линемёт
Классы МПК: | B63C9/00 Спасение на воде F41F3/06 запускаемых с самолетов |
Автор(ы): | Беленовский Виктор Иванович (RU), Бородин Алексей Вячеславович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое Акционерное Общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" (ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-09-13 публикация патента:
10.05.2013 |
Изобретение относится к спасательным средствам на воде, а именно к линеметательным устройствам. Линемёт содержит рукоятку со спусковым крючком и упором, цилиндр, предохранительное устройство, легкосъемный патрон и линь. Упор фиксирует гарпун с линём в цилиндре. Гарпун выстреливается поршнем силой сжатого газа. Конец гарпуна снабжен поплавком. Шток предохранительного устройства посредством системы «рычаг - упор» взаимодействует с гарпуном. Линь уложен в легкосъёмный патрон, жестко закрепленный на линемёте. Выступающий конец линя соединен с гарпуном. Питание линемёта осуществляется от пневмосистемы. Достигается упрощение конструкции линемёта, повышение безопасности, удобство использования и обслуживания. 2 ил.
Формула изобретения
Линемёт, содержащий рукоятку со спусковым крючком и упором, фиксирующим выстреливаемый поршнем силой сжатого газа гарпун с линём в цилиндре, при этом конец гарпуна снабжен поплавком, отличающийся тем, что он снабжен предохранительным устройством, шток которого посредством системы «рычаг - упор» взаимодействует с гарпуном, а линь уложен в легкосъемный патрон, жестко закрепленный на линемёте, и выступающим концом соединен с гарпуном, при этом питание линемёта осуществляется от пневмосистемы.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к спасательным средствам на воде, а именно к линеметательным устройствам. Применяется в гидросамолетах и самолетах-амфибиях. Область применения данного линемёта обширна: его можно использовать в любом водном транспорте, имеющем пневмосистему. Линемёт предназначен для передачи линя с борта самолета на буксировочный катер и доставки буксировочного каната с борта катера на борт самолета во время волнения на воде.
Известно устройство для метания спасательного линя «Аварийный линеметатель», патент № 2131824, B63C 9/26. Устройство состоит из реактивного снаряда, к которому с помощью троса присоединяется линь, пистолета для выстреливания снаряда, вышибного патрона для воспламенения заряда снаряда и ящика с линем.
Главным недостатком такого устройства является применение порохового заряда, который является не безопасным. Не менее важным является то, что в период хранения порох может отсыреть.
Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является «Пневматический линемёт» (авторское свидетельство № 523270, F41F 1/04). Устройство состоит из ствола, камеры со сжатым воздухом, выпускного и впускного клапана, манометра, легости, которая удерживается захватами, соединенными тягами и кольцом, скользящим по наружной поверхности ствола, пусковой рукоятки и линя. Камера шлангом соединена с транспортным баллоном, где хранятся запасы сжатого воздуха.
Недостатком такого устройства является громоздкость конструкции.
Предлагаемое изобретение обладает рядом преимуществ по сравнению с прототипом:
- питание происходит от стационарной пневмосистемы (не нужен громоздкий баллон);
- количество выстрелов не ограничено, не нужна дозаправка;
- заявленное изобретение не содержит дополнительную камеру, вследствие чего отпадает необходимость установки впускного и выпускного клапанов;
- упрощена конструкция фиксации гарпуна с линем;
- вместо сложной и громоздкой конструкции, которая включает в себя тяги, захваты и кольцо, применяется простая и легкая конструкция, состоящая из упора и рычага;
- конструкция имеет предохранительное устройство во избежание случайного выстрела.
Заявляемое изобретение устраняет недостатки аналогичных устройств. Оно экономично, надежно, эргономично, полностью безопасно.
Экономичность заключается в том, что питание линемёта осуществляется от пневмосистемы самолета и не нуждается в постоянном обслуживании и замене расходных материалов.
