транспортно-установочный агрегат стартового ракетного комплекса
Классы МПК: | B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом B61D3/16 для перевозки специальных грузов |
Автор(ы): | Горшков Юрий Александрович (RU), Левин Борис Кивович (RU), Семикозов Вячеслав Федорович (RU), Щелоков Юрий Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ФГУП "ЦЭНКИ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-06-07 публикация патента:
10.04.2013 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к транспортно-установочному оборудованию ракетного комплекса. Транспортно-установочный агрегат содержит несущую раму, опоры удержания изделия, установленные на агрегате по длине изделия, включающие поворотные стойки с установленными профильными ложементами опор для укладки изделия на стойки, прижимные устройства механизма с балансирами для удержания изделия, штатные средства подъема изделия, механизмы сведения и разведения стоек. Агрегат снабжен стрелой для укладки, фиксации, перемещения и консольного подъема изделия в вертикальное положение. Стрела агрегата выполнена в виде хребтовой балки с лонжеронами, составленной из двух балок коробчатого сечения с образованием жесткой конструкции, шарнирно закрепленной одним концом с несущей рамой с возможностью консольного поворота подъемной стрелы с изделием из горизонтального положения в вертикальное и обратно относительно несущей рамы, которая закреплена на агрегате неподвижно. На передней части несущей рамы закреплен балластный груз, а на задней части рамы установлены гидроопоры вывешивания рамы перед установкой изделия на пусковой стол, гидродомкраты подъема стрелы, проушины для шарнира консольного поворота стрелы и кронштейны с подхватами ветрового удержания изделия. Балки коробчатого сечения стрелы агрегата жестко соединены перемычками, две из которых выполнены опорными для передачи нагрузки на ходовые тележки. На стреле установлены нижняя, средняя тарированная, верхняя и верхняя тарированная опоры удержания изделия. Нижняя опора выполнена в виде двух поворотных стоек, на каждой из которых установлено по два механизма удержания, кинематически связанных между собой. Средняя тарированная опора выполнена в виде рамы, закрепленной на стреле. Верхняя тарированная опора выполнена в виде рамы с направляющими, неподвижно закрепленными на стреле, в направляющих на катках установлена тележка с возможностью перемещения относительно рамы винтовым приводом. Достигается уменьшение нагрузки от собственного веса на тонкую несущую оболочку изделия. 11 ил.
Формула изобретения
Транспортно-установочный агрегат стартового ракетного комплекса для укладки, фиксации, перемещения длинномерного изделия большой массы по рельсовому пути на пусковой стол стартового ракетного комплекса и консольного подъема изделия в вертикальное положение, содержащий несущую раму, опоры удержания изделия, установленные на агрегате по длине изделия, включающие поворотные стойки с установленными профильными ложементами опор для укладки изделия на стойки, прижимные устройства механизма с балансирами для удержания изделия, штатные средства подъема изделия, механизмы сведения и разведения стоек, отличающийся тем, что агрегат снабжен стрелой для укладки, фиксации, перемещения и консольного подъема изделия в вертикальное положение, стрела агрегата выполнена в виде хребтовой балки с лонжеронами, составленной из двух балок коробчатого сечения с образованием жесткой конструкции, шарнирно закрепленной одним концом с несущей рамой с возможностью консольного поворота подъемной стрелы с изделием из горизонтального положения в вертикальное и обратно относительно несущей рамы, последняя закреплена на агрегате неподвижно, причем на передней части несущей рамы закреплен балластный груз, а на задней части рамы установлены гидроопоры вывешивания рамы перед установкой изделия на пусковой стол, гидродомкраты подъема стрелы, проушины для шарнира консольного поворота стрелы и кронштейны с подхватами ветрового удержания изделия, балки коробчатого сечения стрелы агрегата жестко соединены перемычками, две из которых выполнены опорными для передачи нагрузки на ходовые тележки, на стреле установлены нижняя, средняя тарированная, верхняя и верхняя тарированная опоры удержания изделия, причем опора нижняя выполнена в виде двух поворотных стоек, на каждой из которых установлено по два механизма удержания, кинематически связанных между собой, опора средняя тарированная выполнена в виде рамы, закрепленной на стреле, опора верхняя тарированная выполнена в виде рамы с направляющими, неподвижно закрепленными на стреле, в направляющих на катках установлена тележка с возможностью перемещения относительно рамы винтовым приводом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рельсовому транспортно-установочному оборудованию для перевозки длинномерных грузов большой массы, имеющих круглую форму и оболочку с ограниченной несущей способностью, и может быть использовано для перемещения по железнодорожным путям РКН тяжелого и среднего классов от монтажно-испытательного комплекса до стартового сооружения для установки РКН на пусковой стол в стартовое положение.
