амортизатор
Классы МПК: | F16F3/02 с пружинами, изготовленными из стали или иного материала с низким внутренним трением F16F1/18 листовые пружины F16F15/073 использующими только листовые пружины |
Автор(ы): | Вавилов Владимир Дмитриевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева" (НГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-07-06 публикация патента:
10.12.2012 |
Изобретение относится к средствам гашения вибрации и ударов. Обойма и шток амортизатора соединены между собой при помощи пакета пластин, размещенного в полости обоймы. Пакет состоит из расположенных поочередно подвижных и неподвижных упругих пластин. Неподвижных пластин на одну больше, чем подвижных. Пластины выполнены из одинакового материла и одинаковыми по толщине. Обойма имеет глухое дно и закрыта жестко соединяемой с ней крышкой. Размер подвижных пластин меньше, чем неподвижных на величину хода в боковом направлении. Зазор между подвижными и неподвижными пластинами в пакете выбран посредством поджатия крышкой. Неподвижные пластины и крышка имеют в центре отверстия для установки штока. Подвижные пластины по центру жестко соединены со штоком. Неподвижные пластины по внешним кромкам соединены с обоймой по скользящей посадке. Достигается повышение амортизирующих свойств. 1 ил.
Формула изобретения
Амортизатор, содержащий обойму, крышку и шток, обойма и шток соединены между собой упругим пластинчатым элементом, отличающийся тем, что пластинчатый элемент выполнен в виде пакета из подвижных и неподвижных упругих пластин из одинакового материла и одинаковых по толщине, число неподвижных пластин выполнено на одну больше, в плане подвижные и неподвижные пластины могут иметь любую произвольную форму, причем размер подвижных пластин выполняется меньше, чем у неподвижных на величину заданного хода в боковом направлении, пакет пластин размещен в полости обоймы, закрываемой с одной стороны жестко соединяемой с обоймой крышкой, а с другой стороны полость обоймы имеет глухое дно, зазор между подвижными и неподвижными пластинами выбран посредством поджатия крышкой, подвижные и неподвижные пластины расположены поочередно, неподвижные пластины и крышка имеют в центре отверстия для установки штока, подвижные пластины по центру жестко соединены со штоком, а неподвижные пластины по внешним кромкам соединены с обоймой по скользящей посадке.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам гашения вибраций и ударов и может быть использовано для виброизоляции навигационных приборов в авиационной и ракетной технике.
Известен кольцевой цельнометаллический виброизолятор, содержащий элемент из упругодемпфирующего материала, две диаметрально расположенные на элементе разъемные обоймы, служащие для крепления виброизолятора к основанию и изолируемому объекту. Упругий элемент выполнен в виде замкнутого контура тора Мебиуса [1].
Недостатком аналога является низкая собственная прочность упругодемпфирующих элементов вследствие того, что при прессовании материала происходит существенное деформирование проволочек спирали о торцевые поверхности гофрированных пластин.
Известен также амортизатор с упругодемпфирующими элементами, состоящий из наружной рамы и вывешенной внутри нее платформы для объекта защиты, отличающийся тем, что, с целью обеспечения эффективного совмещения центра масс объекта и центра жесткости амортизационных элементов, несущие тросы протянуты вдоль сторон платформы, концы которых заведены через сегменты на штанги, расположенные по всей длине вдоль наружных стенок, а концы самих штанг соединены с упругими плечами торсионов, обеспечивающих натяг тросов и упругую деформацию при ударном воздействии [2].
Недостатком является то, что амортизатор не защищает от перекрестных перегрузок.
Наиболее близким к заявляемому может служить амортизатор, содержащий обойму, крышку и шток, обойма и шток соединены между собой упругим пластинчатым элементом [3].
Недостатками такого амортизатора являются однонаправленная жесткость и однонаправленный коэффициент потерь. В поперечных направлениях жесткость известного амортизатора является бесконечно большой, что при случайном характере вибрационной или ударной нагрузки приводит к выходу из строя защищаемых объектов.
Решаемая задача - исключение выхода из строя защищаемых объектов.
Технический результат - повышение амортизирующих свойств.
Для достижения технического результата в амортизаторе, содержащем обойму, крышку и шток, в котором обойма и шток соединены между собой упругим пластинчатым элементом, пластинчатый элемент выполнен в виде пакета из подвижных и неподвижных упругих пластин из одинакового материла и одинаковых по толщине, число неподвижных пластин выполнено на одну больше, в плане подвижные и неподвижные пластины могут иметь любую произвольную форму, причем размер подвижных пластин выполняется меньше, чем у неподвижных на величину заданного хода в боковом направлении, пакет пластин размещен в полости обоймы, закрываемой с одной стороны жестко соединяемой с обоймой крышкой, а с другой стороны полость обоймы имеет глухое дно, зазор между подвижными и неподвижными пластинами выбран посредством поджатия крышкой, подвижные и неподвижные пластины расположены поочередно, неподвижные пластины и крышка имеют в центре отверстия для установки штока, подвижные пластины по центру жестко соединены со штоком, а неподвижные пластины по внешним кромкам соединены с обоймой по скользящей посадке.
