способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство для его реализации

Классы МПК:G08G5/02 вспомогательные устройства автоматической посадки, те приборы, в которых информация о полете приземляющихся средств воздушного транспорта обрабатывается с целью получения посадочных данных
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ГОУ ВПО ТУСУР) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-08-04
публикация патента:

Изобретение предназначено для использования в пилотажно-навигационных системах ориентации летательного аппарата при заходе на посадку по приборам. Способ измерения угла крена и устройство для его реализации заключаются в том, что из точки с известными координатами излучают горизонтально линейно поляризованные электромагнитные волны, при этом на борту летательного аппарата осуществляют прием электромагнитных волн и по измеренным амплитудам синфазных ортогонально линейно поляризованных составляющих принятого сигнала определяется угол крена. Достигаемым техническим результатом является исключение постоянного накапливания с течением времени ошибки измерений и нечувствительность к перегрузкам, которые возникают в случае нестационарного режима полета. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863

Формула изобретения

1. Способ измерения угла крена летательного аппарата при его движении на источник излучения электромагнитных волн, отличающийся тем, что из точки с известными координатами излучают горизонтально линейно поляризованные электромагнитные волны, вектор напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 которых совпадает с горизонтальной плоскостью, принимают электромагнитные волны на борту летательного аппарата в собственном линейном ортогональном поляризационном базисе, единичные орты которого составляют величину -45° с поперечной и вертикальной осями летательного аппарата, измеряют амплитуды Ах и Аy синфазных ортогонально линейно поляризованных составляющих способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 вектора напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 , рассчитывают угол крена способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 между поперечной осью летательного аппарата и горизонтальной плоскостью по формуле:

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863

где +способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - положительный угол крена летательного аппарата (правое крыло летательного аппарата находится ниже горизонтальной плоскости);

-способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - отрицательный угол крена летательного аппарата (правое крыло летательного аппарата находится выше горизонтальной плоскости);

Ax - амплитуда линейно поляризованной составляющей вектора напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863

Ay - амплитуда линейно поляризованной составляющей вектора напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863

2. Устройство для измерения угла крена летательного аппарата, отличающееся тем, что в точке с известными координатами располагается передатчик, выход которого подключен к входу передающей антенны, и расположенные на борту летательного аппарата приемная антенна, выход которой подключен к входу линейного поляризационного разделителя, два выхода которого подключены к соответствующим двум входам амплитудного углового дискриминатора, выход которого подключен к входу вычислителя угла крена летательного аппарата по измеренным амплитудным Ах и Ау синфазных ортогонально линейно поляризованных составляющих способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 вектора напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 принятых электромагнитных волн, причем если отношение Ахy=1, то правое крыло летательного аппарата находится в горизонтальной плоскости и угол крена равен 0°, если Ахy>1, то правое крыло летательного аппарата находится ниже горизонтальной плоскости и это соответствует положительному углу крена, если Ахy<1, то правое крыло летательного аппарата находится выше горизонтальной плоскости и это соответствует отрицательному углу крена летательного аппарата, причем вектор напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 излучаемых горизонтально линейно поляризованных электромагнитных волн совпадает с горизонтальной плоскостью, а линейный поляризационный разделитель ориентирован так, что его собственные орты, на которые он разделяет принятую электромагнитную волну, составляют угол -45° с вертикальной и поперечной осями летательного аппарата соответственно.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к радионавигации и может использоваться в пилотажно-навигационных системах ориентации летательного аппарата (ЛА), например, при заходе на посадку по приборам.

Известные способы и устройства измерения угла крена ЛА основаны на использовании инерциальных систем навигации, в частности гироскопических систем ориентации [1-3]. Таким способам измерения и устройствам, их реализующих, присущ ряд недостатков. Во-первых, с течением времени происходит постоянное накопление ошибки измерений и за один час полета она составляет величину единицы градусов [1, 2]. Во-вторых, если ЛА развивает значительные перегрузки, то происходит увеличение собственной скорости прецессии гироскопа, что в ряде случаев приводит к полной потере его работоспособности [1].

Поскольку известные способы измерения угла крена ЛА и устройства, их реализующие, основаны на другом физическом принципе по сравнению с заявляемым, то они не могут рассматриваться в качестве аналогов, так как не имеют общих признаков.

