корпус задвижки, содержащий задвижку, а также способ его установки
Классы МПК: | E05C5/00 Запирающие устройства с иным, чем со скользящим или поворотным движением засовов |
Автор(ы): | КАРССЕН Йерун (NL) |
Патентообладатель(и): | НЕМЕФ Б.В. (NL) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-06-24 публикация патента:
10.03.2013 |
Изобретение относится к корпусу задвижки, в котором предусмотрена задвижка. Корпус задвижки содержит модуль задвижки, причем корпус задвижки имеет отверстие для задвижки, причем задвижка выполнена с возможностью вращения вокруг оси, в котором модуль задвижки содержит раму для удерживания с возможностью вращения задвижки, вращающейся вокруг оси, причем рама имеет первый конец и второй конец, а ось расположена около первого конца рамы, при этом модуль задвижки установлен с возможностью перемещения в корпусе задвижки между первым конечным положением, в котором задвижка максимально выдвинута из модуля задвижки, и вторым конечным положением, в котором задвижка максимально вдвинута в модуль задвижки, а корпус задвижки имеет элемент для оказания воздействия на модуль задвижки в направлении от второго конечного положения модуля задвижки к первому конечному положению модуля задвижки, причем задвижка, выполненная с возможностью вращения вокруг оси, имеет дистальный конец на конце задвижки, обращенный наружу от второго конца модуля задвижки, причем этот дистальный конец выступает за пределы рамы; имеет в плоскости, перпендикулярной оси, по меньшей мере, вдоль части длины между осью и дистальным концом, профиль, сходящийся на конус к дистальному концу, образованному первой боковой поверхностью и второй боковой поверхностью; и выполнена с возможностью вращения между первым конечным положением и вторым конечным положением, причем в первом конечном положении задвижки первая боковая поверхность задвижки расположена под углом к направлению, в котором модуль задвижки может перемещаться в корпусе, меньшим чем 15°, и во втором конечном положении задвижки вторая боковая поверхность расположена под углом к направлению, в котором модуль задвижки может перемещаться в корпусе, меньше чем 15°, причем корпус задвижки имеет элемент для удерживания задвижки альтернативно в ее первом конечном положении и в ее втором конечном положении, при этом элемент, когда задвижка находится между своим первым и вторым конечным положением, заставляет задвижку перемещаться к одному из первого и второго конечного положения задвижки, при этом задвижка имеет второй дистальный конец, расположенный между осью и вторым концом рамы, причем упомянутый второй дистальный конец образован третьей и четвертой боковыми поверхностями, причем в раме между осью и вторым концом модуля задвижки расположена блокировочная задвижка, установленная с возможностью перемещения в раме, причем блокировочная задвижка имеет конусный конец на стороне, которая обращена наружу от второго конца модуля задвижки, причем в корпусе задвижки расположен элемент, оказывающий воздействие на блокировочную задвижку в направлении задвижки таким образом, чтобы дистальный конец блокировочной задвижки опирался на боковую поверхность задвижки, выбранную из третьей и четвертой боковой поверхности, при этом рама снабжена запирающим органом для запирания блокировочной задвижки, причем запирающий орган выполнен с возможностью перемещения между первым, блокирующим положением, в котором запирающий орган действует как упор для блокировочной задвижки, в результате чего перемещение блокировочной задвижки в раме в направлении второго конца рамы ограничивается, причем дистальный конец задвижки, обращенный на второй конец рамы, не может проходить дистальный конец блокировочной задвижки, когда задвижка вращается вокруг оси; вторым положением снятия блокировки, в котором блокировочная задвижка разблокирована и блокировочная задвижка выполнена с возможностью перемещения на такое расстояние в направлении второго конца рамы, на которое дистальный конец задвижки, обращенный на второй конец рамы, может проходить дистальный конец блокировочной задвижки, когда задвижка вращается вокруг оси. Техническим результатом изобретения является создание усовершенствованного корпуса задвижки. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Корпус задвижки, содержащий модуль задвижки, причем корпус задвижки имеет отверстие для задвижки, причем задвижка выполнена с возможностью вращения вокруг оси, в котором
- модуль задвижки содержит раму для удерживания с возможностью вращения задвижки, вращающейся вокруг оси, причем рама имеет первый конец и второй конец, а ось расположена около первого конца рамы, при этом