Уровень техники в области заявленного изобретения
Известно рельсовое транспортное средство для перевозки длинномерных грузов цилиндрической формы, имеющих сравнительно тонкую несущую оболочку (см. описание к патенту РФ № 2141906, МПК B61D 3/16, B60P 3/40 1997).
Известен также транспортно-установочный агрегат, предназначенный для транспортировки и выгрузки ответственных изделий больших габаритов и массы, смонтированный на транспортном средстве с возможностью поворота в вертикальной плоскости (см. описание к патенту РФ № 2350490, МПК B60P 1/02, 2007).
Известен, кроме того, транспортно-стыковочный агрегат для транспортировки ответственных изделий, содержащий самоходное шасси с платформой для установки транспортируемого изделия и средства его выгрузки (см. описание к патенту РФ № 2350493, МПК B66P 9/00, 2007).
Известен транспортно-установочный агрегат для вертикальной стыковки головной части с ракетой-носителем и установки ее на пусковое устройство, содержащий раму с гидроопорами, механизмами передвижения и доводки (см. описание к патенту РФ № 2249547, МПК B64G 5/00, B66C 1/68, 2003).
Известен также транспортно-установочный агрегат универсального стартового комплекса космического ракетного комплекса, содержащий железнодорожные тележки, раму-стрелу с опорами для укладки изделия и проушинами на ней, стыкующимися с проушинами на пусковом столе, гидродомкрат подъема рамы-стрелы и гидроманипуляторы, гидросистемы которых выполнены с возможностью образования гидравлического шарнира (см. описание к патенту РФ № 2350523, МПК B64G 5/00, B61D 3/16, 2007).
К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании известных устройств, относится сложность точного совмещения и последующего соединения проушин несущей рамы и пускового стола, а также значительные увеличения осевой нагрузки на пусковой стол при подъеме несущей рамы с изделием, превышающие расчетные допустимые значения.
Наиболее близким и общим по технической сущности, достигаемому результату и по совокупности признаков к заявленному объекту изобретения того же назначения является транспортно-установочный агрегат стартового ракетного комплекса для укладки, фиксации, перемещения длинномерного изделия большой массы по рельсовому пути на пусковой стол и подъема изделия в вертикальное положение, содержащий несущую раму, опоры удержания изделия, установленные на агрегате по длине изделия, включающие поворотные стойки с установленными профильными ложементами опор для укладки изделия на стойки, прижимные устройства механизма с балансирами для удержания изделия, штатные средства подъема изделия, механизмы сведения и разведения стоек (см. описание к патенту РФ № 2295468, МПК B61D 3/16, B61P 3/40 2003, принято за прототип).
Выбор известного технического решения как наиболее близкого по технической сущности и достигаемому результату к заявленному техническому решению в полной мере обусловлен требованиями технического задания на заявленное техническое решение - как по конструкции изделия, так и по исходным технологическим данным, в том числе:
- по технологии ведения работ при установке изделия на стартовом столе;
- по точности позиционирования изделия;
- по отклонениям продольной оси изделия при его установке от штатных величин при изменении положения его центра масс.
