способ размещения и использования комплекса спасательного универсального надводного
Классы МПК: | B63G8/40 спасательное оборудование для личного состава B63G8/41 капсюли, камеры, водонепроницаемые шлюпки и тп, отделяемые от подводных лодок B63C9/02 спасательные шлюпки, плоты или подобные устройства, специально предназначенные для спасения жизни |
Автор(ы): | Овчинников Виктор Федорович (RU), Постников Михаил Анатольевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Лазурит" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-09-08 публикация патента:
27.11.2012 |
Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано в подводных лодках. Способ размещения комплекса спасательного универсального надводного включает расположение прочных контейнеров, обеспечивающих хранение спасательных плотов на борту подводной лодки. Контейнеры размещают в кормовой части ограждения подъемно-мачтовых устройств в диаметральной плоскости. Способ использования комплекса спасательного универсального надводного состоит в эвакуации и посадке личного состава аварийной подводной лодки в спасательные плоты. Плоты последовательно выпускают на палубу подводной лодки в соответствии с графиком посадки личного состава. Плоты одерживают фалами, длина которых обеспечивает перемещение плота в положение для «сухой» посадки личного состава усилием 1-2 человек на подветренный борт. Достигается повышение надежности, безопасности и эффективности способа эвакуации личного состава аварийной подводной лодки в спасательные плоты. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ размещения комплекса спасательного универсального надводного для спасения личного состава аварийной подводной лодки, включающий прочные контейнеры, расположенные на борту подводной лодки и обеспечивающие хранение и использование спасательных плотов по прямому назначению, отличающийся тем, что контейнеры размещаются в кормовой части ограждения подъемно-мачтовых устройств в диаметральной плоскости.
2. Способ использования комплекса спасательного универсального надводного, состоящий в эвакуации и посадке личного состава аварийной подводной лодки, находящейся в надводном положении, в спасательные плоты, отличающийся тем, что плоты, последовательно выпускаемые на палубу подводной лодки в соответствии с графиком посадки личного состава, одерживаются фалами, длина которых обеспечивает перемещение плота в положение для «сухой» посадки личного состава усилием 1-2 человек на тот борт, который окажется подветренным, при этом увеличивается эффективность использования за счет повышения надежности и сокращается общее время эвакуации личного состава подводной лодки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на подводных лодках (ПЛ) военно-морского флота (ВМФ) и др. подводных объектах.
Известны комплексы спасательные универсальные (КСУ-Н), предусматривающие использование спасательных плотов для размещения в них личного состава аварийной ПЛ, находящейся в надводном положении.
В состав комплекса входит от 4-х до 6-и контейнеров, которые обеспечивают хранение и использование спасательных плотов по прямому назначению. В исходном положении на ПЛ контейнеры (заявка № 2002116631/11 от 20.06.2002 г.) размещаются по 2-3 шт. на каждом борту, что предусматривает выполнение операций по эвакуации и посадке личного состава в спасательные плоты с обоих бортов. При этом проведение эвакуации с наветренного борта значительно сложнее и опаснее.
Целью данного предлагаемого изобретения является повышение надежности, безопасности и эффективности эвакуации личного состава аварийной ПЛ в спасательные плоты за счет проведения операции только с подветренного борта ПЛ, где волнение моря значительно меньше.
Новизна данного технического предложения заключается в изменении схемы размещения и использования комплекса КСУ-Н на ПЛ, реализация которого позволит:
- осуществлять эвакуацию личного состава в зависимости от состояния моря с одного или двух бортов;
- обеспечить возможность безопасной эвакуации личного состава с одного подветренного борта аварийной ПЛ при волнении моря до 4-х баллов;
- обеспечить «сухой» и более надежный способ эвакуации за счет организации посадки личного состава в плоты при их нахождении на борту ПЛ;
- обеспечить спуск плота с личным составом на воду по схеме, изложенной в заявке на изобретение № 2010103696/11(005156) от 03.02.2010 г. «Комплекс спасательный универсальный надводный (КСУ-Н)», только с подветренной стороны;
- повысить основной показатель эффективности данной схемы использования комплекса за счет сокращения общего времени эвакуации и времени развертывания устройства эвакуации, обеспечивающего посадку экипажа в плоты.
Актуальность изобретения подтверждается тем, что по существующим условиям размещения КСУ на ПЛ не может быть обеспечено спасение с обоих бортов всего числа спасаемых (требования Российского Морского Регистра Судоходства). Также не обеспечивается выполнение рекомендаций аварийно-спасательной службы ВМФ по проведению операций по эвакуации личного состава аварийной ПЛ с одного подветренного борта, где условия ее осуществления более безопасны из-за снижения параметров волнения моря.
Выполнить операцию посадки личного состава в плоты с наветренной стороны, где происходит суперпозиция набегающих и отраженных волн, крайне затруднительно.
Перемещение плотов в рабочем (надутом) состоянии после их одновременного выпуска из контейнеров, когда они находятся на плаву около ПЛ, с наветренного борта на другой практически невозможно.
Указанная цель достигается за счет того, что прочные контейнеры комплекса КСУ-Н размещаются в кормовой части ограждения подъемно-мачтовых устройств (ОПМУ) в диаметральной плоскости. После последовательного, один за другим, выпуска из контейнеров плоты оказываются на палубе ПЛ и могут быть перемещены усилием 1-2 человек на тот борт, который окажется подветренным.
Применение полиуретана в качестве материала, из которого выполняется днище плота, позволит значительно уменьшить силу трения и, соответственно, требуемые усилия по перемещению его по палубе ПЛ.
Спасательные плоты в исходном рассчитанного количества подводников положении находятся на наклонной части борта ПЛ.
На чертеже показан вариант размещения контейнеров в ОПМУ ПЛ. Выпуск плотов осуществляется последовательно, обеспечивая посадку личного состава в подготовленные плоты. После открытия передней крышки 1 из корпуса контейнера 2 плот 3 выталкивается устройством выпуска плота 4 за счет подачи в него сжатого воздуха.
При выпадении из контейнера плот 3 автоматически приводится в рабочее состояние и, аналогично приведению в рабочее состояние на палубе надводного корабля, размещается на палубе ПЛ, одерживаемый фалом 5. Длина данного фала обеспечивает смещение плота на любой борт в положение для посадки рассчитанного количества личного состава.
После завершения посадки плот с личным составом спускается на воду посредством устройства спуска (см. заяв. № 2010103696/11(005156) от 03.02.2010 г.).
После спуска первого плота на воду на палубу ПЛ выпускается второй плот и операция повторяется.
Класс B63G8/40 спасательное оборудование для личного состава
Класс B63G8/41 капсюли, камеры, водонепроницаемые шлюпки и тп, отделяемые от подводных лодок
Класс B63C9/02 спасательные шлюпки, плоты или подобные устройства, специально предназначенные для спасения жизни