способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков

Классы МПК:G02C9/00 Крепление вспомогательных оптических элементов
G06F17/40 сбор данных и их регистрация
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-05-19
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационной техники. По замерам полетной информации определяют величину Rn.p идеальной тяги двигателя как Rn.p=Rcn.p - GBVспособ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 , где Rcn.p - условная тяга реактивного сопла, соответствующая полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления, GB - расход воздуха на входе в двигатель, Vспособ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 - скорость полета летательного аппарата. Тягу двигателя для диагностики контролируют по отклонению Rn.p от эталонного значения, соответствующего тяге данного двигателя до начала эксплуатации. Изобретение позволяет повысить точность диагностики технического состояния двигателя в условиях эксплуатации. 1 ил.

способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915

Формула изобретения

Способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков (ТРДДсм), включающий измерение полетной информации, ее обработку и контроль тяги для диагностики ТРДДсм, отличающийся тем, что замеряют скорость полета летательного аппарата (Vп), характеризующую скорость набегающего на вход в двигатель потока воздуха, частоту вращения (nв) вала низкого давления, статическое давление (Р н) атмосферного воздуха, полную температуру (Tвх способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 *) воздуха на входе в двигатель, полное давление за компрессором низкого давления (Р*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 в), полное давление за турбиной (Р* способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 т), положение створок реактивного сопла, характеризующее площадь критического сечения реактивного сопла (Fкр ), по замерам определяют величину Rп.p идеальной тяги двигателя как Rп.p=Rcп.p-GвV п, где Rcп.p - условная тяга реактивного сопла, соответствующая полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления, Gв - расход воздуха на входе в двигатель, и контролируют тягу двигателя по отклонению Rп.p от эталонного значения, соответствующего тяге данного ТРДДсм до начала эксплуатации, причем условную тягу Rcп.p определяют в соответствии с алгоритмом следующим образом:

- определяют параметр способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 , пропорциональный полному давлению на входе в реактивное сопло как способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 где способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 - отношение значений площади на входе в камеру смешения из первого и второго контура соответственно,

- определяют условное значение приведенной скорости способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 сп.р в выходном сечении реактивного сопла, соответствующее полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления по функции, обратной газодинамической функции способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 (способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 ), по предварительно вычисленному параметру, характеризующему располагаемый перепад давлений в реактивном сопле способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915

- определяют условную площадь Fcп.p выходного сечения сопла, соответствующую полному расширению выхлопной струи до атмосферного давления способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915

определяют условную тягу реактивного сопла, соответствующую полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915

с учетом входного импульса GвV п определяют величину идеальной тяги двигателя, соответствующей полному расширению выхлопной струи в реактивном сопле до атмосферного давления Rп.p=Rcп.p-GвV п, где q(способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 ), r(способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 ) - газодинамические функции,

Fкр - площадь критического сечения реактивного сопла;

способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 сп.р - приведенная скорость газа в выходном сечении сопла, соответствующая полному расширению выхлопной струи до атмосферного давления.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационной техники, а более точно касается диагностики состояния турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков (ТРДДсм ).

Известен способ диагностики агрегатов летательных аппаратов по техническому состоянию, при котором с помощью комплекта датчиков: давления температуры, вибрации и т.д., блока коммутации и регистрации параметров, связанного с индикатором контроля и оповещения, регистрируют параметры, определяющие работу двигателя, накопленную повреждаемость каждой основной детали двигателя с учетом режимов работы двигателя, и по ним определяют остаточный ресурс двигателя (заявка РФ № 2002106177).

Известен способ диагностики авиационных двигателей сетевой системой, в котором измеряют параметры, характеризующие работу авиационного двигателя, датчиками, установленными на авиационном двигателе. Аппаратные средства диагностического сервера с базой данных и программными средствами считывают в сетевых линиях связи данные, характеризующие полетную работу, и данные неразрушающего контроля авиационного двигателя и, обработав их в соответствии с базами данных и математических моделей, выдают диагностику технического состояния авиационного двигателя в сетевые линии связи (патент РФ на ПМ № 87816).

Известен способ диагностики двигателя, основанный на способе контроля тяги турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков (ТРДДсм) (В.О.Боровик, В.М.Борщанский, В.А.Зозулин. Контроль величины тяги авиационных турбореактивных двигателей в условиях эксплуатации в сб. «Некоторые вопросы расчета и экспериментального исследования высотно-скоростных характеристик ГТД», Труды ЦИАМ № 663, 1975, стр.240-254), в котором измеряют значения полного давления на входе в двигатель (Р*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 H), за компрессором низкого давления (Р *способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 B) и за турбиной (Р*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 T), а также площади Fвых выходного сечения реактивного сопла, обработав их, по ним определяют значение параметров способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 или способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 характеризующих величину тяги двигателя (где способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 а FI и FII - значения площади на входе в камеру смешения из первого и второго контура соответственно).

Недостатком данного способа является то, что он ограничивает контроль тяги двигателя только взлетным режимом, так как фактически оценивает значение тяги сопла без учета входного импульса набегающего потока.