Недостатком технического решения, принятого за прототип, является снижение устойчивости и, как следствие, необходимость в наличии дополнительных штатных средств (т.е., например, еще одного агрегата) для подъема рамы с изделием из горизонтального в вертикальное положение. Кроме того, принятая в конструкции агрегата-прототипа система балансиров не обеспечивает заданное строго определенно заданное (тарированное) усилие поджима опорных элементов агрегата в горизонтальном положении стрелы с изделием, уменьшающееся по мере подъема изделия в вертикальное положение.
Кроме того, имеющиеся в кинематической схеме удержания покачивающиеся балансиры не обеспечивают стабильность положения теоретической оси изделия при меняющейся по величине и направлению ветровой нагрузке.
Отмеченные конструктивные и технологические недостатки технического решения, принятого за прототип, препятствуют точному совмещению теоретической оси изделия с осью пускового стола при установке изделия на пусковой стол.
Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении точности и определенности совмещения теоретической оси изделия с осью пускового стола при изменяющейся по величине и направлению ветровой нагрузке.
Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, выражается, в частности, в уменьшении нагрузки от собственного веса на тонкую несущую оболочку изделия при перемещении изделия на транспортно-установочном агрегате из монтажно-испытательного корпуса до стартовой позиции по железнодорожному пути за счет создания тарированного (т.е. строго определенного) усилия в заданных участках изделия.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном транспортно-установочном агрегате стартового ракетного комплекса для укладки, фиксации, перемещения длинномерного изделия большой массы по рельсовому пути на пусковой стол и подъема изделия в вертикальное положение, содержащем несущую раму, опоры удержания изделия, установленные на агрегате по длине изделия, включающие поворотные стойки с установленными профильными ложементами опор для укладки изделия на стойки, прижимные устройства механизма с балансирами для удержания изделия, гидроопоры подъема изделия, механизмы сведения и разведения стоек, агрегат снабжен стрелой для укладки изделия, его закрепления и консольного подъема в вертикальное положение, стрела агрегата выполнена в виде хребтовой балки с лонжеронами, составленной из двух балок коробчатого сечения с образованием жесткой конструкции, шарнирно закрепленной одним концом с несущей рамой с возможностью консольного поворота стрелы с изделием из горизонтального положения в вертикальное и обратно относительно несущей рамы, последняя закреплена на агрегате неподвижно, причем на передней части несущей рамы закреплен балластный груз, а на задней части несущей рамы установлены гидроопоры вывешивания рамы перед установкой изделия на пусковой стол, гидродомкраты подъема стрелы, проушины для шарнира консольного поворота стрелы и кронштейны с подхватами ветрового удержания изделия, балки коробчатого сечения стрелы агрегата жестко соединены перемычками, две из которых выполнены опорными для передачи нагрузки на ходовые тележки, на стреле установлены нижняя, средняя тарированная, верхняя и верхняя тарированная опоры удержания изделия, причем опора нижняя выполнена в виде двух поворотных стоек, на каждой из которых установлено по два механизма удержания, кинематически связанных между собой, опора средняя тарированная выполнена в виде рамы, закрепленной на стреле, опора верхняя снабжена датчиками положения корпуса изделия и выполнена в виде ложемента, захватов с гидроцилиндрами и колодками, образующими рычажную систему разведения-сведения захватов изделия и механизма поперечного перемещения верхней опоры для обеспечения точности установки изделия в вертикальном положении в автоматическом режиме и фиксации верхней опоры с изделием в этом положении, опора верхняя тарированная выполнена в виде рамы с направляющими, неподвижно закрепленными на стреле, в направляющих на катках установлена тележка с возможностью перемещения относительно рамы винтовым приводом.
Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявленного изобретения, а определение из перечня выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого по совокупности признаков аналога позволил выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в заявленном объекте, изложенных в формуле изобретения.
Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "новизна" по действующему законодательству.
Для проверки соответствия заявленного изобретения требованию изобретательского уровня заявитель провел дополнительный поиск известных решений с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявленного изобретения, результаты которого показывают, что заявленное изобретение не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку из уровня техники, определенного заявителем, не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками заявленного изобретения преобразований на достижение технического результата, в частности, в заявленном изобретении не предусматриваются следующие преобразования:
- дополнение известного средства какой-либо известной частью, присоединяемой к нему по известным правилам, для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно таких дополнений;
- замена какой-либо части известного средства другой известной частью для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно такой замены;
- исключение какой-либо части средства с одновременным исключением обусловленной ее наличием функции и достижением при этом обычного для такого исключения результата;
- увеличение количества однотипных элементов для усиления технического результата, обусловленного наличием в средстве именно таких элементов;
- выполнение известного средства или его части из известного материала для достижения технического результата, обусловленного известными свойствами материала;
- создание средства, состоящего из известных частей, выбор которых и связь между ними осуществлены на основании известных правил, и достигаемый при этом технический результат обусловлен только известными свойствами частей этого объекта и связей между ними.
Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "изобретательский уровень" по действующему законодательству.
На чертежах представлены схемы заявленного устройства и его отдельных узлов, где на фигурах изображено:
фиг.1 - общая схема транспортно-установочного агрегата (ТУА) без РКН, вид сбоку;
фиг.2 - вид «А» на фиг.1;
фиг.3 - общая схема ТУА с ракетой космического назначения (РКН) вид сбоку;
фиг.4 - вид по стрелке «Б» на фиг.3 (стойки поворотные 9 разведены);
фиг.5 - вид по стрелке «Б» на фиг.3 (стойки поворотные 9 сведены);
фиг.6 - ТУА с РКН вид сзади, и выносной элемент, вид «Г»;
фиг.7 - общий вид ТУА с РКН при вертикально поднятой стреле ТУА;
фиг.8 - сечение «Д-Д» на фиг 7;
фиг.9 - опора средняя тарированная, виды: 9«А» - сбоку; 9«Б» - с торца; 9«В» - сверху; 9«Г» - сечение по А-А фиг 9«А»;
фиг.10 - опора верхняя тарированная (вид сбоку);
фиг.11 - опора верхняя тарированная (вид сверху);
Позициями на фигурах обозначены:
1 - опора нижняя (фиг.1, 7);
2 - стрела ТУА (фиг.1);
3 - опора средняя тарированная (фиг.1, 7);
4 - опора верхняя (фиг.1, 7);
5 - ложемент опоры верхней тарированной (фиг.1);
6 - опора верхняя тарированная (фиг.1, 7);
7 - рама ТУА несущая (фиг.1);
8 - гидродомкрат (фиг.1, 8);
9 - стойка поворотная опоры нижней (фиг.2, 4, 5);
10 - ложемент опоры нижней (фиг.2);
11 - механизм удержания опоры нижней (фиг.2, 4, 5);
12 - РКН - ракета космического назначения (фиг.3, 4, 5);
13 - захват опоры верхней (фиг.6);
14 - ложемент опоры верхней (фиг.6);
15 - устройства удержания РКН в вертикальном положении (фиг.8, относится к кабель-заправочной башне - КЗБ, на фигуре не показана);
16 - рама опоры средней тарированной (фиг.9в);
17 - каретка опоры средней тарированной (фиг.9а);
18 - катки каретки опоры средней тарированной (фиг.9г);
19 - ролики каретки опоры средней тарированной (фиг.9г);
20 - рычажный механизм опоры средней тарированной (фиг.9а);
21 - ложемент опоры средней тарированной (фиг.9б);
22 - рама опоры верхней тарированной (фиг.10);
23 - направляющая опоры верхней тарированной (фиг.10);
24 - шток (фиг.10);
25 - ползун (фиг.10);
26 - упор нижнего конца штока (фиг.10);
27 - плита ползуна (фиг.10);
28 - кронштейн рамы тележки (фиг.10);
29 - коромысло (фиг.10);
30 - груз коромысла (фиг.10, 11);
31 - кронштейн коромысла (фиг.10);
32 - грузы кронштейна коромысла (фиг.10);
33 - отверстия шаговые по длине штока (фиг.10);
34 - тележка опоры верхней тарированной (фиг.11);
35 - привод тележки (фиг.11).
