способ ремонта водопропускной трубы под насыпью

Классы МПК:E01F5/00 Отвод воды от основания шоссейных дорог или от балластного слоя железных дорог с помощью кюветов или водоотводных канав; водопропускные устройства
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный университет путей сообщения" (СГУПС) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-05-04
публикация патента:

Изобретение относится к строительству, а именно к области ремонта автомобильных или железных дорог и, в частности, для ремонта водопропускных труб под насыпью. Способ ремонта водопропускной трубы под насыпью заключается в том, что временно отводят русло водотока, монтируют внутри трубы временную опалубку (опору), передают опорные реакции на опалубку и осуществляют исправление формы ее поперечного сечения. Одновременно с исправлением формы трубы осуществляют омоноличивание околотрубного грунтового пространства путем инъектирования твердеющего раствора в предварительно пробуренные вокруг трубы скважины, после чего опалубку демонтируют и водоток направляют в прежнее русло. Технический результат состоит в обеспечении высокой надежности ремонта водопропускных труб под насыпью, снижении внешней нагрузки за счет перераспределения в закрепленном грунте, обеспечении сохранения внутреннего сечения трубы и ликвидации фильтрации воды сквозь тело насыпи.

Формула изобретения

Способ ремонта водопропускной трубы под насыпью, заключающийся в том, что временно отводят русло водотока, монтируют внутри трубы временную опалубку (опору), передают опорные реакции на опалубку и осуществляют исправление формы ее поперечного сечения, отличающийся тем, что одновременно с исправлением формы трубы осуществляют омоноличивание околотрубного грунтового пространства, путем инъектирования твердеющего раствора в предварительно пробуренные вокруг трубы скважины, после чего опалубку демонтируют, и водоток направляют в прежнее русло.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ремонта автомобильных или железных дорог и, в частности, к ремонту водопропускных труб под насыпью.

Известен способ ремонта балочного моста, заключающийся в том, что временно отводят русло водотока, укрепляют грунты основания, монтируют элементы водопропускного лотка, объединяя стойки лотка с существующими опорами, подводят опорные части и домкраты и передают опорные реакции с опор на стойки лотка (см. патент РФ № 1310470, МПК E01D 1/00).

Основным недостатком данного способа является существенные трудовые и материальные затраты, связанные с необходимостью выполнения водопропускного лотка, и из-за увеличения собственного веса сооружения и неучета геологических особенностей возможны дополнительные осадки грунтов основания.

Известен способ ремонта водопропускной трубы под насыпью, включающий временное отведение водотока, возведение временной опоры с верхней плитой внутри дефектной трубы в месте ее дефекта, фиксацию ее, установку частей новой трубы во внутреннее очертание дефектной трубы с двух ее сторон до упора торцов встречных частей новой трубы друг в друга и заполнение бетонным раствором полостей между трубами (см. патент РФ 2265692, МПК 7 E01F 5/00).

Недостатком данного способа является значительное стеснение отверстия трубы, что ведет к увеличению высоты подпора со стороны входного отверстия и, как следствие, водонасыщению грунта насыпи вокруг трубы, это приводит к дополнительным деформациям грунтов в основании трубы и теле насыпи.

Техническая задача - обеспечение высокой надежности ремонта водопропускной трубы под насыпью посредством технологического изменения характеристик грунта, окружающего трубу, с сохранением ее гидравлических параметров.

Поставленная задача достигается тем, что в способе ремонта водопропускной трубы под насыпью, заключающемся в том, что временно отводят русло водотока, монтируют внутри трубы временную опалубку (опору), передают опорные реакции на опалубку и осуществляют исправление формы ее поперечного сечения, одновременно с исправлением формы трубы осуществляют омоноличивание околотрубного грунтового пространства путем инъектирования твердеющего раствора в предварительно пробуренные вокруг трубы скважины, после чего опалубку демонтируют и водоток направляют в прежнее русло.

Способ реализуется следующим образом.

Перед началом работ производят временное отведение водотока. Существующая водопропускная труба, проложенная под насыпью, может иметь дефекты в виде сквозного обрушения, трещин и выпадения части кладки свода или стен. Ремонт трубы начинают с очистки внутреннего пространства от мусора, русловых отложений для выявления дефектов. Затем производят расшивку дефектных мест и удаление строительного мусора. По окончании предварительных работ во внутреннем пространстве трубы возводится временная опалубка, при этом она выполняется по всей длине трубы и копирует очертание внутреннего сечения. Опалубка представляет собой пространственную конструкцию, содержащую горизонтальные и вертикальные несущие элементы (ребра, размещаемые с определенным конструктивным шагом), соединительные и переходные элементы, позволяющие конструктивно объединить все части опалубки в каркас. Кроме того, в ее комплектацию входят инвентарные элементы (например, домкраты или рычаги) для создания распорного усилия на внутреннюю поверхность трубы, что обеспечивает разгрузку свода и стен трубы от давления грунта, а в случае ремонта гибких труб позволяет восстановить проектное очертание свода. Возведенный таким образом каркас оставляет свободный доступ к внутренней поверхности трубы. В местах разрушения участков трубы производится их залечивание. Работы выполняются с применением бетона, кладочных и затирочных растворов и материалов. Одновременно с этим производят бурение скважин вокруг трубы как изнутри трубы, так и со стороны насыпи (сверху и/или с боковых поверхностей). В готовые скважины под давлением производят инъектирование твердеющего раствора. Под действием инъекционного раствора грунт омоноличивается совместно с трубой, при этом давление грунта насыпи и основания на тело трубы значительно снижается за счет перераспределения по объему закрепленного грунта. По окончании срока набора несущей способности грунта временная опалубка демонтируется и извлекается из трубы. Временно отведенный водоток возвращается в прежнее русло.

Применение данного способа позволяет обеспечить высокую надежность ремонта водопропускных труб под насыпью посредством достижения эффекта омоноличивания околотрубного грунтового пространства с одновременным снижением внешней нагрузки за счет перераспределения последней в закрепленном грунте, восстановить тело трубы, сохранив ее внутреннее сечение. При этом на данном участке ликвидируется фильтрация воды сквозь тело насыпи.

Класс E01F5/00 Отвод воды от основания шоссейных дорог или от балластного слоя железных дорог с помощью кюветов или водоотводных канав; водопропускные устройства

устройство для отвода воды от балластного слоя железнодорожной насыпи -  патент 2524223 (27.07.2014)
способ ремонта водопропускной трубы под насыпью -  патент 2406797 (20.12.2010)
участок автомобильной дороги с водопропускной трубой под насыпью в условиях северной строительно-климатической зоны -  патент 2385983 (10.04.2010)
водопропускная труба под насыпью в условиях северной строительно-климатической зоны и способ ее эксплуатации -  патент 2381328 (10.02.2010)
водопропускное сооружение под насыпью в условиях многолетнемерзлых грунтов на периодически действующем водотоке -  патент 2381327 (10.02.2010)
лоток водоотводной сборный (варианты) -  патент 2375515 (10.12.2009)
водопропускное сооружение под насыпью в условиях многолетнемерзлых грунтов на периодически действующем водотоке -  патент 2370590 (20.10.2009)
лоток водоотводной -  патент 2344220 (20.01.2009)
способ ремонта водопропускной трубы под насыпью -  патент 2341612 (20.12.2008)
водопропускная труба -  патент 2328572 (10.07.2008)
Наверх