устройство и способ контроля устройства для технического обслуживания

Классы МПК:F16L55/48 индикация положения устройств типа "крот" в трубах или каналах
Автор(ы):
Патентообладатель(и):РОЗЕН СВИСС АГ (CH)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-09-18
публикация патента:

Группа изобретений относится к контролю движущегося по трубопроводу устройства, например очистного поршня. Устройство содержит по меньшей мере два располагаемых, с отступом друг от друга, рядом с трубопроводом или на нем приемопередатчика (1). Способ заключается в том, что сигнал данных о состоянии устройства (18), сформированный первым приемопередатчиком (1) при прохождении мимо него, передают на по меньшей мере один, другой, приемопередатчик. Сигнал данных, передаваемый первым приемопередатчиком, снабжают точными данными о местонахождении устройства, передают этот сигнал далее через по меньшей мере один, другой, приемопередатчик в направлении интерфейса. Далее сигнал передают через интерфейс, для выполняемой в режиме квазиреального времени обработки информации, извлекаемой из сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания, в систему диспетчерского управления и сбора данных (SCADA-систему). Техническим результатом заявленной группы изобретений является повышение эксплуатационной надежности. 2 н. и 34 з.п. ф-лы, 2 ил. устройство и способ контроля устройства для технического обслуживания, патент № 2471115

устройство и способ контроля устройства для технического обслуживания, патент № 2471115 устройство и способ контроля устройства для технического обслуживания, патент № 2471115

Формула изобретения

1. Способ контроля движущегося по трубопроводу (2) устройства (18) для его технического обслуживания, сигнал данных о состоянии которого, сформированный первым приемопередатчиком (1) при прохождении мимо него устройства (18) для технического обслуживания, передают на по меньшей мере один другой приемопередатчик (1), расположенный с отступом от первого приемопередатчика вдоль трубопровода (2) или на нем, причем сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания, передаваемый первым приемопередатчиком (1), снабжают точными данными о местонахождении устройства для технического обслуживания, передают этот сигнал далее через по меньшей мере один другой, приемопередатчик (1) в направлении интерфейса (12) и через него, для выполняемой в режиме квазиреального времени обработки информации, извлекаемой из сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания, передают в систему диспетчерского управления и сбора данных (SCADA-систему).

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания принимают другим приемопередатчиком (1) и в измененном виде передают далее в направлении интерфейса (12).

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания, передаваемый приемопередатчиком (1), снабжают в качестве данных о местонахождении устройства для технического обслуживания информацией, содержащейся в сигнале местоположения и/или сигнале времени, полученных/полученном от глобальной системы местоопределения, и/или данные о местонахождении устройства для технического обслуживания формируют только при или непосредственно после регистрации сигнала данных о его состоянии.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания, передаваемый первым приемопередатчиком (1), снабжают информацией об источнике этого сигнала.

5. Способ по п.3, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания, передаваемый первым приемопередатчиком (1), снабжают информацией об источнике этого сигнала.

6. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания снабжают информацией о заданном направлении передачи этого сигнала вдоль трубопровода (2).

7. Способ по п.3, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания снабжают информацией о заданном направлении передачи этого сигнала вдоль трубопровода (2).

8. Способ по п.4, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания снабжают информацией о заданном направлении передачи этого сигнала вдоль трубопровода (2).

9. Способ по п.5, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания снабжают информацией о заданном направлении передачи этого сигнала вдоль трубопровода (2).

10. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания передают по меньшей мере дважды с временной задержкой и/или данные о состоянии устройства для технического обслуживания принимают бесконтактным методом.

11. Способ по п.3, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания передают по меньшей мере дважды с временной задержкой и/или данные о состоянии устройства для технического обслуживания принимают бесконтактным методом.

12. Способ по п.4, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания передают по меньшей мере дважды с временной задержкой и/или данные о состоянии устройства для технического обслуживания принимают бесконтактным методом.

13. Способ по п.5, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания передают по меньшей мере дважды с временной задержкой и/или данные о состоянии устройства для технического обслуживания принимают бесконтактным методом.

14. Способ по п.6, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания передают по меньшей мере дважды с временной задержкой и/или данные о состоянии устройства для технического обслуживания принимают бесконтактным методом.

15. Способ по п.7, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания передают по меньшей мере дважды с временной задержкой и/или данные о состоянии устройства для технического обслуживания принимают бесконтактным методом.

