твердотопливный газогенератор

Классы МПК:F02K9/08 использующие твердые топлива
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-05-31
публикация патента:

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может применяться в конструкции твердотопливных газогенераторов либо ракетных двигателей твердого топлива. Твердотопливный газогенератор содержит цилиндрический корпус с расходным узлом, вкладной заряд твердого топлива, съемную соосную с корпусом цилиндрическую оболочку, установленную между корпусом и зарядом, с сообщающимися между собой зазорами. Расходный узел образован соплами, размещенными на цилиндрической части корпуса в одной радиальной плоскости. Торцы цилиндрической оболочки соединены с передним и задним днищами соответственно, а сообщение зазоров выполнено с помощью отверстий в цилиндрической оболочке, расположенных напротив расходных отверстий на корпусе. На переднем и заднем днищах установлены съемные защитные экраны с перепускными отверстиями с образованием полостей между ними и внутренними поверхностями днищ, не сообщающихся с полостью между корпусом и цилиндрической оболочкой. Изобретение позволяет повысить надежность газогенератора, за счет снижения уровня теплового воздействия на силовые элементы корпуса и снижения уровня эрозионного воздействия продуктов сгорания на поверхность заряда. 1 ил.

твердотопливный газогенератор, патент № 2468237

Формула изобретения

Твердотопливный газогенератор, содержащий цилиндрический корпус с расходным узлом, вкладной заряд твердого топлива, съемную соосную с корпусом цилиндрическую оболочку, установленную между корпусом и зарядом, с сообщающимися между собой зазорами, отличающийся тем, что в нем расходный узел образован соплами, размещенными на цилиндрической части корпуса в одной радиальной плоскости, торцы цилиндрической оболочки соединены с передним и задним днищами соответственно, сообщение зазоров выполнено с помощью отверстий в цилиндрической оболочке, расположенных напротив расходных отверстий на корпусе, при этом на переднем и заднем днищах установлены съемные защитные экраны с перепускными отверстиями с образованием полостей между ними и внутренними поверхностями днищ, не сообщающихся с полостью между корпусом и цилиндрической оболочкой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может применяться в конструкции твердотопливных газогенераторов (либо ракетных двигателей твердого топлива).

Известна конструкция твердотопливного газогенератора в составе ракетного двигателя, содержащего цилиндрический корпус с расходным узлом, вкладной заряд твердого топлива (ТТ), съемную соосную с корпусом цилиндрическую оболочку, установленную между корпусом и зарядом, с сообщающимися между собой зазорами (см. патент РФ № 2211356).

Недостатком указанной конструкции является высокий уровень теплового нагружения незащищенного переднего днища корпуса (при такой конструктивной схеме переднее и заднее днища имеют одинаковую теплонапряженность), обусловленный высоким уровнем скорости газового потока и высоким уровнем излучения со стороны продуктов сгорания и цилиндрической оболочки, разогретой до температуры среды. Кроме того, высокая скорость обтекания заряда может приводить к его эрозионному горению, приводя к нерасчетному газообразованию.

Технической задачей настоящего изобретения являться повышение эффективности и надежности газогенератора с вкладным зарядом всестороннего горения за счет снижения уровня теплового воздействия на силовые элементы корпуса и снижения уровня эрозионного воздействия продуктов сгорания на поверхность заряда, тем самым обеспечивая возможность многократного использования элементов конструкции.

Сущность изобретения состоит в том, что твердотопливный газогенератор, содержащий цилиндрический корпус с расходным узлом, вкладной заряд твердого топлива, съемную соосную с корпусом цилиндрическую оболочку, установленную между корпусом и зарядом, с сообщающимися между собой зазорами, снабжен расходным узлом, образованным соплами, размещенными на цилиндрической части корпуса в одной радиальной плоскости, торцы цилиндрической оболочки соединены с передним и задним днищами соответственно, сообщение зазоров выполнено с помощью отверстий в цилиндрической оболочке, расположенных напротив расходных отверстий на корпусе, при этом на переднем и заднем днищах установлены съемные защитные экраны с перепускными отверстиями с образованием полостей между ними и внутренними поверхностями днищ, не сообщающихся с полостью между корпусом и цилиндрической оболочкой.