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем.
Назначение и область применения транспортно-установочного агрегата (ТУА) стартового ракетного комплекса (СРК).
Заявленный ТУА представляет собой подъемно-транспортный комплекс на железнодорожном ходу, оснащенный механизмами, обеспечивающими его работу.
ТУА предназначен для кратковременного хранения на нем ракет космического назначения (РКН) тяжелого и среднего классов, оснащенных в монтажно-испытательном комплексе (МИК) до полной готовности к старту, транспортирования на ТУА РКН из МИК до пускового стола и обратно (в случае несостоявшегося пуска), установки (снятия) РКН с ТУА на пусковой стол, а также ветрового удержания РКН на пусковом столе при заданных значениях ветровых нагрузок.
Несущая рама 7 ТУА состоит из двух балок коробчатого сечения, связанных перемычками. Для обеспечения транспортабельности соединение балок и перемычек выполнено разъемным на высокопрочных болтах. Две перемычки являются опорными - через них передаются нагрузки на ходовые тележки (позициями не обозначены). Остальные перемычки обеспечивают жесткость несущей рамы 7.
На балках несущей рамы 7 закреплены гидроопоры (позицией не обозначены) для вывешивания рамы 7 при установке РКН 12 на пусковой стол, гидродомкраты 8 для подъема стрелы 2 (с проушинами для шарнира стрелы), кронштейны с подхватами ветрового удержания (позицией не обозначены).
На передней части балок несущей рамы 7 размещен балласт в виде, например, металлических плит и брусков. Балласт предназначен для обеспечения устойчивости ТУА с РКН 12 при воздействии порывов ветровых и инерционных нагрузок.
Стрела 2 ТУА является основной несущей конструкцией агрегата и предназначена для укладки и закрепления на ней РКН 12 и ее подъема в вертикальное положение. Стрела 2 представляет собой конструкцию, состоящую из хребтовой балки, двух лонжеронов с образованием сборной рамной конструкции (позициями не обозначены).
Хребтовая балка стрелы 2 сварена из листовой стали и имеет коробчатое сечение. На ее конце на высокопрочных болтах закреплены продольные балки таврового сечения, образующие рамную конструкцию. С противоположной стороны к посадочным местам болтами закреплены поперечные балки лонжеронов, которые представляют собой сварные конструкции, состоящие из одной продольной и двух поперечных балок, выполненных из листовой стали, и имеют коробчатое сечение.
Продольные балки лонжеронов имеют проушины, предназначенные для шарнирной связи стрелы установщика с кронштейнами рамы. Также на лонжеронах установлены оси для крепления шаровых опор штоков гидродомкратов 8 подъема стрелы 2 ТУА.
Нижняя опора 1 предназначена для крепления кормовой части РКН 12 на стреле 2 агрегата, удержания РКН 12 при подъеме в вертикальное положение и ее установке на опоры пускового стола, а также для закрепления РКН при съеме с опор пускового стола и ее опускания в горизонтальное положение в случае отмены пуска. Крепление РКН 12 производится за четыре опорных фитинга, путем заведения в них цапф.
Нижняя опора 1 состоит из двух поворотных стоек 9, на каждой из которых установлено по два механизма удержания 11, связанных между собой балансирами, а также гидроцилиндров и конечных выключателей (позицией не обозначены), обеспечивающих перемещение ее составных частей и контроль их положения.