- модуль задвижки установлен с возможностью перемещения в корпусе задвижки между первым конечным положением, в котором задвижка максимально выдвинута из модуля задвижки, и вторым конечным положением, в котором задвижка максимально вдвинута в модуль задвижки, а
- корпус задвижки имеет элемент для оказания воздействия на модуль задвижки в направлении от второго конечного положения модуля задвижки к первому конечному положению модуля задвижки, причем
- задвижка, выполненная с возможностью вращения вокруг оси,
- имеет дистальный конец на конце задвижки, обращенный наружу от второго конца модуля задвижки, причем этот дистальный конец выступает за пределы рамы;
- имеет в плоскости, перпендикулярной оси, по меньшей мере, вдоль части длины между осью и дистальным концом, профиль, сходящийся на конус к дистальному концу, образованному первой боковой поверхностью и второй боковой поверхностью; и
- выполнена с возможностью вращения между первым конечным положением и вторым конечным положением, причем в первом конечном положении задвижки первая боковая поверхность задвижки расположена под углом к направлению, в котором модуль задвижки может перемещаться в корпусе, меньшим, чем 15°, и во втором конечном положении задвижки вторая боковая поверхность расположена под углом к направлению, в котором модуль задвижки может перемещаться в корпусе, меньше, чем 15°, причем
- корпус задвижки имеет элемент для удерживания задвижки альтернативно в ее первом конечном положении и в ее втором конечном положении, при этом элемент, когда задвижка находится между своим первым и вторым конечным положением, заставляет задвижку перемещаться к одному из первого и второго конечного положения задвижки, при этом
- задвижка имеет второй дистальный конец, расположенный между осью и вторым концом рамы, причем упомянутый второй дистальный конец образован третьей и четвертой боковыми поверхностями, причем в раме между осью и вторым концом модуля задвижки расположена блокировочная задвижка, установленная с возможностью перемещения в раме, причем блокировочная задвижка имеет конусный конец на стороне, которая обращена наружу от второго конца модуля задвижки, причем в корпусе задвижки расположен элемент, оказывающий воздействие на блокировочную задвижку в направлении задвижки таким образом, чтобы дистальный конец блокировочной задвижки опирался на боковую поверхность задвижки, выбранную из третьей и четвертой боковой поверхности, при этом
- рама снабжена запирающим органом для запирания блокировочной задвижки, причем запирающий орган выполнен с возможностью перемещения между
- первым, блокирующим положением, в котором запирающий орган действует как упор для блокировочной задвижки, в результате чего перемещение блокировочной задвижки в раме в направлении второго конца рамы ограничивается, причем дистальный конец задвижки, обращенный на второй конец рамы, не может проходить дистальный конец блокировочной задвижки, когда задвижка вращается вокруг оси;
- вторым положением снятия блокировки, в котором блокировочная задвижка разблокирована и блокировочная задвижка выполнена с возможностью перемещения на такое расстояние в направлении второго конца рамы, на которое дистальный конец задвижки, обращенный на второй конец рамы, может проходить дистальный конец блокировочной задвижки, когда задвижка вращается вокруг оси.
2. Корпус задвижки по п.1, в котором для запирания и отпирания модуля задвижки предусмотрен запирающий орган.
3. Корпус задвижки по п.1, в котором запирающий орган, который действует как упор для блокировочной задвижки, ограничивает вращение задвижки вокруг оси в первом блокирующем положении на величину меньше, чем 10° и предпочтительно меньше, чем 5°.
4. Корпус задвижки по п.1 или 3, в котором запирающий орган, перемещающийся между первым блокирующим положением и вторым положением снятия блокировки, опирается на подшипники.
5. Корпус задвижки по п.4, в котором в блокировочной задвижке на конце, обращенном наружу от первого конца, расположен подшипник, который в первом блокирующем положении опирается на запирающий орган.
6. Корпус задвижки по одному из пп.1, 3 или 5, дополнительно содержащий засов, открываемый ключом, причем в корпусе задвижки расположен механизм снятия блокировки, выполненный с возможностью приведения запирающего элемента, после того, как засов, открываемый ключом, будет вставлен, по меньшей мере, частично в корпус задвижки из первого блокирующего положения, во второе положение снятия блокировки, и наоборот.
7. Корпус задвижки по п.4, дополнительно содержащий засов, открываемый ключом, причем в корпусе задвижки расположен механизм снятия блокировки, выполненный с возможностью приведения запирающего элемента, после того, как засов, открываемый ключом, будет вставлен, по меньшей мере, частично в корпус задвижки из первого блокирующего положения, во второе положение снятия блокировки, и наоборот.
