы в различные сезоны и в среднем за год. Так, снижение высоты на 6000 футов (1800 м) относительно некоторого базового значения приводит к уменьшению образования кондследов до 80% в июле, до 20% в январе и около 40% в среднем за год; повышение высоты на 2000 футов (600 м) увеличивает образование кондследов на ~25% в июле, мало влияет в январе и на несколько процентов увеличивает в среднем за год. Из этих данных следует, что изменение высоты эшелона может существенно влиять на образование кондследов. Способ определения граничной высоты образования кондследов H0гр. в работе не указан.
Однако модель Шмидта - Эплмэна и последующие модификации этой модели предполагают равномерное по объему смешение выхлопной струи с атмосферным воздухом. При этом в расчетах принимается полная (заторможенная) температура струи Т*. Для проверки правомерности описанной модели авторами заявки был выполнен подробный численный газодинамический расчет процесса смешения выхлопной струи с атмосферой на основе решения полной системы уравнений газовой динамики с учетом турбулентного смешения. Результаты расчетов показывают, что градиент изменения влажности смешанной струи (тангенс угла наклона прямой смешения), рассчитываемый по полной температуре, получается существенно заниженным по сравнению с газодинамическим расчетом (прямая 1 на фиг.2). В то же время расчет, выполненный для статической температуры струи, дает существенно завышенное значение градиента (прямая 2 на фиг.2). Практически вполне приемлемая точность получается при расчете градиента для некоторой осредненной температуры смешанной струи Тсм.ср. между
и Тсм (прямая 3) - как видно из фигуры, прямая 3 проходит между прямыми 4, полученными для указанного выше точного численного расчета (две прямые 4 получены параметрически для вариации расчетной длины начального участка смешанной струи на 3 калибра сопла в ту и другую стороны).
Наиболее близким к предлагаемому способу является способ, содержащийся в патенте № 2312379 от 11 января 2006 г. «Способ прогнозирования количественных показателей конденсационных следов, эмитируемых авиационными двигателями, для оценки их соответствия экологически допустимому уровню эмиссии», в котором в крейсерском полете измеряют высоту Н, давление Р, температуру tнв, парциальное давление водяного пара атмосферного воздуха енв, температуру газов за турбиной tT и частоту вращения проверяемого типа двигателя, вычисляют температурный градиент влажности смешанной выхлопной струи B0 (тангенс угла наклона прямой смешения). Недостаток способа в том, что при расчетах параметров, определяющих условия образования кондследов: температурного градиента влажности В0, показателя пересыщения пара hм, температуры tм и др. температура смешанной струи принимается как для одномерного процесса смешения, что, как показано выше, может приводить к заниженному значению суммарного показателя пересыщения h , кроме того, не учитывается влияние отклонений температуры атмосферы от МСА и параметров работы двигателей на температуру смешанной струи, т.е. в конечном счете на величину граничной высоты образования устойчивого кондследа H0гр..
Ожидаемый технический результат от использования предлагаемого изобретения заключается в возможности более достоверного и более точного определения граничной высоты образования устойчивых кондследов для самолета с конкретным типом, конструкцией и схемой расположения газотурбинных двигателей на самолете, что позволит выдать рекомендации для рассматриваемого типа самолета выполнять полеты в диапазоне высот без образования устойчивых конследов, т.е. с минимальным влиянием на образование парникового эффекта.
