задвижка запорная
Классы МПК: | F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них F16K3/30 конструктивные элементы и узлы |
Автор(ы): | Заславский Геннадий Александрович (RU), Караев Рашид Михайлович (RU), Рязанов Вячеслав Алексеевич (RU), Шанаурин Анатолий Леонтьевич (RU), Чиняев Ильгиз Рашитович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "МКТ-АСДМ" (ООО НПФ "МКТ-АСДМ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-02-09 публикация патента:
20.12.2012 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в качестве запорной арматуры в различных отраслях промышленности, таких как нефтегазодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и др. Задачей изобретения является создание задвижки запорной, обладающей более высокой степенью ремонтопригодности. Поставленная задача решается тем, что в расточке корпуса выполнена кольцевая проточка с глухим отверстием в дне расточки, в которые помещены: в проточке - секторная распорка, а в глухом отверстии - бобышка распорки. Секторная распорка выполнена из эластомерного материала, например полиуретана, с углом сектора равным 55±5°. Глухое отверстие в проточке выполнено в точке пересечения вертикальных плоскостей, проведенных через горизонтальную и вертикальную оси корпуса. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Задвижка запорная, содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между подпружиненными относительно корпуса кольцевыми седлами, установленными в расточке корпуса и зафиксированными распоркой со стороны дна корпуса, отличающаяся тем, что в расточке корпуса выполнена кольцевая проточка с глухим отверстием в дне расточки, в которые помещены: в проточке - секторная распорка, а в глухом отверстии - бобышка распорки.
2. Задвижка запорная по п.1, отличающаяся тем, что секторная распорка выполнена из эластомерного материала, например полиуретана, с углом сектора, равным 55±5°.
3. Задвижка запорная по п.1, отличающаяся тем, что глухое отверстие в проточке выполнено в точке пересечения вертикальных плоскостей, проведенных через горизонтальную и вертикальную оси корпуса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в качестве запорной арматуры в различных отраслях промышленности, таких как нефтегазодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и др.
Известна задвижка запорная (см. FR 76 17293 A1 7.01.1977 F16K 3/02), содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между двумя подпружиненными относительно корпуса седлами в виде колец, установленных в корпусе и зафиксированных в нижней части двумя боковыми цилиндрическими распорками, закрепленными в нижней части корпуса.
К недостаткам известной задвижки относится низкая надежность ее работы, обусловленная возможностью заклинивания шибера возникшей вследствие выпадания седел из гнезд корпуса из-за несрабатывания распорок по причине оседания в этой зоне различных твердых частиц, присутствующих в проводимой среде.
Известна также задвижка запорная - прототип (см. RU 2229647 27.05.2004 F16K 3/02), содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом - шибером, расположенным между подпружиненными относительно корпуса кольцевыми седлами, установленными в расточке корпуса и зафиксированными от выпадания распоркой, помещенной в расточке со стороны дна корпуса и выполненной в виде ступенчатого валика с центральным демонтажным резьбовым отверстием, больший диаметр которого взаимодействует с седлами, а меньший установлен с резиновым уплотнением в отверстие кольца, размещенного на дне расточки корпуса.
При этом больший диаметр валика с резьбовым отверстием служит ограничителем хода шибера.
К недостаткам известного устройства относится низкая степень его ремонтопригодности, возникающая вследствие забивания резьбового демонтажного отверстия в валике распорки различными инородными частицами, присутствующими в проводимых средах и подвергающихся прессованию шибером при каждом закрытии задвижки, что приводит к невозможности извлечения распорки, а значит, и замене седел в случае потери герметичности затвора при износе уплотнительных полей последних.
Технической задачей, решаемой в заявляемом устройстве, является создание запорной задвижки, обладающей более высокой степенью ремонтопригодности.
Поставленная задача решается тем, что в расточке корпуса выполнена кольцевая проточка с глухим отверстием в дне расточки, в которое помещены: в проточке - секторная распорка, а в глухом отверстии - бобышка распорки, причем секторная распорка выполнена из эластомерного материала, например полиуретана, с углом сектора равным 55±5°, при этом глухое отверстие в проточке выполнено в точке пересечения вертикальных плоскостей, проведенных через горизонтальную и вертикальную оси корпуса.
