механизм стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата
Классы МПК: | B64C13/04 ручные |
Автор(ы): | Братякина Наталья Владимировна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое Акционерное Общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" (ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-10-06 публикация патента:
27.04.2013 |
Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к механизму стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата. Механизм содержит подпружиненный корпус рукоятки, на котором расположен фиксатор, входящий в зацепление с пазами гребенки, закрепленной на корпусе крана. Корпус рукоятки выполнен из двух частей, внутри которых размещена ось с ограничителем и пружина сжатия для перемещения рукоятки вверх, при этом в месте крепления корпуса рукоятки обеспечивается жесткое соединение оси с рычагом крана и подвижное соединение самого корпуса с этим же рычагом, причем кран стояночного торможения снабжен защитной шторкой, жестко закрепленной на рукоятке. Технический результат заключается в повышении надежности эксплуатации, а также упрощении конструкции стопорного механизма крана стояночного торможения. 3 ил.
Формула изобретения
Механизм стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата, содержащий подпружиненный корпус рукоятки, на котором расположен фиксатор, входящий в зацепление с пазами гребенки, закрепленной на корпусе крана, отличающийся тем, что корпус рукоятки выполнен из двух частей, внутри которых размещена ось с ограничителем и пружина сжатия, для перемещения рукоятки вверх, при этом в месте крепления корпуса рукоятки обеспечивается жесткое соединение оси с рычагом крана и подвижное соединение самого корпуса с этим же рычагом, причем кран стояночного торможения снабжен защитной шторкой, жестко закрепленной на рукоятке.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, а именно к тормозной системе, также может быть использовано в общем машиностроении.
Известна ручка управления (1), содержащая шарнирно установленный в корпусе поворотный рычаг, жестко закрепленный в корпусе и имеющий выступы на боковой поверхности, сектор с пазами, взаимодействующими с выступом ползуна, на котором шарнирно установлена собачка с роликом, контактирующим с боковой поверхностью сектора, подпружиненный шток с гашеткой и шток аварийной расфиксации, установленный в пазу поворотного рычага, соединенный с ползуном, а подпружиненный шток выполнен взаимодействующим с ползуном через собачку.
Недостатком данной ручки является работа элементов механизма во взаимно перпендикулярных плоскостях, что может привести к заклиниванию.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является кран для сжатого воздуха 625300А для управления подъемом и выпуском шасси (2), состоящий из корпуса крана, с закрепленным на нем сектором с пазами, рукоятки со стопорным механизмом, состоящим из пружины сжатия и фиксатора, входящего в пазы сектора.
Существенным недостатком данного технического решения является то, что при разрушении пружины сжатия возможно самопроизвольное расстопорение механизма.
Задачей данного изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение надежности и удобства эксплуатации, а также упрощение конструкции стопорного механизма рукоятки крана стояночного торможения.
Поставленная задача достигается простотой конструкции и небольшим количеством деталей, дающих возможность его применения в различных системах и механизмах. Даже при выходе из строя пружины сжатия заявляемый механизм сохраняет работоспособность.
По сравнению с прототипом и другими выявленными техническими решениями предлагаемая рукоятка является новой, обладает изобретательским уровнем и промышленно применима.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг.1 показан общий вид механизма;
на фиг.2 - сечение А-А;
на фиг.3 - вид Б.
На рычаге 1 крана стояночного торможения 2 расположены два отверстия, на которых крепится рукоятка механизма стопорения, состоящая из двух частей корпуса 3 и 4. Внизу на корпусе рукоятки 4 выполнен фиксатор 5, представляющий собой призмообразный выступ. В верхних частях корпусы 3 и 4 соединены между собой тремя винтами 6.
Внутри рукоятки расположена жестко закрепленная с рычагом 1 крана 2 ось с ограничителем 7 и находящаяся на ней пружина сжатия 8. В корпусах рукоятки выполнены овальные отверстия напротив верхнего отверстия рычага 1 крана 2 с расположенными в них двумя распорными втулками 9, позволяющими корпусам 3 и 4 свободно перемещаться вдоль оси рычага 1 за счет зазоров между жестко соединенной осью 7 с рычагом 1 и болтовым соединением. В нижнем отверстии рычага 1 находится штифт 10, жестко фиксирующий ось с ограничителем 7 относительно рычага 1 крана 2, исключая ее проворачивание. В механизме штифт 10 удерживается непосредственно стенками корпусов рукоятки 3 и 4. Рукоятка и ось с ограничителем 7 крепятся к рычагу 1 крана 2 через распорные втулки 9 с помощью болта 11, гайки 12 и шайбы 13. Этим же болтом крепится защитная шторка 14, предохраняющая нижнюю часть механизма от попадания посторонних предметов. Непосредственно на корпусе крана 2 крепится гребенка с призмообразными пазами 15, которая, входя в зацепление с фиксатором 5, обеспечивает фиксацию рычага 1 крана 2 в двух заданных положениях.
Работа механизма осуществляется следующим образом.
Для расфиксации крана 2 необходимо потянуть рукоятку 3 и 4 вверх и на себя. При поднятии рукоятки 3 и 4 вверх пружина 8 между ограничителем оси 7 и внутренней частью корпуса сжимается. Овальные отверстия корпуса перемещаются вверх, фиксатор 5 выходит из зацепления с пазом гребенки 15. Рычаг 1 крана 2 перемещается в другое положение к следующему пазу. Пружина 8 возвращает части корпуса 3, 4 рукоятки в исходное положение, приводя в зацепление фиксатор 5 с пазом гребенки 15.
Таким образом, обеспечивается надежность, удобство в эксплуатации, простота конструкции, а также форма и материал рукоятки соответствуют эргономическим требованиям, учитывающим средние антропометрические данные кисти, что позволяет пилоту испытывать максимальную комфортность.
Реализация изобретения дает возможность установки крана стояночного торможения в любой части кабины пилота, не занимая при этом много места.
В настоящее время на предлагаемое изобретение выпущены рабочие чертежи, изготовлен опытный образец, успешно прошедший испытания.
Источники информации
1. Патент SU 1580738 А1, от 07.07.1988 г., В64С 13/04
2. Каталог серийных изделий. Государственное научно-техническое издательство, Оборонгиз, Москва 1960 г., стр.62.