Поворотные стойки 9 нижней опоры 1 шарнирно установлены на осях по бокам нижних балок лонжеронов стрелы 2 ТУА и представляют собой сварные конструкции коробчатого сечения.
Верхние части поворотных стоек 9 связаны со стрелой 2 агрегата раскосами (позицией не обозначены), установленными на шаровых опорах и закрепленных на осях.
Нижняя часть каждой поворотной стойки 9 через оси шарнирно связана со стрелой 2. Для сведения (разведения) каждой поворотной стойки 9 предназначены два гидроцилиндра, штоки которых связаны с осями, соединяющими звенья (позицией не обозначены). Гидроцилиндры сведения-разведения стоек снабжены встроенными механизмами стопорения (позицией не обозначены), фиксирующими штоки гидроцилиндров в крайнем выдвинутом положении.
Размещенные на стойках 9 механизмы удержания предназначены для наведения и стыковки цапф с опорными фитингами (позицией не обозначены) РКН 12, и удержания РКН при установке последней на опоры пускового стола стартового комплекса.
Механизмы удержания шарнирно установлены на осях в вилках поворотных стоек 9. Рычаги корпусов механизмов удержания через оси связаны между собой балансирами (позицией не обозначены).
Отдельные узлы и элементы опоры средней тарированной (фиг.1, 7) показаны на фиг.9 с изображением видов: 9«А» - сбоку, 9«Б» - с торца, 9«В» - сверху.
Верхняя опора 4 предназначена для укладки на нее и удержания РКН 12 как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Верхняя опора 4 состоит из ложемента 14, двух захватов с колодками, двух гидроцилиндров разведения-сведения захватов через рычажный механизм управления захватами, а также механизма поперечного перемещения верхней опоры (позициями не обозначены).
Указанные узлы и агрегаты верхней опоры 4 обеспечивают последовательную установку РКН 12: вначале в автоматическом режиме в вертикальное положение, затем плавную точную установку РКН в положение ее стартовой расчетной (теоретической) оси. После выполнения этих операций осуществляют фиксацию верхней опоры 4 в этом положении.
Ложемент 5 и колодки верхней опоры в местах соприкосновения с РКН 12 покрыты фторопластовыми пластинами.
Верхняя опора 4 снабжена датчиками положения корпуса РКН 12 (позицией не обозначены) для обеспечения установки РКН в вертикальном положении в автоматическом режиме.
Опора верхняя тарированная 6 предназначена для установки ложемента 5, поддерживающего РКН 12 при перегрузке на стрелу 2 ТУА, и после укладки РКН создания под ложементом 5 постоянного усилия подпора не менее 15 т. В зависимости от типоразмеров РКН для ее перегрузки используются съемные ложементы (позицией не обозначены), при этом тарированную верхнюю опору 6 предварительно переставляют и закрепляют в верхней части стрелы 2 ТУА в расчетном месте для обеспечения стыковки с ложементом 5 верхней тарированной опоры.
Опора верхняя тарированная 6 состоит из рамы, тележки 34, коромысла 29 с грузами 30, направляющей 23 и ползуна 25. Рама представляет собой сварную конструкцию, закрепляемую болтовыми соединениями на стреле 2 ТУА.
В направляющей 23 рамы на ребрах корпуса в верхней и нижней частях смонтировано по четыре катка (позицией не обозначены), подвижно установлена тележка 34, перемещающаяся относительно рамы посредством винтового привода 35.
Внутри корпуса направляющей между катками размещен шток 24, на верхний конец которого навинчен ползун 25. На нижний конец штока 24 установлен упор 26. По длине штока 24 с расчетным равным шагом выполнены четыре отверстия 33.
Ползун 25 представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, в верхней части которой на направляющих выступах установлена плита 27 ползуна, которая связана с ползуном 25 винтом (позицией не обозначен), на конце которого закреплен маховик, при вращении которого плита 27 ползуна перемещается по ползуну 25 в горизонтальной плоскости, перпендикулярной оси перемещения тележки 34.
