система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования
Классы МПК: | B64D25/10 катапультируемые сиденья |
Автор(ы): | Поздняков Сергей Сергеевич (RU), Рафеенков Владимир Михайлович (RU), Гипич Альберт Федорович (RU), Соболев Петр Петрович (RU), Шмуклер Борис Юрьевич (RU), Морозов Дмитрий Валерьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Звезда" имени академика Г.И. Северина" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-10-26 публикация патента:
27.04.2013 |
Изобретение относится к области авиации, в частности к системе спасения экипажа самолета методом катапультирования. Система содержит пневмопривод, состоящий из агрегата питания, регулятора давления, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма летчика. В пневмоприводе подвижный и неподвижный пневмоцилиндры механизма ввода парашюта содержат упоры, в которые в конце хода упираются пневмоцилиндры, и уплотнения, которые совместно с пневмоцилиндрами обеспечивают неразъемность и герметичность образованного соединения. Технический результат заключается в повышении надежности и снижении массы и габаритов пневмопривода системы спасения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования, содержащая пневмопривод, состоящий из агрегата питания, регулятора давления, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма летчика, отличающаяся тем, что в пневмоприводе подвижный и неподвижный пневмоцилиндры механизма ввода парашюта содержат упоры, в которые в конце хода упираются пневмоцилиндры, и уплотнения, которые совместно с пневмоцилиндрами обеспечивают неразъемность и герметичность образованного соединения.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что пневмопривод летчика содержит дополнительную ручку катапультирования, связанную с агрегатом питания пассажира.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам катапультирования из самолета в аварийных ситуациях.
Известна система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования, содержащая пневмопривод, который состоит из агрегата питания, клапана отсечного, регулятора давления, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма (заявка RU 2010114360 от 13.04.2010 г.).
В этой системе механизм ввода парашюта содержит два телескопически расположенных цилиндра, один из которых под действием сжатого воздуха выдвигается и в конце хода выбрасывается в атмосферу. Чтобы пневмосистема не разгерметизировалась, перед вылетом цилиндра срабатывает отсечной клапан, прекращающий поступление воздуха в механизм ввода парашюта. Находившийся в разгерметизированных цилиндрах воздух в дальнейшей работе системы не используется, а утекает в атмосферу.
В случае отклонений в работе клапана отсечного происходит нарушение работы пневмопривода:
- при преждевременном отсекании воздуха возникает его недостача в пневмоцилиндрах механизма выброса парашюта, и, как следствие, происходит неполное выдвижение подвижного пневмоцилиндра, в то же время в пневмоцилиндры стреляющего механизма попадает избыточное количество воздуха, повышающее перегрузку, действующую на летчика;
- при отсекании с задержкой воздух, попадая в пневмоцилиндры механизма ввода парашюта, расстыковывает их в конце хода, полости пневмоцилиндров соединяются с атмосферой, и воздух утекает в нее, не обеспечивая работу стреляющего механизма летчика.
Таким образом, при любом возможном нарушении режима работы клапана отсечного может произойти нештатное катапультирование вплоть до гибели экипажа самолета.
Кроме этого, даже при нормальной работе отсечного клапана воздух, находящийся в пневмоцилиндрах механизма ввода парашюта, при расстыковке пневмоцилиндров утекает в атмосферу и не используется в дальнейшей работе пневмопривода, что требует большего количества воздуха в агрегате питания и, как следствие, увеличения объема и массы агрегата питания.
С целью повышения надежности и снижения массы и габаритов пневмопривода разработана система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования, в которой пневмоцилиндры механизма ввода парашюта снабжены упорами, в которые в конце хода упираются пневмоцилиндры, и совместно с уплотнением обеспечивают неразъемность и герметичность образованного соединения. При этом весь воздух сохраняется и используется в пневмоприводе, обеспечивая его дальнейшую работу. Это изменение конструкции пневмопривода механизма ввода парашюта позволяет исключить из него отсечной клапан и повысить надежность пневмопривода.
Заявляемое изобретение представлено фигурами 1 и 2.
На фиг.1 изображена схема пневмопривода разработанной системы для одноместного самолета.
На фиг.2 изображена схема пневмопривода разработанной системы для многоместного, например двухместного, самолета.
Система для одноместного самолета содержит пневмопривод, состоящий из агрегата питания 1, регулятора давления 2, механизма ввода парашюта 3, стреляющего механизма летчика 4, ручки катапультирования 5, уплотнения 6, упоров 7 подвижного и 8 неподвижного пневмоцилиндров механизма ввода парашюта.
Приняв решение катапультироваться, летчик выдергивает ручку катапультирования 5, связанную с агрегатом питания 1.
Агрегат питания 1 срабатывает, и воздух под давлением поступает в механизм ввода парашюта 3, перемещает подвижный пневмоцилиндр до взаимодействия его упора 7 с упором 8 неподвижного пневмоцилиндра, образуя совместно с уплотнением 6 неразъемное, герметичное соединение. При этом, все количество воздуха под давлением, сохранившись в пневмоцилиндрах механизма ввода парашюта, продолжает поступать вместе с воздухом из агрегата питания 1 через регулятор давления 2 в пневмоцилиндры стреляющего механизма летчика 4.
Срабатывание стреляющего механизма 4 происходит с задержкой по времени относительно срабатывания механизма ввода парашюта 3 ввиду большой разницы в объемах их пневмоцилиндров.
При завершении указанных операций летчик катапультируется.
Таким образом, в разработанном пневмоприводе повышена надежность за счет отсутствия клапана отсечного, а воздух используется более экономно, что позволяет уменьшить объем и массу агрегата питания.
На фиг.2 изображена схема пневмоприводов системы аварийного спасения экипажа многоместного, например двухместного, самолета методом катапультирования.
Система содержит два пневмопривода - летчика и пассажира, каждый из которых состоит из агрегата питания 1, регулятора давления 2, механизма ввода парашюта 3, стреляющего механизма 4, ручки катапультирования 5, уплотнения 6, упоров 7 и 8 подвижного и неподвижного пневмоцилиндров механизма ввода парашюта. Пневмопривод летчика имеет дополнительную ручку катапультирования 9, связанную с агрегатом питания 1 пневмопривода пассажира.
В аварийной ситуации летчик подает команду пассажиру на катапультирование. Пассажир выдергивает ручку катапультирования 5, включает агрегат питания 1. В дальнейшем все операции по катапультированию будут автоматически повторены в соответствии с описанием катапультирования из одноместного самолета.
Если пассажир не катапультировался, то летчик выдергивает дополнительную ручку катапультирования 9, связанную с агрегатом питания 1 пассажира. Пассажир катапультируется по описанной схеме.
Катапультирование самого летчика происходит также по описанной схеме для одноместного самолета.
Таким образом, предлагаемая система аварийного спасения экипажа одноместного и многоместного самолетов позволяет повысить надежность, снизить массу и габариты пневмопривода, что является существенным достоинством системы катапультирования.
Класс B64D25/10 катапультируемые сиденья