Кроме того, рассмотренный способ не позволяет осуществлять диагностику двигателя по величине определенной таким образом тяги, так как оценивает значение действительной тяги с учетом реальных ограничений, например по максимальной площади раскрытия выходного сечения реактивного сопла; в силу чего полученное значение тяги не характеризует в полной мере потенциальные возможности двигателя. Поэтому рассмотренный известный способ ограничивает возможности диагностики двигателя, с одной стороны, областью применения (только взлетный режим), а с другой - не учетом потенциальных возможностей двигателя при наилучшем его регулировании, так как оценивает тягу при конкретно реализованном (возможно, неоптимальном) регулировании двигателя.

В основу изобретения положена задача повышения адекватности диагностики технического состояния ТРДДсм в условиях эксплуатации.

Технический результат - расширение функциональных возможностей диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков (ТРДДсм) за счет диагностики его технического состояния на всех режимах работы и определения степени ухудшения характеристик данного ТРДДсм с наработкой.

Поставленная задача решается тем, что в способе диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков (ТРДДсм ), включающем измерение полетной информации, ее обработку и контроль тяги для диагностики ТРДДсм, замеряют скорость полета летательного аппарата (Vп), характеризующую скорость набегающего на вход в двигатель потока воздуха, частоту вращения (nв) вала низкого давления, статическое давление (Р H) атмосферного воздуха, полную температуру (ТBX способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 *) воздуха на входе в двигатель, полное давление за компрессором низкого давления (Р*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 в), полное давления за турбиной (Р* способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 т), положение створок реактивного сопла, характеризующее площадь критического сечения реактивного сопла (Fкр ), по замерам определяют величину Rn.p идеальной тяги двигателя как Rn.p=Rcn.p-GBV П, где Rcn.p - условная тяга реактивного сопла, соответствующая полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления, Gв - расход воздуха на входе в двигатель, и контролируют тягу двигателя по отклонению Rn.p от эталонного значения, соответствующего тяге данного ТРДДсм до начала эксплуатации.

Предложенный способ основывается на использовании газодинамических соотношений, в том числе газодинамических функций способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 (способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 ), q(способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 ) и r(способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 ), для определения полного импульса сопла (см. Абрамович Г.Н. Прикладная фазовая динамика. В 2 ч. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука., 1991. - Ч.1, стр.241-246), позволяющих определять параметр тяги по осредненному значению полного давления перед соплом.

Значение тяги Rn.p, с учетом входного импульса GВVП следует определять в соответствии с алгоритмом следующим образом:

- определяют параметр способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 , пропорциональный полному давлению на входе в реактивное сопло как способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 где способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 - отношение значений площади на входе в камеру смешения из первого и второго контура соответственно,

- определяют условное значение приведенной скорости способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 с п.р в выходном сечении реактивного сопла, соответствующее полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления по функции, обратной газодинамической функции способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 (способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 ), по предварительно вычисленному параметру, характеризующему располагаемый перепад давлений в реактивном соплеспособ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915

- определяют условную площадь Fcn.p выходного сечения сопла, соответствующую полному расширению выхлопной струи до атмосферного давления способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915

- определяют условную тягу реактивного сопла, соответствующую полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915

- с учетом входного импульса GВ VП определяют величину идеальной тяги двигателя, соответствующей полному расширению выхлопной струи в реактивном сопле до атмосферного давления Rn.p=Rcn.p-GВV П, где q(способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 ), r(способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 )- газодинамические функции;

Fкр - площадь критического сечения реактивного сопла;

способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 сп.р - приведенная скорость газа в выходном сечении сопла, соответствующая полному расширению выхлопной струи до атмосферного давления;

GB - расход воздуха через двигатель, который определяют расчетным путем по измеренному значению частоты вращения вала низкого давления n B, характеризующему приведенный расход воздуха через двигатель, измеренному значению полного давления за компрессором низкого давления Р*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 в и измеренному значению полной температуры воздуха на входе в двигатель ТBXспособ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 *.

Способ, согласно изобретению, осуществляют следующим образом. При работе ТРДДсм измеряют текущие параметры, характеризующие работу ТРДДсм в полете, и обрабатывают результаты измерений по алгоритму с получением значения диагностического параметра, характеризующего текущую величину идеальной тяги ТРДД, соответствующей полному расширению в реактивном сопле выхлопной струи до атмосферного давления, и по его отклонению от эталонного значения проводят диагностику состояния ТРДДсм.

Согласно изобретению в качестве параметров, характеризующих работу ТРДД см в полете, используют данные датчиков термогазодинамических параметров двигателя и самолета, а также частоты вращения ротора и критического сечения реактивного сопла, а именно: скорость набегающего на вход в двигатель потока воздуха (VП ), частоту вращения вала низкого давления (nв), статическое давление атмосферного воздуха (РH), полную температуру воздуха на входе в двигатель (Т*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 вх), полное давление за компрессором низкого давления и полное давления за турбиной (Р*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 в и Р*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 т) соответственно, а также площадь критического сечения реактивного сопла (Fкр).