8. Способ установки корпуса задвижки, который содержит задвижку и засов, открываемый ключом, в котором
- корпус задвижки устанавливают в элемент, выбираемый из i) рамы и ii) органа, выполненного с возможностью вращения вокруг оси;
- корпус задвижки установлен в элементе таким образом, что задвижка и засов, открываемый ключом вдоль, по меньшей мере, части их длины могут быть вставлены в другой элемент из элементов i) и ii);
- корпус задвижки выполнен таким образом, что если засов, открываемый ключом, находится в положении, выступающем из корпуса задвижки, для того, чтобы можно было заблокировать перемещение элемента относительно другого элемента, задвижка также находится в положении, выступающем из корпуса задвижки, для блокирования перемещения элемента относительно другого элемента,
- форма и конструкция выемки и выемок для вставления задвижки и засова, открываемого ключом, выбирается таким образом, что в случае, когда на корпус задвижки действует поперечная сила другого элемента, сила воспринимается задвижкой так, что сила, действующая на задвижку больше, чем сила, действующая на засов, открываемый ключом, и корпус задвижки имеет запирающий орган, который ограничивает вставление задвижки в корпус задвижки до тех пор, пока засов, открываемый ключом, не будет до большой степени вставлен в корпус задвижки.
Описание изобретения к патенту
Настоящее изобретение относится к корпусу задвижки, в котором предусмотрена задвижка.
Корпуса задвижек, в которых предусмотрена задвижка, общеизвестны. Задвижка представляет собой защелку и/или засов, отпираемый ключом. В обоих случаях задвижка обеспечивает предотвращение вращательного перемещения двери, окна или подобного в закрытом положении. Засов, отпираемый ключом, - это засов, который может быть заперт при помощи ключа или подобного, что необходимо для вставления задвижки в корпус или для ее вынимания. Защелки могут подразделяться на защелки, которые позволяют выполнять запирание и отпирание под действием силы, которая превышает пороговое значение (роликовые защелки), и защелки, для которых необходимо такое средство, как дверная ручка. Для ясности далее в настоящем документе описание будет касаться только изобретения по отношению к дверям, однако изобретение ни в коем случае не ограничивается таким применением. Это же относится к размещению корпуса задвижки. В зависимости от предпочтения он легко может быть установлен либо в раму, либо в дверь. Для ясности описание будет относиться только к устройству корпуса задвижки в двери, однако изобретение никоим образом не ограничивается этим применением.
Задачей настоящего изобретения является создание усовершенствованного корпуса задвижки.
Для этого в настоящем изобретении разработан корпус задвижки, в котором предусмотрен модуль задвижки, причем корпус задвижки имеет отверстие для задвижки, причем задвижка является задвижкой, которая может вращаться вокруг оси, и в котором:
- модуль задвижки содержит раму для удерживания с возможностью вращения задвижки, которая может вращаться вокруг оси, причем рама имеет первый конец и второй конец и ось расположена около первого конца рамы,
- модуль задвижки установлен с возможностью перемещения в корпусе задвижки между первым конечным положением, в котором задвижка максимально выдвинута из модуля задвижки, и вторым конечным положением, в котором задвижка максимально вдвинута в модуль задвижки,
- корпус задвижки имеет орган для оказания воздействия на модуль задвижки в направлении от второго конечного положения модуля задвижки к первому конечному положению модуля задвижки,
- задвижка, которая может вращаться вокруг оси,
- имеет дистальный конец на конце задвижки, обращенный наружу от второго конца модуля задвижки, причем этот дистальный конец выступает за пределы рамы;
- имеет в плоскости, перпендикулярной оси, по меньшей мере, вдоль части длины между осью и дистальным концом, профиль, который сходит на конус к дистальному концу, образованному первой боковой поверхностью и второй боковой поверхностью;
- имеет возможность вращения между первым конечным положением и вторым конечным положением, причем в первом конечном положении задвижки первая боковая поверхность задвижки расположена под углом к направлению, в котором модуль задвижки может перемещаться в корпусе, меньшим чем 15°, и во втором конечном положении задвижки вторая боковая поверхность расположена под углом к направлению, в котором модуль задвижки может перемещаться в корпусе, меньше чем 15°, и
- корпус задвижки имеет орган для удерживания задвижки альтернативно в ее первом конечном положении и в ее втором конечном положении, причем орган, когда задвижка находится между своим первым и вторым конечным положением, заставляет задвижку перемещаться к одному из первого и второго конечного положения задвижки.
