автоматическое противоугонное устройство для крана

Классы МПК:B66C9/18 с блокирующими устройствами для удержания тележек или кранов от произвольного движения по подкрановым путям 
Патентообладатель(и):Кацко Борис Лукиянович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-07-08
публикация патента:

Изобретение относится к противоугонным устройствам, предназначенным для предотвращения угона крана, подвергающегося ветровым нагрузкам в нерабочем состоянии. Устройство содержит клещевой захват с губками, взаимодействующими с головкой подкранового рельса, распорки, на которые воздействует груз через рычаг и ползун, помещенный в вертикальные направляющие. Рычаг шарнирно соединен с серьгой и с центробежным приводом. Указанные элементы смонтированы на остове, прикрепленном сверху к металлоконструкции крана посредством опоры с шарнирным подшипником на одном конце остова и шарниром с возможностью вертикального перемещения - на другом. Низ остова опирается через двухребордный ролик на рельс. Центробежный привод содержит защитный кожух с фланцевым разъемом выше зоны вращения центробежных грузов и телескопически соединенный с кожухом стакан, снабженный разъемным хомутом. Губки закреплены в гнездах клещевин посредством двух установочных винтов, фиксатора и болта, проходящего через клещевину. Фиксатор, размещенный в пазу клещевины, двумя своими остриями входит в рифы установочных винтов. Достигается повышение надежности, удерживающего усилия устройства, удобства обслуживания, регулировки, снижение габарита по высоте. 2 з.п. ф-лы, 7 ил. автоматическое противоугонное устройство для крана, патент № 2471701

автоматическое противоугонное устройство для крана, патент № 2471701 автоматическое противоугонное устройство для крана, патент № 2471701 автоматическое противоугонное устройство для крана, патент № 2471701 автоматическое противоугонное устройство для крана, патент № 2471701 автоматическое противоугонное устройство для крана, патент № 2471701 автоматическое противоугонное устройство для крана, патент № 2471701 автоматическое противоугонное устройство для крана, патент № 2471701

Формула изобретения

1. Автоматическое противоугонное устройство для крана, содержащее закрепленный на металлоконструкции крана остов, на котором смонтированы клещевой захват с губками, взаимодействующими с подкрановым рельсом, и распорками, соединенными с грузом, замыкающим клещевой захват на рельсе, центробежный привод для подъема замыкающего груза, направляющий двухребордный ролик, опирающийся на подкрановый рельс и ориентирующий клещевой захват относительно рельса, отличающееся тем, что остов сверху прикреплен к металлоконструкции крана посредством опоры с шарнирным подшипником на одном конце остова и опоры с шарниром, имеющим возможность вертикального перемещения на другом конце, а снизу опирается на двухребордный ролик, груз установлен на рычаге, шарнирно соединенном с распорками посредством ползуна, вставленного в вертикальные направляющие остова, с серьгой, смонтированной на остове, и с центробежным приводом.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что центробежный привод имеет защитный кожух с фланцевым разъемом выше зоны вращения центробежных грузов, при этом кожух телескопически соединен с шарнирно прикрепленным к остову стаканом, на котором смонтирован разъемный хомут, ограничивающий ход привода при размыкании клещевого захвата.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что губки закреплены в гнездах клещевин клещевого захвата посредством двух установочных винтов, имеющих на хвостовиках рифы, параллельные осям винтов, сопрягающиеся с остриями фиксатора, помещенного в паз клещевины, при этом губка и фиксатор скреплены болтом, проходящим через отверстие в клещевине.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к противоугонным устройствам, предназначенным для предотвращения угона крана при действии ветра нерабочего состояния.

Известен противоугонный рельсовый захват крана [Авторское свидетельство СССР № 1773850 А1, М. Кл. В66С 9/18, 1990 г.], содержащий зажимные рычаги, соединенные в средней части с корпусом и расположенные по обе стороны головки рельса. С верхними концами рычагов соединены распорные рычаги, сопряженные с кулачком, который закреплен на вертикальной тяге. Верхний конец тяги соединен с приводом (центробежным толкателем) ее возвратно-поступательного перемещения. В ней выполнен сквозной паз с наклонной нижней гранью. В паз входит клин, опирающийся на корпус и соединенный вторым концом с толкателем, «дожимающим» рычаги захвата, обеспечивая надежное зажатие рельса. Наличие дополнительного привода для толкателя клина является недостатком захвата.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является клещевой захват с эксцентриковыми губками и центробежным толкателем [Расчеты крановых механизмов и их деталей. ВНИИПТМАШ. М., 1993, стр. 175, рис. 17.4 - клещевой захват с центробежным толкателем и эксцентриковыми губками]. Клещевой захват содержит жестко закрепленный на кране остов, в котором смонтированы зажимные рычаги, верхние концы которых соединены распорками, сопряженными с центробежным толкателем и с грузом, замыкающим захват. В средней части зажимные рычаги шарнирно соединены между собой серьгой. Нижние концы рычагов снабжены эксцентриковыми губками. Предварительное нажатие губок обеспечивается грузом, замыкающим захват, окончательное - за счет поворота губок под действием удерживающего кран усилия. Недостатком такого захвата является невозможность применить эксцентриковые губки при больших усилиях нажатия (до 460 кН), т.к. размеры губок увеличиваются и становятся выше допускаемых габаритов.