16. Способ по п.8, отличающийся тем, что сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания передают по меньшей мере дважды с временной задержкой и/или данные о состоянии устройства для технического обслуживания принимают бесконтактным методом.

17. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что на основании данных о состоянии устройства для технического обслуживания, содержащихся в сформированных несколькими приемопередатчиками (1) сигналах данных о состоянии устройства для технического обслуживания, вычисляют время прибытия устройства для технического обслуживания, его скорость и/или контрольные данные для синхронизации содержащихся в памяти устройства для технического обслуживания данных.

18. Способ по п.6, отличающийся тем, что на основании данных о состоянии устройства для технического обслуживания, содержащихся в сформированных несколькими приемопередатчиками (1) сигналах данных о состоянии устройства для технического обслуживания, вычисляют время прибытия устройства для технического обслуживания, его скорость и/или контрольные данные для синхронизации содержащихся в памяти устройства для технического обслуживания данных.

19. Способ по п.7, отличающийся тем, что на основании данных о состоянии устройства для технического обслуживания, содержащихся в сформированных несколькими приемопередатчиками (1) сигналах данных о состоянии устройства для технического обслуживания, вычисляют время прибытия устройства для технического обслуживания, его скорость и/или контрольные данные для синхронизации содержащихся в памяти устройства для технического обслуживания данных.

20. Способ по п.8, отличающийся тем, что на основании данных о состоянии устройства для технического обслуживания, содержащихся в сформированных несколькими приемопередатчиками (1) сигналах данных о состоянии устройства для технического обслуживания, вычисляют время прибытия устройства для технического обслуживания, его скорость и/или контрольные данные для синхронизации содержащихся в памяти устройства для технического обслуживания данных.

21. Устройство для осуществления способа по одному из предыдущих пунктов, имеющее по меньшей мере два располагаемых, с отступом друг от друга, рядом с трубопроводом (2) или на нем приемопередатчика (1) для формирования и передачи сигнала данных о состоянии движущегося по трубопроводу устройства (18) для его технического обслуживания и интерфейс (12) для взаимодействия с системой диспетчерского управления и сбора данных (SCADA-системой), первый приемопередатчик (1) выполнен с возможностью формирования и передачи снабженного точными данными о местонахождении устройства для технического обслуживания сигнала данных о его состоянии, а по меньшей мере один другой приемопередатчик (1) - с возможностью дальнейшей передачи переданного первым приемопередатчиком (1) сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания в направлении указанного интерфейса (12) для передачи через него этого сигнала в SCADA-систему (13).

22. Устройство по п.21, отличающееся тем, что каждый приемопередатчик (1) имеет по накопителю энергии.

23. Устройство по п.22, отличающееся тем, что накопитель энергии выполнен заряжаемым.

24. Устройство по одному из пп.21-23, отличающееся тем, что приемопередатчики (1) имеют панель (8) солнечных батарей или иное автономное энергоснабжение.

25. Устройство по одному из пп.21-23, отличающееся тем, что приемопередатчики (1) имеют приемник (6) сигналов глобальной системы местоопределения.

26. Устройство по п.24, отличающееся тем, что приемопередатчики (1) имеют приемник (6) сигналов глобальной системы местоопределения.

27. Устройство по одному из пп.21-23, отличающееся тем, что оно имеет служебный интерфейс (11).

28. Устройство по п.24, отличающееся тем, что оно имеет служебный интерфейс (11).

29. Устройство по п.25, отличающееся тем, что оно имеет служебный интерфейс (11).

30. Устройство по п.26, отличающееся тем, что оно имеет служебный интерфейс (11).

31. Устройство по одному из пп.21-23, отличающееся тем, что приемопередатчики имеют средства для направленной дальнейшей передачи сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания.

32. Устройство по п.24, отличающееся тем, что приемопередатчики имеют средства для направленной дальнейшей передачи сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания.

33. Устройство по п.25, отличающееся тем, что приемопередатчики имеют средства для направленной дальнейшей передачи сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания.

34. Устройство по п.26, отличающееся тем, что приемопередатчики имеют средства для направленной дальнейшей передачи сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания.

35. Устройство по п.27, отличающееся тем, что приемопередатчики имеют средства для направленной дальнейшей передачи сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания.