Корпус задвижки образует целесообразный принцип для работы задвижки, который предлагает множество возможностей, как будет подробно объяснено далее в данной заявке. Лучше, чем роликовая задвижка согласно предшествующему уровню техники, задвижка может удерживать дверь закрытой, когда задвижка защелкивается в пластине дверной коробки. Там, где в настоящей заявке используется термин пластина дверной коробки, это также означает отверстие пластины дверной коробки. Вторым органом является, например, изогнутая пластинчатая пружина, которая опирается на второй дистальный конец задвижки, который обращен на второй конец модуля задвижки, причем пластинчатая пружина расположена между вторым дистальным концом задвижки и вторым концом модуля задвижки, и в отсутствие задвижки является выпуклой в направлении оси задвижки. Альтернативно или дополнительно в задвижке может быть предусмотрена такая изогнутая пластинчатая пружина, которая обращена на второй конец модуля задвижки, когда задвижка находится между первым и вторым положением задвижки, и рама содержит барьер, такой как штифт, который расположен параллельно оси вращения задвижки, причем пластинчатая пружина может проходить через штифт только тогда, когда пластинчатая пружина подвергается изгибанию. Орган для оказания воздействия на модуль задвижки может быть таким же органом, как и орган, который удерживает задвижку альтернативно в первом конечном положении задвижки и во втором конечном положении задвижки. На практике в модуле задвижки может быть предусмотрен свой собственный орган, упоминаемый в настоящем документе как второй орган, для удерживания задвижки альтернативно в первом конечном положении и во втором конечном положении задвижки.
Преимущественный вариант осуществления корпуса задвижки отличается тем, что задвижка имеет второй дистальный конец, расположенный между осью и вторым концом рамы, причем упомянутый второй дистальный конец образован третьей и четвертой боковыми поверхностями, причем в раме между осью и вторым концом модуля задвижки предусмотрена блокировочная задвижка, которая установлена с возможностью перемещения в раме, причем блокировочная задвижка имеет конусный конец на стороне, которая обращена наружу от второго конца модуля задвижки, причем в корпусе задвижки предусмотрен элемент, оказывающий воздействие на блокировочную задвижку в направлении задвижки таким образом, чтобы дистальный конец блокировочной задвижки опирался на боковую поверхность задвижки, выбранную из третьей и четвертой боковой поверхности.
Таким образом, задвижка может эффективно удерживаться в первом или втором конечном положении задвижки. Орган может представлять собой частично намотанную проволочную пружину, которая с одной стороны вступает в зацепление, например, с пластиной замка, и с другой стороны с блокировочной задвижкой. Согласно одному практическому варианту осуществления в раме предусмотрен второй орган для оказания воздействия на блокировочную задвижку в направлении задвижки.
Согласно очень интересному предпочтительному варианту осуществления для запирания и отпирания модуля задвижки предусмотрен запирающий орган.
Таким образом, в зависимости от потребностей, задвижка может действовать как защелка (модуль задвижки не блокируется) и как засов, открываемый ключом (модуль задвижки блокируется). Для запирания каждый может выбирать блокирование перемещения модуля задвижки в корпусе задвижки и/или вращение задвижки в модуле задвижки.
Согласно предпочтительному варианту осуществления в раме предусмотрен запирающий орган для запирания блокировочной задвижки, причем запирающий орган выполнен с возможностью перемещения между
- первым, блокирующим положением, в котором запирающий орган действует как упор для блокировочной задвижки, в результате чего перемещение блокировочной задвижки в раме в направлении второго конца рамы ограничивается и дистальный конец задвижки, обращенный на второй конец рамы, не может проходить дистальный конец блокировочной задвижки, когда задвижка вращается вокруг оси;
- вторым положением снятия блокировки, в котором блокировочная задвижка разблокирована и блокировочная задвижка имеет возможность перемещения на такое расстояние в направлении второго конца рамы, на которое дистальный конец задвижки, обращенный на второй конец рамы, может проходить дистальный конец блокировочной задвижки, когда задвижка вращается вокруг оси.
Таким образом, запирание может быть выполнено эффективным образом.
Преимущественный вариант осуществления отличается тем, что запирающий орган действует как упор для блокировочной задвижки, ограничивает вращение задвижки вокруг оси в первом, блокирующем положении на величину меньше чем 10° и предпочтительно меньше чем 5°.
Узкий угол делает трудным или даже невозможным преодоление блокировки воздействием большой силы на задвижку.
Для уменьшения трения, особенно для того, чтобы свести на нет силу, которая должна оказывать воздействие на запирающий орган, в момент, когда сила действует, толкая задвижку в корпус задвижки, предпочтительно, чтобы запирающий орган перемещался между первым блокировочным положением и вторым положением снятия блокировки, опираясь на подшипники.