На раме 16 тележки болтами закреплен кронштейн 28, в котором на осях установлено коромысло 29, на конце которого приварен фланец с установленным грузом 30 расчетной массы, состоящим из набора плит, закрепленных на фланце шпильками и болтами (позицией не обозначены). В средней части коромысла 29 приварен кронштейн 31, по бокам которого на оси установлены грузы 32, состоящие из набора дисков (позицией не обозначены).
Перед укладкой РКН, в зависимости от ее размеров, верхнюю тарированную опору 6 переставляют на место, обеспечивающее стыковку плиты 27 с ложементом 5, а ползун 25 перемещают в крайнее нижнее положение. Для опускания ползуна 25 используют домкрат и штырь из состава комплекта средств обслуживания (позицией не обозначены).
После укладки РКН на стрелу 2 ТУА ползун 25 подводят под ложемент 5, для чего выдвигают шток домкрата. Затем расфиксируют шток 24, вынув штырь из отверстия 33. Далее, опуская шток домкрата, поднимают ползун 25, не доводя его полностью до посадочного места ложемента 5, используя приводы продольного и поперечного перемещения (позицией не обозначены), вращением маховиков наводят направляющие штыри на оси отверстий 33 в ложементе 5 и, опуская шток домкрата, заводят штыри в отверстия 33 до упора плиты в ложемент 5. После чего плавно снимают усилие подпора домкрата, освобождая коромысло 29 с грузами 30.
В этом положении верхняя тарированная опора 6 обеспечивает на ложементе 5 постоянное многотонное усилие подпора, передаваемое коромыслом 29 под действием грузов 30 ползуну 25.
При подъеме стрелы 2 в вертикальное положение коромысло 29 под действием грузов 30 и 32, поворачиваясь по ходу часовой стрелки, отводит ползун 25 с ложементом 5, при этом усилие подпора уменьшается.
Оборудование стартовой площадки включает в себя плиты для опирания гидроопор ТУА, две направляющие, в пазы которых входят подхваты ТУА, обеспечивая устойчивость ТУА при вертикально поднятой стреле. В состав оборудования входят также блок катков, короба с кронштейнами и направляющие, обеспечивающие центрирование ТУА относительно продольной оси и его фиксацию после наезда на пусковой стол.
Конструктивная схема ТУА выбрана в соответствии с его функциональным назначением. Компоновка и деление ТУА на составные части производится исходя из возможности изготовления деталей и узлов с применением типовых технологических процессов, монтажа и транспортировки агрегата по железной дороге.
Технология ведения основных работ на различных этапах использования ТУА
Подготовка ТУА к приему РКН с укладкой РКН на ТУА заключается в следующих принципиальных операциях.
ТУА при помощи тепловоза устанавливают в МИК у реперной точки. Производят стыковку кабелей электропитания. Перемещают ТУА своим ходом на первую позицию подготовки к укладке РКН. Состыковывают электроразъемы ТУА и комплекта механизмов стыковки коммуникаций, подстыковают кабели комплекта к колонке питания. Разводят стойки нижней опоры и захваты верхней опоры. Отстыковывают кабели от колонки питания.
Перемещают ТУА к РКН до второй позиции, подстыковывают кабели комплекта к колонке питания. Опускают РКН на ложементы ТУА до касания. Поднимают верхнюю тарированную опору стрелы ТУА в рабочее положение и соединяют ее с ложементом. Затем полностью опускают РКН на ложемент верхней опоры. После этого сводят стойки нижней опоры, поочередно совмещая оси цапф с осями гнезд РКН. Затем сводят захваты верхней опоры и перемещают ТУА на исходную позицию, после чего отстыковывают кабели механизма передвижения.
Установка РКН на пусковой стол для запуска предусматривает следующие основные операции.