Надежность заключается в том, что в предлагаемом изобретении не используется пороховой заряд, который может отсыреть и вызвать коррозию металла.
Эргономичность заключается в том, что линемёт и патрон с уложенным линём находятся в одном корпусе, что удобно и облегчает его использование.
Предлагаемое изобретение безопасно в использовании за счет предохранительного устройства, которое предотвращает случайное нажатие на курок.
Технической задачей предлагаемого изобретения является упрощение конструкции пневматического линемёта, повышение безопасности, удобства использования и обслуживания.
Поставленная задача достигается тем, что линемёт выполнен в виде ружья, на котором располагается патрон с линем. Предохранительное устройство и устройство фиксации гарпуна выполнены в едином конструкторском блоке. Питание линемёта осуществляется от пневмосистемы.
Предлагаемое изобретение обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью.
Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где:
на фиг.1 показан общий вид линемёта;
на фиг.2 - вид линемёта сбоку.
Линемёт содержит рукоятку 1 со спусковым крючком 2, цилиндр 3, внутри которого находится поршень 4, и предохранительное устройство 5, которое в навернутом до упора в рукоятку 1 положении через шток 6 и рычаг 7 фиксирует упор 8 в концевой канавке стержня гарпуна 9. К цилиндру 3 крепится на кронштейнах 10 легкосъемный патрон 11 с уложенным линем 12, причем один конец линя 12 закреплен в гильзе патрона 11, а другой заканчивается карабином 13, надетым на кольцо 14 скользящей втулки 15 гарпуна 9. На конце гарпуна 9 закреплен поплавок 16, изготовленный из плавучего материала, например пенопласта. Питание линемёта осуществляется от стационарной пневматической системы самолета через шланг 17, подсоединенный к линемёту и борту самолета.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Для снаряжения линемёта стержень гарпуна 9 вводят в цилиндр 3 линемёта. При этом линемёт удерживают левой рукой за рукоятку 1, а стержень гарпуна 9, удерживаемого правой рукой за поплавок 16, вводят в цилиндр 3 до характерного щелчка, свидетельствующего о заходе упора 8 линемёта в кольцевую канавку стержня гарпуна 9.
После ввода гарпуна 9 в цилиндр 3 линемёта, в установленный вертикально патрон 11 при открытой крышке последовательно укладывают линь 12, свободный конец линя 12 с карабином 13 присоединяют к кольцу 14 скользящей втулки 15 гарпуна 9. Патрон 11 с линем 12 закрывают крышкой и устанавливают на линемёт. Крепят патрон 11 с помощью двух кронштейнов 10, жестко зафиксированных на цилиндре 3. Конструкция кронштейнов 10 позволяет легко снять патрон 11 и заменить его новым.
После снаряжения линемёта гарпуном 9 его устанавливают на предохранитель, для чего предохранительное устройство 5 заворачивают до упора в рукоятку 1 линемёта.
Зарядку линемёта осуществляют посредством подачи сжатого газа через шланг 17 из пневматической системы в полость линемёта.
Перед выстрелом спусковой крючок 2 снимают с предохранителя путем отвертывания предохранительного устройства 5 от упора рукоятки 1. При нажатии на спусковой крючок 2 перемещается шток 6, поворачивается рычаг 7, который выводит упор 8 из кольцевой канавки в стержне гарпуна 9. При этом сжатый газ, действуя на поршень 4, с усилием выталкивает гарпун 9 из цилиндра 3 линемёта.
Вместе с гарпуном 9 из патрона 11 выходит линь 12.
Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет устранить все недостатки прототипа и достичь упрощения конструкции пневматического линемёта, повышения безопасности, удобства использования и обслуживания.
В настоящее время на предлагаемое изобретение выпущены рабочие чертежи, изготовлены опытные образцы, успешно проведены испытания на самолетах-амфибиях.
Класс B63C9/00 Спасение на воде
Класс F41F3/06 запускаемых с самолетов