36. Устройство по п.29, отличающееся тем, что приемопередатчики имеют средства для направленной дальнейшей передачи сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к способу контроля движущегося по трубопроводу устройства для его технического обслуживания, например, очистного поршня, сигнал данных о состоянии которого, сформированный первым приемопередатчиком при прохождении мимо него устройства для технического обслуживания, передают на по меньшей мере один другой приемопередатчик, расположенный с отступом от первого приемопередатчика также на трубопроводе или вдоль него. Изобретение относится также к устройству, прежде всего для осуществления вышеуказанного способа, имеющему по меньшей мере два располагаемых с отступом друг от друга рядом с трубопроводом или на нем приемопередатчика для формирования и передачи сигнала данных о состоянии движущегося по трубопроводу устройства для его технического обслуживания.

Известные устройства для контроля движущегося по трубопроводу на большие расстояния устройства для его технического обслуживания состоят из расположенных на трубопроводе или предпочтительно рядом с ним приемопередатчиков, которые при прохождении мимо них устройства для технического обслуживания, перемещаемого в трубопроводе движущейся по нему текучей средой, принимают и/или формируют сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания и передают этот сигнал далее на контрольный пункт. С учетом значительных расстояний, преодолеваемых устройствами для технического обслуживания, они длительное время находятся в трубопроводе, и поэтому существует потребность в возможности более точного определения местонахождения таких устройств для технического обслуживания в трубопроводе по мере их продвижения по нему, например, для возможности более своевременного направления обслуживающего персонала к приемным камерам для извлечения устройств для технического обслуживания из трубопровода. Одновременно с этим подобная система контроля должна обладать максимально простым конструктивным исполнением для сохранения затрат на ее разработку и внедрение на минимально возможном уровне.

Исходя из вышеизложенного, в основу настоящего изобретения была положена задача усовершенствовать традиционный способ контроля движущегося по трубопроводу устройства для его технического обслуживания, а также усовершенствовать соответствующее устройство, которое можно было бы использовать прежде всего для осуществления подобного способа и которое имеет по меньшей мере два приемопередатчика.

Указанная задача решается с помощью способа, заявленного в п.1 формулы изобретения, а также с помощью устройства, заявленного в п.21 формулы изобретения.

Сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания принимается первым приемопередатчиком в тот момент, когда устройство для технического обслуживания, например очистной поршень, перемещаемый в трубопроводе движущейся по нему текучей средой, оказывается вблизи приемопередатчика, соответственно его датчика. Приемопередатчик имеет средства, позволяющие снабжать сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания, несущий, например, простую информацию о наличии устройства для технического обслуживания и при необходимости дополнительно о его статусе, точными данными о местонахождении такого устройства для технического обслуживания. Такие данные о местонахождении устройства для технического обслуживания могут содержать, например, информацию о заданном внутренними часами времени, а также ранее определенную информацию о местоположении приемопередатчика. Возможно использование и иных данных прежде всего о местоположении и времени.

Сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания, посланный одним приемопередатчиком, может приниматься другим приемопередатчиком и передаваться далее в направлении интерфейса в измененном виде.

Сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания от первого приемопередатчика передается далее через по меньшей мере один, другой, приемопередатчик (от одного приемопередатчика к следующему приемопередатчику) в направлении интерфейса до приема им этого сигнала. Через такой интерфейс сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания поступает для выполняемой в режиме квазиреального времени обработки информации, извлекаемой из такого сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания, в систему диспетчерского управления и сбора данных (SCADA-систему, от англ. "Supervisory Control and Data Acquisition"). Под SCADA-системой при этом в общем случае подразумевается система обработки информации о трубопроводе и его контроля. Речь при этом может идти, например, о системе, которая обеспечивает возможность доступа к данным о состоянии устройства для технического обслуживания через сеть Интернет. Информацию, извлеченную из сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания, или сам такой сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания можно направлять далее в контрольный пункт SCADA-системы, на котором персонал, осуществляющий контроль устройства для технического обслуживания и контроль трубопровода, непосредственно получает информацию о состоянии устройства для технического обслуживания. Контрольный пункт может при этом располагаться по месту нахождения интерфейса или же в месте, удаленном от трубопровода. На основании данных о состоянии устройства для технического обслуживания, последовательно формируемых каждым из приемопередатчиков при прохождения мимо них устройства для технического обслуживания, в предпочтительном варианте можно определять время прибытия устройства для технического обслуживания к приемной камере для его извлечения из трубопровода и скорость устройства для технического обслуживания.