Для достижения ожидаемого технического результата в способе формирования модели прогноза образования конденсационных следов (КС) самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя с использованием количественных показателей для образования КС и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый эффект, включающем измерение в крейсерском полете самолета с конкретным типом газотурбинного двигателя (ГТД) параметров: высоты H, давления p, температуры наружного воздуха tнв°С (TнвК), относительной влажности нв,% атмосферного воздуха, скорости (числа М) полета, полной температуры газа за турбиной низкого давления
частоты вращения ротора n - режима работы двигателя, расхода топлива GT, фиксации наличия или отсутствия образования конденсационных следов (КС), вычисление полной температуры газа за камерой смешения
, вычисление температурного градиента влажности смешанной струи газа и атмосферы В0ср. - тангенса угла наклона «прямой смешения», вычисление парциального давления водяного пара в атмосфере hнв, Па, вычисление показателя пересыщения влажности при смешении струи газа с «сухой» атмосферой hм, вычисление количественного показателя суммарного пересыщения пара h
=hм+hнв, дополнительно вычисляют среднюю температуру смешанной струи Тсм.ср. по результатам расчета с использованием математической модели полей течения при двухмерном смешении струи газа и атмосферы с учетом обтекания мотогондолы двигателя и изменения скорости смешанного потока по длине смешения с дальнейшим осреднением значений Тсм.ср. и
нв по сечениям вдоль смешиваемой струи и построением «прямой смешения» струи газа и атмосферы, аналогичной «прямой смешения» при равномерном смешении для турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) с камерой смешения по формуле
- статическая температура газа за камерой смешения двигателя.
Вычисляют температурный градиент влажности в смешанной струе В0ср. для заданных значений высоты и скорости полета самолета с учетом характеристик конкретного типа двигателя по формуле
Mn - относительная масса паровыделения, равная 0,084 кг/кг, p и Tнв - давление и температура, соответствующие международной стандартной атмосфере (МСА) на расчетной высоте Н, см - коэффициент избытка воздуха за камерой смешения задается на основании расчетных характеристик двигателя.
Вычисляют температуру tм.cp., соответствующую максимальному пересыщению пара в смешанной струе по формуле
Вычисляют для каждой заданной высоты суммарный количественный показатель пересыщения пара по формуле
E(tм.ср.) - парциальное давление насыщенного пара при температуре tм.ср.; - парциальное давление пара при температуре tнв;
нврасч. - относительная влажность атмосферного воздуха, равная 60%, которая соответствует насыщению надо льдом, что является условием образования устойчивых КС.
По рассчитанным значениям h для соответствующих заданных высот Н при Tнв =ТнвМСА строят графическую зависимость h
=f(H), затем вычисляют величину граничной высоты образования КС Н0гр.МСА, которая определяется из условия h
гр.расч.=0. Затем вычисляют показатель суммарного пересыщения влажности h
эксп. Для каждого конкретного эксперимента с учетом замеренных параметров в полете по формулам 1-4 с учетом конкретного типа двигателя определяют граничное значение показателя суммарного пересыщения пара h
гp.эксп. для конкретного типа двигателя по величине h
эксп., рассчитанной при существовании и отсутствии КС. Сравнивают величины показателей h
гр.расч. и h
гр.эксп.: при отличии h
гр.эксп. от h
гр.расч.=0 уточняют расчет Tсм.ср. с учетом особенностей конкретного самолета с конкретным типом двигателя.
Для ТРДД без камеры смешения:
- среднюю температуру смешанной струи Тсм.ср. вычисляют по формуле
m - степень двухконтурности двигателя задается на основании расчетных характеристик двигателя;
температурный градиент влажности в смешанной струе В0ср. для заданных значений высоты и скорости полета самолета с учетом характеристик конкретного типа двигателя вычисляют по формуле
- ТНД - коэффициент избытка воздуха на выходе из турбины низкого давления задается на основании расчетных характеристик двигателя;
- показатель суммарного пересыщения влажности h эксп. для каждого конкретного эксперимента с учетом замеренных параметров в полете вычисляют по формулам 5, 6, 3, 4.
Таким образом, достигают возможности более достоверного и более точного определения граничной высоты образования устойчивых кондследов для самолета с конкретным типом, конструкцией и схемой расположения газотурбинных двигателей и выявляют условия неблагоприятного влияния эмиссии авиадвигателей на изменение климата и разработки способов уменьшения этого влияния.