Сущность заявляемого способа измерения угла крена ЛА заключается в следующем.

Из точки (О) с известными координатами излучают горизонтально линейно поляризованные электромагнитные волны (см. фиг.1). Выберем систему координат таким образом, что направление излучения электромагнитных волн совпадает с осью OZ. Ось OY перпендикулярна горизонтальной плоскости OZX, а ось OX находится в этой плоскости. Совместно они образуют исходную неподвижную декартовую систему прямоугольных координат. Вектор напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 (или плоскость поляризации, проходящая через вектор способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и направление распространения) излучаемых электромагнитных волн совпадает с горизонтальной плоскостью.

На борту ЛА, находящегося в точке O' (см. фиг.1), связанная с корпусом система прямоугольных координат организована таким образом, что в исходном состоянии, когда угол крена ЛА равен нулю, вертикальная O'YC и поперечная O'X C, оси ЛА совпадают соответственно с осями OY и OX неподвижной прямоугольной системы координат источника излучения электромагнитных волн. Таким образом, вертикальная ось ЛА O'YC в отсутствие крена совпадает с перпендикуляром к горизонтальной плоскости, т.е. с осью OY, а поперечная ось O'XC находится в горизонтальной плоскости.

Прием горизонтально линейно поляризованных электромагнитных волн на борту ЛА осуществляется в собственном линейном ортогональном поляризационном базисе Y'O'X', единичные орты которого составляют величину -45° с вертикальной O'YC и поперечной O'XC осями ЛА соответственно. При этом углы откладываются по ходу движения часовой стрелки относительно оси OZ. Выбранная ориентация измерительного поляризационного базиса позволяет на борту ЛА разделить принятую электромагнитную волну на две синфазные ортогонально линейно поляризованные составляющие способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 . После чего измеряются амплитуды Ax и A y составляющих способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 вектора напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и определяется угол крена способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 .

Установим связь между амплитудами A x и Ay синфазных линейно ортогонально поляризованных составляющих способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и углом крена способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 ЛА.

Для установления такой связи воспользуемся известным [4-6] формализмом векторов и матриц Джонса. Тогда составляющие сигналов способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 в собственном измерительном линейном поляризационном базисе Y'O'X' на входе приемника определяются, опуская временную зависимость, с помощью преобразований вида:

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863

где способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - вектор Джонса излучаемой горизонтально линейно поляризованной волны, записанный в исходном декартовом поляризационном базисе,

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - оператор поворота на угол крена ±способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 ,

+способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - крен положителен (правое крыло, или поперечная ось ЛА, находится ниже горизонтальной плоскости),

-способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - крен отрицателен, правое крыло находится выше горизонтальной плоскости,

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - оператор поворота на угол -способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 (способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - угол ориентации собственной измерительной системы координат ЛА Y'O'X' относительно вертикальной O'YC и поперечной O'XC осей ЛА),

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - оператор первого плеча линейного поляризационного разделителя, собственный орт которого в исходном (способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 =0°) совпадает с вектором способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 ,

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - оператор второго плеча поляризационного разделителя, собственный орт которого совпадает с вектором способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 .

Проделав в (1) и (2) необходимые матричные преобразования и используя известные соотношения [7, 8], найдем отношение амплитуд Ax и Ay, а также фазы способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 x и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 y ортогонально линейно поляризованных сигналов способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 на выходе приемника, имеющего, например, линейную амплитудную характеристику:

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863

Подставляя в (3) способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 =45°, получим после преобразований соотношение для измерения угла крена способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 ЛА в виде:

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863

где +способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - соответствует положительному углу крена, когда правое крыло (поперечная ось ЛА) находится ниже горизонтальной плоскости,

-способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 - соответствует отрицательному углу крена, когда правое крыло (поперечная ось ЛА) находится выше горизонтальной плоскости,

Ax - амплитуда линейно поляризованной составляющей вектора напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 ,

Ay - амплитуда линейно поляризованной составляющей вектора напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 .