Предпочтительно в таком случае, чтобы в блокировочной задвижке на конце, обращенном наружу от первого конца, был предусмотрен подшипник, который в первом блокирующем положении опирается на запирающий орган. Подходящим подшипником является, например, шарикоподшипник.
Хотя задвижка в модуле задвижки по выбору может также действовать и как засов, открываемый ключом, предпочтительно, если корпус задвижки дополнительно содержит задвижку, открываемую ключом, и в корпусе задвижки предусмотрен механизм снятия блокировки, который сконструирован для приведения запирающего элемента, после того, как задвижка, открываемая ключом, будет вставлена, по меньшей мере, частично в корпус задвижки из первого блокирующего положения во второе положение снятия блокировки и наоборот.
В особенных ситуациях лицо, которое хочет покинуть комнату, которая закрыта дверью, например тюремную камеру в случае пожара, может непреднамеренно препятствовать разблокировке центрально управляемого засова, открываемого ключом, так как электромагнит, который должен разблокировать засов, открываемый ключом, может не иметь достаточной мощности, потому что засов, открываемый ключом, толкается к пластине дверной коробки, в которую входит задвижка (или к отверстию пластины) арестантом. При описанном выше корпусе задвижки в таком случае задвижка, а не засов, открываемый ключом, толкается к пластине дверной коробки, в которую входит задвижка. В результате засов, открываемый ключом, может быть втянут обычным образом. После того как засов, открываемый ключом, будет втянут достаточно далеко в корпус задвижки, затруднение передвижению блокировочной задвижки исчезнет. Соответственно, дверь может быть открыта, потому что внешняя сила, действующая на задвижку (арестантом), заставляет задвижку повернуться, в результате чего поверхность задвижки, которая располагается по существу перпендикулярно силе, после поворота располагается под углом, вызывая толкание задвижки в корпус задвижки так, чтобы дверь открывалась.
Изобретение также относится к способу установки корпуса задвижки, который содержит задвижку и засов, открываемый ключом, в котором:
- корпус задвижки устанавливается в элемент, выбираемый из i) рамы и ii) органа, который может вращаться вокруг оси;
- корпус задвижки устанавливается в элемент таким образом, что задвижка и засов, открываемый ключом вдоль, по меньшей мере, части их длины могут быть вставлены в другой элемент из элементов i) и ii);
- корпус задвижки сконструирован таким образом, что, если засов, открываемый ключом, находится в положении, выступающем из корпуса задвижки, для того, чтобы можно было заблокировать перемещение элемента относительно другого элемента, задвижка также находится в положении, выступающем из корпуса задвижки, чтобы блокировать перемещение элемента относительно другого элемента,
- форма и конструкция выемки и выемок для вставления задвижки и засова, открываемого ключом, выбирается таким образом, что в случае, когда на корпус задвижки действует сила другого элемента, сила, действующая на задвижку больше, чем сила, действующая на засов, открываемый ключом, и корпус задвижки имеет запирающий орган, который ограничивает вставление задвижки в корпус задвижки до тех пор, пока засов, открываемый ключом, не будет до большой степени вставлен в корпус задвижки.
Этот способ, например, полезен для дверей тюремных камер, как обсуждалось в этой заявке. Фраза «сила, действующая на задвижку, больше, чем сила, действующая на засов, открываемый ключом» также включает в себя ситуацию, при которой внешняя сила (например, сила, с которой действует арестант) действует только на задвижку, и не действует на засов, открываемый ключом. Эта внешняя сила главным образом будет по существу тангенциальной к оси вращения элемента. Орган, который может вращаться вокруг оси является, например, крышкой, дверью или окном.
Настоящее изобретение ниже будет проиллюстрировано с помощью чертежей, на которых:
на каждой фиг.1а-d показана часть корпуса, в котором предусмотрена вращающаяся задвижка в ее различных положениях;
на фиг.2 показано поперечное сечение через задвижку, которая пригодна для корпуса задвижки согласно изобретению;
на фиг.3а-е схематически показаны различные положения вращающаяся задвижка при закрывании двери;
на каждой фиг.4a-h показана часть корпуса, содержащая вращающуюся задвижку, причем вращающаяся задвижка может быть в заблокированном положении; и
на фиг.5а-с показан альтернативный корпус задвижки, который содержит как задвижку, так и засов, открываемый ключом.