При действии вибрационной или ударной нагрузки упругий пакет пластин деформируется. При действии осевой или ударной нагрузки по оси Y упругие подвижные пластины воздействуют на аналогичные неподвижные, при этом те и другие пластины изгибаются и одновременно скользят относительно друг друга. Изгиб обеспечивает жесткость амортизатору, а скольжение с трением - коэффициент гистерезисных потерь.
На фигуре 1 приведено устройство амортизатора, в состав которого входят следующие детали: 1 - обойма; 2 - неподвижная упругая пластина; 3 - шток; 4 - подвижная упругая пластина; 5 - крышка. В обойме 1 выполнена внутренняя полость для установки пакета пластин. Подвижные и неподвижные упругие пластины пакета выполнены из одинакового материала и одинаковы по толщине, число неподвижных пластин на одну больше. В плане подвижные и неподвижные пластины могут иметь любую произвольную форму. Обойма 1 имеет с одной стороны глухое дно, а с другой закрывается крышкой на винтах и обеспечивает возможность поджатия пакета пластин. Неподвижные пластины 2 по внешним кромкам соединены с обоймой 1 по скользящей посадке. Подвижные пластины 4 по центру жестко соединены со штоком 3. Подвижные и неподвижные пластины расположены в пакете поочередно. Для соединения амортизатора с основанием объекта обойма 1 имеет фланец с отверстиями, а для соединения с виброзащищаемым прибором на внешнем конце штока также выполнено отверстие.
Амортизатор работает следующим образом. В исходном состоянии без движения деформации упругого пакета пластин не происходит. Изменения температуры также не приводят к перемещениям штока 3, поскольку неподвижных пластин 2 выполнено на одну больше и деформации подвижных пластин 4 полностью компенсируются перемещениями неподвижных.
Для достижения необходимой виброзащиты приборного блока система с амортизаторами должна отвечать трем требованиям: 1 - иметь резонанс в заданной точке амплитудно-частотной характеристики; 2 - заданную величину резонансного пика; 3 - заданный спад амплитудно-частотной характеристики выше рабочих частот. Резонансная частота системы с амортизаторами, как фильтра нижних частот, определяется следующей зависимостью:
где рез - резонансная частота системы с амортизаторами; kу - осевая жесткость амортизаторов; - безразмерный коэффициент гистерезисных потерь в амортизаторе; n - число амортизаторов в системе виброзащиты; m - масса виброзащищаемого приборного блока. Безразмерный коэффициент гистерезисных потерь в амортизаторе определяется несколькими факторами; во-первых, при упругом изгибе пружинных пластин основное значение коэффициента гистерезисных потерь определяется свойствами материала и приводится в справочной литературе по конструированию, во-вторых, добавочная часть к коэффициенту гистерезисных потерь зависит от характеристик конструкции, например, для конструкций с трением эта добавка определяется коэффициентом трения. Кроме основного вида воздействий на виброзащищаемую систему, имеют место боковые воздействия. При боковом воздействии вибрационных и ударных нагрузок (по осям x и z) заявляемый амортизатор также защищает приборные блоки за счет силы трения между пластинами. Характеристики амортизатора в боковых направлениях могут быть конструктивно выполнены равными в осевом направлении.
Источники информации
1. Патент РФ № 2285161. Авторы: Минасян Минас Арменакович и Минасян Армен Минасович, кл. F16F 7/14, от 10.10.2006.
2. Патент РФ № 2199683. Авторы: Пономарев Ю.К., Архангельский С.В. и др., от 27.02.2003 г.
3. Патент РФ на полезную модель № 78540. Мансуров Ибрагим Яхъяевич, Гольдин Виктор Вольфович, кл. F16F 7/14, от 27.11.2008.
Класс F16F3/02 с пружинами, изготовленными из стали или иного материала с низким внутренним трением
упругий элемент тарельчатого типа - патент 2529690 (27.09.2014) | |
вантово-стержневая упруго демпфирующая структура (васт) - патент 2520999 (27.06.2014) | |
виброизолятор квазинулевой жесткости - патент 2516967 (20.05.2014) | |
гидравлический демпфер - патент 2495295 (10.10.2013) | |
виброизолятор кочетова - патент 2495293 (10.10.2013) | |
упругодемпферная опора ротора - патент 2486384 (27.06.2013) | |
виброопора - патент 2466313 (10.11.2012) | |
виброизолятор с квазинулевой жесткостью - патент 2463497 (10.10.2012) | |
пространственная виброизолирующая подвеска - патент 2447336 (10.04.2012) | |
комбинированный упругий элемент кочетова - патент 2362068 (20.07.2009) |
Класс F16F1/18 листовые пружины
Класс F16F15/073 использующими только листовые пружины
амортизатор - патент 2491452 (27.08.2013) | |
виброопора - патент 2426920 (20.08.2011) | |
рессорный равночастотный виброизолятор - патент 2282074 (20.08.2006) | |
рессорный виброизолятор - патент 2282073 (20.08.2006) | |
устройство для гашения крутильных колебаний - патент 2179670 (20.02.2002) |