Исходя из значений измеренных параметров, их обрабатывают по вышеуказанному алгоритму и определяют:

- параметр способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 , пропорциональный полному давлению на входе в реактивное сопло способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 , где способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 отношение значений площади на входе в камеру смешения из первого и второго контура соответственно;

- условное значение приведенной скорости способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 с п.р в выходном сечении реактивного сопла, соответствующее полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления по функции, обратной газодинамической функции способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 (способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 ), по предварительно вычисленному параметру, характеризующему располагаемый перепад давлений в реактивном сопле способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915

- условную площадь выходного сечения сопла, соответствующую полному расширению выхлопной струи до атмосферного давления способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 где q(способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 ) - газодинамическая функция;

- условную тягу реактивного сопла, соответствующую полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 где r(способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 ) - газодинамическая функция;

- параметр Rn.p=Rcn.p-GВVП, характеризующий идеальную тягу двигателя, соответствующую полному расширению выхлопной струи в реактивном сопле до атмосферного давления Rn.p=f(Rcn.p,nв,V n,P*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 в,T*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 вх) с учетом входного импульса GВ VП.

Расход воздуха GВ определяют расчетным путем по измеренному значению частоты вращения вала низкого давления nв, характеризующему приведенный расход воздуха через двигатель, измеренному значению полного давления за компрессором низкого давления Р*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 в и измеренному значению полной температуры воздуха на входе в двигатель Твхспособ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 *.

Контролируют состояние двигателя по отклонению тяги Rn.p от ее эталонного значения, соответствующего данному ТРДДсм до начала эксплуатации, которое определяют по номограммам или математической модели двигателя.

Параметр Rcn.p учитывает идеальную тягу реактивного сопла, соответствующую полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления, что позволяет расширить возможность диагностики состояния ТРДДсм на всех режимах его работы.

Параметр в виде разницы Rn.p и ее эталонного значением, соответствующего данному двигателю до начала эксплуатации, характеризует степень ухудшения характеристик данного ТРДД см с наработкой, и его учет позволяет расширить возможность диагностики состояния ТРДДсм.

Изобретение иллюстрируется рисунком, на котором схематично представлена система для реализации способа.

Система для диагностики ТРДДсм 1 как объекта контроля на летательном аппарате 10 включает датчик 2 скорости полета летательного аппарата (V П), характеризующей скорость набегающего на вход в двигатель потока воздуха, датчик 3 частоты вращения (nв), характеризующей частоту вращения вала низкого давления, датчик 4 давления (Р H), характеризующего статическое давление атмосферного воздуха, датчик 5 температуры (Твхспособ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 *), характеризующей полную температуру воздуха на входе в двигатель, датчики 6 и 7 давления (Р*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 в и Р*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 т), характеризующего полное давление за компрессором низкого давления и полное давление за турбиной соответственно.

Система включает также датчик 8 положения створок реактивного сопла, характеризующего площадь критического сечения реактивного сопла (Fкр), программный блок 9 контроля тяги и регистрирующий прибор - индикатор 11, связанный с выходом программного блока 9.

Программный блок 9 выполнен с возможностью определять условную тягу Fcp реактивного сопла, соответствующую полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления, и условную тягу двигателя, соответствующую полному расширению выхлопной струи в реактивном сопле до атмосферного давления в виде функции Rn.p=f(Rcn.p, n B, Vn, P*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 B, T*способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя   со смешением потоков, патент № 2476915 вх), учитывающей входной импульс GВ VП, где GВ - расход воздуха на входе в двигатель, VП - скорость полета летательного аппарата.

Индикатор 11 отображает отклонение полученной величины от эталонной, соответствующей данному двигателю до начала эксплуатации и вычисленной, например, по номограммам или математической модели двигателя.

Изобретение позволяет существенно расширить функциональные возможности диагностики состояния турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков (ТРДДсм ).

Изобретение может быть использовано в системах диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков в условиях эксплуатации.

Класс G02C9/00 Крепление вспомогательных оптических элементов

Класс G06F17/40 сбор данных и их регистрация

устройство обработки информации, система обработки информации, способ обработки информации и носитель информации -  патент 2525746 (20.08.2014)
устройство ввода-вывода -  патент 2524852 (10.08.2014)
унифицированная система управления информационными потоками предприятия -  патент 2522030 (10.07.2014)
система мониторинга времени отстаивания нефтепродукта по участкам резервуара хранения с учетом формы частиц загрязнения и распределения температуры нефтепродукта по высоте резервуара -  патент 2520323 (20.06.2014)
система для слежения за свойствами установки -  патент 2516209 (20.05.2014)
устройство и способ предоставления информации, терминальное устройство и способ обработки информации, и программа -  патент 2515717 (20.05.2014)
способ организации и ведения медицинского мониторинга -  патент 2515587 (10.05.2014)
связь на месте в реальном времени через интернет с диспетчером скважины для постоянной оптимизации скважины -  патент 2510971 (10.04.2014)
способы и устройство обеспечения системы прогнозирования групповой торговли -  патент 2510891 (10.04.2014)
система оптимизации времени отстаивания нефтепродуктов в резервуарах хранения в зависимости от распределения температуры нефтепродукта по высоте резервуара и формы частиц загрязнения -  патент 2509354 (10.03.2014)
Наверх