многоканальный электрогидравлический привод с блоком датчиков обратной связи
Классы МПК: | F15B9/00 Сервомеханизмы со следящим устройством, те системы, в которых положение управляемого или регулируемого органа согласуется с положением управляющего органа |
Автор(ы): | Тычкин Олег Вячеславович (RU), Борцов Алексей Анатольевич (RU), Шаров Георгий Васильевич (RU), Трубицын Владимир Евгеньевич (RU), Чиненков Александр Сергеевич (RU), Слепова Ольга Юрьевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Павловский машиностроительный завод ВОСХОД" (ОАО "ПМЗ ВОСХОД") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-06-08 публикация патента:
27.04.2013 |
Многоканальный электрогидравлический привод с блоком датчиков обратной связи может применяться в системах дистанционного управления летательных аппаратов. Соединение блока датчиков обратной связи и штока гидроцилиндра выполнено по рычажной схеме с применением пружин-люфтоедов, что позволяет при высокой точности кинематических связей упростить и удешевить конструкцию, выполнить ее с меньшими габаритами и весом. 1 ил.
Формула изобретения
Многоканальный электрогидравлический привод с блоком датчиков обратной связи, в котором блок датчиков обратной связи выполнен по схеме рычажного соединения, отличающийся тем, что рычаг обратной связи, закрепленный с возможностью вращения на оси кронштейна, установленного на гидроцилиндре, снабжен на противоположном конце сферическим штифтом, сфера которого контактирует с торцами кольцевого паза на штоке гидроцилиндра, в средней части рычага шарнирно закреплена траверса с пазами по числу датчиков обратной связи, в каждый паз траверсы входит ось вилки рычага, закрепленного на валу соответствующего датчика, рычаги датчиков стянуты попарно между собой пружинами-люфтоедами, расположенными параллельно траверсе, а к рычагу обратной связи подсоединена одним концом пружина растяжения, второй конец которой подсоединен к удлиненному рычагу датчика таким образом, чтобы пружина была расположена под углом к траверсе.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к многоканальным электрогидравлическим приводам, применяемым в системах дистанционного управления рулевыми поверхностями высокоманевренных летательных аппаратов.
Известны резервированные электрогидравлические приводы, содержащие двухкамерный гидроцилиндр с двухсторонним штоком и узел датчиков обратной связи с установленными в нем датчиками поворотного типа, связанными рычагами обратной связи со штоком (см. патенты № 2190129 С2, № 2172702 С1, № 2191138 С2, № 2211962 С2).
К недостаткам этих схем следует отнести то, что они не отражают всего комплекса требований, предъявляемых к узлам датчиков обратной связи электрогидравлических приводов, предназначенных для электродистанционных систем управления (ЭДСУ), в частности требований позиционной точности, линейности характеристик, отсутствие люфтов.
Наиболее близким по достижению точности кинематических связей между штоком гидроцилиндра и валами датчиков обратной связи является многоканальный электрогидравлический привод, содержащий механизм обратной связи, преобразующий поступательное перемещение штока в поворотное движение валов индукционных датчиков (по числу каналов) посредством зубчатых колес промежуточной качалки, шарнирно соединенной со штоком и объединяющей рычажно-редукторные блоки, и поворотных рычагов, образующих кривошипный механизм, через промежуточные шестерни рычагов на зубчатые колеса, приводя в движение зубчатые сектора, установленные неподвижно на блоках, и, далее, перемещение поворотных рычагов блоков, ось вращения которых и ось силового штока расположены в одной плоскости, передается через зубчатые сектора и кулисные механизмы, образованные поводками и вилками, на валы индукционных датчиков (патент № 1534910 А1).
К недостаткам этой схемы следует отнести сложность конструкции, высокие требования к точности изготавливаемых элементов с зубчатыми колесами, точность их взаимного расположения, поскольку невыполнение этих требований ведет к возникновению люфтов и потере точности передачи. Конструкция также имеет большие габариты и вес, что затрудняет ее использование в системах управления летательными аппаратами.
Цель изобретения - устранение указанных недостатков. Поставленная задача решается тем, что в заявленном многоканальном электрогидравлическом приводе с блоком датчиков обратной связи, блок датчиков обратной связи выполнен по схеме рычажного соединения: рычаг обратной связи, закрепленный с возможностью вращения на оси кронштейна, установленного на гидроцилиндре, снабжен на противоположном конце сферическим штифтом, сфера которого контактирует с торцами кольцевого паза на штоке гидроцилиндра, в средней части рычага шарнирно закреплена траверса с пазами по числу датчиков обратной связи, в каждый паз траверсы входит ось вилки рычага, закрепленного на валу соответствующего датчика, рычаги датчиков стянуты попарно между собой пружинами-люфтоедами, расположенными параллельно траверсе, а к рычагу обратной связи подсоединена одним концом пружина растяжения, второй конец которой подсоединен к удлиненному рычагу датчика таким образом, чтобы пружина была расположена под углом к траверсе.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 показан многоканальный электрогидравлический привод с блоком датчиков обратной связи.
Многоканальный электрогидравлический привод состоит в том числе из гидроцилиндра 1 с двухсторонним штоком 2 и распределительных блоков. На корпусе гидроцилиндра 1 установлен в виде съемного модуля блок датчиков обратной связи привода, состоящий из кронштейна 3 с жестко закрепленными на нем датчиками обратной связи 4. На валу каждого датчика установлены рычаги 5, оси 6 которых входят в пазы 7 траверсы 8, траверса соединена осью 9 с рычагом обратной связи 10, закрепленным с возможностью вращения на оси 11 кронштейна 3. Рычаг обратной связи 10 снабжен сферическим штифтом 12, сфера которого заведена в кольцевой паз 13 на штоке 2 гидроцилиндра 1.
Рычаги 5 стянуты попарно между собой пружинами-люфтоедами 14, рычаг 10 стянут с рычагами 5 и траверсой 8 пружиной 15.
Многоканальный электрогидравлический привод с блоком датчиков обратной связи работает следующим образом.
Перепад давления, создаваемый в камерах гидроцилиндра, приводит к перемещению штока 2 привода вместе со сферическим штифтом 12, скользящим сферой по торцу кольцевого паза 13 наконечника штока, что вызывает поворот рычага обратной связи 10, закрепленного на кронштейне 3 осью вращения 11, совместно с траверсой 8, которая своими пазами 7 контактирует с осями 6 рычагов 5 датчиков так, что перемещение траверсы преобразуется в поворот валов датчиков обратной связи 4. Оси 6 рычагов 5 установлены в пазах 7 траверсы 8 с возможностью вертикального (по чертежу) перемещения, что дает возможность выбрать погрешность изготовления рычагов 5 и их установки, поскольку в нашем случае происходит одновременное качательное движение всех четырех рычагов 5, закрепленных на осях своих датчиков 4. Пружины-люфтоеды 14 выбирают зазоры между осями 6 рычагов 5 и пазами 7 траверсы 8. Пружина-люфтоед 15 выбирает зазоры по оси 11 рычага 10 в кронштейне 3, по оси 9 между рычагом 10 и траверсой 8, а также по сфере штифта 12 в пазу 13 штока 2.
Данная схема кинематических связей штока гидроцилиндра и датчиков обратной связи позволяет получить необходимую точность позиционирования, линейность характеристик, при этом конструкция выгодно отличается простотой, сравнительно не трудоемка, имеет небольшой вес и габариты.
Класс F15B9/00 Сервомеханизмы со следящим устройством, те системы, в которых положение управляемого или регулируемого органа согласуется с положением управляющего органа