Целью изобретения является увеличение надежности, нагрузочной способности, снижение габаритов по высоте, обеспечение удобства обслуживания, ремонта и регулировки.

Решение этой задачи достигается в заявляемом изобретении тем, что автоматическое противоугонное устройство для крана содержит закрепленный на металлоконструкции крана остов, в котором смонтированы клещевой захват с губками, взаимодействующими с подкрановым рельсом, и распорками, соединенными с грузом, замыкающим клещевой захват на рельсе и центробежный привод для подъема замыкающего груза. Кроме того, устройство снабжено двухребордным роликом, опирающимся на подкрановый рельс, ориентирующим клещевой захват относительно рельса. Остов сверху прикреплен к металлоконструкции крана посредством опоры с шарнирным подшипником на одном конце остова и опоры с шарниром, имеющим возможность вертикального перемещения - на другом конце, а снизу опирается на двухребордный ролик. Груз установлен на рычаге, шарнирно соединенном с распорками посредством ползуна, вставленного в вертикальные направляющие остова, при этом рычаг шарнирно опирается на серьгу, смонтированную на остове, и шарнирно связан с центробежным приводом. Центробежный привод имеет защитный кожух с фланцевым разъемом выше зоны вращения центробежных грузов, при этом кожух телескопически соединен с шарнирно прикрепленным к остову стаканом, на котором смонтирован разъемный хомут, ограничивающий ход привода при размыкании клещевого захвата. Губки закреплены в гнездах клещевин клещевого захвата посредством двух установочных винтов, имеющих на хвостовиках рифы, параллельные осям винтов, сопрягающиеся с остриями фиксатора, помещенного в паз клещевины, при этом губка и фиксатор скреплены болтом, проходящим через отверстие в клещевине.

Существенным отличительным от прототипа признаком заявляемого изобретения является конструкция крепления остова противоугонного захвата, заключающаяся в том, что остов сверху прикреплен к металлоконструкции крана посредством опоры с шарнирным подшипником на одном конце остова и опоры с шарниром, имеющим возможность вертикального перемещения - на другом конце, а снизу опирается на двухребордный ролик.

Такое выполнение крепления остова позволяет надежно гарантировать необходимое взаимное расположение губок и головки подкранового рельса независимо от горизонтальных и вертикальных неровностей рельса. При этом неровности не влияют на механизмы, закрепленные на остове.

Другим существенным отличием от прототипа является установка замыкающего груза на рычаге, шарнирно соединенном с распорками посредством ползуна, вставленного в вертикальные направляющие остова, с серьгой, смонтированной на остове, и с центробежным приводом. Установка груза на рычаге позволяет при относительно небольшой массе замыкающего груза существенно увеличить нагрузку на распорки и усилие нажатия губок на рельс без использования эксцентриковых губок. Кроме того, рычаг позволяет расположить центробежный привод не над клещевым захватом, а рядом с ним, что существенно снижает габариты противоугонного устройства по высоте.

Следующим отличительным признаком является то, что центробежный привод имеет защитный кожух с фланцевым разъемом выше зоны вращения центробежных грузов, при этом кожух телескопически соединен с шарнирно прикрепленным к остову стаканом, на котором смонтирован разъемный хомут, ограничивающий ход привода при размыкании клещевого захвата. Такое конструктивное исполнение обеспечивает при необходимости удобный доступ для осмотра, обслуживания и ремонта центробежного механизма привода без отсоединения его от остова противоугонного устройства.

Существенным отличительным признаком является и то, что губки закреплены в гнездах клещевин клещевого захвата посредством двух установочных винтов, имеющих на хвостовиках рифы, параллельные осям винтов, сопрягающиеся с остриями фиксатора, помещенного в паз клещевины, при этом губка и фиксатор скреплены болтом, проходящим через отверстие в клещевине. Такое крепление губок позволяет удобно производить регулировки для компенсации износа губок и рельса, а также при настройке противоугонного устройства без снятия губок.