Обращаясь к фиг.1 и анализируя (5), видно, что если отношение способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 , то угол крена способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 =0°. Когда способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 , то угол крена положителен способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 >0°, а если способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 , то угол крена способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 отрицателен способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 <0°.

В случае если приемник имеет логарифмическую амплитудную характеристику, то отношение способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 амплитуд двух сигналов получается вычитанием значений логарифмов амплитуд двух сигналов, что эквивалентно образованию логарифма отношения [9]:

способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863

Использование заявляемой совокупности признаков для измерения угла крена ЛА в известных решениях автором не обнаружено.

На фиг.2 представлена структурная электрическая схема устройства, реализующего предложенный способ измерения угла крена летательного аппарата. Устройство содержит передатчик 1 и передающую антенну 2, расположенные в точке с известными координатами. На борту летательного аппарата устройство содержит приемную антенну 3, линейный поляризационный разделитель 4, амплитудный угловой дискриминатор 5, вычислитель 6.

На фиг.3 представлена структурная электрическая схема первого варианта исполнения амплитудного углового дискриминатора 5, включающего в себя первый смеситель 7, второй смеситель 2, первый линейный усилитель промежуточной частоты (УПЧ) 8, первый амплитудный детектор 9, гетеродин 10, схему деления 11, второй смеситель 12, второй линейный усилитель промежуточной частоты (УПЧ) 13, второй амплитудный детектор 14.

На фиг.4 представлена структурная электрическая схема второго варианта исполнения амплитудного углового дискриминатора 5, включающего в себя первый смеситель 15, первый логарифмический усилитель промежуточной частоты (УПЧ) 16, первый амплитудный детектор 17, гетеродин 18, схему вычитания 19, второй смеситель 20, второй логарифмический усилитель промежуточной частоты (УПЧ) 21, второй амплитудный детектор 22.

Устройство работает следующим образом.

Передатчик 1 через передающую антенну 2 излучает в направлении ЛА горизонтально линейно поляризованные электромагнитные волны, вектор напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 которых совпадает с горизонтальной плоскостью.

На борту ЛА приемная антенна 3 осуществляет прием электромагнитных волн, после чего сигнал поступает на линейный поляризационный разделитель 4, где, происходит разложение принятой электромагнитной волны на две синфазные ортогонально линейно поляризованные составляющие способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 ориентация векторов которых составляют угол -45° с вертикальной O'YC и поперечной O'XC осями ЛА соответственно. После чего ортогонально линейно поляризованные составляющие способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 поступают на соответствующие им входы амплитудного углового дискриминатора 5, где происходит измерение амплитуд Ax и Ay ортогонально линейно поляризованных синфазных составляющих векторов напряженности электрического поля способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 соответственно. Затем по измеренным амплитудам Ax и Ay вычислитель 6 в соответствии с алгоритмом (5) определяет угол крена способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 ЛА.

Амплитудный угловой дискриминатор 5 формирует по измеренным амплитудам Ax и Ay отношение амплитуд двух сигналов в случае линейной амплитудной характеристики усилителей промежуточной частоты (см. фиг.3). Тогда каждая ортогональная линейно поляризованная составляющая способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 поступает на соответствующие им первые входы смесителей 7 и 12, а на их вторые входы поступает сигнал с выхода гетеродина 10. Затем сигналы промежуточной частоты с выходов смесителей 7 и 12 поступают соответственно на входы усилителей промежуточной частоты 8 и 13, имеющих линейную амплитудную характеристику с одинаковыми частотными и фазовыми характеристиками. Выходные сигналы усилителей промежуточной частоты поступают на соответствующие им входы амплитудных детекторов 9 и 14. Выходные сигналы амплитудных детекторов 9 и 14, которые однозначно связаны с амплитудами A x и Ay ортогонально линейно поляризованных составляющих способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 и способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 поступают на соответствующие входы схемы деления 11, где происходит формирование отношения амплитуд способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство   для его реализации, патент № 2475863 двух сигналов.

В случае если усилители промежуточной частоты 16 и 21 имеют логарифмическую амплитудную характеристику (фиг.4), то схема деления 11 заменяется схемой вычитания 19 и на выходе формируется разность логарифмов амплитуд двух сигналов, что эквивалентно образованию логарифма отношения амплитуд этих сигналов (6).