На фиг.1 изображен продольный разрез задвижки запорной.
На фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1.
Задвижка запорная состоит из корпуса 1, крышки 2, шпинделя 3, управляющего шибером 4, расположенным между седлами 5, подпружиненными уплотнительными элементами 6 относительно корпуса 1 и установленными в расточке 7, в которой выполнена проточка 8 с глухим отверстием 9, ось последнего совпадает с осью шпинделя 3. В проточке 8 и в отверстии 9 помещена секторная распорка 10 с бобышкой 11 из эластомерного материала, например полиуретана.
Сборка задвижки осуществляется следующим образом.
В расточку 7 корпуса 1 поочередно помещают седла 5 с упругими уплотнительными элементами 6. По проточке 8 и боковой поверхности седел 5 при определенном усилии вводится секторная распорка 10 до совмещения бобышки 11 с глухим отверстием 9. За внутренние кольцевые проточки седел 5 через проходной канал корпуса 1 седла 5 разжимаются и между ними вводится шибер 4 в сборе с крышкой 2 и приводом (на фиг.1 не показан) и седла опускаются.
Затем производится соединение крышки 2 с корпусом 1.
Задвижка готова к работе.
Таким образом благодаря тому, что в расточке 7 корпуса 1 выполнена с глухим отверстием 9 проточка 8, через которую при сборке вводят между седлами 5 секторную с углом сектора 55±5° распорку 10 со стопорной бобышкой 11, производится надежная фиксация седел 5 в расточке 7 от выпадания при верхнем положении шибера 4, что исключает заклинивание шибера 4 при закрытии затвора задвижки.
А благодаря тому что секторная распорка 10 выполнена из эластомерного материала, последняя без особого труда не только вводится в нижнее положение между седлами 5 по проточке 8 и фиксируется бобышкой 11 в глухом отверстии 9, но и при необходимости, например для замены седел 5 или уплотнительных элементов 6, извлекается из проточки 8 расточки 7 корпуса 1.
Кроме этого эластомерный материал благодаря своим упругим свойствам не позволяет спрессовываться различным оседающим между седлами твердым включениям, присутствующим в проводимой среде при воздействии на них шибера 4 при закрытии затвора задвижки.
Все вкупе, безусловно, повышает степень ремонтопригодности задвижки и позволяет при необходимости производить замену седел без демонтажа задвижки с трубопровода.
Класс F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них
узел затвора клиновой задвижки - патент 2518704 (10.06.2014) | |
износостойкий запорный узел "игр" - патент 2516758 (20.05.2014) | |
дроссельно-регулирующее устройство - патент 2514328 (27.04.2014) | |
запорный клапан с невыдвижным шпинделем - патент 2510475 (27.03.2014) | |
запорно-регулирующая задвижка - патент 2502908 (27.12.2013) | |
регулирующее устройство - патент 2498137 (10.11.2013) | |
средства управления задвижкой с невыдвижным шпинделем и электроприводом - патент 2489630 (10.08.2013) | |
клапан - патент 2468271 (27.11.2012) | |
клапан регулирующий шиберный - патент 2466318 (10.11.2012) | |
запорно-регулирующая задвижка - патент 2464469 (20.10.2012) |
Класс F16K3/30 конструктивные элементы и узлы
запорный клапан с невыдвижным шпинделем - патент 2510475 (27.03.2014) | |
шиберная задвижка - патент 2496041 (20.10.2013) | |
средства управления задвижкой с невыдвижным шпинделем и электроприводом - патент 2489630 (10.08.2013) | |
устройство для регулирования перепада давления - патент 2466319 (10.11.2012) | |
термостойкая шиберная задвижка - патент 2443926 (27.02.2012) | |
клиновая задвижка с самоустанавливающимися седлами - патент 2378548 (10.01.2010) | |
седло трубопроводной арматуры - патент 2353844 (27.04.2009) | |
регулирующее устройство - патент 2322625 (20.04.2008) | |
задвижка клиновая - патент 2207467 (27.06.2003) | |
задвижка - патент 2098609 (10.12.1997) |