На основании информации, содержащейся в данных о состоянии устройства для технического обслуживания и связанной с точными данными о его местонахождении, впоследствии можно осуществлять точную настройку устройства для технического обслуживания, снабженного собственным счетчиком, например колесной системой. Таким путем в процессе технического обслуживания из данных об устройстве для технического обслуживания можно удалять возникший в интервале между циклами технического обслуживания дрейф собственных данных устройства для технического обслуживания.

В одном из предпочтительных вариантов сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания, передаваемый приемопередатчиком, снабжают в качестве данных о местонахождении устройства для технического обслуживания информацией, содержащейся в сигнале местоположения и/или сигнале времени, полученных/полученном от постоянно доступной глобальной системы местоопределения. Дополнительно к сигналам известной GPS-системы (от англ. "Global Positioning System", глобальная спутниковая система местоопределения) с той же целью возможно также использование сигналов других, альтернативных навигационных систем, каковые сигналы могут излучаться на соответствующих участках трубопровода.

Данные о местонахождении устройства для технического обслуживания предпочтительно принимать и формировать в приемопередатчике только при или непосредственно после регистрации сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания предоставляющим такие данные о его местонахождении источником с целью обеспечить возможность работы приемопередатчика в режиме максимального энергосбережения.

Приемопередатчик при этом может быть снабжен повторно заряжаемым накопителем энергии, который используется в качестве источника энергии прежде всего в те периоды времени, когда электроэнергия не вырабатывается солнечным генератором, и который, например, заряжается в дневное время от панели солнечных батарей.

Сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания, передаваемый первым приемопередатчиком, предпочтительно снабжать информацией об источнике этого сигнала. Сигналу данных о состоянии устройства для технического обслуживания при этом присваивается однозначно характеризующий его код, на основании которого путем пропускания этого сигнала через соответствующие, предпочтительно электронные, фильтрующие средства каждого из других приемопередатчиков можно принимать решение о дальнейшей передаче сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания только в направлении одного конкретного задаваемого интерфейса. Таким путем сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания передается далее в одном направлении вдоль трубопровода, в результате чего задается путь, по которому сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания проходит через соответствующие приемопередатчики в направлении интерфейса.

Вместо этого или дополнительно к этому сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания можно снабжать информацией о заданном направлении передачи этого сигнала вдоль трубопровода, используя в этих целях, например, идентификатор приемника для передачи сигнала в направлении ближайшего интерфейса. Сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания передается далее в том направлении, в котором расположен целевой интерфейс.Таким путем также можно задавать путь, по которому должны передаваться данные о состоянии устройства для технического обслуживания в блок их обработки или на иной контрольный пункт. На основании комбинации данных об отправителе или источнике данных о состоянии устройства для технического обслуживания и идентификатора приемника, в качестве которого может использоваться интерфейс либо расположенный в направлении целевого интерфейса приемопередатчик, последний равным образом может принимать решение о том, каким образом должен далее передаваться сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания.

Наиболее предпочтительна выполняемая с временной задержкой двукратная передача сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания, вследствие которой создается набор данных, избыточный касательно данных об устройстве для технического обслуживания, что позволяет повысить эксплуатационную надежность всей системы. Эксплуатационная надежность всей системы существенно повышается прежде всего при двукратной передаче сигнала в двух разных направлениях вдоль трубопровода в сочетании с заданием направления передачи такого сигнала. При необходимости блокировать передачу сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания в одном из направлений в связи с возможным выходом из строя приемопередатчиков, расположенных с интервалами друг от друга в несколько километров, сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания тем не менее может проходить по более длинному пути к требуемому интерфейсу.

В предпочтительном варианте первый сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания принимается соответствующим приемопередатчиком, снабжается им точными данными о местонахождении устройства для технического обслуживания и затем с идентификатором передается в заданном направлении. После этого тот же сигнал, но с другим идентификатором, который указывает на то, что этот сигнал предназначен для приема расположенными в другом направлении приемопередатчиками, передается на них. При приеме этого второго сигнала расположенным в неверном направлении приемопередатчиком он не передает далее этот сигнал. Аналогичным образом исключается передача первого сигнала в направлении, в котором должен передаваться второй сигнал.

С целью свести к минимально возможному воздействие на подземные или наземные трубопроводы исходящий от устройства для технического обслуживания сигнал данных о его состоянии предпочтительно принимать соответствующим приемопередатчиком бесконтактным методом.