На фиг.1а показана часть корпуса 1 задвижки, содержащая переднюю пластину 2 замка и пластину 3 замка, которая перпендикулярна передней пластине 2 замка. Передняя пластина 2 замка имеет сквозное отверстие 4 (фиг.1d), из которого выступает задвижка 5. Эта задвижка 5 является частью модуля 6 задвижки, который содержит раму, состоящую в данном случае из двух параллельных планок 7, 8, которые взаимосвязаны и расположены на расстоянии друг от друга. Модуль 6 задвижки имеет первый конец 9, который расположен около отверстия 4, и второй конец 10, который расположен на расстоянии от отверстия 4. Задвижка 5 расположена у первого конца 9 модуля 6 задвижки и может вращаться вокруг оси, которая проходит по существу параллельно передней пластине 2 замка и пластине 3 замка. В настоящем случае в задвижке 5 предусмотрены круглые кулачки 11, которые располагаются в выемках 12 у первого конца 9 модуля 6 задвижки. На фиг.1b и 1с планка 8 рамы показана в вынесенном положении, то есть на расстоянии от своего действительного положения (как видно на фиг.1а и 1d), для того чтобы показать выемку 12 в планке 8 и показать вид на пластинчатую пружину 13, функция которой будет описана позднее.
Следует отметить, что модуль 6 задвижки установлен с возможностью перемещения в корпусе 1 задвижки между первым конечным положением (на фиг.1 слева), в котором задвижка 5 максимально выдвинута из корпуса задвижки, и вторым конечным положением (на фиг.1 справа), в котором задвижка 5 максимально вдвинута в корпус задвижки. В корпусе 1 задвижки предусмотрен первый элемент 40, в данном случае спиральная толкающая пружина, который действует на модуль 6 задвижки в первом конечном положении. Первый элемент 40 не показан на других фиг.1b-1d.
Чтобы можно было осуществлять упругое перемещение вперед и назад модуля задвижки, в корпусе согласно изобретению предусмотрено направляющее устройство модуля задвижки, в данном случае в форме четырех кулачков 70-73 (показаны только на фиг.1d).
На фиг.2 показано поперечное сечение через задвижку 5 и пластинчатую пружину 13 из фиг.1. Задвижка 5 имеет дистальный конец 14 у конца задвижки, который обращен наружу от второго конца 10 модуля 6 задвижки, причем дистальный конец 14 выступает из рамы. Кроме того, задвижка 5 имеет профиль, который сходит на конус к дистальному концу 14, образованному первой боковой поверхностью 15 и второй боковой поверхностью 16. Задвижка 5 может вращаться между первым конечным положением и вторым конечным положением, то есть между первым конечным положением задвижки 5 (фиг.1а и 1b) и вторым конечным положением задвижки 5 (фиг.1с и 1d), причем в первом конечном положении первая боковая поверхность 15 будет по существу перпендикулярна передней пластине 2 замка и во втором конечном положении - вторая боковая поверхность 16. Теперь со ссылкой на фиг.3 будет проиллюстрировано вращательное перемещение вокруг оси, которое может быть выполнено задвижкой 5.
На фиг.3 схематически показана часть двери D и профиль Р, составляющий дверную раму, напротив которой дверь D может закрываться. В профиле Р предусмотрено отверстие О, которое действует как пластина дверной коробки для входа дистального конца 14 задвижки 5.
На фиг.3а можно видеть, что задвижка 5 расположена во втором конечном положении. При закрывании двери D сила действует на вторую боковую поверхность 16, в результате чего задвижка 5 поворачивается к своему первому конечному положении. После того как она оказывается в своем первом конечном положении, задвижка 5 действует как обычная защелка и входит под действием силы в корпус 1 задвижки (фиг.3с), причем модуль 6 задвижки таким образом перемещается от первого конечного положения в направлении второго конечного положения. Как только задвижка 5 достигает отверстия О, модуль 6 задвижки снова под действием силы перемещается к своему первому конечному положению и задвижка 5 входит в отверстие О профиля Р. Поскольку в этой ситуации задвижка 5 находится в своем конечном положении или почти в своем конечном положении, дверь D может удерживаться без грохотания.
Пластинчатая пружина 13 имеет такую форму, которая позволяет удерживать задвижку 5 либо в ее первом конечном положении, либо в ее втором конечном положении, и, если задвижка 5 не находится в этих положениях, пластинчатая пружина 13 заставляет задвижку 5 перемещаться к одному из этих положений. В принципе, любой элемент, который может выполнять эту функцию, пригоден для корпуса задвижки согласно изобретению. Задвижка 5, показанная на фиг.1, имеет второй дистальный конец 17 и третью и четвертую боковые поверхности соответственно (см. фиг.2). Для того чтобы удерживать задвижку в конкретном конечном положении, пластинчатая пружина 13 опирается либо на третью боковую поверхность 18, либо на четвертую боковую поверхность 19. Когда на задвижку 5 действует сила от профиля P или, более точно, от кромки отверстия пластины дверной коробки, в которую входит задвижка, боковая поверхность 18, 19, на которую опирается пластинчатая пружина 13, будет толкать пластинчатую пружину внутрь и/или наружу, позволяя задвижке 5 перемещаться к другому конечному положению задвижки 5.