В 3-см диапазоне длин волн заявляемое устройство измерения угла крена ЛА может быть выполнено следующим образом.

В качестве передатчика 1 может использоваться, например, генератор высокочастотных колебаний типа Г4-56 (см. [10], с.20), к выходу которого подключена рупорная передающая антенна 2 ([11], с.248), которая имеет собственную линейную горизонтальную поляризацию.

Приемная антенна 3 может быть выполнена в виде круглого рупора (см. [12], с.510).

Линейный поляризационный разделитель 4 может быть выполнен в виде волновода круглого сечения с переходом на два ортогонально расположенных волновода прямоугольного сечения (см. [7], с.343).

Амплитудный угловой дискриминатор 5, выполненный в соответствии с функциональными схемами, приведенными на фиг.3 и фиг.4, полностью совпадают с аналогичными амплитудными дискриминаторами известной амплитудно-амплитудной моноимпульсной системы (см. [9], с.15, с.26).

Вычислитель 6 может быть выполнен на базе бортового компьютера ЛА.

По сравнению с широко используемыми на практике методами и техникой измерения угла крена ЛА, основанными на применении инерциальных средств навигации, заявляемые способ и устройство определения угла крена ЛА позволяют избежать постоянного накапливания с течением времени ошибки измерения и они не чувствительны к перегрузкам, которые возникают в случае нестационарного режима полета ЛА - изменение скорости и направления полета.

Источники информации

1. Д.С.Пельпор, В.В.Ягодкин. Гироскопические системы. - М., Высшая школа, 1977. - 216 с.

2. Агаджапов П.А., Воробьев В.Г. и др. Автоматизация самолетовождения и управления воздушным движением. - М.: Транспорт, 1980. - 357 с.

3. Ярлыков М.С. Статистическая теория радионавигации. - М.: Радио и связь, 1985. - 344 с.

4. О'Лейл Э. Введение в статистическую оптику. Пер. с англ. Под ред. Паршина П.Ф. - М.: Мир, 1966. - 254 с.

5. Корнблит С. СВЧ оптика. Пер. с англ. Под ред. Фролова О.П. - М.: Связь, 1980. - 360 с.

6. Азам Р., Бамара П. Эллипсометрия и поляризованный свет. - М.: Мир, 1981. - 588 с.

7. Канарейкин Д.Б., Павлов Н.Ф., Потехин В.А. Поляризация радиолокационных сигналов. - М.: «Советское радио», 1966. - 440 с.

8. Канарейкин Д.Б., Потехин В.А., Шишкин И.Ф. Морская поляриметрия. - Л.: Судостроение, 1963. - 328 с.

9. Леонов А.И., Фомичев К.И. Моноимпульсная радиолокация. - М.: «Советское радио», 1970.

10. Носов B.C. Справочник по радиоизмерительным приборам. - М.: «Советское радио», 1978.

11. Дрябкин А.Л. и др. антенно-фидерные устройства. - М.: «Советское радио», 1974.

12. Жук М.С, Молочков Ю.Б. Проектирование антенно-фидерных устройств. - М.: «Энергия», 1966.

Класс G08G5/02 вспомогательные устройства автоматической посадки, те приборы, в которых информация о полете приземляющихся средств воздушного транспорта обрабатывается с целью получения посадочных данных

способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
система инструментального захода самолетов на посадку по радиомаякам, обозначающим начало взлетно-посадочной полосы -  патент 2492525 (10.09.2013)
способ сигнализации приводнения и взлета с водной поверхности самолета-амфибии -  патент 2492121 (10.09.2013)
способ обеспечения вихревой безопасности полета летательного аппарата -  патент 2477893 (20.03.2013)
способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство для его реализации -  патент 2475862 (20.02.2013)
способ информационного обеспечения вихревой безопасности полета летательных аппаратов -  патент 2469411 (10.12.2012)
способ определения дальности видимости огней взлетно-посадочной полосы и устройство для его осуществления -  патент 2448371 (20.04.2012)
система ориентации движущегося объекта относительно оси взлетно-посадочной полосы (впп) -  патент 2434791 (27.11.2011)
система посадки летательных аппаратов -  патент 2386176 (10.04.2010)
Наверх