В еще одном предпочтительном варианте на основании данных о состоянии устройства для технического обслуживания, формируемых при прохождении им мимо каждого из приемопередатчиков, вычисляют, предпочтительно после инспекции, время прибытия устройства для технического обслуживания, его скорость и/или контрольные данные для синхронизации содержащихся в памяти устройства для технического обслуживания данных. Подобная информация позволяет более эффективно планировать управление работой трубопровода, скорость протекания по которому текучей среды необходимо снижать на время использования устройства для технического обслуживания.

Положенная в основу изобретения задача решается также с помощью устройства, охарактеризованного в ограничительной части п.21 формулы изобретения и отличающегося тем, что оно имеет первый приемопередатчик, который выполнен с возможностью дополнения сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания точными данными о его местонахождении, и по меньшей мере один, другой, приемопередатчик, выполненный с возможностью дальнейшей передачи сформированного и переданного первым приемопередатчиком сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания в направлении предусмотренного в устройстве интерфейса для передачи через него этого сигнала в SCADA-систему. Подобное устройство, которое может компоноваться множеством располагаемых вдоль трубопровода приемопередатчиков и которое лишь на отдельных участках взаимодействует через соответствующие интерфейсы с существующими SCADA-системами, в гораздо меньшей степени подвержено сбоям в работе, чем устройство, в котором сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания в месте расположения каждого приемопередатчика вдоль трубопровода передается в также проходящую вдоль него SCADA-систему. В то время как, с одной стороны, предлагаемое в изобретении решение позволяет упростить конструкцию устройства и тем самым снизить затраты на ее разработку и внедрение, с другой стороны, возможен централизованный прием сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания в уже и без того существующем пункте.

Приемопередатчик для его энергоснабжения предпочтительно оснащать панелью солнечных батарей, размещенной на стойке или мачте, вставленной в грунт или закрепленной иным образом рядом с трубопроводом. Вместо этого или дополнительно к этому для получения приемопередатчика с автономным энергоснабжением можно использовать и иной источник электроэнергии, например электрический генератор, использующий геотермальную энергию. Благодаря использованию повторно заряжаемой аккумуляторной батареи, в качестве источника электропитания приемопередатчика, техническое обслуживание трубопровода возможно также в ночные часы.

В предпочтительном варианте приемопередатчик имеет приемник сигналов глобальной системы местоопределения, например GPS-приемник.

Помимо этого предлагаемое в изобретении устройство для его обслуживания в предпочтительном варианте имеет по меньшей мере один служебный интерфейс, однако в наиболее предпочтительном варианте каждый приемопередатчик имеет соответствующий служебный интерфейс, который при подсоединении к нему позволяет проверять работоспособность приемопередатчика, а также позволяет при развертывании системы программировать средства приемопередатчика в соответствии с требуемыми параметрами передачи им сигналов.

В еще одном предпочтительном варианте приемопередатчики имеют средства для направленной дальнейшей передачи сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания. Такие средства позволяют оптимизировать процесс передачи сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания и проходимый им путь. Соответствующие фильтрующие средства могут генерировать заданные параметры для дальнейшей передачи сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания, например, путем проводимого под управлением микропроцессора анализа сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания и соответствующего отфильтровывания требуемого идентификатора, указывающего, откуда и в каком направлении должен передаваться сигнал.

Другие преимущества и частные варианты осуществления изобретения рассмотрены в последующем описании чертежей. На прилагаемых к описанию схематичных чертежах, в частности, показано:

на фиг.1 - приемопередатчик предлагаемого в изобретении устройства и

на фиг.2 - предлагаемое в изобретении устройство.

На фиг.1 показан приемопередатчик 1, который расположен рядом с проложенным в грунте под его поверхностью 3 трубопроводом 2, который на чертеже показан лишь условно. При попадании движущегося по трубопроводу 2 устройства для его технического обслуживания в зону действия датчика 4 приемопередатчика 1 формируется сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания. Такой сигнал о состоянии устройства для технического обслуживания либо непосредственно передается им, либо пассивно формируется при его попадании в зону действия датчика 4, который при этом регистрирует прохождение устройства для технического обслуживания мимо себя.