С помощью тепловоза ТУА с изделием устанавливают на расстоянии нескольких метров от каретки комплекта агрегатов автоматической стыковки коммуникаций (не показаны). Пристыковывают кабели механизма перемещения ТУА к колонке питания и перемещают ТУА своим ходом до стыковки с кареткой (не показана). После этого выдвигают гидроопоры, поднимают стрелу 1 с РКН 12 до вертикального положения, совмещают цапфы стрелы 1 с осью пускового стола (позицией не обозначен), втягивают гидродомкраты 8, опускают РКН 12 вертикально на пусковой стол, производят ветровое закрепление РКН с кабель-заправочным агрегатом (не показан), после чего открепляют захваты 13 и механизмы удержания опор 11, 20, разводят поворотные стойки 9 (и др.) с ложементами 5, 10, 14, 21 опор стрелы 1 и опускают стрелу на несущую раму 7 ТУА.
Основные этапы технологии ведения работ при несостоявшемся пуске заключается в следующем.
Состыковывают ходом каретки электроразъемы ТУА с автостыком. Выдвигают гидроопоры, после чего поднимают стрелу ТУА, сводят захваты ее верхней опоры и стойки нижней опоры ТУА. Затем поочередно совмещают оси цапф ТУА с осями гнезд РКН, снимают РКН с пускового стола, выдвигают гидроопоры, подводят цапфы к стреле, опускают стрелу, втягивают гидроопоры и расстыковывают ходом каретки электроразъемы ТУА и автостыка.
С учетом изложенных технических и технологических решений, подтверждающих стабильность эксплуатации представленной конструкции ТУА, принятых заявителем для пусковых испытаний на стартовых комплексах РКН различного класса, учитывающих устойчивость эксплуатации ТУА в сложных гидрометеорологических условиях при воздействии различных экстремальных климатических и других природных факторов мест расположения стартовых комплексов:
- температуры окружающего воздуха: ±40°C;
- относительной влажности воздуха: до 98% при температуре 20°C;
атмосферного давления в диапазоне: 710-780 мм рт.ст. (94,6-101,3 кПа);
- атмосферных осадков (дождя, снега, града, снежной крупы, мороси);
- статической и динамической пыли;
- солнечного излучения с различной плотностью потока, возможной для места расположения стартового комплекса;
- скорости ветра на высоте 10 м от поверхности земли с 10-минутным осреднением:
1) до 15-20 м/с - при проведении подготовки ТУА к работе с РКН, при транспортировании РКН к СРК и обратно (в случае несостоявшегося пуска), при подъеме (опускании) РКН в вертикальное положение, установке (снятии) РКН на ПС, откреплении (прикреплении) стрелы агрегата от РКН, установленной на ПС;
2) свыше 20 м/с - при нахождении ТУА в готовности к применению (при условии хранения ТУА вне укрытия).
Конструкция составных частей ТУА обеспечивает возможность транспортирования их в собранном или разобранном виде к месту монтажа:
- по железным дорогам на любые расстояния со скоростями, допускаемыми правилами технической эксплуатации железных дорог РЖД;
- по шоссейным дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием с максимальной скоростью не более 40 км/ч, а по грунтовым улучшенным дорогам со скоростью не более 20 км/ч (только для оборудования, габариты и масса которых позволяют транспортирование автотранспортом);
- водным транспортом - без ограничения дальности и скорости транспортирования.
Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:
- средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, предназначено для перевозки длинномерных грузов большой массы и может быть использовано для перемещения по железнодорожным путям РКН тяжелого и среднего классов от монтажно-испытательного комплекса до стартового сооружения и установки РКН на пусковой стол в стартовое положение;
- для заявленного изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в независимом пункте нижеизложенной формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью вышеописанных в заявке средств и методов;
- средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата.
Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию патентного законодательства "промышленная применимость".
Класс B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом
Класс B61D3/16 для перевозки специальных грузов