Предлагаемый способ поясняется чертежами:
на фиг.1 показаны прямые смешения при охлаждении выхлопной струи в атмосфере;
на фиг.2 показано состояние струи в координатах «температура - парциальное давление»;
на фиг.3 - показатель пересыщения пара смешанной струи;
на фиг.4 - представлены результаты эксперимента для определения граничного значения показателя суммарного пересыщения пара;
на фиг.5 - приведена граница образования устойчивых КС.
Способ осуществляется следующим образом.
В крейсерских полетах на различных высотах измеряют давление р, температуру наружного воздуха t нв°С (ТнвК), относительную влажность нв,% атмосферного воздуха, скорость (число М) полета, полную температуру газа за турбиной низкого давления
частоту вращения ротора n (режим работы двигателя), расход топлива GT. С использованием этих данных по расчетным характеристикам конкретного двигателя определяют полную температуру газа за камерой смешения
, вычисляют среднюю температуру смешанной струи Tсм.ср. . Способы вычисления средней температуры струи несколько различаются для ТРДД с камерой и без камеры смешения:
- для турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) с камерой смешения внутреннего и наружного контуров по формуле
- статическая температура газа за камерой смешения двигателя;
- для ТРДД без камеры смешения
m - степень двухконтурности двигателя задается на основании расчетных характеристик двигателя, вычисляют температурный градиент влажности смешанной струи газа и атмосферы B0ср.
- для ТРДД с камерой смешения по формуле
- для ТРДД без камеры смешения по формуле
Мn - относительная масса паровыделения, равная для применяемого в настоящее время авиатоплива 0,084 кг/кг, р и Тнв - давление и температура, соответствующие международной стандартной атмосфере (МСА) на расчетной высоте Н, ТНД - коэффициент избытка воздуха на выходе из турбины низкого давления задается на основании расчетных характеристик двигателя,
см - коэффициент избытка воздуха за камерой смешения задается на основании расчетных характеристик двигателя, вычисляют температуру tм.ср., соответствующую максимальному пересыщению пара в смешанной струе (см. фиг.3) по формуле
вычисляют для каждой заданной высоты суммарный показатель пересыщения пара по формуле
Е(tм.ср.) - парциальное давление насыщенного пара при температуре tм.ср., - парциальное давление водяного пара в атмосфере,
нврасч. - относительная влажность атмосферного воздуха, равная 60%, которая соответствует насыщению надо льдом, что является условием образования устойчивых кондследов, по рассчитанным значениям h
для соответствующих заданных высот Н при температуре, соответствующей МСА, Tнв=ТнвМСА, строят графическую зависимость h
=f(H) и из условия h
гp.расч.=0 определяют величину граничной высоты образования КС Н0гр.МСА в условиях стандартной атмосферы, затем вычисляют показатель суммарного пересыщения влажности h
эксп., для каждого конкретного эксперимента с учетом замеренных параметров в полете по формулам 1-6 с учетом конкретного типа двигателя, определяют граничное значение показателя суммарного пересыщения пара h
гр.эксп. для конкретного типа двигателя, сравнивают величины показателей h
гр.расч. и h
гp.эксп.: при отличии h
гр.эксп. от h
гр.расч. выполняют уточнение Тсм.ср с учетом особенностей конкретного самолета с конкретным типом двигателя.
Пример
Прогнозируется величина показателя суммарного пересыщения, характеризующая условия образования конденсационных следов, при полетах на высотах 8 13 км для оценки граничной высоты образования КС.
На указанных высотах выполнены измерения давления (Р) и температуры (tнв) атмосферного воздуха, температуры газов за турбиной (tT), частоты вращения (оборотов) двигателей, расход топлива, парциальное давление пара в окружающем воздухе (e нв). На основании этих данных и расчетных характеристик данного типа двигателя определены коэффициент избытка воздуха ( см) и полная температура
смешанной струи на срезе сопла двигателя.