На фиг.4 показан альтернативный корпус 101 задвижки, содержащий переднюю пластину 102 замка и пластину 103 задвижки. Передняя пластина 102 замка имеет отверстие 104, из которого выступает задвижка 105. Задвижка 105 является частью модуля 106 задвижки таким же образом, как это было описано для фиг.1, причем модуль 106 задвижки содержит раму, которая содержит плоские параллельные планки 107, 108, которые взаимосвязаны. Модуль 106 задвижки имеет первый конец 109, который расположен около отверстия 104, и второй конец 110, который расположен на расстоянии от отверстия 104. Задвижка 105 расположена у первого конца 109 модуля 106 задвижки, все это так же, как на фиг.1.
Для перемещения задвижки 105 в первое или второе конечное положение, в модуле 106 задвижки предусмотрена блокировочная задвижка 130, имеющая сходящийся на конус конец 131 со стороны, обращенной наружу от второго конца 110 модуля 106 задвижки (как показано на фиг.4с, 4е, 4g, на которых пластина 108 была пропущена для того, чтобы показать внутреннюю часть модуля 106 задвижки). В показанном варианте осуществления в блокировочной задвижке 130 предусмотрены кулачки 150, которые установлены с возможностью перемещения в модуле 106 задвижки посредством направляющих 132 в пластинах 107, 108. Проволочная пружина 133 действует на блокировочную задвижку 130 в направлении первого конца 109 модуля 106 задвижки. Таким образом, комбинация проволочной пружины 133 и блокировочной задвижки 130 играет такую же роль, как и роль, которую играет пластинчатая пружина 13 для корпуса 1 задвижки.
Согласно очень интересной особенности настоящего изобретения задвижка 105 может действовать не только как защелка, но она также может функционировать и как засов, отпираемый ключом. С этой целью в корпусе 101 задвижки в варианте осуществления, показанном на фиг.4, и, более конкретно, в модуле 106 задвижки предусмотрен запирающий орган 134. Этот запирающий орган 134 может находиться в первом положении, в котором блокировочная задвижка 130 разблокирована, в котором блокировочная задвижка 130 в результате силы, действующей на задвижку 105, может перемещаться в направлении второго конца 110 модуля 106 задвижки. Эта ситуация показана на фиг.4а-4с. Альтернативно, запирающий орган 134 может также находиться во втором положении, в котором блокировочная задвижка 130 заблокирована, причем в результате силы, действующей на задвижку 105, блокировочная задвижка 130 не может перемещаться в направлении второго конца 110 модуля 106 задвижки. Эта ситуация показана на фиг.4f-4h. В данном варианте осуществления корпуса задвижки согласно изобретению, показанному на фиг.4, запирающий орган 134 имеет форму планки с прямоугольным кулачком 135. В заблокированном положении он входит в зацепление с полукруглым кулачком 136 блокировочной задвижки 130.
Блокировочный элемент 134 может быть перемещен из своего первого положения в свое второе положение (и наоборот) по сути известным способом, например с помощью щеколды, ключа или электрическим способом (с помощью электромагнита). На фиг.5 показан такой корпус 301 задвижки, который может быть использован для двери тюремной камеры.
Корпус 301 задвижки содержит переднюю пластину 302 замка, в которой предусмотрено отверстие (не показано) для задвижки 305, пластину 303 замка, модуль 306 задвижки, содержащий планки 307, 308, которые содержат направляющие для блокировочной задвижки 330. Блокировочная задвижка 330 толкается к первому конечному положению проволочной пружиной 333 и может быть зафиксирована в этом положении запирающим органом 334. Все эти детали по существу подобны деталям, описанным выше, и по существу работают, подобно деталям, описанным выше. Корпус 301 задвижки дополнительно содержит засов 350, открываемый ключом, который может находиться в первом конечном положении, в котором засов 350, открываемый ключом, максимально выступает из корпуса 301 задвижки, и во втором конечном положении, в котором засов 350, открываемый ключом, максимально или почти максимально входит в корпус 301 задвижки. Засов 350, открываемый ключом, является задвижкой обычного типа и имеет главным образом и по существу прямоугольное поперечное сечение (параллельное передней пластине 302 замка) в первом положении. Засов 350, открываемый ключом, имеет пластинчатый элемент 351, в котором, по сути, предусмотрена направляющая. Перемещение засова 350, открываемого ключом, связано с перемещением модуля 306 задвижки таким образом, что, когда засов 350, открываемый ключом, находится в своем втором конечном положении, модуль 306 задвижки может свободно перемещаться от своего первого конечного положения ко второму конечному положению и наоборот. Однако, когда засов 350, открываемый ключом, находится в первом конечном положении, блокировочная задвижка 330 модуля 306 задвижки блокируется. В показанном варианте осуществления это блокирование модуля 306 задвижки происходит посредством блокирования блокировочной задвижки 330 запирающего органа 334, который имеет прямоугольный кулачок 335.