Не показанное на чертеже контрольное устройство приемопередатчика инициирует одновременную регистрацию принятых через GPS-антенну 6 данных о местоположении и времени и их добавление в сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания. Далее дополненный подобной информацией сигнал передается через антенну 7. В другом варианте временная синхронизация сигналов данных о состоянии устройства для технического обслуживания может также обеспечиваться по сигналу времени, выдаваемому SCADA-системой и при необходимости передаваемому на отдельные приемопередатчики 1.

Для энергоснабжения приемопередатчика 1 используется панель 8 солнечных батарей, которая расположена на вставленной в грунт мачте 9 приемопередатчика 1. Для инициализации и проверки, а также при необходимости для обслуживания приемопередатчика служит легко доступный служебный интерфейс 11. Через такой служебный интерфейс можно, например, настраивать часы (задатчик времени) или же вводить данные о местоположении, которые сохраняются в соответствующей памяти приемопередатчика и передаются совместно с сигналом данных о состоянии устройства для технического обслуживания.

На фиг.2 показано выполненное по одному из вариантов предлагаемое в изобретении устройство, которое имеет несколько расположенных рядом с трубопроводом 2 приемопередатчиков 1, а также два выполненных по меньшей мере в виде приемников интерфейса (шлюза) 12. Каждый из интерфейсов 12 устанавливает соединение со SCADA-системой 13, которая позволяет с контрольного пункта 14 контролировать каждый из расположенных около трубопровода терминалов 16, а также трубопровод в целом.

Предлагаемое в изобретении устройство терминалами 16 соединено через интерфейсы 12 со SCADA-системой 13. Приемопередатчики 1 не соединены с линиями 17 SCADA-системы 13. Более того, они проходят вдоль трубопровода 2 независимо от предлагаемого в изобретении устройства.

Устройство 18 для технического обслуживания, в данном случае очистной поршень, поступательно перемещается по трубопроводу 2 в направлении А. В месте расположения датчика 4, ближайшего к устройству 18 для технического обслуживания в показанном на фиг.2 направлении А его движения, формируется сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания. Этот сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания с добавлением полученных GPS-приемником 6 данных о местонахождении устройства для технического обслуживания передается через антенну 7 приемопередатчика 1 на ближайший в направлении А терминал и расположенный в нем интерфейс 12. Для этого сигнал снабжается идентификатором приемника, задающим направление передачи сигнала вдоль трубопровода (в направлении А). При получении этого сигнала следующим в направлении А приемопередатчиком 1 он в свою очередь инициирует передачу сигнала далее на следующий приемник. Такой процесс повторяется до тех пор, пока сигнал с однозначным идентификатором приемника не будет принят интерфейсом 12, ближайшим к устройству 18 для технического обслуживания в направлении А его движения.

Такой же процесс с временной задержкой происходит с передачей другого, содержащего соответственно другой идентификатор сигнала данных о состоянии устройства для технического обслуживания в другом (против направления А) направлении вдоль трубопровода к ближайшему в этом направлении приемному интерфейсу 12. Таким путем приемопередатчики 1, расположенные против направления А движения устройства для технического обслуживания, передают сигнал далее до его приема интерфейсом 12 соответствующего терминала 16. В обоих терминалах 16 сигнал данных о состоянии устройства для технического обслуживания поступает через интерфейсы 12 в SCADA-систему 13, после чего данные о состоянии устройства для технического обслуживания могут отображаться на контрольном пункте 14.

Класс F16L55/48 индикация положения устройств типа "крот" в трубах или каналах

усовершенствованный индикатор трубопроводного скребка с регулируемой установкой -  патент 2462652 (27.09.2012)
система определения координат трассы подземного трубопровода -  патент 2437127 (20.12.2011)
системы и способы определения местоположения скребка в трубопроводе -  патент 2406915 (20.12.2010)
устройство для определения местонахождения очистных и диагностических снарядов в трубопроводе -  патент 2340831 (10.12.2008)
устройство сигнализации прохождения по трубопроводу магнитонесущего инспекционного снаряда -  патент 2321027 (27.03.2008)
устройство для определения местонахождения очистных и диагностических снарядов в трубопроводе -  патент 2255268 (27.06.2005)
устройство для индикации положения внутритрубных объектов -  патент 2210020 (10.08.2003)
устройство для индикации положения внутритрубных объектов и способ его применения (варианты) -  патент 2206815 (20.06.2003)
устройство для определения местонахождения очистных и диагностических снарядов в трубопроводе -  патент 2184307 (27.06.2002)
обнаружитель объектов внутри трубопроводов -  патент 2181460 (20.04.2002)
Наверх