Полученные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1 | ||||||
H, км | 8,717 | 10,176 | 12,644 | 9,690 | 10,161 | 11,352 |
Наличие КС | есть | есть | есть | нет | нет | нет |
Р, кПа | 32,051 | 25,725 | 17,345 | 27,71 | 25,787 | 21,399 |
tнв, °C | -50,9 | -56,0 | -63,9 | -48,2 | -45,4 | -46,9 |
енв , Па | 3,07 | 1,197 | 0,49 | 3,47 | 1,44 | 2,58 |
![]() | 19 | 18,7 | 12,4 | 22,66 | 18,5 | 11,9 |
390 | 387,4 | 466,2 | 366,5 | 398,1 | 491,9 |
Вычисляем показатель пересыщения пара в смешанной струе h
где градиент изменения парциального давления пара в смешанной струе (тангенс угла наклона линии смешения) вычисляем по формуле:
где Мn - относительная масса паровыделения, равная 0,084 кг/кг, EВ(tм ) - парциальное давление насыщенного пара над водой при температуре tм; температуру tм, соответствующую максимальному пересыщению пара в смешанной струе, определяем по формуле
tм=9,142·lnB0ср.-45,57°С.
Зависимость EВ от температуры имеется в справочной и специальной литературе, а также с удовлетворительной точностью аппроксимируется формулой Магнуса
где а=7,63 и в=241,9; Тсм.ср. - средняя температура смешанной струи определяется по формуле
где - статическая температура газа за камерой смешения двигателя, вычисляют температурный градиент влажности в смешанной струе В0ср. для заданных значений высоты и скорости.
Результаты расчетов сведены в таблицу 2 и представлены на фиг.4.
Таблица 2 | ||||||
H, км | 8,717 | 10,176 | 12,644 | 9,690 | 10,161 | 11,352 |
Тсм.ср., K | 357 | 354,7 | 428,2 | 334,7 | 364,3 | 451,8 |
B 0cp., Па/K | 1,66 | 1,33 | 0,848 | 1,48 | 1,35 | 1,06 |
tM, °C | -41,9 | -44 | -48,3 | -42,75 | -44 | -46,1 |
h ![]() | 2 | 4,26 | 5,9 | -2,63 | -9,5 | -6,45 |
По результатам эксперимента, представленным на фиг.4, определяют граничное значение показателя суммарного пересыщения пара h гp.эксп.. Как видно из фиг.4, h
гр.эксп.
0, т.е. конденсационные следы образуются при h
гр.эксп.>0, при h
гр.эксп.
0 - конденсационные следы очень слабые или отсутствуют.
Для определения граничной высоты образования КС выполнен расчет показателей суммарного пересыщения пара h расч. на высотах 9, 10, 11 км по расчетным характеристикам данного двигателя в условиях стандартной атмосферы по формулам 1
3; относительная влажность для расчетов принята равной 60%, что соответствует парциальному давлению пара в окружающем воздухе (енв), равному насыщению надо льдом при соответствующей температуре, что является условием образования устойчивых КС.
Полученные данные приведены в таблице 3 и на фиг.5.
Таблица 3 | |||||||||
H, км | Р, кПа | tнв, °C | енв, Па | ![]() | | Т см.ср., K | B0cp., Па/K | tM, °C | h![]() |
9 | 30,8 | -43 | 7,8 | 12,8 | 472 | 435 | 1,52 | -42,75 | -5,64 |
10 | 26,5 | -50 | 3,8 | 12,7 | 465 | 429 | 1,3 | -44,2 | -1,21 |
11 | 22,7 | -56 | 1,8 | 12,7 | 459 | 424 | 1,1 | -45,9 | 3,07 |
Вычисляют величину граничной высоты образования КС Н0гр.МСА, которая определяется из условия h гр.расч.=0, что соответствует границе образования устойчивых конденсационных следов. В данном примере H0гр.МСА
10,3 км.
Класс G01W1/02 приборы для индикации состояния погоды путем измерения двух и более переменных величин, например влажности, давления, температуры, облачности, скорости ветра