Засов 350, открываемый ключом, и запирающий орган 334 оперативно связаны с L-образным плечом 335 и рычагом 336.
Рычаг 336 может вращаться вокруг оси, которая перпендикулярна пластине 303 замка на конце, который расположен около второго конца 310 модуля 306 задвижки. У этого второго конца 310 в модуле 306 задвижки предусмотрена обмотанная наполовину проволочная пружина 337, которая оказывает воздействие на запирающий орган 334 в направлении рычага 336. Соответственно, запирающий орган 334 оказывает воздействие на рычаг. L-образное плечо 335 может вращаться вокруг оси 338 и имеет две плечевые части 360 и 361. Плечевая часть 360 опирается с возможностью скольжения на конец 363 рычага 336, который расположен в направлении от второго конца 310 модуля 306 задвижки. В показанном варианте осуществления в плечевой части 361 предусмотрена направляющая щель 341. Кулачок 342 на пластинчатом элементе 351 расположен в направляющей щели 341.
Корпус задвижки, показанный на фиг.5, выполнен с возможностью разблокирования засова 350, открываемого ключом, причем любые боковые силы, действующие на корпус 301 задвижки, поглощаются задвижкой 305 до тех пор, пока засов 350, открываемый ключом, не будет вставлен (достаточно) глубоко в корпус 301 задвижки. Теперь будет объяснена эта операция. На фиг.5а показан корпус 301 задвижки в положении, при котором засов 350, открываемый ключом, находится в первом конечном положении и задвижка 305 также находится в своем первом конечном положении, которое заблокировано запирающим элементом 334. Можно было бы переместить модуль задвижки против силы действия пружины 340, но это невозможно из-за силы, которая действует перпендикулярно задвижке 305. Сила, перпендикулярная задвижке 305, может вызвать ее вращение, но запирающий орган блокирует перемещение блокировочной задвижки 330 ко второму концу 310 модуля 306 задвижки.
Когда засов 350, открываемый ключом, перемещается внутрь любым известным по сути способом, таким как электромагнитный (электромагнит не показан), L-образное плечо 335 будет поворачиваться и плечевая часть 360 позволит поворачиваться дистальной части 362 рычага 336 в результате силы намотанной наполовину проволочной пружиной, действующей на рычаг 336 через запирающий орган 334 (фиг.5b). Соответственно, блокировка блокировочной задвижки 330 снимается запорным элементом 334.
Далее, боковая сила, действующая на задвижку 305, может заставлять задвижку 305 отклоняться, в результате чего боковая сила больше не будет действовать перпендикулярно на задвижку 305, а будет действовать на ее наклонную поверхность. Следовательно, модуль 306 задвижки будет перемещаться внутрь, и дверь камеры может быть открыта.
Следует отметить, что в случае, когда камера заперта, отклонение задвижки и толкание ее внутрь корпуса 301 задвижки не имеет эффекта. Плечевая часть 360 не будет повернута, и засов 350, открываемый ключом, будет продолжать блокировать дверь камеры. Важность задвижки 305 заключается не в удерживании камеры запертой, а в предотвращении такой ситуации, когда арестант, который сильно толкает дверь камеры в случае пожара, мог действовать на засов 350, открываемый ключом, с боковой силой такой величины, что электромагнит, который управляет засовом 350, отпираемым ключом, не являясь настолько мощным, не мог бы преодолеть такую внешнюю силу, и это не привело бы к тому, что покидание камеры арестантом стало бы невозможным. Поэтому согласно изобретению корпус 301 задвижки устанавливается таким образом, что боковая сила поглощается (заблокированной) задвижкой 305 и покидание камеры в данной ситуации происходит гарантированно.
Для того чтобы снизить трение запорного элемента 370, могут быть предусмотрены шарикоподшипники 334.