На фиг.1 изображен общий вид противоугонного устройства, на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1, на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1, на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2, на фиг.5 - разрез Г-Г на фиг.2, на фиг.6 - разрез Д-Д на фиг.1, на фиг.7 - вид Е на фиг.5.

На металлоконструкции 1 крана приварены опоры 2 и 3, на которых подвижно закреплен остов 4 (см. фиг.1). Для этого на остове имеется ухо 5 с вертикальным пазом (см. фиг.2), в который входит ось 6 опоры 2. В опоре 3 закреплена ось 7, на которой посредством шарнирного подшипника 8 подвешен конец остова 4, противоположный уху 5 (см. фиг.1 и 3). Снизу остов 4 через двухребордный ролик 9 опирается на рельс 10. Таким образом, подшипник 8 дает возможность покачиваться остову 4 вокруг оси 6, а паз в ухе 5 - вокруг оси 7. Реборды ролика 9 центрируют низ остова 4 относительно продольной оси рельса.

На остове 4 шарнирно смонтирован клещевой захват с клещевинами 11 (см. фиг.2). На нижних плечах клещевин установлены губки 12, взаимодействующие с головкой рельса 10. Верхние плечи клещевин шарнирно соединены посредством распорок 13 (см. фиг.4) с ползуном 14, помещенным в вертикальные направляющие 15 и 16 корпуса 4.

Груз 17 (см. фиг.1) установлен на рычаге 18, шарнирно соединенном с ползуном 14, серьгой 19 и центробежным приводом 20. Серьга 19 шарнирно закреплена на кронштейне остова 4. Центробежный привод снизу шарнирно соединен с остовом.

Центробежный привод (см. фиг.6) имеет защитный кожух 21 с фланцевым разъемом 22. Кожух телескопически соединен со стаканом 23, на котором смонтирован разъемный хомут 24 для ограничения хода кожуха 21. Внутри кожуха смонтирован механизм с центробежными грузами 25. На верхней части кожуха имеются цапфы 26 для шарниров рычага 18 и фланец для установки двигателя 27. Фланцевый разъем 22 расположен выше зоны вращения грузов 25.

Губка 12 закреплена в гнезде 28 (см. фиг.5) клещевины 11 посредством двух установочных винтов 29, имеющих на хвостовиках 30 рифы, параллельные осям винтов, сопрягающиеся с остриями 31 фиксатора 32 (см. фиг.7), помещенного в паз 33 клещевины.

Губка 12 и фиксатор 32 скреплены болтом 34 через отверстие в клещевине. Фиксатор 32 предотвращает отворачивание винтов 29.

На остове 4 установлен концевой выключатель 35 (фиг.2).

Автоматическое противоугонные устройство работает следующим образом. В исходном состоянии на фиг.1 груз 17 опущен и через рычаг 18, ползун 14, шарнир (см. фиг.4), распорки 13 воздействует на клещевины 11 и зажимает головку рельса 10 губками 12, предотвращая угон крана ветром. При этом серьга 19 сжата, привод 20 отключен и растянут, центробежные грузы 25 в приводе максимально сближены. Между направляющей 15 и ползуном 14 остается гарантированный зазор Ж, который достигается регулировкой установочных винтов 29 (см. фиг.2 и 5).

При включении двигателя 27 центробежного привода 20 грузы 25 под действием центробежной силы расходятся, заставляя привод сжаться. Кожух 21 доходит до упора в хомут 24, рычаг 18 поворачивается на нижнем шарнире серьги 19, ползун 14 и груз 17 поднимаются, верхние концы клещевин 11 сходятся, губки 12 отходят от головки рельса 10, ползун 14 перекрывает чувствительный элемент концевого выключателя 35, и дается разрешение на включение механизма передвижения крана. После отключения механизма передвижения крана отключается привод 20, но из-за инерции грузы 25 останавливаются не сразу, поэтому губки 12 плавно зажимают рельс уже после остановки крана.

При необходимости осмотра и ремонта центробежного механизма привода 20 снимаются хомут 24, болты фланцевого разъема 22, и кожух 21 опускается вниз до упора, открывая хороший доступ к центробежному механизму и к его подшипниковым опорам без отсоединения привода от остова 4 и рычага 18 противоугонного устройства.

Опытные образцы автоматических противоугонных устройств с идентичными центробежными приводами, рычажными передачами и клещевыми захватами установлены на нескольких козловых кранах, в частности - на Бурейской ГЭС, и показали хорошие результаты. На ГЭС установлены на двух кранах 8 устройств с усилием захвата рельса 460 кН.

Наверх