Технический результат достигается:

- наличием защитного экрана, позволяющего снизить суммарный уровень теплового воздействия на переднее и заднее днище (лучистый и конвективный);

- наличием перепускных отверстий в защитном экране, позволяющих исключить перепад давления между объемами камеры сгорания и полостей у днищ, что исключает силовую нагрузку на элементы теплозащиты;

- отсутствием прямого сообщения между объемами, образованными экраном с передним (или заднем) днищем и цилиндрической оболочкой с корпусом, где установлены расходные узлы, минуя камеру сгорания, что обеспечивает низкий уровень скорости обтекания поверхности днища продуктами сгорания, т.е. наличие застойной зоны;

- отверстиями в цилиндрической оболочке, которые снижают скорость обтекания заряда и соответственно уровень эрозионного воздействия продуктов сгорания на него.

На чертеже представлен эскиз газогенератора, содержащего цилиндрический корпус 1 с расходным узлом с соплами 2, заднее днище 3 и переднее днище 4, вкладной заряд ТТ 5, цилиндрическую оболочку 6 с расходными отверстиями d1, защитный экран 7 с перепускными отверстиями d2.

Схема работы газогенератора: после подачи команды на запуск, срабатывания системы воспламенения, воспламенения заряда твердого топлива 5, поток продуктов сгорания истекает из камеры сгорания в полость между цилиндрической оболочкой 6 и цилиндрическим корпусом 1 через расходные щели d1, далее через расходные узлы 2 во внешнюю среду. Поскольку область между передним днищем 4 (или задним днищем 3) и защитным экраном 7 с ообщается с камерой сгорания через перепускные отверстия d2, но не сообщается с полостью, образованной цилиндрической оболочкой 6 и корпусом 1, из которой происходит истечение во внешнюю среду, в ней не возникает организованного течения, т.е. образуется застойная зона. В застойной зоне, характеризующейся сравнительно более низким уровнем скорости обтекания поверхности потоком продуктов сгорания и сравнительно более низким уровнем температуры среды вследствие остывания за счет теплоотдачи в ограждения и отсутствием активного массообмена, значительно ниже уровень конвективного и лучистого теплообмена.

Разработка позволяет повысить эффективность и надежность ТТ газогенератора с вкладным зарядом всестороннего горения за счет снижения уровня теплового воздействия на силовые элементы корпуса и снижения уровня эрозионного воздействия продуктов сгорания на поверхность заряда, тем самым обеспечивая возможность многократного использования элементов конструкции. В случае многократного использования (например, для отработки вкладных зарядов твердого топлива) значительно упрощается подготовка газогенератора к повторному использованию и снижаются затраты на материальную часть.

Класс F02K9/08 использующие твердые топлива

конический ракетный двигатель староверова-8 /варианты/ и способ его вертикального старта /варианты/ -  патент 2524793 (10.08.2014)
ракетный двигатель староверова-10 -  патент 2521429 (27.06.2014)
ракетный двигатель староверова-12 -  патент 2514821 (10.05.2014)
реактивный двигатель -  патент 2509909 (20.03.2014)
твердотопливный газогенератор для катапультного устройства ракеты -  патент 2497005 (27.10.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)
ракетный двигатель староверова - 3 (варианты) -  патент 2482313 (20.05.2013)
ракетный двигатель твердого топлива -  патент 2449155 (27.04.2012)
ракетный двигатель твердого топлива -  патент 2435061 (27.11.2011)
устройство для исследования подводного горения унитарных твердых топлив в поле центробежных сил -  патент 2431080 (10.10.2011)
Наверх